Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание C2.
Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.
Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.
В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.
Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?
Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! - вскрикнул он. - Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?
И конечно, к нему.
Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.
И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, - появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.
Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, - сказал он, - да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!
Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:
Куда ты дела, разбойница, бумагу?
Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку?
А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.
Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!
Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.
А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!
А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я... Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!
Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит - да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»
Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».
С2. В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
Наряду с Н.В. Гоголем, А.С. Пушкин, Н. А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели, используя разные приёмы сатирического изображения (к примеру, говорящие фамилии, яркие эпитеты и метафоры, гиперболу, речевые и портретные характеристики), создали в своих произведениях образы провинциальных помещиков.
Провинциальных помещиков описывает А. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним Дмитрия Ларина, отца Татьяны. Он был «простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Таков и дядя Онегина: «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Эти добродушные лентяи прожили без всякой цели. Пушкин показывает и гостей на именинах у Татьяны: приехал толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков».
Целый ряд помещиков изображает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов. Один из них - Оболт–Оболдуев - «кругленький», «усатенький», «пузатенький, с сигаркою во рту». Именно таким видят помещика крестьяне, а уменьшительно-ласкательные суффиксы передают презрительное отношение к бывшему владельцу крепостных душ. Оболт-Оболдуев не осознаёт ничтожности собственного существования и тоскует по своей неограниченной власти - «казнить» или «миловать».
Сопоставление героев из разных художественных произведений позволяет сделать вывод: провинциальные помещики отличаются пустым, никчёмным времяпровождением, интересы их примитивны, убоги.
Рева Татьяна, 11 А класс 2013 г.
В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и в чем этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
Образы провинциальных помещиков представлены в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.
Пушкинские герои схожи с Плюшкиным некоторыми личностными качествами. Так, поэт подчеркивает низкий интеллектуальный уровень провинциальных помещиков, невысокие духовные запросы их. Интересы их не идут далее домашних забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне». Кроме того, эти герои у А.С. Пушкина индивидуализированы, они представляют собой характерные художественные типы. Наиболее характерно персонажи эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Здесь
А.С. Пушкин представляет нам образы в русле литературной традиции: к примеру, советник Флянов отсылает нас к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а «уездный франтик» Петушков, «задорный» Буянов, Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» словно предваряют героев Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». Характерны портретные детали. Пушкинский «уездный франтик» Петушков напоминает нам Манилова, во внешности которого было «чересчур передано сахару». Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком», конечно же, ассоциируется у нас с Ноздревым: Гвоздин, последний персонаж, напоминает нам гоголевского Плюшкина.
Таким образом, и А.С. Пушкиным, и Н.В. Гоголем были созданы определенные литературные типы, вполне реалистичные и узнаваемые.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова также мы встречаем образы провинциальных помещиков. Характерные черты их - самодурство, бездуховность, отсутствие подлинных, глубоких интересов. Такими героями у Некрасова являются помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин. Как и Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов критически оценивает этих персонажей, изображая их сатирическими красками. Авторское отношение заложено уже в самой фамилии героя - Оболт- Оболдуев. Авторская насмешка, едва уловимая ирония звучит и портрете этого персонажа:
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет.
В диалоге с крестьянами раскрываются такие черты помещика, как тоска его по прежней жизни, деспотизм и самодурство:
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Уцар-скуловорот!..
В описании же князя Утятина звучит откровенный авторский сарказм:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И - разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Этот герой также предстает в поэме деспотом и самодуром, человеком, выжившим из ума, отдающим нелепые приказы своим крестьянам.
Таким образом, герои романа А.С. Пушкина схожи с гоголевскими персонажами своими личностными качествами. Также отметим критический взгляд авторов на своих героев во всех трех произведениях.
Здесь искали:
- в каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков
- образы помещиков в русской литературе
- в каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и в чем их можно сопоставить с персонажем некрасовского произведения
В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других.
В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – самая яркая отрицательная фигура среди названных героев. Не случайно Н. В. Гоголь с горечью восклицает: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти
человек! мог так измениться!” Разве эти слова не подходят для характеристики героини пьесы Д. И. Фонвизина “Недоросль” крепостницы Простаковой?! Та же мелочность, гадость и подлость!
Ярким контрастом этим помещикам выступает герой романа Л. Н. Толстого Н. А. Болконский, отличный хозяин и прекрасный отец. Князь презирал праздный образ жизни, а потому “постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении”. Старый князь Болконский - расчетливый хозяин. Все дела он “делал обдуманно, неторопливо и в высочайшей степени аккуратно”. Несомненно, этот образ, нарисованный великим мастером,- пример для подражания.
Таким образом, могу сделать вывод, что провинциальное дворянство представлено в произведениях русской классики разнопланово и не все его представители похожи на героя Н. В. Гоголя.
Другие работы по этой теме:
- В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”? В качестве...
- В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя? Как...
- В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие...
- В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного...
- Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну...
- В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц? В качестве...
- Подумайте, в каких произведениях русской литературы герои попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным? В этом отрывке представлена...
В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.
Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?
Пояснение.
«Мёртвые души» - произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение.
Ответ: поэма.
Ответ: поэма
Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.
Пояснение.
Фамилия героя на месте пропусков - Манилов, сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
Ответ: Манилов.
Ответ: Манилов
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.
В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.
Пояснение.
Манилов был первым.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.
Татьяна Стаценко
В инструкциях ЕГЭ предлагают порядковые числительные записывать словами в именительном падеже. Данное задание внесено в базу РЕШУ ЕГЭ по материалам интернета, поэтому, вероятно, оно не в формате официальной демоверсии ФИПИ требует записи ответа.
Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?
Пояснение.
Портрет - воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа.
Ответ: портрет.
Ответ: портрет
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.
В приведенном отрывке персонаж характеризуется пословицей (ни в городе Богдан ни в селе Селифан). Установите соответствие между тремя другими персонажами и их «пословичными», фразеологическими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
А−3: Ноздрев исторический человек. Ноздрев (Н) - третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т. е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. Н. - разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты. Ноздрев - мастер «лить пули». Он лгун, но он лгун по принуждению. Он сознательно нанизывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.
Б−1: Собакевич неладно скроен, да крепко сшит. Собакевич Михайло Семеныч - помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры.
В−2: Плюшкин прореха на человечестве. Плюшкин Степан - последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно - даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.