Немецкий музей достижений естественных наук и техники (Мюнхен). Экспонаты и выставки музея. Экспозиция «Горное дело»

Немецкий музей (официальное название Немецкий музей шедевров науки и техники) в Мюнхене является крупнейшим музеем науки и техники в мире. Здесь демонстрируется около 28 000 экспонатов из почти 50 областей науки и техники от астрофизики до биологии. Ежегодно около 1,5 миллиона человек посещают данный музей, который является государственным учреждением.

Немецкий музей является не просто выставкой, но и огромной игровой площадкой. Здесь посетители могут нажимать кнопки, переключать рычаги и трогать множество экспонатов, вовлекая себя в процесс изучения той или иной тематической области. В музее экспонируются объекты из около 50 предметных областей, начиная с сельского хозяйства и технологии производства пищевых продуктов, и заканчивая такими областями, как астрономия, химия, фото и кино, аэрокосмическая отрасль, математика, морские исследования, физика, музыкальные инструменты, планетарий, навигация, телекоммуникации, мостостроение и строительство тоннелей, гидротехническое строительство, определение времени и пр.

Для тех, кто имеет в своем распоряжении не очень много времени, могут сосредоточиться на основных пунктах музея. Наиболее популярным объектом является почти километровый туннель, темная шахта, идущая глубоко под музеем. Интересным для просмотра является авиационный отдел, а также подводная лодка U1 Императорского Флота 1906 года, имеющая длину 42 метра.

Уже в 1903 году, более чем за 20 лет до официального открытия текущей постройки музея, группа инженеров по инициативе Оскара фон Миллера основала «Немецкий клуб-музей шедевров науки и техники». Вскоре после этого Баварская Академия жертвует музею свои ценные коллекции. Первые экспонаты прибывают в музей из Германии и из-за рубежа. В ноябре 1906 года в старом Национальном музее на Максимианштрассе, сегодняшнем музее этнологии (), открывается временная выставка, а в присутствии кайзера Вильгельма II и принца-регента Луитпольда Баварского закладывается фундаментный камень на Угольном острове (нем. Kohleninsel), нынешнем Музеумсинзель.

Архитектурный конкурс на строительство здания Немецкого музея выиграл в 1906 году мюнхенский архитектор Габриэль фон Зайдль (нем. Gabriel von Seidl). Однако его проект был скорректирован благодаря многочисленным пожеланиям основателя музея - Оскара фон Миллера.

Первая мировая война и инфляция 1920-х поставила под угрозу строительство нового здания. Оскар фон Миллер использует свои хорошие контакты с промышленными ассоциациями для содействия строительству. После смерти Габриэля фон Зайдля в 1913 году управление строительством до 1919 года берет на себя его брат Эмануэль. Освальд Бибер (нем. Oswald Bieber) в конечном итоге доводит строительные работы к завершению в 1925 году. К 70-летнему юбилею со дня рождения Оскара фон Миллера, 7 мая 1925 года, состоялось торжественное открытие крупнейшего технического музея в мире.

Время работы

Ежедневно с 9:00 - 17:00

«Детское царство» (нем. Kinderreich) Немецкого музея (для детей в возрасте от 3 до 8 лет) закрывается в 16:45, последний прием в 16:00.

Сайт: http://www.deutsches-museum.de/

Адрес: Museumsinsel 1, 80538 Мюнхен, Германия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Музей достижений естественных наук и техники в Мюнхене широко известен просто как Немецкий музей. Видно, причина кроется в том, что это крупнейшее в мире собрание, посвященное естествознанию и технике. Его экспонаты демонстрируют возможности более чем полусотни отраслей науки. В коллекции собрано около 28 тысяч предметов. Поскольку задача музея - популяризация науки, здесь будет очень интересно детям, ведь экспонаты делают специальные знания доступными и понятными. Причем подача материала вызывает интерес не только у мальчиков, часто увлекающихся техникой, но и у всех людей, обычно не замечающих, как много вокруг предметов, появившихся благодаря развитию науки.

Некоторые экспонаты музея поражают своими размерами. Например, в зале мореплавания стоят огромные парусники. Рассматривая их, можно не только узнать о тонкостях морского дела, но и увидеть, как моряки обустраивали свой быт. За тем, как ходят суда разной формы, можно понаблюдать в специальной ванне. Но гораздо крупнее парусников - смертоносная ракета «ФАУ-2»: чтоб ее рассмотреть, надо подниматься вокруг нее по лестнице.

Зал, посвященный двигателям, демонстрирует не только развитие этой отрасли, но и наблюдательность людей. Конечно, создание двигателя внутреннего сгорания требовало серьезной умственной работы, но разве можно не оценить ум древних людей, научившихся использовать энергию воды и ветра? Сейчас ветряки опять возвращаются - современная планета нуждается в «зеленой энергии». Между прочим, здесь наконец-то можно понять, как летают самолеты. Специальная модель позволяет увидеть, как при наклоне крыла меняется его подъемная сила и в какой момент возникает турбулентность. Не менее интересны и экспонаты, рассказывающие о законах строительства мостов.

Для каждого в музее найдется что-то интересное. В математическом кабинете демонстрируются удивительные свойства чисел, в зале хронологии рассказывается о приборах для измерения времени, от клепсидр до сверхточных часов. В зале «Материалы и технологии» - выставка технических игрушек, от детских конструкторов до сложных механизмов. Поклонники музыки будут очарованы собранием инструментов, тут есть и маленькие губные гармошки, и громадные органы. А еще посетителей ждут невероятные приключения. Подняться в воздух на вертолете, познакомиться с пушистым котенком-роботом, спуститься в шахту и увидеть, как работают горняки, вызвать молнию (безопасную для окружающих) или создать радугу - от такого никто из детей не откажется.

Для деток от 3 до 8 лет в музее создано Детское королевство - 1000 развлечений, помогающих познавать законы механики, оптики, акустики, знакомиться с миром техники и просто веселиться, играя со светом или управляя рекой. Поскольку Немецкий музей просто необъятных размеров, полезно знать, что на его территории есть два кафе.

Всю коллекцию Немецкого музея можно посмотреть в трех различных корпусах. В здании на Музейном острове находится основная экспозиция, в Транспортном центре – автомобили, поезда и другие транспортные средства, в Авиационном филиале – самолеты, двигатели и многое, что связывает человека с воздушной стихией. После посещения всех этих мест я почувствовала, как мой кругозор значительно расширился, ведь я не только узнала множество интересных фактов, но и открыла для себя столько всего нового, о чем раньше не подозревала.

