Проблема уважения к учителю. О проблеме влияния учителя на учеников; о проблеме существования настоящих учителей; оценки личности учителя. Влияние учителя на профессиональное самоопределение подростка

Школа — важный этап для каждой личности. Именно в этот период дети приобщаются к духовным ценностям, приобретают жизненные ориентиры. Каждый учитель всегда по-своему влияет на мировоззрение подростка, поэтому результат воздействия у каждого свой.

  • В. Распутин, «Уроки французского». Лидия Михайловна стала для бедного одиннадцатилетнего мальчика воплощением доброты, бескорыстности. Она преподавала ему самые ценные уроки – гуманности. Ученик пытался любыми способами достать себе денег на еду, поэтому он ввязался в карточные игры на деньги. Так как гордый герой никогда не принимал помощи от учительницы (та предлагала ему помощь), она нашла иной выход из ситуации. Лидия Михайловна стала играть с ним в азартные игры и специально проигрывала, чтобы как-то помочь. Вскоре о её «преступлении» узнал директор школы, и женщину уволили. Однако даже на расстоянии она поддерживала мальчика – высылала ему анонимные посылки с яблоками. Лидия Михайловна учила героя самому главному в жизни – человечности.
  • В. Быков, «Обелиск». Мороз стал для своих учеников примером для подражания. В нём сочетались лучшие черты человеческого характера – доброта, милосердие, храбрость, чувство ответственности за своих последователей. Даже в военные годы он продолжал с усердием обучать детей, хотел воспитать в них «не послушных зубрил, а прежде всего людей». Однажды Мороз купил новую обувь маленьким девочкам-близняшкам, чтобы мать отпускала их учиться, когда на улице становилось холодно. Ради своих учеников он был готов на всё. Даже на смерть. Чтобы спасти хотя бы одного из шестерых ребят, плененных немцами, он пожертвовал своей жизнью. Павел Миклашевич был тяжело ранен, но выжил. Всю жизнь он отстаивал честное имя своего учителя.

Негативное влияние учителя

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Французские учителя в доме дворянина — явление привычное. Однако не всегда «европейское» воспитание было качественным. Так, в романе в стихах автор с иронией относится к образованию Онегина. Француз «убогой» не занимался серьёзно с мальчиком, а «учил его всему шутя». Он поощрял проказы ребенка, порой даже им потакал. Такое воспитание можно считать одной из причин сложившегося у героя безнравственного образа жизни. Он не испытывает тяги к знаниям, никакая деятельность не приносит ему наслаждение. Евгений Онегин вырос эгоистичным, вечно скучающим молодым человеком. Иногда своими «занятиями» учитель приносит больше вреда, чем пользы.
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петру Гринёву в 11 лет наняли француза Бопре, который должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и всем наукам». Но своими прямыми обязанностями он не занимался. Француз работал раньше парикмахером, затем солдатом, поэтому был далек от своей «профессии» в России. Бопре много пил, вёл распутный образ жизни, отсыпался на занятиях. Это повлияло на образование Петра — от гувернера он так и не получил знаний. Однако впоследствии герой не перенял от своего «учителя» дурных качеств характера. Петр Гринёв остался верным себе и своей возлюбленной. Он не присягнул Пугачеву, сохранив честное имя. Все это произошло потому, что семья Петра должным образом следила за его формированием и смогла вовремя исправить последствия плохого воспитания.

Значимость учителя в жизни человека

  • А. И. Куприн, «Тапер». В произведении А. И. Куприна «Тапер» учитель сыграл важную роль в жизни никому неизвестного четырнадцатилетнего тапёра Юрия Агазарова. На одном вечере у богатой дворянской семьи Рудневых юноше выпал шанс сыграть на пианино во время танцев. Это чудесное исполнение было замечено настоящей музыкальной легендой – Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Из дома Рудневых они уехали вместе. Композитор стал обучать Юру своему мастерству, помогал ему развивать талант. Мальчик в «поношенном мундире» теперь известен всей России. Он достиг немалых высот: стал великим композитором, как и его учитель. Рубинштейн помог воспитаннику добиться успеха в своей стихии. Так, благодаря учителю мы не забываем о своих талантах, а способствуем их усовершенствованию.
  • В. Г. Короленко, «История моего современника» . Короленко в своем тексте затрагивает проблему значимости учителя. Молодой человек, недавно закончивший институт, приходит в новый класс. Перед ним сидят пятиклассники, уже «закаленные» грубым обращением учителей. Для них это привычно, когда в их адрес летят унижения и оскорбления. Но с новым учителем что-то «не так». Он отступает от школьной системы, вежливо обращается с детьми. Игнатович стремится не силой и грубостью заставить их учиться, а воспитать в них настоящих личностей. Такое отношение не проходит бесследно: после того, как один из учеников нагрубил ему, он вскоре осознает свою ошибку и извиняется перед Владимиром Васильевичем. Игнатович воспитал в детях доброту, научил их уважать других людей.

