Музыкальные инструменты из какого дерева. Материалы, применяемые для изготовления музыкальных инструментов, их акустические свойства. Дерево для электрогитары

Статьи о гитаре Просмотров: 157202

Почему гитары делают именно из дерева? Из какого дерева гитара лучше? Каково значение влажности и температурного режима хранения древесины? Итак, всё, что вы хотели знать о дереве для изготовления гитар, но боялись спросить

Влияние дерева на звучание гитары иногда недооценивают. Однако это крайне важный момент, давайте разберёмся в этом подробнее.
Что происходит, когда мы дёргаем струну? Правильно, она начинает вибрировать, а вибрация создаёт звук. Степень натянутости определяет высоту звука. Материал струны и её толщина влияют на тембр звука, т.е. на его окрас. Многие производители струн хвалятся своими новыми разработками, придающими гитаре особое неповторимое звучание. И это всё конечно иеет право на жизнь, но...
Если кто-нибудь играл на НЕподключённой электрогитаре, то он поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Представим, что перед нами не гитара, а просто натянутая струна. Если мы её дёрнем, то услышим жалкий писк. Звук образуется и тут же улетучивается. Никакой красоты звучания, силы, бархатистости мы не услышим.
Теперь дёрнем струну на акустической гитаре. Вот это уже звук! Откуда же он берётся? Звук, образуемый струной, загоняется в круглое (резонаторное) отверстие корпуса гитары. Там он резонирует о стенки корпуса и выходит обратно с многократным усилением. Резонирующее дерево здесь выполняет следующие функции:

  • Усиление звука
  • Придание звуку определённого тембра (окраски)
  • Увеличение сустейна (продолжительности звучания звука)

Почему именно дерево? Дело в том, что дерево придаёт струнным инструментам наиболее красивое звучание, это проверено тысячелетиями экспериментов. С развитием технологий появились и новые материалы, из которых иногда делают гитары, например, углепластик. На просторах интернета можно даже найти видео с гитарой, сделанной из воздуного шарика:)) В гонке за удешевением производства, многие бренды начали изготавливать бюджетные гитары из деревянной фанеры/ламината/шпона, причём многие из них звучат вполне прилично. Но всё равно нет ничего лучше гитары из массива дерева.
Дерево обладает уникальными характеристиками с точки зрения обработки звука. Оно плотное, но не настолько как камень. Оно гибкое и лёгкое, но при этом не хрупкое. В дереве есть множество глубоких пор, которых нет в пластике, это придаёт звучанию гитары особую бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

В гитаростроении применяется очень большое количество сортов дерева, вплоть до редких экзотических пород. Однако большинство гитар делается из ограниченного количества пород дерева, которые были выведены методом проб и ошибком. Именно эти породы обладают наилучшими звуковыми характеристиками. Причём для разных видов гитар подходят разные сорта. Важное значение имеет также сочетание разных сортов друг с другом, т.к. гитара состоит из разных элементов и каждый из них делается из отдельного сорта дерева. Рассмотрим, какие породы дерева для изготовления гитар используются в наше время.

Акустические гитары

Дерево для акустических гитар. Наибольшее влияние на звук имеет верхняя дека корпуса гитары. Верхняя дека акустических (в том числе и классических) гитар чаще всего делается из ели (spruce) . Ель обладает ярким, звонким и чётким звуком. Большинство инструментов производится из ситхинской ели (sitka spruce). Более дорогие инструменты делают из ели Энгельмана (Engelmann spruce), эта порода обладает чуть более мягким звучанием. В дорогих гитарах можно встретить верхнюю деку из красной ели (adirondack spruce). Это очень редкая порода, обладающая звуком, близким к ситхинской ели, но при этом более глубоким.
Вторая порода, из которой часто делают верхнюю деку акустических гитар - это кедр (cedar) . В сравнении с елью кедр обладает более мягким, обволакивающим звучанием, но при это менее звонким. Глупо задавать вопрос, какое дерево для гитары лучше, ель или кедр - о вкусах не спорят, они просто разные. Стоит также отметить, что звучание кедра неизменно, а хороший массив ели со временем улучшает своё звучание, прям как вино.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука, они обычно делаются из одной породы дерева.
Чаще всего задняя дека сделана из красного дерева (mahogany) . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Более дорогая порода задней деки - палисандр (rosewood) . Это очень красивый сорт - тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно - глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.
Иногда в задних деках можно встрерить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут ближе к красному дереву или палисандру.

