Ночь перед рождеством образы героев. Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение. Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.

Цель:

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация

    Рабочая тетрадь, задание 48*.

Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?

    Рабочая тетрадь, задание 46.

Узнайте героев повести по их описаниям.

    «Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,

показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».

    «Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на

голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».

    «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие

года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».

    «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом

шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».

    «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

    Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и

лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.

    Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько

хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.

    Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я

до сих пор еще не видала.

    Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного пред

окнами.

    Беседа.

    Кто из героев олицетворяет в повести добро?

    Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

    Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.

    Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?

    Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

    Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?

Он приглашен к дьяку на кутью.

    Кто пытается помешать его планам и почему?

Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.

    Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?

Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.

    Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?

Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.

    Какую роль играет метель в судьбе Чуба?

Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.

    Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?

Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».

    Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?

Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.

    Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?

Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.

    Применение. Формирование умений и навыков.

    Определить, о ком идет речь в этих описаниях.

    Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.

    Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.

    Работа с текстом.

Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?

    Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

    От мороза горят щёки.

    Этан информации о домашнем задании

    Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).

    Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».

    Этан рефлексии

05.01.2015 4538 645 Макушева Елена Геннадьевна

Цели: учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении "Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков, помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;

воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.

Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести,

запись на доске: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина

домашней жизни народа, его маленьких радостей,

его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

(В.Г.Белинский.)

Ход урока:

1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока. Мотивация.

· - Психологический настрой.

2.Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Поэтизация верности и бескорыстной любви.

Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока.

Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя.

В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

3.Работа над темой урока.

3.1. Беседа.

Что мы знаем о жизни великого русского писателя Н.В.Гоголя?

С какой книгой мы познакомились? - Сколько повестей входит в ее состав?

Что мы узнали о жизни украинского народа? - Какие черты характера присущи украинцам?

Перечислите предметы народного быта.

3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

· (Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж?

· (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту?

· (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят (слайды).

– Что делает ведьма?

· (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

v Просмотр презентации

· А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)

· Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев.

v Работа с текстом.

3.3.Составление кластеров (работа в группах).

Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.

v 3.4.Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание . Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.

3.5.Работа по теории литературы.

Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: "Что за прелесть эти сказки!”.

v Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц; 2) Вакула летает на чёрте; 3) Царица подарила свои черевики.

v А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

3.6. Народные традиции.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь? Ответ : Рождество.

– О каких обрядах вы узнали? 1. Колядование. (Маскарад). 2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты, по-вашему, характерны для нашего народа? это: гостеприимство, уважение всех национальностей и вероисповедания.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского "...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

4.Рефлексия.

4.1. Викторина.

Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

(Класс разбивается на две группы)

Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить.

v Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)

7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)

9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)

-Молодцы!

4.2.Угадай героя .

В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».

v Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.

1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)

2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)

3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)

5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)

6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.