МБОУ Локотская СОШ № 3
Разработка урока по предмету:
«Изобразительное искусство»
3 класс
Тема: «Театральная маска»
Учитель начальных классов
Брускова Т.А.
2017 год
Тема: «Театральная маска»
Цель урока: совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения при изображении различных масок.
Задачи урока:
1.
Обучающие:
формирование представлений об истории возникновения маски, назначении маски в театре; развитие навыков работы с ножницами, бумагой, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
2.
Развивающие:
формирование учебно-познавательной компетенции через действие по плану, схеме, моделирование и конструирование изделия, развивать умения анализировать, видеть необычное в окружающих нас вещах, пространственное воображение.
3.
Воспитывающие:
воспитывать художественный вкус, усидчивость, повышать интерес учащихся к изделиям искусства
,
воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Во время урока у учащихся формируются следующие компетенции:
Формирование информационно – аналитической компетенции через извлечение информации, представленной в разных формах (иллюстрации, схема), выделение информации, необходимой для решения поставленной задачи, систематизацию информации.
Формирование социально-коммуникативной компетенции через сотрудничество в решении задач, уважительное отношение к идеям и мнениям других.
Формирование проблемно-регулятивной компетенции через совместное с учителем определение темы урока, называние ресурсов, необходимых для изготовления изделия.
Оборудование для учителя :
Презентация по теме урока;
Опорный конспект урока;
Маски;
Персональный компьютер и экран.
Оборудование для ученика : цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки и другие материалы для аппликации маски.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I . Орг. момент
Проверка рабочих мест (цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки)
Ну, ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок,
Все на месте,
Все в порядке, бумага, ножницы и клей
Банка, краски и альбом
Нам пора работать в нем!
II. Сообщение темы и целей урока
- Определите, куда мы отправимся сегодня на уроке
Здесь всё прекрасно: жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
III. Вводная беседа (10 мин.)
Итак, мы сегодня в театре.
А вы бывали в театре. Что это за место?
Театр – особый и прекрасный мир. Это сказка для взрослых и детей. Во время спектакля мы переживаем за героев, сочувствуем им.
Театр учит нас видеть и замечать прекрасное в жизни и людях.
Совсем недавно мы, действительно были в Брянске и переживали за главную героиню.
А как ее звали? Конечно, это была Золушка.
Я уверена, что вам понравилась наша поездка и хочется снова побывать в таком прекрасном месте.
А знаете ли вы, в какой стране появились театры и когда?
Театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает “место для зрелищ”. Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.
Все роли исполняли мужчины.
Но без данных предметов им было бы сложно играть в спектакле.
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
- Конечно же маска помогала актерам.
- Чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
Ребята, как вы считаете, зачем в театральных представлениях использовались маски?
(Для того, чтобы человек мог принимать образ разных персонажей).
Жили – были, поживали
Маски пестрою семьёй.
Их, бывало, примеряли
И разбойник, и герой.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота, украшали драгоценными камнями. В России были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество и на Масленицу, веселясь, люди наряжались в костюмы, маски, а потому назывались ряженными. Маски бывают самые разные. Они могу изображать зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, ведьм и красавиц.
А как выглядит маска?
Какие виды масок вы знаете?
Карнавальные маски.
Театральные маски.
Если маска закрывает только верхнюю часть лица, то это полумаска.
А теперь немного отдохнём!
IV. Физминутка «Мимика лица». (1 мин)
Что бы маску изготовить,
Себя нам надо подготовить.
Физминутку проведем
И немного отдохнем.
Встали, плечи опустили,
Грусть – печаль изобразили.
Радость на лице у вас –
Покажите мне сейчас!
Если чем-то удивились,
То в лице вы изменились.
Руки кверху поднимите –
Удивленье покажите.
Рассердились вы на что-то
Сделайте мне три притопа.
Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!
Если хитрый весельчак,
Сделает он просто так:
Подмигнули, улыбнулись.
И на место все вернулись.
V. Объяснение практического задания.
Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать над созданием маски.
- Что мы должны учесть при создании маски? (Ответы детей: настроение маски, характер, цвет, орнамент)
- Этапы изготовления маски по презентации
VI. Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа с учениками.
Выбор и смешивание красок;
Приемы работы кистью;
Оказание помощи в выборе цвета.