Но об этом читайте ниже.

Главный корпус Немецкого музея (Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik)

Немецкий музей достижений естественных наук и техники на Музейном острове поражает огромным количеством экспонатов. Впервые я услышала о нем на уроках немецкого языка в школе, после чего долгое время хотела там побывать. И вот моя мечта сбылась, мы (я, моя мама, брат и сестра) отправились туда.

Перед нами предстало серое здание с башней, на которой можно увидеть четыре метеорологических прибора: термометр, барометр, гигрометр и анемометр. По ним можно получить точное представление о погоде. Это своеобразный символ музея.

Интересно, что российским туристам больше полюбилось название «Немецкий политехнический музей», что является не совсем точным и правильным переводом.

История Немецкого музея

У Немецкого музея богатое и интересное прошлое, о котором вам обязательно расскажут во время экскурсии. Но если решите самостоятельно прогуляться по залам, то ознакомьтесь с ним, чтобы комфортно себя чувствовать. В нашем случае всю историческую часть выучила мама и рассказывала ее, пока мы путешествовали по этому удивительному зданию.

Открытие

В 1885 году в семье литейщика родился мальчик Оскар фон Миллер. Через много лет он решает стать инженером, поступает в Высшую техническую школу. Юноша был усердным студентом и успешно окончил учебное заведение.
Затем он открывает собственную инженерную фирму, которая работает в области энергетики. Оскар строит гидроэлектростанцию и обеспечивает город Фюльстенфельдбрук (довольно сложное для русского человека название) электричеством. Это была первая местность в Баварии, где улицы ночью стали освещаться. Кстати сказать, электростанция работает до сих пор, и ее охраняет государство.

Казалось, вся жизнь вела Оскара к этому моменту – в 1903 году на собрании Объединения немецких инженеров он предлагает создать музей, который соберет в себе шедевры техники и естествознания. Своеобразный Лувр, но только для научных произведений!
Прошло еще три года, и подобная экспозиция была открыта. Она представляла собой собрание экспонатов на тему математики и физики.
В том же году на Угольном острове на реке Изар было решено построить здание для музея. Но открылось оно только в 1925 году из-за затянувшейся Первой мировой войны, то есть только спустя 22 года после предложения. Так началась история постоянной экспозиции музея.
Оскар фон Миллер стал первым директором. В основу музея им был положен принцип интерактивности. До сих пор здесь можно увидеть всевозможные рычаги и кнопки, которые приводят в действие механизмы, а также развивающие игры, интересные не только для детей, но и для взрослых. Единственное, что мне не понравилось в музее – описания экспонатов, написанные в сложном научном стиле.

Послевоенные годы

Вторая мировая война не пощадила многие достопримечательности Мюнхена, в том числе и Немецкий музей. Он был вновь открыт только спустя три года после окончания военных действий.


После он неоднократно расширялся, возник Авиационный филиал, а позднее и Транспортный центр.

Как добраться до главного корпуса Немецкого музея

Расскажу об одном из самых простых вариантов, которым я всегда пользуюсь. Вам нужно доехать до станции метро Isartor (ворота Изара). Подойдут все линии городской электрички (S-Bahn).


На выходе из метро поворачиваете направо и идете по улице Zweibrückestraße. Переходите через мост и еще раз направо на улицу Museumsinsel. Еще пара минут, и вот вы уже около входа в музей (он находится во внутреннем дворике).


Второй вариант подойдет тем, кто живет в районе следующих станций: St. Emeran, Holbeinstraße, Herkomerplatz и других, которые отмечены на карте красным цветом. Тогда вы садитесь на трамвай № 16 и приезжаете прямо к Немецкому музею.


Если вы решите ехать на машине, то точный адрес этого места: Museumsinsel, 1.

Но я советую добираться на общественном транспорте, поскольку отыскать парковочное место будет довольно проблематично. Поблизости есть общественная платная парковка – Parkgarage Böhringer. Она находится по адресу: Baaderstraße, 6. Цены таковы:

  • до 30 минут – 1, 60 €,
  • до часу – 2, 80 €,
  • до двух часов – 5 €,
  • до трех часов – 7 €,
  • за день – 18 €.

И другая возможность припарковаться в Parkhaus am Gasteig. Адрес: Rosenheimer Straße, 5. Стоимость ее: 2,50 € за час, за день – 22 €.

Что посмотреть в главном корпусе Немецкого музея

Коллекция немецкого музея просто огромна, даже если у вас будет целая неделя, то вы не сможете подробно рассмотреть все экспонаты. Поэтому советую заранее выбрать интересующие вас отделы и посетить только их.

Горное дело

Это отделение находится на -1 этаже. Оно не только занимательное, но и по-настоящему загадочное. Спустившись вниз по лестнице, я увидела молельную комнату с небольшим органом. В таких помещениях с конца XVI века собирались рабочие. Они слушали музыку, молились и получали задание на новую рабочую смену.


Я нажала на кнопку рядом с экспонатом, и заиграла органная музыка. Печальная и трогательная. После этого мне пришлось спуститься еще ниже и пройтись вниз по туннелям из камня и дерева. Мое небольшое путешествие чем-то напоминало фильмы ужасов, поскольку я оказалась здесь совершенно одна (мои родственники на тот момент уже устали и решили остаться наверху), а по помещению гулял ветер. Довольно часто мне встречались манекены и предметы, которые изображают работы под землей в разное время.

Нанотехнологии

«Новейшие технологии на -1 этаже...» Услышав эти слова, моя сестра захотела первым делом сходить туда, поскольку очень интересуется изобретениями, которые могут изменить нашу жизнь. Но тут же расстроилась: все надписи были представлены только на немецком языке с большим количеством сложных для понимания ребенка технических подробностей.
Единственный экспонат, который запомнился нам обеим – «говорящие головы» .


Каждая представляет собой определенного человека. Моя сестра подошла к небольшому планшету рядом с ними и выбрала фотографию одной из женщин. Голова сразу же принялась рассказывать о своей жизни, где родилась, кем работает, при этом не забывая открывать рот. И это было уже на понятном немецком языке.
Маме же показалось, что это выглядит скорее пугающим, чем познавательным.

Морское дело

На 0 и -1 этажах находится большая коллекция кораблей и судов. В этом отделении множество различных макетов.
Меня особенно впечатлил рыбацкий парусник HF 31 Maria. Он кажется огромным по сравнению с другими, представленными здесь. Длина его почти 19 метров, а высота – 5.