Влияние учителя на профессиональное самоопределение подростка

  • Д. К. Орлов, «Место явки — стальная комната». В своей книге «Место явки — стальная комната» писатель приводит пример того, как учитель может повлиять на профессиональный выбор своего последователя. Сан Саныч Титов прививал детям любовь к литературе. Он всегда давал своим ученикам интересные книги, многие из которых не входили в список школьной программы. Титов помогал воспитанникам раскрывать свой потенциал, развивать таланты. Так, один из учеников написал сочинение в стихах, а позже «возглавлял отдел поэзии в журнале Юность». Сан Саныч всегда находил свой подход к каждому ребёнку. Для него было важно помочь школьникам найти себе место под солнцем, познакомить их с разными сторонами необъятной литературы, чтобы они лучше понимали жизнь.
  • Е. В. Гришковец, «Дарвин». К сожалению, иногда учитель может разбить мечты человека о будущей профессии. Это произошло с героем произведения Е. В. Гришковца «Дарвин». Мальчик приехал на день открытых дверей биологического факультета. Но его ожидания, которые он пронес через всё детство, все подростковые годы, рухнули в один момент. «Дама в белом халате» (очевидно, преподаватель института) провела сухую, «равнодушную» экскурсию. Она вела ребят по лабораториям, показывала научную деятельность. Но ничем не тронула сердца будущих студентов. Герой по-другому увидел образ ученого, который отбил у него всякое желание поступать на биофак. Он разочаровался в факультете, о котором так долго мечтал.

Многомудрый Литрекон желает Вам успехов на экзамене и напоминает, что обо всех недостатках работы стоит написать в комментариях.

73) Проблема беспринципности.

В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.

Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки - генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

74) Проблема влияния музыки.

О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни человека? Об этом размышляет в своем произведении выдающий русский прозаик Виктор Петрович Астафьев.

Позиция автора заключается в том, что музыка может рассказывать истории, жаловаться, гневаться, вызывать любовь, ненависть, угрызения совести, учить доброте и любви к родине. Музыка может заставить человека действовать, чтобы изменить мир, «что бы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Автор, также, приходит к мнению, что с музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой.

Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Значение музыки в жизни человека невозможно переоценить. Вся история человечества тесно связана с музыкой. Музыка родилась раньше разума и потому тесно связана с чувствами и подсознанием. Песня и танец у первобытных людей играли организующую роль. Отголоском этого является, например, пение в турпоходах, солдатские песни, музыка полковых оркестров. В эпоху средневековья музыка стала философской категорией, абстрактным понятием. Ей приписывалось многое. Прекрасный пример - Древняя Греция: Орфей был способен заставить плакать камни; Пифагор математически рассчитал воздействие на человеческую психику различных музыкальных ладов и звукосочетаний; задорные флейты мальчиков-спартанцев, сопровождавших на смерть храбрых воинов царя Леонида. В настоящее время музыке отдана область человеческих чувств.

Даже в жизни животных музыка играет значительную роль, влияет на нее по особенному: коровы лучше доятся, курицы начинают лучше нестись, растения тянутся к приемнику с музыкой Моцарта. Не зря писал Л.Н.Толстой, что «музыка – это стенография чувств».

Таким образом, музыка имеет немаловажное значение в нашей жизни. В. Ключевский говорил: «Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».

Сочинение по тексту:

Почему одни люди любят читать, a другие - нет? Почему одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забывают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера. Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя литературы Александру Ивановну ученики любили и понимали, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали никак. Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.

Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка. им вырисован француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour кtre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Гринева не прилагал, поэтому ни о какой любви к предмету, а тем более учителю не могло идти речи. А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Poдионовна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским народным сказкам. Всю жизнь Пушкин отзывался о ней нежно и ласково, подчеркивая любовь не только к русской
женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.

Любовь порождает только любовь. Она в детстве формирует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога. И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться. Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви
учителя к ребенку.

Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французского» B образе Лидии Михайловны изобразил не только профессионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя. Чего только не придумывала Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного деревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным занятием - играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, - была уволена. Она навсегда уехала на Кубань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.

Быть учителем - нелегкая задача. Быть хорошим учителем - это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же - любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.

Текст Ф. Искандера:

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

По Ф. Искандеру

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич - учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым - то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

-(17)Господин учитель, - сказал он громко, весь красный и дерзкий. - (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

-(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

- (32)Свинство, брат! - сказал кто-то.

-(33)Пусть жалуется в совет, - угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

-(35)И пожалуется! - сказал кто-то.

-(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

- (47)Господин учитель… - с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

-(50)Я… прошлый раз… - начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:

Я извиняюсь

(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:

Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл

(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и - почти бессознательно - собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.
(По В. Г. Короленко)

Сочинение

В своем тексте русский писатель Владимир Галактионович Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.
Автор раскрывает проблему на примере одного случая из жизни учеников пятого класса. В школу пришел учитель химии Владимир Васильевич Игнатович. Ученики относились к нему неуважительно, так как он только что с университетской скамьи. Класс не принял учителя, чувствуя в нем неуверенность. Но, вопреки ожиданиям, в ответ на грубость Заруцкого, Игнатович не написал жалобу, как бы это сделали другие учителя, не ответил оскорблением, а продолжил вести уроки. Такая реакция учителя привела детей в недоумение, а нагрубивший ученик, чувствуя вину, попросил прощения.
Автор считает, что учитель может оказать серьезное влияние на поведение, поступки и даже характер учеников. Уважительное, доброе отношение к ученикам может заставить их задуматься над своим поведением и оценить свои поступки.
Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского".Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Она забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества.
Эта же тема раскрывается и в романе А.С.Пушкина «Евге́ний Оне́гин». В произведение говорится как халатное отношение учителя воспитывает отрицательные качества в ученике. Вспомним учителя французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.
В заключение мне хотелось бы сказать, что педагог закладывает в своих учениках основы, которые свойственны личности. Эти знания являются толчком для введения достойной, интересной жизни.

Митрофан – воспитанник нескольких учителей. Но влияние Цифиркина, единственного учителя, который пытается дать какие-то знания, совсем незаметно, потому что его перекрывает матушкина забота о сыночке. Поэтому влияние Вральмана, совпадающее с матушкиным, оказывается сильнее остальных. В итоге «злонравие» даёт достойные плоды в лице этого недоросля, хорошо усвоившего урок: придерживайся только властьимущих.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Monsieur l"Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Так или иначе, Онегин воспринял от своего учителя поверхностное отношение к жизни, тот европейский менталитет, который способствовал потребительской концепции поведения героя. Что, собственно, и составило трагедию жизни Евгения, который привык получать удовольствие от всего, не тратя собственных душевных сил для постижения мира и своего места в нём.

3. Б. Васильев «Завтра была война»

Валендра – так называли ученики девятого класса завуча школы Валентину Андроновну, женщину-кремень. Именно она сыграла главную роль в жизни учеников этого класса, выпуск которого пришёлся на 21 июня 1941 года. Именно она требовала провести комсомольское собрание, по вопросу исключения Вики Люберецкой из комсомола, если та не откажется от отца, арестованного по ложному доносу, как враг народа. Дети, прошедшие суровую школу сталинского воспитания, одержали победу над режимом своим сопротивлением. Им пришлось встретить войну первыми. Мало, кто остался в живых, но они отстояли родину.

4. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.

5. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Требовательный и строгий Харлампий Диогенович легко раскусывает мелкое преступление мальчика – главного героя рассказа, который, боясь оказаться в безвыходном положении, согласен на что угодно, даже на прививку, лишь бы не отвечать у доски. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. После случившегося он пришел к выводу, что хуже всего, когда человек перестает бояться быть смешным. И становится на путь лжи и обмана.