Периоды развития первобытного искусства. Искусство Древнего мира: первобытное общество и каменный век. «История культуры и искусства»

Основные этапы развития первобытного искусства

Введение. 3

Петроглифы Карелии. 15

Памятники первобытного искусства. 24

Особенности первобытного искусства. 26

Заключение. 32

Введение

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э). Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).

Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.

С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый "большой дом" родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).

Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т.п.

Палеолит в Западной Европе

Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе - в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.

Окрестности Лез Эйзи

Для понимания роли и места человеческих изображений в жизни первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции (илл.16). На одной из этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах - женщины, своим обликом напоминающие статуэтки из Виллендорфа, Костенок или Гагарина, и, наконец, на пятой плите - зверь, на которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий (турий) рог. С. Замятнин выдвинул правдоподобную гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.

Судя по тому, что статуэтки такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в жизни первобытных людей. Они свидетельствуют и о той большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата.

Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей - мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.

На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.

Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 - 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Альтамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины, и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т.п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.

Мамонт. Пещера Фон де Гом

Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и раккурсы.

Замечательная живость и большая убедительность в передаче движения отличают, например, рисунок, процарапанный на кости, найденный в гроте Лортэ (Франция), где изображены олени, переправляющиеся через реку {илл.2 а). Художник с большой наблюдательностью передал движение, сумел выразить чувство настороженности в повернутой назад голове оленя. Река обозначена им условно, только изображением лососей, плавающих между ног оленей.

Прекрасно передают характер животных, своеобразие их повадок, выразительность движений и такие первоклассные памятники, как гравированные на камне рисунки бизона и оленя из Верхней Ложери (Франция), мамонта и медведя из пещеры Комбарелль и многие другие.

Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании.

Наиболее древними и здесь являются контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного. Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) - фигурах нередко использованы-выступы и неровности скал.

Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного - всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи. Таковы неподражаемые по силе жизненной правды" изображения раненых бизонов в Альтамирской пещере (илл.5), ревущего бизона в той же пещере (илл.6), пасущегося северного оленя, медлительного и спокойного, в пещере Фон де Гом (илл.7), бегущего кабана (в Альтамире).

Носорог. Пещера фон де Гом


Слон. Пещера Пиндадь

Слон. Пещера Кастильо

В росписях пещер мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных. Они очень правдивы, но чаще всего никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже сделанным ранее изображением, прямо по нему исполняли другое; точка зрения зрителя тоже не принималась в расчет, и отдельные изображения по отношению к горизонтальному уровню находились в самых неожиданных положениях.

Просмотры: 5 740

Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Мустьерская культура впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь).

Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской шательперонской и чисто кроманьонской ориньякской. Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.

Ареал культуры соответствует ареалу неандертальцев в пору их расцвета около 100 тыс. лет назад: Европа (на север до 54° широты), Северная Африка, Ближний Восток и Средняя Азия.

Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо.

К мустьерской эпохе относят появление зачатков искусства: на отдельных предметах находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. На некоторых памятниках присутствуют остатки охры, иногда в виде пятен, иногда — сточенным при употреблении куском (подобно карандашу).

На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства — орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, — еще в предшествующие эпохи. Так, «Венера из Берехат-Рама» датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана» — более чем 300 тыс. лет назад. Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» (behavioral modernity) Серия находок первобытных украшений может свидетельствовать об относительном раннем начале современной культуры и о времени, начиная с которого Homo sapiens sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тыс. лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет. В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены более 40 раковин со следами окраски и следами, свидетельствующими об использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет.

Эпоха палеолита (35 — 10 тыс. до н.э.), периодизация палеолита

  • Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад — 100 тыс. лет назад):

Олдувайская культура (2,6 — 1,8 млн лет назад)
Аббевильская культура (1,5 — 0,3 млн лет назад)
Клектонская культура (0,6 — 0,4 млн лет назад)
Ашельская культура (1,7 — 0,1 млн лет назад)
Средний палеолит (300 — 30 тыс. лет назад)
Мустьерская культура (300 — 30 тыс. лет назад)
Сангойская культура (500 — 12 тыс. лет назад)
Атерийская культура (90 — 30 тыс. лет назад)
Стилбейская индустрия (71,9 — 71 тыс. лет назад)
Ховисонс-портская индустрия (65,8 — 59,5 тыс. лет назад)
Эмирийская культура (ок. 47 — 36 тыс. лет назад)