История кораблика весьма необычна. В 1880 его построили, на нём ходил по морю рыбак Баде. Не прошло и двух лет, как случилась трагедия: корабль попал в бурю и пошел ко дну вместе со своим владельцем и двумя сыновьями рыбака. Но на этом судьба парусника не закончилась, судно достали со дна и продолжили на нем работать. В 1957 году Немецкий музей приобрел парусник и отреставрировал его до первоначального состояния.

Можно посмотреть внутреннее устройство корабля, спустившись по лестнице на -1 этаж. Там же продолжение водной экспозиции.
На самом нижнем этаже находятся старинные подводные лодки. Интересной мне показалась первая оригинальная (не макет) немецкая подлодка U-1. Абсолютно не представляю, как работникам музея удалось ее сюда втащить!

Она продемонстрирована в разрезе, так что можно увидеть каюты офицера, капитана и простых матросов.


В Германии подобные судна стали строить позднее, чем в других странах. Начиная с 1904 года концерн Круп развивал эту отрасль и даже произвел три подводные лодки для России. U-1 была испытательной подводной лодкой, в Первой мировой войне на ней проводились учения.

В 1919 году она должна была быть уничтожена, как и другие подлодки. Но Оскар фон Миллер приобрел ее для музея.


А этот причудливый аппарат для ныряния в 1924 году изобрел Фридрих Галл. Весит такой целых 380 килограмм! Он был погружен под воду вместе с человеком внутри в баварское озеро Валшзее на глубину 160 метров.
Кроме того, вы можете прогуляться по воссозданной палубе корабля, посмотреть каюты разных классов, ходовую рубку, присесть на деревянное кресло и послушать звуки моря и крики чаек.
Моему маленькому брату очень понравилось здесь не только из-за того, что он обожает всевозможные плавающие средства, но и потому, что в музее есть развивающие игры. К примеру, в специальном бассейне можно смотреть и управлять кораблями с разной формой обтекаемости.

Детская комната

Находится на 0-м этаже, обязательно советую вам туда сходить, если с вами дети или подростки. Различные игрушки собраны в этом месте: водные механизмы, пожарная машина (в которой можно посидеть), помещение с музыкальными инструментами, где ребенок сможет почувствовать себя маленьким музыкантом. Есть и огромная гитара, в нее можно залезть. Мои брат с сестрой были просто в восторге! Помните, детей оставлять одних здесь нельзя, они могут поранить себя.
В тот день, когда я последний раз была в музее, детская комната была закрыта. Работник музея сообщил мне, что с 5 июня 2016 года она откроется после реконструкции. Думаю, к старой коллекции игрушек обязательно прибавиться что-нибудь новенькое.

Воздушный транспорт

Экспозиция располагается на первом этаже, прямо над отделением морского дела. Здесь представлены летательные аппараты, создаваемые аж с 1918 года. Воздушные шары, птичьи крылья, способные поднять человека в воздух, монопланы, военные самолеты, модели дирижаблей и даже воздушные змеи.
Мне особенно запомнились следующие экспонаты:
  • Первый – это небольшой интерактивный разноцветный воздушный шар. Он изображает первый человеческий полет, который состоялся в 1783 году. Изобретение стало настоящей сенсацией. Игрушечный летательный аппарат быстро поднимается ввысь, стоит нажать на специальную кнопку.

  • Второй – алый самолет Fokker Dr.I времен Первой мировой войны. Его первый полет состоялся в 1917 году. Подобные самолеты использовались в качестве истребителей. После войны многие изобретения были отданы для обучения пилотов. На сегодняшний день таких летательных аппаратов сохранилось очень мало.

В этом зале вы можете попробовать управлять моделью самолета, потянуть в разные стороны штурвал и посмотреть, как от этого будет меняться положение машины.


Выставка самолетов 1918-1945 годов и современных, к сожалению, закрыта на реконструкцию до 2019 года.

Фармацевтика

Всех врачей, безусловно, привлекает этот раздел. Здесь можно увидеть небольшую аптеку прошлого. Сосуды на полках были собраны из различных специализированных хранилищ, они относятся к XVII и XVIII векам. Есть здесь и фармацевтическая печь, которая раньше была неотъемлемой частью подобных заведений.


Также в отделе есть записи о таких заболеваниях, как рак, бронхиальная астма, атеросклероз, туберкулез и других.
Можно узнать об особенностях работы различных органов человеческого организма.


Мне же запомнился небольшой игрушечный человечек, больше похожий на куколку. Подобные вещи делали в Древнем Египте из корня мандрагоры. Их носили в качестве талисманов, считалось, что они воздействуют на людей успокаивающе и увеличивают сексуальное желание.

История музея

Мы вошли в светлый мраморный зал. Прямо на входе памятная табличка, рассказывающая об основателе музея Оскаре фон Миллере.


В этом помещении также висят портреты выдающихся личностей: философа, физика, юриста Готфрида Вильгельма Лейбница, математика Карла Фридриха Гаусса, химика-экспериментатора Роберта Вильгельма Бунзена и других.

Симулятор авиаполетов DA 42 NG

Этот экспонат занимает на 2 этаже особое место. Музей приглашает специалиста, который управляет виртуальный самолетом. А сотрудник музея комментирует на немецком языке его действия. На шоу слетается посмотреть множество посетителей. Представление проходит на трёх мониторах. Но меня, если честно, оно не очень впечатлило. За штурвалом посидеть не пускают, видимо, боясь того, что посетители сломают дорогой тренажер. Кстати, подобные изобретения используют в авиашколах для подготовки пилотов.


Показы проходят каждый день в 11.00 и 15.00.

Музыкальные инструменты

Мне, как человеку, который 7 лет ходил в музыкальную школу, очень хотелось посетить именно этот зал. Здесь собрано более 700 различных копий музыкальных инструментов аж с бронзового века и до наших дней. Клавишные, духовые, ударные и многие другие... Глаза просто разбегаются!
Мне понравилась виолина (Violina Phonolizt). Это музыкальное изобретение, созданное в 1912 году, использовалось в немом кино в качестве музыкального сопровождения. Подобный инструмент также можно было встретить, совершая путешествия по морю в 1904–1926 годах на суперэлитных кораблях.

