Представление средневекового человека о мире. Презентация к уроку "Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия" Культура западной европы презентация

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.

Слайд 2

План урока

  • Представления средневекового человека о мире
  • Каролингское Возрождение
  • «Семь свободных искусств»
  • Искусство рукописной книги
  • Литература
  • «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
  • Слайд 3

    В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

    Слайд 4

    1. Представления средневекового человека о мире

    Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

    • Мир по представлению Геродота
    • Мир по средневековым представлениям
  • Слайд 5

    В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени).

    • Песочные и водяные часы
    • Солнечные часы
  • Слайд 6

    Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

    Слайд 7

    Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

    Слайд 8

    2. Каролингское Возрождение

    Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

    Слайд 9

    При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

    Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

    Слайд 10

    Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

    Слайд 11

    3. «Семь свободных искусств»

    Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

    Слайд 12

    В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума».

    «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

    Слайд 13

    Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

    Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

    Слайд 14

    4. Искусство рукописной книги

    В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон.

    Книга раннего средневековья

    Слайд 15

    Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.

    Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    Слайд 16

    5. Литература

    С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов.

  • Слайд 17

    В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем, что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.

    Посмотреть все слайды
    • Средние века
    Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
    • Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
    • Что такое « Каролингское Возрождение»
    • Что такое « Семь свободных наук»,
    • Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
    • Познакомимся с искусством жонглёров.
    • Сегодня вы узнаете:
    Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
    • Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
    • Хранилище письменных исторических источников.
    • « Ведущие за собой войска».
    4. Постоянные военные отряды.
    • 4. Постоянные военные отряды.
    • 5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
    • 6. Специальное поселение монахов.
    • Проверяем домашнее задание:
    7. Столовая в монастыре.
    • 7. Столовая в монастыре.
    • 8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
    • Проверяем домашнее задание:
    9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
    • 9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
    • 10. Почётное или воинское звание.
    • Проверяем домашнее задание:
    11. Война между феодалами.
    • 11. Война между феодалами.
    • 12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
    • Проверяем домашнее задание:
    13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
    • 13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
    • 14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
    • Проверяем домашнее задание:
    • 15. Посланцы папы для распространения христианства.
    • Проверяем домашнее задание:
    Средние века. 9. Карл
    • Средние века. 9. Карл
    • Архив. 10. Титул
    • Герцог 11. Междоусобные
    • Дружина 12. Феодальная лестница
    • Хлодвиг 13. Придворные
    • Монастыри 14. Круглый стол
    • Трапезная 15.Миссионеры
    • Проверяем домашнее задание:
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Каролингское Возрождение.
    • « Семь свободных искусств».
    • Искусство рукописной книги.
    • Литература.
    • Жонглёры.
    • Работаем по плану:
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Почему люди имели незначительные
    • представления о мире?
    • Низкий уровень развития науки и техники.
    • Изолированная жизнь в деревнях
    • и замках.
    • 3. Развитие народа, стран, окружающего мира
    • было проникнуто верой в Страшный суд,
    • где только Творец будет судить и живых,
    • и мёртвых
    Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
    • Пифагор
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Фалес Милетский
    • Древнегреческий учёный
    • Фалес представлял Землю
    • в виде диска, покрытого небом ,
    • как колпаком, а по небу
    • двигаются Солнце, Луна и
    • пять известных планет.
    Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
    • «Пуп Земли» в
    • Иерусалиме
    • «Пуп Земли» в
    • Дельфах
    На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
    • Карта XI века
    Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
    • Обитатели далёких стран.
    • Средневековая
    • миниатюра
    Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
    К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
    • Солнечные часы в
    • древности
    Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
    • Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
    • Водяные часы,
    • XI век
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Песочные часы
    • Представления средневекового человека о мире.
    • Как на ваш взгляд
    • в Средние века люди
    • объясняли смену времён года?
    Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
    • Каролингское Возрождение.
    • Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
    Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
    • Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
    • Каролингское Возрождение.
    • Каролингское Возрождение.
    • Каролингское Возрождение.
    • Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
    • Храбан Мавр (слева) и
    • Алкуин (в центре)
    • Каролингское Возрождение
    • Оно наблюдалось в различных
    • областях:
    • в образовании
    • в архитектуре
    • в литературе
    При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
    • Каролингское Возрождение.
    • При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
    • Каролингское Возрождение.
    • Карл строил во многих
    • городах каменные дворцы
    • и церкви. Сохранилась лишь
    • здание Ахенской капеллы.
    Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
    • « Семь свободных искусств»
    • Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
    • Исидор Севильский
    • « Семь свободных искусств»
    • Особенности соборных школ.
    • Дети учились вместе с юношами
    • Деление по возрасту не было.
    • Обучение шло на латинском языке.
    • Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
    • « Семь свободных искусств»
    • Тривиум
    • Квадриум
    • Грамматика
    • Риторика
    • Диалектика
    • Арифметика
    • Геометрия
    • Астрономия
    • Музыка
    В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
    • Искусство рукописной книги
    • В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
    Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
    • Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
    • Искусство рукописной книги
    • Изготовление
    • пергамента
    Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
    • Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
    • Искусство рукописной книги
    Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
    • Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
    • Мозаика
    • Искусство рукописной книги
    Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
    • Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
    • Искусство рукописной книги
    • тростниковый стержень
    • птичьи перья
    На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
    • На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
    • Искусство рукописной книги
    Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
    • Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
    • Святые на небесах,
    • Размещённые по
    • своей святости
    • Литература
    Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
    • Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
    • Литература
    Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
    • Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
    • « Песнь о Нибелунгах»
    • Литература
    • « Песнь о Роланде»
    • Литература
    • гибель Роланда
    В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
    • В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
    • Жонглёры
    Вопросы на стр. 54
    • Вопросы на стр. 54
    • Подведём итог урока.
    • Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
    • Домашнее задание.
    В работе использованы ресурсы:
    • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kapitolinischer_Pythagoras.jpg
    • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D0%BF_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg
    • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SuSongClock1.JPG
    • Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
    • Антоненкова Анжелика Викторовна
    • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
    • Тверская область Бельский район