  • Верхний палеолит (50 — 10 тыс. лет назад)

Барадостская культура (36 тыс. лет назад)
Шательперонская культура (35 — 29 тыс. лет назад)
Селетская культура (40 — 28 тыс. лет назад)
Костёнковско-стрелецкая культура (ок. 32 — 30 тыс. лет назад)
Ориньякская культура (32 — 26 тыс. лет назад)
Граветтская культура (28 — 22 тыс. лет назад)
Эпиграветтская культура (22 — 12 тыс. лет назад)
Солютрейская культура (21 — 17 тыс. лет назад)
Бадегульская культура (19 — 17 тыс. лет назад)
Мадленская культура (18 — 10 тыс. лет назад)
Зарзийская культура (18 — 8 тыс. лет назад)
Кебарская культура (18 — 10 тыс. лет назад)

  • Финальный палеолит (14 — 10 тыс. лет назад)

Гамбургская культура (14 тыс. лет назад)
Аренсбургская культура (11 тыс. лет назад)
Свидерская культура (10 тыс. лет назад)

(сделать подробно!)

К эпохе позднего палеолита (30—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер») , расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.

«Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом.

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Культуры позднего палеолита:

  • Ориньякская культура

Франция и Испания 30—25 тыс. лет до н. э.

  • Шательперонская культура/Граветтская культура 35—30 тыс. лет до н. э.
  • Граветтская культура 26—19 тыс. лет до н. э.
  • Солютрейская культура (Испания и Франция) 19—16 тыс. лет до н. э.
  • Мадленская культура

Германия и Дания 13—9,5 тыс. лет до н. э.

  • Гамбургская культура 13—12 тыс. лет до н. э.
  • группа культур Федермессер 10—8,7 тыс. лет до н. э. (только Германия)
  • Культура Люнгбю:
    Культура Бромме 9,7—9 тыс. лет до н. э.
    Аренсбургская культура 9,5—8,5 тыс. лет до н. э.

Мезолит (10 — 6 тыс. до н.э.)

В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-го тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п.

Археологически мезолит был выделен по преобладанию в этот период микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем, широко применялась и кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарство почти нигде не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе, и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая, могла использоваться в охоте и в качестве сторожа.

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становится более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются коллекции мелкой разрисованной гальки — по-видимому, символы умерших предков (аналогичные символические предметы используются в настоящее время аборигенами Австралии).

В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.

Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.

К эпохе мезолита относятся, в частности, отличающиеся необычным стилем и богатым содержанием наскальные росписи, обнаруженные в Испанском Леванте. Животные (быки, горные козы, благородные олени, кабаны и др.) здесь мчатся с бешеной скоростью, пытаясь убежать от преследующих их охотников.

Неолит (6 — 2 тыс. до н.э.)

В период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились мегалиты и свайные постройки; изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).

Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.

Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество.

Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита.

Искусство эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.)

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже - ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) - и наступила эра господства металла.

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату.
Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гробницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причерноморье, над курганами устанавливали антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы), которые служили надмогильными памятниками.

Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному - в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещей для загробной жизни.
Кроме курганов типичными сооружениями эпохи бронзы считаются мегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км (Франция), порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода. Дольмены распространены в отдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы перекрывались горизонтальными каменными плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехи известны в Европе, Азии, Америке. В Англии обнаружено около 600 древнейших каменных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.

Одним из самых знаменитых английских кромлехов является Стоунхендж - мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо. Строители могли пользоваться только самыми примитивными инструментами - деревянными катками и веревками. Для своей эпохи Стоунхендж представлял немыслимо сложное техническое сооружение, потому что был построен из камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо, образованное огромными глыбами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами. Внутри этого кольца находилось сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, так называемых трилитов: два больших камня ставились вертикально, а сверху укреплялся третий в качестве перекладины. На верхней части больших камней делали выступы, а в перекладинах - соответствующие углубления.
На протяжении столетий о Стоунхендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян или друидов - жрецов у древних кельтов, обожествлявших явления природы? А что если это был огромный календарь или астрономическая модель? В последнее время высказывается предположение, что этот памятник - первая вычислительная машина. За время своего существования Стоунхендж мог служить различным целям: религиозным, магическим, научным, политическим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихся там ритуалах нам остается только гадать. Но загадочные каменные гиганты и сегодня приковывают к себе восхищенные взоры. Это поистине величественный памятник культуры, возведенный титаническими усилиями первобытных людей.