Остальные элементы гитары (гриф, накладка, порожки) практически не влияют на звук, т.к. принимают минимальное участие в резонировании. Некоторые гитаристы говорят, что гриф влияет на сустейн (продолжительность звучания звука), а накладка грифа на "атаку". Насколько это правда, мне лично проверять не довелось. Гриф акустических гитар чаще всего делают из красного дерева, реже - из клёна. Накладка грифа в 90% случаев делается из палисандра (помягче), в дорогих профессиональных инструментах встречается чёрное дерево (ebony), которое обладает большей чёткостью и лучшей атакой. Но повторюсь, влияние этих элементов на общий звук мизерно.

Электрогитары

Одно время велись долгие споры влияет ли материал электрогитары на выходной звук? Аргументы против были довольно логичны: резонирующая коробка у электрогитары отсутствует, гитара резонирует мало, звук практически сразу улавливается звукоснимателями. Не так давно появился даже новый подвид - сайлент-гитара, у неё отсутствует корпус. Однако разбиваются о многочисленные эксперименты, которые показали, что дерево всё же влияет на характер звучания электрогитары, причём довольно ощутимо.

Больше всего на звук влияет корпус гитары. По сравнению с акустикой в электрогитарах можно наблюдать большее разнообразие сортов древесины. Вот наиболее распространённые:

  • Ольха (Alder). Это самая распространённая порода, из которой делается корпус электрогитар. Доступное дерево, звучит сбалансированно, ровно на всех частотных диапазонах. Это универсальное дерево, которое используется во всех жанрах.
  • Липа (Basswood). Примерно та же ситуация, что и с ольхой, у них даже структура древесины схожа. Однородное по структуре дерево, ровное и сбаланисрованное по звучанию, мало окрашивает звук. Выделяется середина, низы и верхи смягчены. В общем, универсальная порода, к тому же очень лёгкая. Липа является мягкой породой, поэтому её должен защищать хороший слой лака.
  • Красное дерево (Mahogany). Это дерево обожают поклонники тяжёлых стилей музыки, а таже сочного, плотного звука. Тембр тёплый, по частотам явный акцент на нижнюю часть середины, выраженные басы. Верхние частоты мягкие. Для того, чтобы придать верхам большую чёткость топ (верх) корпуса иногда делают из тонкого слоя клёна или его аналогов. Красное дерево относится к тяжёлым породам дерева.
  • Агатис (Agathis). Так называемое бюджетное красное дерево, хотя к красному дереву агатис никакого отношения не имеет, это отдельный сорт, относящийся к семейству сосновых. Просто по звучанию и цвету агатис ближе всего именно к красному дереву, отсюда и пошла путаница. Звук агатиса близок к махагону, но не такой сложный, более плоский. Это недорогое и лёгкое дерево, достаточно просто подвергается обработке. Используется в производстве бюджетных гитар.
  • Болотный ясень (swamp ash). Лёгкий сорт ясеня с большими порами и открытыми волокнами, произрастает на юге США в болотах. Благодаря своей нетипичной структуре дерево отлично резонирует, обладает широким динамическим диапазоном и хорошей акустикой. Певучесть, теплота, отличные басы, чистые "колокольные" верхи, - всё это болотный ясень.
  • Северный ясень (ash). В сравнении со своим болотным родственником это более тяжёлая и плотная порода. Очень звонкое звучание, долгий сустейн. Однако есть и приличный минус - высокий вес. В наше время используется нечасто в связи с широким распространением ольхи и липы.
  • Менее популярные и экзотические породы: орех (walnut), гавайское коа (koa), австралийский лэйсвуд (lacewood), корина (korina), падук (paduk) и др...

По сравнению с выбором акустической гитары в случае с электрогитарой нужно большее внимание уделить грифу. Здесь гитарное дерево ощутимее влияет на звучание. Две самых распространённых породы грифа - это красное дерево и клён. Красное дерево обладает более тёплым, вязким звучанием, зато клён более верхастый и чёткий. Клён выбирают фанаты "стеклянного" фендеровского звука, а также любители виртуозных соло, где важна слышимость, "чеканность" каждой ноты. С накладкой грифа примерно та же ситуация, что и в акустических гитарах (читай выше). Правда тут добавляется ещё вариант с кленовой накладкой, для любителей особой чистоты и "кристальности" звука.