    В виде диска, покрытого небом, как колпаком. По небу совершают свой путь Солнце, Луна и 5 известных тогда планет. «Пуп» Земли – город Иерусалим, где находится Гроб Иисуса Христа. Восток помещали наверху, т.к. на Востоке располагается гора, на которой находится земной рай. Из рая вытекают реки: Ганг, Тигр, Евфрат, Нил. Индийский океан – замкнутый. Люди, живущие далеко – сказочные существа.


    Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы. Ночь разделялась на «три свечи». Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов.




    4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии










    Салическая правда (франкское законодательство) Эйнхард. Биография Карла Великого Эйнхард. Биография Карла Великого Исидор Севильский. История готов. Исидор Севильский. История готов. Григорий Турский. История франков. Григорий Турский. История франков. Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Жития святых. Жития святых. Капитулярии Карла Великого. Капитулярии Карла Великого. Тацит. Анналы. Тацит. Анналы. «Беовульф». «Беовульф». «Старшая Эдда» «Старшая Эдда» «Песнь о Роланде». «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах «Песнь о Нибелунгах».


    Тип урока:

    объяснение нового материала

    План объяснения нового материала:

    • Средневековый человек между богом и дьяволом.
    • Ад, рай, чистилище.
    • Представление о времени.
    • Представление о пространстве.

    ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .

    Ад – место пребывание душ грешников,

    обречённых на вечные мучения.



    Чистилище – место, где души умерших грешников

    очищаются от грехов.


    Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .



    Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .


    Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .


    Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.

    Конец Света.


    Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.

    (Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .



    Микрокосмос- человек .


    Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы

    попасть в рай.



    Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека

    и помогает достигнуть рая.




    Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на

    отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также

    обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.



    Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .


    Деление потустороннего

    мира в католицизму .

    Чистилище – место, где души

    Ад –место пребывания душ грешников, обреченных

    Умерших грешников очищаются

    на вечные мучения

    от неискупленных или при жизни

    грехов. Догмат о чистилище введён

    в 1439г. подтверждён в 1562г.

    Рай – место вечного блаженства для душ праведников .


    ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .

    1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.

    2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.

    3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .



    ЧАСТИ СВЕТА .

    Азия

    Африка

    Европа

    ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ

    ЗЕМЛЮ

    Тигр Ефрат Ганг Нил


    ВРЕМЯ

    Крестьяне Церковь Воины

    Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров

    календарь: периода:

    а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов

    б) время всходов б) от рождества Христова

    в) время жатвы

    Не знали какой день и месяц

    Не знали какой сейчас Знали какой год и день

    год, месяц, день, час

    Не знали минут и Год делили по церковным

    секунд праздникам

    Не знали минут и

    секунд


    Высшие добродетели

    Вера в бога Любовь ближнему Смирение


    Составляющие средневековой религии

    Христианская Языческая

    религия религия


    Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

    Ангел – хранитель Бес

    (помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,

    сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)


    Церковь Народ

    Представление о дьяволе

    Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.

    П роверить силу веры людей. Между ними идёт война

    Дьявол действует с разрешения за душу человека.

    Бога. Дьявол слабее бога.


    Пространство

    Крестьяне Церковь Рыцари

    Знали только три части света

    Хорошо знали только местность около своего города

    И ли деревни

    Остальные места известны очень плохо

    Считали, что там живут чудовища

    Боялись дальних поездок, никуда не ездили


    Христианское религиозное мировоззрение

    Взгляды на мир Представление о Представление о

    пространстве времени

    ( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.

    торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -

    борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное

    дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено

    христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к

    ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-

    и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.

    ковь может спасти его

    от гибели.)

    Исторические представления

    (История имеет своё начало и конец.

    История началась с сотворения мира,

    под её концом подразумевался страшный суд).


    Строение мира

    Обитание святой троицы: бог-

    отец, бог-сын, святой сын

    7 небо

    6 небо

    5 небо

    4 небо

    3 небо

    2 небо

    1 небо

    Иерусалим, центр мира

    4 реки, омывающих Землю

    Лестница спасения