Интересным мне также показался орган с крутящимися фигурками, который по своему устройству больше похож на музыкальный автомат. Он был сооружен в 1869 году. Когда дамы в XIX веке хотели танцевать вальс, они просили открыть большую шкатулку, и из нее начинала играть музыка. Музыкальные композиции можно было чередовать, так как их было несколько, или выбирать понравившуюся. Вот так и развлекались.


Моего брата заинтересовал музыкальный инструмент под названием терменвоск. Управляя движениями рук, из него можно извлекать поистине неземную музыку. Удивительно, но этот электромузыкальный инструмент был создан в 1920 году советским изобретателем Львом Терменом. На нем можно исполнять любые произведения: от классических до современных.


Интересно, что на терменвоске играли А. Эйнштейн, В. Ленин, Ч. Чаплин, а теперь можете попробовать и вы. Прямо в Немецком музее!

Керамика

Здесь можно встретить различные изделия, которые являлись и являются незаменимыми для любой хозяйки: тарелки, кувшины, вазы...


На этом стенде представлены арибаллы.


Это древнегреческие сосуды, которые использовались для хранения ароматических жидкостей и масел еще в 6 веке до нашей эры!

Измерение времени

На 3 этаже собрана огромная коллекция различных часовых механизмов. Признаюсь, такого количества часов я не видела за всю свою жизнь. Золотые, деревянные, с двигающимися фигурками и вылетающими кукушками... Чего только не придумал человек!


На мой взгляд, самыми красивыми выглядят золотые часы 1560 года, которые были сделаны в Австрии в городе .

Измерение массы

Весы различных народов и стран можно увидеть здесь. К примеру, огромные древнеегипетские.


Думаю, египтяне полагали, что на подобных приборах будут взвешивать их грехи и добрые поступки в загробной жизни.

Математика и информатика

Две экспозиции расположились рядом, наверное, потому что эти науки неразрывно связаны друг с другом.
Здесь собраны различные математические инструменты, которые используют для всевозможных измерений и вычислений, компьютеры разных времен и многое другое.
«Математика – я ее и в школе не переношу, так еще и здесь», - повторила моя сестра раз десять. Но была приятно удивлена, поскольку в отделе находится так называемый математический кабинет. Тут она провела целый час, играя в развивающие игры.


Особенно интересной мне показалась статистическая машина Германа Холеритта. Изобретатель родился в штате в семье немецких эмигрантов. В 1884 году он построил это оборудование. Прибор работал так: сведения заносились на перфокарту вручную с помощью специального устройства. Машина использовалась для переписи населения. Каждая позиция на плотной перфокарте обозначала определенный признак (семейное положение, вероисповедание и т.п.).


Не забудьте заглянуть к роботу ARMAR II, который грустит за стеклом и ждет гостей. К слову, ARMAR был собран в 2000 году и мог бы стать хорошим помощником в домашнем хозяйстве.


Робот может сам накрывать на стол, загружать посуду в посудомоечную машину и даже заучивает некоторые движения.

Астрономия

На 3, 4 и 5 этажах – экспозиция, связанная со звездными светилами и научными открытиями в этой области. Здесь можно встретить модели наиболее известных космических ракет. Среди них российские «Восток» и «Союз». Здесь же знаменитый «Сатурн-5». С ее помощью американцы отправились на Луну.


Мы также обратили внимание на луноход и скафандр, которые использовались в США. После просмотра брат изъявил огромное желание стать космонавтом и просил хотя бы примерить «этот белый костюм».

Смотровые площадки

Они располагаются на 6-м этаже. Отсюда открывается красивый вид на центр города, можно увидеть Новую ратушу и Фрауенкирхе. В хорошую погоду здесь много туристов, большинство из них сразу начинает фотографироваться, но есть и постоянные посетители музея, которые принимают на лавочках солнечные ванны.



Мне же особенно нравится здесь фотографировать. Мои труды вы можете оценить выше.

Планетарий

На 6-м этаже один из лучших планетариев мира. Его ежегодно посещает около 80 тысяч человек.
В него вы можете попасть, купив билет за 2 €. Он открыт для детей с 6 лет. Малышей туда, к сожалению, не пускают. Это объясняется тем, что программа длится долго, и в помещении достаточно темно, что может напугать карапузов.
Обычно сеансы показов проходят каждый день в 12.00 и 14.00. По времени это занимает 30 минут.
Занимательный факт: инициатором создания подобного заведения был основатель Немецкого музея Оскар фон Миллер. В 1895 году здесь был открыт самый первый планетарий на планете.

Программы:

  • Ночное небо Мюнхена. В этой серии вы увидите, как меняется небо города за весь год. Начало в 12.00.
  • От Земли к звёздам. Вы побываете на космической орбитальной станции, узнаете о наблюдениях за звездным небом в древности и сможете попутешествовать сквозь время и пространство. Начало в 14.00.

Также здесь проходят различные кинопоказы для всей семьи, с их расписанием вы можете ознакомиться .

Где перекусить в главном корпусе Немецкого музея

Мы прошагали по музею около трех часов, и дети проголодались. Я посмотрела на карту и увидела сразу несколько заведений, где можно поесть.

Музейный ресторан

Его мы и выбрали. Он располагается на нулевом этаже. Как мне показалось, заведение больше похоже не на ресторан, а на приличную столовую с самообслуживанием. Мама сразу взяла детям суп (за маленькую тарелку заплатили 2,90 €, за большую 4,90 €). Я предпочла супу баварскую сосиску с квашеной капустой за 6, 90 € и не прогадала. Мама выбрала спагетти за 6,50 €. К слову, цена горячих блюд колеблется от 6 до 11 €.


Если вы не сильно проголодались, то можно выпить чашечку чая или кофе (от 2 до 3 €).


Приятная и спокойная атмосфера располагает к хорошему приему пищи. Кроме того, если на улице жарко, то вы можете посидеть на балконе с видом на внутренний дворик. Так мы и сделали.

Кафетерий

За несколько своих путешествий по Немецкому музею я обнаружила еще два места, где можно перекусить.
На -1 этаже рядом с отделом нанотехнологий и на 3 этаже недалеко от математического кабинета.
Здесь вы за ту же самую сумму можете выпить любой напиток или перекусить. Правда, выбор не такой большой, как в музейном ресторане.

Учтите, что все кафе закрываются в среднем за час до окончания работы музея, но иногда и раньше.