Какое дерево для гитары лучше?

Невозможно выделить лучшее дерево для гитары, это неправильно поставленный вопрос. Для начала определитесь с жанром - какая музыка вам больше нравится? Потом стиль игры - вы любителй ритм-партий или соло-пассажей? Если вы выбираете электрогитару, то расклад примерно такой. Любителям тяжёлой музыки советуем обратить внимание на красное дерево, агатис, эти породы будут лучше звучать в тяжёлых стилях. Если вы любите тяжёлую музыку, но при этом хотите стать виртуозным шреддером, то ищите сочетание красного дерева и клёна в топе или корпуса из красного дерева в сочетании с кленовым грифом. Фанатом чистого звука, чётких кристальных пассажей советуем обратить внимание на инструменты из болотного ясеня и клёна. Ну а если вы ещё не определились или хотите играть всё - выбирайте гитару из ольхи или липы.

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную .


Гитарами, дерево для электрогитары, особенно для изготовления ее корпуса, заметно отличается. И этому есть свое объяснение, т.к. разные породы существенно разнятся по своим звуковым и физическим характеристикам. Об этом мы сегодня подробно поговорим в рамках данной статьи.

Общие сведения

То, насколько стабильными будут технические характеристики музыкального инструмента, не «поведет» ли гриф, а самое важное — будет ли гитара хорошо звучать, во многом зависит от правильного выбора материала, из которого она сделана. Это первая и, наверное, одна из самых главных задач, которую довольно часто приходится решать при выборе новой гитары.

Вопрос под №1 при выборе вашего будущего инструмента: «Из какого дерева сделан корпус гитары и гриф?». Очень важно обратить свое внимание на этот момент, потому что очень часто многие недооценивают влияние дерева на звук электрогитары. Бытует мнение среди неопытных музыкантов, что главное в гитаре это электроника. Но какая-то доля правды все же в этом есть: от струны звук передается звукоснимателям, а они в свою очередь уже улавливают колебания.

На самом же деле получается, что практически все участки гитары влияют на эти колебания, где каждая часть инструмента по-разному резонирует, одни частоты может фильтровать, а другие наоборот усиливать. Важно также знать, что порода древесины и сустейн напрямую связаны друг с другом. Вот, например, если не звучит дерево, то тут уже не помогут ни хорошие звукосниматели, ни примочки и даже дорогие комбики или усилители. Чтобы найти свой звук гитары, то вам для начала необходимо понимать и знать характеристики различных пород древесины.

Производство древесины

На сегодняшний день огромное количество древесины заготавливают для деревообработки. И среди большого количества дерева, далеко не каждая, так сказать, палка подходит для производства музыкального инструмента. Самым лучшим вариантом являются заготовки, полученные путем естественной сушки. Но, не смотря на то, что такой процесс обработки дерева требует достаточно длительного времени, чем искусственная сушка, то только путем естественной сушки можно сохранить структуру волокон и пор древесины, а от них уже зависят резонансные и частотные характеристики используемого материала.

Также обязательно нужно учитывать профиль распила, кривизну и направление волокон, присутствие (в идеале – отсутствие) сучков и прочие нюансы. Так вот, именно поэтому всегда очень тщательно подбирается любая заготовка, а высушенная древесина, в итоге выдерживается в складских помещениях не меньше одного года. Также важно знать, что очень быстрая сушка негативно влияет на волокна дерева.

Гриф гитары чаще всего изготавливают из клена, а накладка грифа может быть из того же клена, но в большинстве случаев из палисандра или черного дерева. С декой дела обстоят по-другому, потому что разные фирмы используют разное дерево при изготовлении гитар. Это связано с тем, что древесина разных сортов дает свое собственное звучание, а с другой стороны есть финансовый момент, который определяется ценой на дерево в разных странах, которые занимаются его поставкой.

Различные породы дерева обладают особым собственным звучанием, а также отличаются весом и плотностью. Не стоит думать о том, что все гитары, изготовленные из одного дерева, будут одинаково звучать. Здесь речь идет только об общих понятиях в плане звучания.

Из какого дерева лучше гитара?