Искусство эпохи железа (1 тыс. до н.э.)

По сравнению с каменным и бронзовым веками, продолжительность железного века невелика. Начало его обычно относят к началу I тысячелетия до н. э. (IX—VII века до н. э.) — именно в это время начинает развиваться самостоятельная выплавка железа у первобытных племён Европы и Азии. Окончание же железного века ряд исследователей относят к I веку до н. э. — к тому моменту, когда у римских историков появляются сообщения о племенах в Европе.

В то же время железо до настоящего времени является одним из важнейших материалов. Из-за этого археологи для периодизации истории первобытного мира нередко используют термин «ранний железный век». При этом для истории Европы термин «ранний железный век» используется только для начального этапа — так называемой гальштатской культуры.

Гальшта?тская культу?ра — археологическая культура железного века, которая развивается 500 лет (примерно с 900 до 400 гг. до н. э.) от культуры полей погребальных урн в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.

Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

В 1-м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании - это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык - к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1-го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы - в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея - период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые знаменитые курганы - Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н.э.
Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрывали воском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара, наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу - так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольского курганов достигла 20 м.

Большое значение для скифов Причерноморья имели связи с расположенными на побережье греческими городам и государствами, которые находились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелирные изделия.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников - кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам - зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.
Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: так, на псалиях (деталь уздечки) часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов - головы или клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольших бляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображенным животным, а также защитить его.

Общество первобытных людей - это период в ходе развития человеческого общества до появления письменности. Так как умение писать появилось у различных народов в разное время, к некоторым культурам невозможно применять понятие «доисторический» в связи с не совпадением временных границ. Поэтому социальная единица той эпохи - археологическая культура.

Периоды развития человеческого общества

Первый этап возникновения первобытной культуры и искусства относят к палеолиту. Поздние характерные этапы датированы каменным и бронзовым веками. В палеолите искусство первобытного человека выражалось музыкой, танцами и песнями, которые больше носили обрядовый характер, изображениями животных на коре, камнях, шкурах, созданием украшений в виде бус из природных материалов. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранились небольшие фрагменты.

Предназначением искусства того периода является сохранение и передача потомкам накопленного опыта, навыков и знаний на уровне социального общества. Танец является отражением оттачивания боевых приемов, ознакомлением с поводками животных, демонстрацией повседневных забот общины. Музыка подчеркивает ритмы процессов труда членов общины, такое сопровождение коллективных занятий имело немаловажное значение в сплочении племени вокруг его лидеров. В развитии первобытного искусства можно отметить несколько важных этапов:

-поздний палеолит - – 40-12 тыс л до н э – кочевой образ жизни. Охота, рыболовство. Полная зависимость от природы – присвайвающий. Восприятие мира – взаимосвязанность в племени.

-мезолит - 12-8 тыс л до н э – появление сюжетных композиции (охота и война), условность, схематизм (изображение силуэтов)

-неолит - 8-4 тыс л до н э – объединение родов в племена, складывается оседлый образ жизни. Возникает заупокойный культ и 1 примитивное представление о религии (анимализм – душа). Потребность в долговечных вещах. Страсть к украшательству. Новые техники (фреска, мозаика, темпера); обработка металлов, изделий из мет и керамики. Торевтика – чеканка из мет и гравировка по мет. Реальный орнамент – украшение керамич изделий накладными полосами и валиками из глины.

Первые этапы возникновения искусства

В связи с тем, что первобытное общество развивалось неравномерно, а в некоторых уголках до сих пор живут остатки диких племен, ученые спорят о критериях деления первобытного искусства на определенные периоды. Полоса, разделяющая первый и второй этапы культурного развития первобытного общества настолько символична, что современные ученые приходят к единому мнению о техническом разделе временных периодов. Наиболее весомыми ориентирами в данном случае принято считать развитие способов изготовления орудий труда. Началом возникновения искусства у первобытных людей принято называть период каменного века 40-20 тыс лет назад. Основная часть находок демонстрирует схематические изображения животных, скульптура отличается примитивизмом и минимализмом.

В каждом промежутке археологи находят такое же разнообразие изображений - от примитивных до высокохудожественных. Некоторые изменения можно наблюдать в технике исполнения. Постепенно первобытные художники начинают предварительно высекать контуры будущего рисунка, в процессе создания картины используют более расширенную цветовую гамму. Динамику развития можно выделить в скульптурных изображениях - фигурки животных изготовляют из кости и тщательно прорабатывают все детали.