Шоппинг в музее

Прямо при входе в Немецкий музей есть небольшой магазин, который заполнен различными открытками (3 €), развивающими игрушками (от 20 до 50 €), моделями изобретений (от 5 до 50 €), редкими камнями (средняя цена 5 €), необычными часами (от 30 до 100 €), книгами и многим другим.
Цены здесь весьма разнообразные, и можно найти сувенир на любой кошелек. Редко встретишь человека, который выходит из лавки совсем без покупок.


Мне больше всего понравились, и я купила очки 3D-реальности, которые стоили 55 €. Они работают от телефона и несколько расширяют пространство. Мы развлекались с ними около недели и в основном на улице, так как дома натыкались на мебель.

На втором этаже в здании музея можно купить изделия из стекла. Например, стеклянного олененка, похожего на Бэмби (38 €) или маленького симпатичного тюленя (9,50 €).

Интернет

На территории здания и двора есть бесплатный WI-FI, поэтому в перерывах между осмотром разных экспозиций можно отправить фотографии друзьям или связаться с родными.

Фотосъемка

В Немецком музее разрешено использовать любой фотоаппарат без штатива.

Авиационный филиал Немецкого музея (Deutsches Museum Flugwerft Schleißheim)

Одна из интереснейших экспозиций расположилась рядом со старым аэродромом, на севере от Мюнхена. Огромное количество самолетов, вертолетов и летательных аппаратов разных эпох – все это можно посмотреть в Шляйсхайм.


Белое здание со взлетной полосой на фоне зеленого массива сразу бросается в глаза.

История Авиационного филиала

В далеком 1912 году на этом месте было создано подразделение Баварской королевской авиации. Во времена Первой мировой войны в Шляйсхайме размещался запасной авиационный батальон. Затем в Германии к власти пришел Гитлер, и здесь начали готовить пилотов, которые летали на истребителях. После поражения в войне аэродром отошел США и американцы использовали его до 1980 годов. В 1992 году здесь был открыт филиал Немецкого музея.

Как добраться до Авиационного филиала Немецкого музея

Есть вариант доехать на городской электричке. Для этого нужно выбрать линию S1 и направляться до остановки Oberschleißheim.


Потом придется пройтись пешком 15-20 минут.

Можно доехать и на машине. Точный адрес: Oberschleißheim, Ferdinand-Schulz-Allee. Рядом есть бесплатная парковка, на которой почти всегда найдется свободное место.

Если вы решите ехать летом, то знайте, что здесь очень много людей, катающихся на роликах и велосипедах, поэтому нужно быть максимально осторожным.

Что посмотреть в Авиационном филиале

В этом разделе я перечислила далеко не все экспонаты, а только те, которые показались мне наиболее значимыми и запоминающимися.

Первые летательные аппараты

В первом зале нас встречает необычная летательная машина Otto-Doppeldecker. Впервые она была построена в 1912 году на заводе «Летательные машины Густава Отто» и на сегодняшний день реконструирована по фотографиям Немецким музеем. Вместо двигателя у этого аппарата был автомобильный мотор.


Также привлек наше внимание воздушный шар «Дракон». Подобные воздухоплавательные машины выпускались, начиная с 1909 года.


Их использовали не только в качестве развлечения, но и в научных целях. Например, замеряли движение воздушных потоков на высоте.

Яковлев ЯК-50 появился на свет в 1979 году. Самолет, показавший лучшие результаты в высшем пилотаже среди всей техники, выпущенной в 70-х годах. Его максимальная скорость 420 км/ч. С 1993 года машина обрела новый дом в Немецком музее.


Этот зеленый самолет с красной звездой – Антонов АН-2. Его первый полет состоялся в 1947 году. Огромными партиями выпускался в СССР, Польше и Китае. Использовался для разных целей, в том числе для транспортировки гражданских и военных лиц, для работ в сельском хозяйстве и наблюдения за природой. Кстати, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самолет, который выпускается уже 60 лет.


Еще одно изобретение советского производства – Микоян/Гуревич МИГ-21 МФ. Относится к военным истребителям. Самый распространенный сверхзвуковой самолет.


Интересный факт, что с 1958 по 1984 года было выпущено огромное количество этих машин, они летали в 25-ти разных странах и участвовали во многих военных конфликтах. Лицензии на создание были у Китая, Чехословакии и Индии.

Военные самолеты

Самолет Fokker D VII. В январе 1918 года в Германии эта модель летательной машины, управляемая одним пилотом, была выбрана из 23 вариантов. И вот уже через три месяца появился истребитель. Всего их было выпущено около 760 штук.


Также интересен самолет Messerschmitt ME 262 – это немецкий истребитель, который участвовал во Второй мировой войне. Машина превышала скорость других самолетов своего времени. Но работы по совершенствованию этого летательного аппарата шли неспешно, поскольку цена на его изготовление была очень высокой.


Еще один военный самолет Heinkel He-111. Такие летательные аппараты использовались во время Второй мировой войны воздушными силами Германии как бомбардировщики. Всего было выпущено около 8 тысяч экземпляров.


Интересно, что у представленного экспоната британский мотор Rolls-Royce Merlin.

Учебные самолеты

Этот красненький самолетик под именем Focke-Wulf FW 44 J Stieglitz привлек внимание всей женской половины нашей семьи. Он был построен в Бремене. Его первый вылет состоялся еще в 1932 году. Затем его использовали для обучения воздушные силы Германии. Он и по сей день участвует в показательных полетах.


Этот летательный аппарат VFW 614/ ATTAS выглядит самым большим среди других. В него можно зайти и посмотреть, как устроена кабина пилотов и салон. Подобные машины умеют симулировать маневры различных самолетов.


Так, к примеру, летчики-испытатели тренировались управлять Airbus A380 за 10 лет до его первого вылета.

Мастерская

Поднявшись вверх по лестнице на второй этаж, мы в спокойной обстановке наблюдали, как мастера воздушного дела ремонтируют самолеты.


Что может быть более увлекательным, чем смотреть за тем, как работают другие?

Воздушный цирк

В центре большого зала работник музея запускает различные модели самолетов. Мы видели, с какой скоростью они летают, и следили за игрушками, которые выполняли функцию пилотов. Моему брату это развлечение очень понравилось. Жаль только, что нельзя было управлять ими самостоятельно.

Симулятор полетов

На то, что происходит в кабине пилотов, можно посмотреть каждый день в 11.15 и 15.00.


Сотрудники музея симулируют полет на пассажирском самолете, к сожалению, неизвестно, на каком именно.