То, из какого именно дерева гитара будет лучше или хуже уже решать вам. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся пород дерева используемых для гитар, которые сегодня можно приобрести в музыкальном магазине. О влиянии породы дерева на звучание гитары можно многое сказать. Главное вы должны знать то, что твердая древесина дает яркую атаку, а мягкая делает глуховатым звучание гитары. Это имеет отношение и к дереву, из которого изготовлена дека, гриф и накладка грифа. По весу все дерево можно разделить на три категории:

  1. Легкое. К такому дереву относятся такие породы: агатис, болотный ясень, липа, ольха, белая корина, тополь. Для этих видов характерен звук с преобладающими верхними частотами. Такая древесина идеально подойдет для соло гитаристов.
  2. Среднее. В эту категории попадает палисандр, тополь, коа, ольха. Им характерно звучание с выделенными средними частотами, отлично подойдут как для ритм-гитары, так и для соло.
  3. Тяжелое. К этой древесине можно отнести орех, махагони, венге, бубинго и падук. Эти сорта хорошо подойдут для мощных ритм партий, но при этом возникают небольшие проблемы при игре на пятнадцатом ладу и ниже, а на первой и второй струне слишком резкий звук.

Определитесь со стилем

Породу дерева, из которого сделана гитара, стоит выбирать, учитывая тот факт, какому стилю музыки вы отдадите предпочтение. Если вы хотите играть легкую музыку, например блюз, то тогда лучшим вариантом будет ясень или ольха. Для любителей тяжелых стилей и металла – махагони идеальный и оправданный вариант. Если вы мечтаете стать соло гитаристом, то ваш выбор – тополь и американская липа. Деки из палисандра, клена и ореха звучат довольно посредственно. Важно также понимать, что каждый музыкант о хорошем звучании имеет свое представление.

Дерево для электрогитары

Ольха (Alder)

Самая распространенная и очень популярная порода древа для производства и изготовления электрогитар и бас-гитар. В основном все известные производители (Jackson, Fender, Washburn, Ibanez и многие другие) на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи. Пожалуй, исключением из этого списка, будут консерваторы из Gibson.

Благодаря отличным резонансным характеристикам, почти по всему диапазону частот (слегка более выраженных в верхах) ольха пользуется большим спросом при изготовлении электрогитар, в частности при производстве корпусов. Дерево легкое, желтовато-коричневого цвета со слабовыраженными годовыми кольцами. Очень ценится музыкантами за хорошее звучание. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный тембр по всему диапазону частот.

Ясень (Ash)

Традиционным деревом для гитар также является и ясень. Звонкое и прозрачное его звучание нам знакомо благодаря гитарам Fender. Это дерево очень музыкальное. Невероятно, но из одного и того же ствола разные части дерева могут звучать совершенно по-разному, и не возможно в связи с этим найти гитары сделанные из ясеня, которые бы имели одинаковый звук.

Всего применяется несколько видов:

  • Ясень болотный. Довольнолегкий, прочный с крупными порами материал, который прекрасно подходит для цельнокорпусных гитар.
  • Ясень белый. В отличие от болотного, слегка тяжелее и немного «зажат» в акустических характеристиках, но при всем этом имеет хорошие декоративные особенности за счет нужного контраста различных слоев дерева. Ясень в основном применяют при производстве топов и корпусов для гитар.

Липа (Basswood)

Это дерево по своим свойствам слегка похоже на ольху, но при этом может иметь немного глуховатое звучание за счет более рыхлой и мягкой древесины, которая при сильном нажатии легко продавливается, поэтому для ее защиты применяют твердые лаки. Сустейн у гитары из липы на всем протяжении будет ровный, ВЧ и НЧ смягчены. Благодаря этому лучше выделен основной тон и ярко выражена средняя часть спектра. Для исполнения металла и рока больше всего подойдет гитара с декой из американской липы.

До недавних пор считали, что липа подходит лишь для недорогих студенческих электрогитар, однако в скором времени японская фирма Ibanez в тандеме с известным гитаристом Joe Satriani развеяли этот распространенный миф, тем самым они показали всему миру, как может звучать такая гитара с хорошей электроникой в руках профессионала. И поэтому липу применяют только при изготовлении корпусов.

Бубинга (Bubinga)

Такое дерево характеризует красно-коричневый цвет и в основном оно распространено в Африке. Благодаря яркому и теплому звучанию, хоть и немного шероховатому, довольно часто применяется при производстве музыкальных инструментов. Из бубинги для бас-гитар делают грифы и деки, потому что древесина тяжелая, а для электрогитар – корпуса.