Этап зарождения цивилизации

Благодаря тщательно производимым раскопкам в течение многих лет можно отметить, что третий этап развития первобытного искусства наиболее выделяется на общем фоне. За этот этап в первобытном обществе научились изготовлять керамику, которую ученые называют наиболее важной частью искусства того времени. Развитие гончарного искусства выделяют в отдельный пласт, оно характеризуется изготовлением сосудов различной формы, размеров, с декоративными орнаментами и деталями.

Изобразительное искусство на третьем этапе обрело новые параметры, становясь более абстрактным:

Символы;

Орнаменты и прочее.

Наскальных рисунков становится все меньше, мышление человека начинают занимать возникающие культы, заставляющие верить в существование сверхъестественного. Художники того периода из поколения к поколению передают постепенно накопившийся опыт по созданию каменной скульптуры и костяных миниатюр, которые становятся более изящными и тонкими.

Особенности первобытного искусства

Искусство является исключительным феноменом жизни человеческого общества, в основе которого лежат достаточно широкие функции. Первобытное искусство носило характер некоторой индивидуальности, благодаря которой его обозначили обособленной областью. Несмотря на то, что некоторые считают первобытное искусство примитивным, оно помогало людям того периода решать ряд задач и сохранило до наших дней реальное отражение восприятия окружающего мира первобытного человека.

Следует отметить, что искусство тех времен несло в себе функцию передачи информации от стариков к молодежи, сохраняя таким образом опыт предков, накопленный веками. Поэтому первобытное искусство способствовало развитию общества, сохраняя и передавая накопленные знания, как полноценное искусство. Но происходила эта трансакция своеобразным образом, который был хорошо понятен людям того периода, но мало доступен современным ученым.


Искусство Древнего Египта

Периодизация:

Додиностический – 4 тыс л до н э Монархи-правители отдельных областей.

Древнее царство – 30-23 вв до н э строительство пирамид

Среднее царствр – 21-18 вв до н э

Новое царство – 17 - 11 вв до н э

Позднее царство – 11в – 332г до н э

Общие черты иск-ва:

Математичность и геометризм

Строгая традиционность: сохранение и воспроизведение в культуре идей, взглядов, обычаев и образа действия перешедших от предыдущих поколений и способствующих до определённого времени нормальному существованию человеческого общества.

Основные настроения ИЗО

Созерцательность

Аллегоричность и символизм – отсутствие реализма до определённого момента

Отсутствие перспективы в живописи, условность и лаконичность цвета.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.

Древнее государство Египет в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Каноны египетского искусства проявились впервые в т.н. палетке фараона Нармера – мемориальной гипсовой плите, созданной в ознаменование этого события:

1. Изображение фигуры человека одновременно как бы с 2х точек зрения – анфас и в профиль (фасно-профильное изображение).

2. Распределение изображений по регистрам (уровням). Этот канон прочно войдёт во всё последующее египетское искусство росписей гробниц фараонов.

3. Разноростие – величина фигуры в росписях и барельефах напрямую зависела от социального статуса человека.

4. Отсутствие реализма, условность, схематизм изображения.

5. Главное назначение искусства: обслуживание потребностей религии, в том числе заупокойного культа и прославление личности и деяний египетских царей.

Египетским искусством были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба).

Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на условность изображения, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

Разновидности портета:

Идущий человек с выставленной вперёд ногой,

Сидящий со скрещенными ногами,

Торжественно статичные портретные статуи

Отличительные особенности : ясность и точность передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), обобщённость объёмов, тщательная проработка складок одежды, париков и головных уборов, ювелирных украшений.

В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) в изобразительном искусстве усилилось стремление к правдоподобию . В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма.

В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.

Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). В искусство начинают проникать утончённость и аристократизм. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри мягко моделированные статуи, рельефы и росписи создают атмосферу просветлённости и гармонической ясности. В рельефах обработка поверхности камня стала тоньше. Развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.).

Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.). Стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон - современный Эль-Амарна). Шедеврами древне-египетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем).