Где перекусить в Авиационном филиале

Кафе в филиале открыто с 10.30 до 16.30.
Здесь вы можете выпить чашечку кофе (за 2 €), купить шоколадку в среднем за 4-5 €. К сожалению, тут нельзя плотно поесть.
Но рядом есть хорошее заведение „Zum Phönix“, что в переводе с немецкого означает «К фениксу». Если на улице жарко, то вы можете расположиться в тени пивного сада и заказать себе кружечку холодного немецкого пива (3,50 €), а детям – безалкогольные напитки (Coca-Cola, сок – 3 €). Нам запомнилось это заведение, поскольку прямо на территории есть площадка, где дети смогли поиграть.


Здесь можно от души наесться. К примеру, взять пиццу «Салями» (7, 40€), томатный суп с пармезаном (4, 60 €) или свиные медальоны с сырным соусом (12, 50 €).
Есть тут и детское меню (только для детей до 12 лет). Оно включает в себя пиццу «Маргариту» за 4,50, детские спагетти «Болоньезе» за 5 € и многое другое.


На десерт можно съесть вкуснейшую сладкую малину с двумя шариками ванильного мороженного и сливками за 5, 50 €.

Средний счет в кафе составит 10–15 €.

Показательные полеты

Иногда есть возможность посмотреть, как летают старые самолеты и модели летательных аппаратов. Расписание .

Шоппинг в Авиационном филиале

В этом же здании есть магазин с сувенирами. Можно приобрести магнитик (3 €), медвежонка-пилота (12 €), модель самолета (от 30 до 100 € в зависимости от размера) и многое другое.

Транспортный центр Немецкого музея (Deutsches Museum Verkehrszentrum)

Хотите взглянуть на автомобили и дорожный транспорт разных эпох – вам сюда. Впервые мне рассказали о нем мои друзья, которые были в восторге от представленной экспозиции, и вот я, выделив свободный день, отправилась туда.


Прямо на входе меня встретила смешная улитка с большущими глазами.


Она является своеобразным символом безопасного движения на дороге и как будто говорит: «Тише едешь, дальше будешь».

Как добраться до Транспортного центра Немецкого музея

Можно доехать до станции метро Schwanthalerhöhe. Для этого нужно воспользоваться линиями U5 (направление Laimer Platz) или U4 (направление Westendstraße).


А после этого пройтись пешком 5 минут.


Вариант 2 – воспользоваться городской электричкой, доехать до остановки Hackerbrücke. Этот путь подойдет вам, если хотите осмотреть окрестности.


Затем нужно 20 минут идти пешком. Эта дорога мне не нравится, поскольку можно легко заблудиться.


Еще один вариант – добраться на машине.

Точный адрес для навигации: Theresienhöhe, 15. В этом случае следует учитывать, что у центра нет специальной парковки. Но вы можете оставить машину поблизости, к примеру, на парковке Theresienwiesе. Цена вопроса:

  • 2,50 € за первый час,
  • каждый следующий час по 1, 50 €,
  • цена за день – 8 €.

Свободное место здесь можно найти почти всегда, но во время праздника Октоберфест сделать это будет достаточно сложно.

История Транспортного центра

Проект здания, где сейчас располагается музей, создал в 1907 году Вильгельм Бертш. Через год строительство было закончено, и в нем появились выставочные залы. В 1925 году здесь впервые представили экспозицию, связанную с транспортом. Участники из Германии и Австрии показали огромное количество последних разработок в этой области.

В 2003 году здесь был открыт Транспортный центр Немецкого музея.

Что посмотреть в Транспортном центре

Вся экспозиция состоит из трех залов:

  • Первый посвящен городскому транспорту. Здесь можно увидеть различные дорожные знаки и работающий светофор. Последний, кстати, регулирует движение туристов. Собрана огромная коллекция автомобилей.
  • Второй путешествиям. Всевозможные паровозы, машины и все, что помогало и помогает туристу.
  • Третий посвящен технологиям, которые были созданы, чтобы передвигаться быстрее. Здесь я долго не могла оторвать взгляда от игрушечной железной дороги, которая воссоздана в мельчайших деталях. Также тут находятся разнообразные велосипеды, мотоциклы, древние автомобили и гоночные машины. Удивительно, но здесь представлены лыжи и ролики.

Поезда

В Немецком музее я увидела множество разнообразных моделей всех времен. Некоторые экспонаты меня удивили и заставили пофантазировать о том, как раньше путешествовали и перевозили товары. Но об этом читайте ниже.

Первый электрический локомотив

Небольшое изобретение было создано Вернером Сименсом в 1879 году для демонстрации в торговом центре Берлина. Оно работало на батарейках, поэтому уехать на нем можно было не очень далеко.


По замыслу сверху на паровозике должен был сидеть машинист. Когда представляешь себе эту картину, то невольно улыбаешься, так как управляющий поездом напоминает не серьезного мужчину, а маленького мальчика.

«Пыхтящий Билли»

В 1814 году Вильям Хедли построил этот паровоз. Он использовался до 1862 года в угольной шахте. Среди населения изобретение приобрело такое прозвище за свой внешний вид и клубящийся дым. Настоящего имени паровоз так и не получил.

Обладатели лошадей жаловались, что животных пугает шум паровоза. Из-за этого был выпущен специальный указ, согласно которому паровоз должен был остановиться и пропустить повозку и только потом продолжить свой путь.


Копия, которая представлена в Немецком музее, была построена в 1906 году по инициативе Оскара фон Миллера. Удивительно, что этот паровоз до сих пор находится в рабочем состоянии.

Крокодил

Этот громоздкий квадратный локомотив только в 2000 году был перевезен в Немецкий музей. Просто не верится, что за 75 лет до этого он проехал более 4, 5 миллионов километров! Свое название он получил за длинные капоты, они напоминают носы зеленых хищников.

Высокоскоростной поезд ICE

Его часто можно увидеть на железнодорожных вокзалах в Германии. Такие ездят между городами и развивают скорость больше 230 км в час. К слову, российский «Сапсан» был разработан на базе этого изобретения.


Поезд, который представлен в Немецком музее, проехал 500 тысяч километров за 13 лет, после чего был списан.

Автомобили

Представленные авто никого не оставляют равнодушными. Каждый найдет себе что-то по душе и по интересам. Здесь и обычные седаны, и гоночные машины, и всевозможные грузовики. О том, что произвело на меня яркое впечатление, читайте ниже.

Audi Typ C «Alpensieger»

Многие сейчас мечтают о новенькой белой или черной Audi, но Немецкий музей предоставляет возможность посмотреть, как выглядела машина этой марки больше 100 лет назад.