Приклеивание волос, бантиков…
VII. Анализ работ и оценка (3 мин)
Вы сегодня все молодцы! Каждый старался передать характер героя по-своему, сделать его неповторимым.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
VIII. Итог урока (3 мин.)
Выйдите и покажите нам свои работы
Все маски получились необычными и красивыми, поэтому ваша работа может заслуживать только «5»
Получился настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью. А нам остаётся подвести итоги урока.
Понравился урок?
Спасибо за урок! Убираем рабочие места.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
г.СыктывкарИскусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству. Т. Манн. Весь мир – театр. Мы все – актеры поневоле. Всесильная судьба распределяет роли, А небеса следят за нашею игрой. Пьер Ронсар.Выполнила учитель ИЗО и технологии Фёдорова Ольга МихайловнаМАОУ Гимназия им.А.С.Пушкина г. Сыктывкар
ИСТОРИЯ ТЕАТРАВ 1918 году Виктор Савин организовал труппу из любителей сцены и написал для нее драму на коми языке «Ыджыд мыж» (Большая вина). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года и восторженно принят зрителем. В 1921 году сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Руководителем и режиссером стал В.А. Савин. «Сыкомтевчук» сыграл большую роль в культурной жизни Коми края. Он функционировал около 8 лет. Назревала необходимость создания профессионального театра.
Первые актеры передвижного театра (КИППТ) В 1930 году были организованы месячные театральные курсы. Сценическому мастерству артистов-любителей обучали приглашенные из Московского Дома народного творчества им. Н. Крупской режиссер Берсенев и композитор А. Голицын. Театр получил название КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр). Свой первый сезон КИППТ начал с 8 октября 1930 года. С этого времени театр драмы ведет свое летоисчисление.
Вплоть до 1936 года театральное искусство в Коми носило характер «самодеятельного национального по форме и пролетарского по содержанию». Только в 1932 году начинают появляться первые профессиональные специалисты - так, художественным руководителем Коми театра становится выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Выборов В.П. 14 июня 1936 года Постановлением Президиума Коми Областного исполнительного комитета создается Областной комбинат театральных предприятий, в который возвращаются выпускники Ленинградского театрального техникума: А.С. Тарабукина (Русина), С.И. Ермолин, П.А. Мысов, А.Г. Зин, И.И. Аврамов, И.Н. Попов и другие.
Из слияния самодеятельного русского драматического театра под руководством А. Ходырева, труппы КИППТа и выпускников Ленинградского театрального техникума образован Коми драматический театр, который в августе 1936 года, в день 15-летия Коми Автономной Советской Социалистической Республики, спектаклем «Егор Булычев и другие» по пьесе М. Горького открыл свой первый сезон.С этого времени драматический театр ставил спектакли как на коми, так и на русском языках. 27 октября 1980 года указом Президиума Верховного Совета СССР драматический театр награжден Орденом Дружбы народов. В 1978 году театру присвоено имя Виктора Савина, а в 1995 году дано звание «академического».
Какие слова ассоциируются с театром?Актёр, режиссёр, занавес, сценарий, афиша, маска….
Тема:ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ1. Узнать историю возникновения масок 2. Узнать о роли художника в создании масок3. Из каких материалов делают маски 4. Научиться делать маски
Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях У каждого народа были свои маски. Африканские маскиКитайские маскиИх делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали Китайские и украшали перьями.Японские маски Виды масок:КАРНАВАЛЬНЫЕРИТУАЛЬНЫЕКОМИЧЕСКИЕТРАГИЧЕСКИЕ В Древней Руси маска была принадлежностью скоморохов и бродячих артистов. ФизминуткаМы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Маски бывают плоские и объёмные. Плоские маскиОбъёмные маски План изготовления маскиСложи альбомный лист пополам Простым карандашом нарисуй овал лицаИзобрази основные детали: глаза, рот.4. Разукрась маску. Подожди пока высохнет.5. Вырежи маску, отверстие для глаз. 6. Сделай отверстия для тесьмы. 7. Завяжи тесьму. Яузналпонял удивилсянаучился
Наши работы Список литературы:Интернет-ресурсы:Занавес-desktopwallpapers.org.ua-24750 Золотые узоры-http://sonnenbarsche.info/Png-Uzory-ZolotyeМаски-http://ddt-eduline.ru/home_1001_329/ ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИНА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА87 сезон -http://komidrama.ru/istoriya-teatra/
Маска… …всегда скажет нам больше, чем само лицо. Оскар Уайльд
- Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
- Трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
- В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.