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-1.jpg" alt=">Первобытное искусство. Этапы развития и их краткая характеристика. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-2.jpg" alt="> Периодизация. Каменный век: Палеолит 40 -12 тыс. до н. э. Мезолит"> Периодизация. Каменный век: Палеолит 40 -12 тыс. до н. э. Мезолит 12 -8 тыс. до н. э. Неолит 10 -4 тыс. до н. э. Бронзовый век: 2 тыс до н. э. Железный век: с 1 тыс до н. э.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-3.jpg" alt="> Живопись При создании наскальной живописи первобытный человек "> Живопись При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-4.jpg" alt="> Скульптура В глубокой древности для искусства человек использовал подручные "> Скульптура В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-5.jpg" alt="> Культурные эпохи палеолита: Ориньякская эпоха (поздний палеолит, Франция(пещера Ориньяк)) "> Культурные эпохи палеолита: Ориньякская эпоха (поздний палеолит, Франция(пещера Ориньяк)) Эпоха Солютре Внешний мир пользуется большим Эпоха Мадлен вниманием, чем человкек. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь Свидерская эпоха. законы природы. Символическая форма, условный характер изображения. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-7.jpg" alt=">Женские Женская головка из фигурки из Брасемпуи камня и"> Женские Женская головка из фигурки из Брасемпуи камня и кости с гипертрофиров анными формами тела и схематизирован ными головами. Культ матери- прародит ельницы. Сходство находок между отдаленными областями(Франции, Италии, Австрии, Чехии, России)

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-8.jpg" alt="> Женские фигурки. Рис. 28. 1. 1. 2. Палеолитические"> Женские фигурки. Рис. 28. 1. 1. 2. Палеолитические фигурки славянской богини Макоши, слева направо: 1 - Макошь из Костёнок, Россия, 42 -е тыс. до н. э. ; 2 - Макошь из Гагарине Россия, 35 - 25 -е тыс. до н. э. ; 3, 4 -Макоши из Триполья, Украина, 5 - 4 -е тыс. до н. э. ; 5 - Макошь из Выхватинцев, Молдавия, 3 -е тыс. до н. э. ; 6 - Макошь из «Греции» , Греция, 6 - 4, 5 - е тыс. до н. э. ; 7 - Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 - 4, 5 -е тыс. до н. э. ; 8 - Макошь из Халафа, Сирия, 5 -е тыс. до н. э. ; 9 - Макошь бадарийской культуры, Египет, 5 -е тыс. до н. э. ; 10 - Макошь Эль- Обейдской культуры, Ирак, 6 - 4 -е тыс. до н. э. ; 11 - Макошь из Намазга Тепе, Туркмения, 4, 5 - 4 -е тыс. до н. э.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-9.jpg" alt="> Раненый бизон. Живописное "> Раненый бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере Ревущий бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-10.jpg" alt=">Живописные изображения на потолке Альтамирской пещеры (Испания, провинция Сантандер). Общий вид. Верхний палеолит, Мадленское"> Живописные изображения на потолке Альтамирской пещеры (Испания, провинция Сантандер). Общий вид. Верхний палеолит, Мадленское время Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-11.jpg" alt=">Роспись в пещере Ласко Два бизона. Лошадь. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-12.jpg" alt=">Пещера Шульган-таш ">

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-13.jpg" alt="> Мезолит и неолит. От присвоения готовых продуктов природы первобытный "> Мезолит и неолит. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, я- огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность глиняных сосудов. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-14.jpg" alt="> Мезолит Сцена сражения Валторат в "> Мезолит Сцена сражения Валторат в Испании Ритуальные танцы. Азербайджан. Охота на страусов. Пещера в Южной Африке Сцена из охоты на оленей. Альпера. Испания.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-15.jpg" alt=">Мезолит. Пластика. Женские фигурки. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-16.jpg" alt=">Петроглифы на скале в Норвегии ">

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-17.jpg" alt="> Эпоха бронзы: Мало петроглифов, исчезают изображения, распространяются поселения и"> Эпоха бронзы: Мало петроглифов, исчезают изображения, распространяются поселения и погребения(курганы) - ямная культура, надгробия- «каменные бабы» , мегалиты(мегос - огромный, литос -камень) Мегалитическая архитектура - менгиры, дольмены, кромлехи, трилиты, тулюмусы (без захоронений) Появление религиозных представлений, понятие о главенстве во вселенной.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-18.jpg" alt="> Эпоха Бронзы. Мегалитические сооружения. "> Эпоха Бронзы. Мегалитические сооружения. Аллея менгиров в Карнаке (Бретань). Начало эпохи бронзы. Менгир. Алтай. Дольмен в Крюкюно (Бретань). Начало Эпохи бронзы. Стонхендж близ Солсбери (южная Англия). Эпоха бронзы. Начало 2 тыс. до н. э

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-19.jpg" alt="> Век железа: Скифы Сибирь – азиатская "> Век железа: Скифы Сибирь – азиатская Европа – скифская культура европейская скифская культура Золото = огонь, солнце, царская власть, вечная жизнь

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-20.jpg" alt="> Гривна(шейное украшение) Век железа. Скифы. Бляшка. Сосуд со"> Гривна(шейное украшение) Век железа. Скифы. Бляшка. Сосуд со сценой охоты. Гребень.