Основатель компании Audi Август Хорьх выиграл на ней несколько ралли. Кстати, автомобиль был покрашен в темно-желтый, чтобы отдать дань уважения национальному цвету Австрии. Думаю, было бы интересно прокатиться в таком кабриолете!

Cadillac Series 62 Sedan

Нежно-розовый кадиллак сразу привлек к себе мое внимание. Я влюбилась в его глянцевый блеск и форму. Он был собран в США в 1959 году. В те годы автомобиль стоил около 5 тысяч долларов.

Понятное дело, что машина относилась к классу люкс. Обладает такими характеристиками, как усилитель руля, усилитель тормозов и автоматической коробкой передач. Думаю, что любители олд-таймеров заплатили бы огромные деньги, чтобы заполучить такой автомобиль в свою коллекцию.

Alfa Romeo 6C

Эта красная красотка несомненно привлекает внимание всех посетителей Немецкого музея. Прекрасная форма и ослепительный блеск – так и хочется на ней поехать.


Корпуса подобных авто разрабатывались в элитных салонах с 1925 по 1954 годы.

Volkswagen Transporter «Billi»

Простой, но прочный автомобиль. Эта машина напомнила мне о временах хиппи.


Я сразу представила себе компанию молодых людей, которые могли бы на нем путешествовать по всему миру. На самом деле их начали производить с 1950- х годов, то есть за десятилетие до расцвета этого популярного движения.

Шоппинг в Транспортном центре

На территории филиала есть магазин, в котором можно приобрести различные сувениры. К примеру, игрушечные модели автомобилей, представленных в Немецком музее. Их цена варьируется от 10 до 200 € в зависимости от размера.

Также можно купить книги на немецком и английских языках, рассказывающие о развитии той или иной отрасли машиностроения (их цена начинается в среднем от 25 €).

Где перекусить

Поблизости есть множество мест, где можно хорошо и вкусно поесть.

Мое любимое находится в 10-15 минут ходьбы от Транспортного центра. Это пивоварня Hacker-Pschorr.


Если вы не первый раз путешествуете по Германии, то наверняка слышали марку этого приятного на вкус пива. Самое лучшее, на мой взгляд, блюдо – стейк из индейки с картофелем, запеченным в фольге, с овощным салатом (Putensteak за 13,90 €). Обычно я также заказываю себе пиво Radler за 4, 50 €.


Средний счет здесь составит 20-25 €.

Часы работы Немецкого музея

Все филиалы и главный корпус открыты каждый день с 9.00 до 17.00. Билет можно купить до 16.30.

Выходные дни:

  • Новый год (31 февраля, 1 января).
  • Рождество (24-25 февраля) .
  • 1 мая - Страстная пятница (перед католической Пасхой, каждый год выпадает на разное время).
  • День всех святых (1 ноября) .
  • Карнавал (до католического поста перед Пасхой).

Цена билетов

В каждом корпусе своя:

  • Главный корпус:
    • для взрослых 11 €, ученикам и студентам 4 €,
    • семейный билет(родители со своими детьми до 15 лет) 23 €,
    • группа от 20 членов – 7 € с человека.
  • Авиационный филиал:
    • для взрослых 6 €, с
    • семейный билет 12 €,
    • для детей 6-15 лет, учеников и студентов – 3 €.
  • Транспортный центр:
    • для взрослых 6 €,
    • семейная карта – та же цена, что и в Авиационном филиале,
    • для детей 6 -15 лет, учеников и студентов 3 €,
    • взрослые группы от 20 членов – 4 € с человека.

Вход детям до 5 лет – бесплатно.

Обязательно возьмите с собой паспорт, если рассчитываете на скидку.


Хотите посетить главный корпус и филиалы, купите комбинированный билет за 16 €.

Напоследок

Советую вам посетить Немецкий музей на Музейном острове. Вы получите массу впечатлений от увиденного, особенно если пойдете туда вместе с детворой. Планируете поездку в на долгое время? Обязательно включите в программу аэродром Шляйсхайм. Если в вашей семье есть мальчики, посетите Транспортный центр, они будут очень довольны.

Есть что добавить?

Немецкий музей в Мюнхене (Deutsches Museum) (официальное название — Немецкий музей достижений естественных наук и техники (Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik)) – самый крупный из европейских технических музеев. Каждый день его посещают более 3,5 тыс. человек. Основали его в 1903 году с целью приобщить к достижениям прогресса население Германии. Инициатива создания учреждения принадлежала […]

Немецкий музей в Мюнхене (Deutsches Museum) (официальное название — Немецкий музей достижений естественных наук и техники (Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik)) – самый крупный из европейских технических музеев. Каждый день его посещают более 3,5 тыс. человек. Основали его в 1903 году с целью приобщить к достижениям прогресса население Германии. Инициатива создания учреждения принадлежала Оскару фон Миллеру – инженеру-электротехнику. Автором архитектурного проекта стал Габриэль Зайдль .

Музей занимает полностью территорию небольшого острова на реке Изар , который называется Музейный остров (Museumsinsel) . До создания этого комплекса островок постоянно затапливало, и пришлось выстроить там плотину.

В годы 2-й Мировой Немецкий музей был полностью уничтожен, но его за 3 года реконструировали. Вновь он открылся уже в 1948 году, стал ещё больше и содержательнее. Площадь залов составляет 55 тыс. м². в них собраны более 25000 экспонатов. Протяжённость всего маршрута, если обходить залы последовательно, составит больше 20 км (длиннее только путь по Эрмитажу). Существуют два филиала музея. Они находятся в Бонне и Шляйсхайме .

В Deutsches Museum много разных павильонов: химии, физики (всего 50 направлений по разным наукам). Есть отдельный павильон с подробностями устройства атомной станции. В музее можно увидеть угольную шахту, посмотреть на ретро-паровозы и на первую ЭВМ, забраться в реальную подводную лодку. Есть отдельные детские экспозиции, выставки для садоводов, сыроварня, аптека XVIII века, мастерская алхимика.

Экспонаты разрешается трогать; их можно приводить в действие, дёргать, крутить. С самого начала, по задумке господина фон Миллера, это было основной концепцией музея.

Туристов приводит в восторг железная дорога со станциями мостами и туннелями. Железнодорожные представления проводятся каждые 2 часа: на стены проецируют видео из кабины машиниста и ещё с десятка видеокамер.

