В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?
Тембр в музыке - это что за категория?
«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке - это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.
Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.
Виды тембров по А.Н. Сохору
Тембр в музыке - это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:
- инструментальный - зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
- гармонический - зависит от характера сочетания звуков;
- регистровый - зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
- фактурный - зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.
Голосовые тембры
Тембр в музыке - это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.
Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.
Чем важны тембровые характеристики
Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию - тембр - продиктована рядом причин. Самая главная из них - это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.
Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.
То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» - этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).
Таким образом, тембр - это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.
(Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")
«Тембры - музыкальные краски»
(разработка урока для 6 класса)
Цель : Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.
Задачи:
Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра
Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы
Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)
Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?
Тип урока : Урок открытия нового знания
Методы обучения:
Словесно-индуктивный (беседа, диалог)
Метод «музицирования»
Метод «соучастия»
Метод «погружения»
Формы обучения: коллективная, групповая
Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька - пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами
Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр
Ход урока.
Введение в урок:
Музыкальное приветствие.
У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?
Д: Радостно, светло и красиво.
У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину - какие краски в ней будут преобладать?
Д: желтые, красные...
У: Посмотрите вокруг - мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте - с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?
СЛАЙД №1
Тема нашего урока: «Тембры - музыкальные краски».
Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?
Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.
У: Это и будет целью нашего урока.
Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?
Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.
У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.
А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.
Давайте познакомимся:
Пред вами - реставраторы - это группа № 1.
Группа № 2 - искусствоведы.
Группа № 3 - музыканты из симфонического оркестра.
Группа № 4 - это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.
Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.
(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)
Задание группе № 1:
Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.
Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?
Ответ начните так…
«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________
цвета, потому что________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
Задание группе № 2:
Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?
(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"
Задание группе № 3:
Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое - симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.
Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.
Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?
Задание группе №4
Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас - имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.
Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.
А теперь - слово юным хранителям культуры!
СЛАЙД №2
У: Слово реставраторам:
(в это время на экране - слайд картины). Дети отвечают на вопрос.
У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.
СЛАЙД №3
У: Слово вам, искусствоведы:
В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.
У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.
У: Слово вам, музыканты!
Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!
А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора - тембры музыкальных инструментов.
Итак, звучит королева музыки - скрипка.
СЛАЙД №4
Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский - Корсаков «Шезеразада»
Д: плавно, певуче, нежно…
У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?
Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»
Д: изменился
У: Чем вызвана другая окраска звука?
Д: от способа извлечения.
У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)
СЛАЙД №5
У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.
Д: это труба.
Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»
из балета «Лебединое озеро»
У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.
Д: Звук - яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
У: Посмотрите: у меня в руках - один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.
И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2
У: Как звучала флейта?
Д: (ответы детей)
У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы - оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них - свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?
СЛАЙД №7
У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.
У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра - подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.
ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.
У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?
Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.
У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? (маракасы, пружинка)
Горного ветра? (тарелки)
Лунного света? (металлофон, треугольник)
У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.
(ДИРИЖИРУЮ)
У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.
Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?
(взрослые спасибо, садятся на места)
У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр - это краски в музыке?
Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.
Что является самым важным для оркестра?
Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.
У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр - это…..
У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?
Д: Спеть вместе песню!
СЛАЙД №8
Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве
Это краски, которые мы слышим.
Посмотрите на любую картину или фотографию. Но никакой картины не получилось бы, если бы вся она была написана одной и той же краской, без оттенков.
Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков.
Десятки оттенков одного цвета. Есть они и у звука.
Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть разные музыкальные инструменты. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаем то голос скрипки, то голос флейты, то голос трубы, то человеческий голос.
Как это у нас получается?
Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос мамы и не спутает его с голосом бабушки. По голосу в телефонной трубке мы узнаем друзей и знакомых. Вы, наверное, сразу узнаёте по первым звукам голоса любимых артистов, певцов. И все вместе мы веселимся, угадывая их голоса в шутливом передразнивании артиста-пародиста. Чтобы добиться похожести, он меняет окраску голоса, тембр.
И разные музыкальные инструменты мы узнаем потому, что у каждого из них есть своя окраска звука. Звук может быть одной высоты, но, то с присвистом, то чуть звенящий, то, как бы гладкий, а то шероховатый. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина, а деревянная трубка не так, как медная труба. Ведь у каждого звука есть призвуки. Вот эти оттенки - призвуки и меняют «цвет» звука. Окраска звука - это и есть тембр. И у каждого музыкального инструмента он свой.
ТЕМБР
- важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.
Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной выразительности.
Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).
Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, ансамбли аккордеонов или баянов, домр или балалаек).
Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.
В различных составах народного оркестра наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. С группой домр наиболее органично сливаются балалайки, потому что исполнительские приемы на домрах, балалайках, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие - посредством тремоло.
С баянами и аккордеонами очень хорошо сливаются духовые инструменты (флейты, гобои). Тембровое многообразие звучания аккордеона (баяна) обусловлено наличием регистров. Некоторые из них получили названия, аналогичные тем или иным инструментам симфонического оркестра: кларнет, фагот, орган, челеста, гобой.
Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.
ТЕМБРОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:
«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»
Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.
Дата проведения:
Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара
Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).
Продолжительность: 40 минут
Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с элементами беседы.
Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания о строении симфонического оркестра;
Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;
Познакомить с новыми музыкальными примерами.
Развивающие:
Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;
Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;
Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.
Воспитательные:
Воспитывать музыкально-художественный вкус;
Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;
Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.
Формы работы:
Слушание музыки (анализ и сопоставление)
Просмотр наглядного материала;
Работа с нотным текстом;
Беседа;
Выполнение практических заданий.
Формы контроля:
Работа в тетради;
Тестирование;
Слуховая викторина.
Методы контроля:
Групповой;
Индивидуальный в чередовании.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»
Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения
Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.
Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.
2. Аудиозаписи:
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева
3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
4. Презентация.
5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.
6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.
7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.
План урока:
1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2
Ход урока
1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.
2. Разминка
Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)
Слайды 1,2,3
Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.
Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.
Слайд 4
В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.
Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )
3. Объяснение нового материала
Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
Слайд 5
Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.
Слайд 6
К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.
Слайд 7
Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.
Слайд 8
3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.
Слайд 9
Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.
Слайд 10
Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.
Слайд 11
К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.
Слайд 12
Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.
Слайд 13
В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Слайд 14
Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).
4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.
А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39
Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)
Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.
5. Домашнее задание
1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.
2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.
6.Подведение итогов
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.