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-21.jpg" alt="> Музыкальное искусство: Подобные этапы можно проследить и при изучении"> Музыкальное искусство: Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы» включал имитацию звуков природы - звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество - двух и трехзвучные мотивы. В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. При раскопках стоянки Молодова на правом берегу Днестра в Черновицкой области археолог А. П. Черныш нашел на глубине 2, 2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного оленя длиной 21 см с искусственно проделанными отверстиями. При изучении жилища из знаменитой Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. Предполагают, что «возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет

Src="https://present5.com/presentation/3/53897798_184277145.pdf-img/53897798_184277145.pdf-22.jpg" alt="> Вывод. Основные виды искусства: графика (рисунки и"> Вывод. Основные виды искусства: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. музыка - подражание звукам природы.

Осмысление реальности, выражение мыслей и чувств в символической форме - все это описания, которыми можно охарактеризовать искусство. Происхождение искусства кроется за веками тайны. Если некоторые виды деятельности можно проследить по археологическим находкам, то остальные просто не оставляют следа.

Теории происхождения

Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Происхождение искусства преподается в различных учебных заведениях. Исследователи разрабатывают гипотезы и стараются их подтвердить.

На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. Наиболее популярны пять вариантов, о которых мы поговорим далее.

Итак, первой будет озвучена религиозная теория. Согласно ей, красота - это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи. Следовательно, все плоды человеческого творчества обязаны своим появлением Творцу.

Следующая гипотеза говорит о чувственной природе феномена. Происхождение в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда. Мы можем его наблюдать у представителей животного царства. Среди сторонников версии можно назвать Спенсера, Шиллера, Фриче и Бюхера.

Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. Примером из животного мира могут быть брачные игры.

Древнегреческие мыслители считали, что искусство своим появлением обязано человеческой способности подражать. Аристотель и Демокрит говорят, что, подражая природе и развиваясь в рамках общества, люди постепенно смогли символически передавать ощущения.

Наиболее молодой является марксистская теория. Она говорит об искусстве как следствии производственной деятельности человека.

Театр

Театр как вид искусства зародился достаточно давно. Исследователи считают, что подобное представление возникло из шаманских ритуалов. В древнем мире люди сильно зависели от природы, поклонялись различным явлениям, просили духов помочь с охотой.

Для этого употреблялись разнообразные маски и костюмы, прорабатывались сюжеты, отдельно для каждого случая.

Однако те ритуалы невозможно назвать театральным представлением. Это были именно обряды. Для того чтобы определенную игру отнести к разряду зрелищного искусства, должен быть, кроме актера, еще и зритель.

Поэтому фактически рождение театра начинается в эпоху античности. До этого были неразрывно связаны разные действия - танец, музыка, пение и т. д. Впоследствии происходит разделение, постепенно формируются три основных направления: балетное, драматическое и оперное.

Поклонники игровой теории происхождения искусства утверждают, что оно появилось как забава, увеселение. В основном данное утверждение базируется на античных мистериях, где люди переодевались в костюмы сатиров, вакханок. В эту эпоху несколько раз в год устраивались маскарады, многолюдные и веселые праздники.

Впоследствии они начинают оформляться в отдельное направление - театр. Появляются работы драматургов, например, Эврипида, Эсхила, Софокла. Выделяются два жанра - трагедия и комедия.

После искусство театра было забыто. Фактически в Западной Европе оно рождалось заново - опять из народных праздников и гуляний.

Живопись

История уходит корнями в глубокую древность. До сих пор находят новые рисунки на стенах пещер в разных частях света. Например, в в Испании, Ниах-Кейвс в Малайзии и других.

Обычно для них смешивали красители с вяжущими веществами, например, уголь или охру со смолой. Сюжеты не отличались многообразием. В основном это были изображения зверей, сцены охоты, отпечатки ладоней. Данное искусство относится к палеолиту и мезолиту.