В павильоне высокого напряжения дважды в день устраивают настоящие молнии с раскатами грома.

Нереально перечислить все выставки и экспонаты Немецкого музея. За один день их осмотреть невозможно, и многие посетители приходят сюда неоднократно. В музее есть планетарий, библиотека, Конгрессзал на 2,5 тыс. мест.

Museumsinsel 1 80538 München, Deutschland
deutsches-museum.de‎

Ехать трамваем 16 до остановки Deutsches Museum

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Полное название этого музея - Немецкий музей достижений естественных наук и техники. Заскочить туда мне удалось после завершения всех командировочных дел, в оставшееся "свободное" время. Основу успеха при этом составил удачно подвернувшийся паркинг, расположенный недалеко от музея, единственное свободное место в котором я и успел занять.

Музей этот, если немцы не врут не ошибаются, является крупнейшим политехническим музеем мира. Расположен он на так и называемом "Музейном острове", в центре Мюнхена. Площадь экспозиции составляет около 66 тыс. кв. м. при общем количестве экспонатов в 100 тыс. шт. Под экспонатами при этом понимаются, например, паровые машины, корабли (не только их модели), станки с ЧПУ, самолёты и т.п. довольно крупные объекты. Есть даже затащенная в подвал , о которой я уже докладывал по горячим следам.

В своём репортаже я постараюсь в разумном объёме представить его коллекцию, для чего разобью его на несколько частей. В этой (первой) части я просто сделаю общий обзор музея, а в последующих четырёх я более подробно рассмотрю наиболее интересные его части - авиация, космос, морская коллекция и промышленный отдел.

1. Общий вид главного корпуса музея:


Немецкий музей был основан в далёком 1903 г. В настоящее время он финансируется как из федерального (немецкого), так и земельного (баварского) бюджетов и является одновременно научно-исследовательским учреждением ("Forschungsinstitut für Technik- und Wissenschaftsgeschichte" - т.е. НИИ Истории науки и техники). Кроме 100 тыс. экспонатов, в его коллекциях находятся около 100 тыс. технических отчётов и 850 тыс. книг и прочих древних документов.

2. Вид на музейные корпуса, расположенные слева от главного входа:

3. Вид с крыши музея. Вдали виднеются Альпы:

4. Народ загорает на берегу местной речки Изар:

Ежегодное количество посетителей музея в последние 30 лет колебалось в пределах 1 - 1,5 млн человек. Это очень много, что сразу и бросается в глаза - в музей постоянно тянется не только поток туристов, но и целые школьные классы, а так же группы хорошо организованных и вооружённых пенсионеров.

5. Внутренний дворик музея:

6. Астрономические артефакты на крыше музея:

Коротко представлю основные (с моей точки зрения, разумеется) разделы музея. Начнём с авиации.

7. Немецкий экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП) EWR VJ 101, участники программы в 1960 - 1968 гг. - Heinkel, Messerschmitt и Bölkow. Построено было два экземпляра, один из них был потерян из-за отказа автопилота. Этот самолёт - первый СВВП, превысивший скорость звука:

8. Произведения немецкого авиапрома времён особо эффективного менеджмента (1933-1945). Messerschmitt Me 262 и Ме 163, а так же Fieseler Fi 103 (Фау 1):

9. Sikorsky S-55 / H-19 Chickasaw, очень похожий на наш Ми-4:

10. Самолёты выставлены в нескольких залах на нескольких этажах:

11. Рыбачий куттер "Maria" HF 31 в полный рост. Между прочим, этот объект 1880 г. выпуска:

20. Модель соответствующего космодрома:

21. Центр управления каким-то погодным спутником:

В завершение несколько фото политехнической коллекции.

22. Начиная с древней механизации...

23. и прочих ветряков:

24. ...продолжая первыми паровыми машинами:

25.

26. ...и завершая гидроэнергетикой:

27. Есть и весьма современные экспонаты, разумеется:

Update 22.02.2016:
Внимание! У Немецкого музея есть филиалы:

Выставка авиатехники Flugwerft Schleißheim по адресу Ferdinand-Schulz-Allee, 85764 Oberschleissheim (Germany), это на севере Мюнхена, рядом с древним, но всё ещё активным аэродромом,
- транспортный музей Deutsches Museum Verkehrszentrum по адресу Am Bavariapark 5, 80339 München (Germany) и
- оптимизированный для детей Deutsches Museum Bonn по адресу Ahrstraße 45, 53175 Bonn (Germany).

На сим завершаю этот анонс, и обещаю в обозримом будущем представить обзоры по отдельным экспозициям (но не филиалам!). Как обычно, немного полезной информации об этом гигантском музее:

Официальное название:
Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik (Немецкий музей достижений естественных наук и техники)

Адрес:
Museumsinsel 1
80538 München

Как добраться:
Пока границы открыты - на самолёте проще всего, до Мюнхена. А дальше поможет развитая сеть городского транспорта, ну, или пунктов по прокату машин. Второй вариент более гибкий, но сразу возникает проблема парковки в центре. Да и выпить много баварского (пива) не получится.
Если всё-же выбрать вариант с гор. транспортом, то для городских электричек нужная остановка называется "Isartor".
Так же подойдут:
- трамваи № 16 (до Deutsches Museum), № 17 (до Fraunhoferstraße) и № 18 (до Isartor);
- автобусы № 132 (до Boschbrücke), № 52 и № 62 (до Baaderstraße);
- поезда метро № 1 и № 2 (до Fraunhoferstraße).

Контакты:
Тел.: +49 89 2179-333
E-Mail: [email protected]

Расписание работы:
Ежедневно с 9:00 до 17:00 (касса до 16:00), кроме праздничных дней - их у немцев набирается где-то десяток в году, включая Рождество 24-25 декабря.

Сколько стоит: тут всё по традиции довольно сложно . Взрослый человек заплатит 11 евро, семейный билет (2 взрослых + их дети до 15 лет в количестве unlimited) обойдётся в 23 евро, дети до 5 лет проносятся бесплатно, они же в возрасте 6-15 лет платят по 4 евро, как и студенты ВУЗов и прочих ПТУ. Пенсионеры отдадут за билет 7 евро, если смогут доказать, что они старше 65 лет. Есть скидки для групп. Ежедневная обзорная экскурсия начинается в 13:15 и стоит 3 евро. Фотографировать можно бесплатно.

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея , у сайта есть версии на нем. и англ. языках
в Википедии (есть коротенький вариант на русском яз.)