Позже появляются петроглифы. Фактически это та же наскальная живопись, но с более динамичным сюжетом. Здесь уже появляются увеличивается количество сцен охоты.

Однако некоторые исследователи происхождение изобразительного искусства относят к эпохе Древнего Египта. Именно в этом появляются строгие каноны разных жанров. В частности, изобразительное искусство здесь вылилось в скульптуру и монументальную живопись.

Если изучить древние рисунки, мы увидим, что это направление творческой мысли появилось из попыток человека скопировать, зафиксировать окружающую действительность.

Позже живопись представлена памятниками крито-микенского периода и древнегреческой вазописью. Развитие этого искусства начинает ускоряться. Фрески, иконы, первые портреты. Все это возникает в период первых веков до нашей эры.

Если фрески были особенно популярны в античности, то в Средние века большинство художников работали над созданием ликов святых. Только в период Ренессанса постепенно начинают выделяться современные жанры.

Так дало толчок для развития всей западноевропейской живописи. Караваджизм, например, значительно повлиял на фламандских художников. Позже развивается барокко, классицизм, сентиментализм и прочие жанры.

Музыка

Музыка не менее древнее искусство. Происхождение искусства относят к первым ритуалам наших предков, когда развивался танец, зарождался театр. В это же время появилась и музыка.

Исследователи уверены, что еще пятьдесят тысяч лет назад в Африке люди передавали свои эмоции с помощью музыки. Подтверждением этому служат флейты, которые находят археологи рядом со скульптурами в этом районе. Возраст статуэток - около сорока тысяч лет.

Гипотезы происхождения искусства, кроме прочих, не отметают и божественного влияния на первых творческих людей. Сложно представить, что скучающий пастух или охотник создает продуманную систему дырочек на трубке, чтобы сыграть веселую мелодию.

Тем не менее уже первые кроманьонцы использовали в ритуалах ударные и духовые инструменты.

Позже наступает эпоха древней музыки. Первая записанная мелодия датируется двухтысячным годом до нашей эры. Глиняная табличка с клинописным текстом была найдена при раскопках в Ниппуре. После расшифровки стало известно, что музыка записана терциями.

Этот вид искусства широко известен в Индии, Персии, Месопотамии, Египте. В этот период применяются духовые, ударные и щипковые инструменты.

На смену приходит старинная музыка. Это искусство, относящееся к эпохе от падения Римской империи до середины восемнадцатого века. В этот период особенно мощно развивалось церковное направление. Светский вариант представлен творчеством трубадуров, скоморохов и менестрелей.

Литература

История искусства и культуры более понятной и аргументированной становится, когда речь заходит о письменных источниках. Именно литература позволяет наиболее полно передать информацию. Если остальные виды искусства ориентированы в основном на чувственно-эмоциональную сферу, то последняя оперирует еще и категориями разума.

Наиболее древние тексты обнаружены в таких странах, как Индия, Китай, Персия, Египет и Месопотамия. В основном они были высечены на стенах храмов, камнях, вырезаны на глиняных табличках.

Среди жанров данного периода стоит упомянуть гимны, погребальные тексты, письма, автобиографии. Позже появляются повествования, поучения, пророчества.

Однако более обширной и развитой стала античная литература. Мыслители и драматурги, поэты и прозаики Древней Греции и Рима оставили потомкам неисчерпаемый клад мудрости. Здесь были заложены основы современной западноевропейской и мировой литературы. Фактически разделение на лирику, эпос и драму предложил Аристотель.

Танец

Один из самых трудно документируемых видов искусства. В том, что танец зародился очень давно, не сомневается ни один человек, однако определить даже примерные рамки вряд ли удастся.

Самые ранние изображения найдены в пещерах Индии. Там нарисованы человеческие силуэты в танцующих позах. Судя по теориям, происхождение искусства, кратко говоря, это потребность в выражении эмоций и привлечении противоположного пола. Именно танец наиболее полно подтверждает эту гипотезу.

До сих пор дервиши используют пляски для вхождения в транс. Мы знаем имя самой известной танцовщицы в Древнем Египте. Это была Саломея, родом из Идома (древнее государство на севере Синайского полуострова).

Цивилизации Дальнего Востока до сих пор не разделяют танец и театр. Оба этих вида искусства всегда шли в паре. Пантомима, японские выступления актеров, индийские танцовщицы, китайские карнавалы и шествия. Все это мероприятия, которые позволяют выразить эмоции и сохранить традицию, не используя слов.

Скульптура

Оказывается, что история изобразительного искусства неразрывно связана с остальными проявлениями творчества. Например, скульптура стала остановленным мгновением танца. Подтверждением служат многие статуи древнегреческих и римских мастеров.

Исследователями проблема происхождения искусства раскрывается неоднозначно. Ваяние, например, с одной стороны, возникло как попытка персонифицировать древних богов. С другой - мастера смогли остановить мгновения обычной жизни.

Именно скульптура позволила художникам передать чувства, эмоции, внутреннее напряжение или, наоборот, умиротворение в пластике. Застывшие проявления духовного мира человека фактически стали древней фотографией, которая сохранила в течение многих тысячелетий идеи и облик людей того времени.

Как и многие другие виды искусств, скульптура происходит из Древнего Египта. Наверное, самым знаменитым памятником является Сфинкс. Вначале мастера создавали украшения исключительно для царских дворцов и храмов. Значительно позже, в античности, статуи выходят на народный уровень. Под этими словами подразумевается, что с той эпохи украсить свой дом скульптурой мог любой человек, у которого хватит денег для заказа.

Таким образом, этот вид искусства перестает быть прерогативой царей и храмов.

Как и многие другие проявления творчества, скульптура в Средние века была в упадке. Возрождение начинается только с приходом Ренессанса.

Сегодня этот вид искусства переходит на новую орбиту. В комплексе с компьютерной графикой 3D-принтеры позволяют упростить процесс создания объемных изображений.

Архитектура

Искусство архитектуры, наверное, наиболее практичный вид деятельности из всех возможных способов проявления творческой мысли. Ведь именно зодчество объединяет в себе организацию пространства для комфортной жизни человека, выражение идей и мыслей, а также сохранение определенных элементов традиции.

Отдельные элементы этого вида искусства возникли, когда произошло разделение общества на слои и касты. Желание правителей и жрецов украсить собственные жилища, чтобы они выделялись на фоне остальных построек, впоследствии привело к появлению профессии архитектора.

Рукотворная реальность, упорядоченность окружающей среды, стены - все это создает ощущение защищенности. А декор позволяет художнику передать настроение и атмосферу, которые он вкладывает в постройку.

Цирк

Понятие «люди искусства» редко ассоциируется с цирком. Этот вид зрелищ часто воспринимается как развлечение. его основным местом были ярмарки и прочие празднества.

Само слово «цирк» происходит от латинского термина «круглый». Открытое здание такой формы служило местом для увеселения римлян. Фактически это был ипподром. Позже, после распада империи, в Западной Европе попытались продолжить традицию, но популярности подобная деятельность не получила. В Средние века место цирка заняли менестрели в народе и мистерии у знати.

В то время люди искусства больше сосредотачивались на том, чтобы понравиться правителям. Цирк же воспринимался как ярмарочное увеселение, то есть был низкосортным.

Только в эпоху Возрождения появляются первые попытки создать прообраз современного цирка. Необычные умения, люди с врожденными дефектами, дрессировщики животных, жонглеры и клоуны в то время веселили публику.

Не слишком ситуация поменялась и сегодня. Этот вид искусства требует недюжинной выносливости, умения импровизировать и способности к «бродячей» жизни.

Кинематограф

Ученые говорят, что человек осмысливает действительность через науку и искусство. Происхождение искусства, судя по теориям, связано с потребностью самовыражения и взаимодействия в обществе.

Постепенно развивались традиционные виды творческой деятельности, изобразительные и зрелищные искусства. Однако с развитием прогресса наступил этап совершенно беспрецедентных способов передачи мыслей, эмоций, информации.

Появляются новые виды искусства. Одним из них стал кинематограф.

Впервые людям удалось спроектировать картинку на поверхность с помощью «волшебного фонаря». Он базировался на принципе «камеры-обскуры», над которой работал еще Леонардо да Винчи. Позже появляются фотоаппараты. Только в конце девятнадцатого века удалось изобрести прибор, который позволял проецировать движущиеся изображения.

В начале двадцатого века говорили, что театр как вид искусства себя изжил. А с появлением телевидения это воспринималось как неоспоримый факт. Однако мы видим, что у каждого вида творчества есть свои почитатели, просто происходит перераспределение зрительской аудитории.

Таким образом, мы с вами разобрались в теориях происхождения искусства, а также поговорили о различных видах творчества.