Коа (Koa)

Это редкая порода древесины, которая произрастает на Гавайских островах. По цвету и звучанию эта древесина похожа на красное дерево. Низкие частоты звучат слабо, но чисто, высокие смягчены, а средние наиболее ярко выражены. Динамический диапазон довольно узкий, т.е. несколько компрессированный.

Корина или Лимба (Korina/Limba)

Ареал произрастания этого вида дерева – тропики Западной Африки. Эта древесина имеет великолепный цвет, легкая в обработке и хорошо полируется. Бывает двух видов:

  • Черная лимба. Имеет оливковый цвет с черными прожилками и по тяжести относится к средним сортам.
  • Белая лимба. Для этой древесины характерен цвет зеленовато-желтый. Относится больше к сортам тяжелого дерева.

Помимо цвета рисунка больших различий между ними нет. Корина более динамичная, чем красное дерево, но все же схожа с ним по звучанию, а в диапазоне СЧ имеет наиболее яркий звук. Самый знаменитый пример использования этой древесины – гитары производства фирмы Gibson, особенно их знаменитая модель Gibson Flying V. Это дерево чаще всего применяют для изготовления грифов и корпусов.

Лайсвуд (Lacewood)

Это дерево, растущее на территории Австралии, имеющее довольно интересную текстуру древесины, которая напоминает змеиную кожу, где участки более светлые окружены полосами красновато-коричневого цвета. Благодаря такой фактуре часто применяется в качестве шпона (лист древесины толщиной менее 3 мм). Звучание гитары из такого дерева будет плотным в низких частотах, наиболее ярким в верхнем диапазоне и сложным в средней части.

Махагони (Mahogany)

Характерной чертой махагони является красивый рисунок с ярко выраженным продольным свилем, глубоконасыщенные цвета, от красно-коричневого до темно-бежевого. Тяжелее ольхи, но легче клена. Об акустических свойствах можно сказать, что у такой древесины наиболее выраженная нижняя середина, которая придает звучанию гитары «мясную» плотность.

Махагони чаще всего используют с различными топами, хорошо подчеркивающими диапазон высоких частот гитары, и применяют при изготовлении корпусов и грифов электрогитар. Изготовленные гитары из цельного куска такого дерева отлично подойдут для рок-музыки, благодаря хорошей атаке и сустейну и теплому тембру. Высокие частоты более мягкие, легкий акцент на средних, и выраженные низкие. В гитаростроении основными часто применяемыми породами древесины являются:

  • Африканский махагони (Кайя) обобщенное название родственных подвидов красной древесины, которые произрастают на территории Африки. По своим характеристикам отличаются несущественно, в основном по плотности. «Кайя» (Khaya) — коммерческое название, которое в основном применяется по отношению к древесным сортам, а вот более тяжелые обычно называют «махагони». Акустические параметры аналогичны гондурасскому махагони.
  • Гондурасский махагони порода очень харизматическая, из нее делают большинство американских гитар. В наших краях довольно редкое красное дерево, потому что на сегодняшний день эта порода занесена в Красную книгу и довольно дорогая при транспортировке. Схожее с ним дерево – не менее ценный кубинский махагони, не попадающий в США по понятным причинам.

Клен (Maple)

При производстве гитар используют европейский и американский (hard maple) клен. Американский в отличие от европейского клена обладает более плотной структурой и удельным весом, а также он более жесткий и хрупкий. Даже можно сказать так, что клен, как древесина для производства гитары, в большинстве случаев ценится не за акустические свойства, а за декоративные и механические. Замечательная упругость и твердость позволяет занимать клену лидирующее место в качестве основного сырья при изготовлении грифов электрогитар, а вот большое количество фактурных рисунков делает это дерево незаменимым в производстве декоративных топов.

Помимо всего прочего, топ из клена позволяет существенно обогатить звучание основного материала гитарной деки ВЧ составляющей. И несправедливо было бы сказано, что этим его использование и ограничивается – вот например, небезызвестные гитары Rickenbacker, практически целиком изготовленные из клена. А вот область применения клена – накладки на гриф, изготовление самих грифов, а также топов и корпусов электрогитар.

Падук (Padouk)

Эта древесина чаще всего применяется для отделки или украшения деки, нежели для ее изготовления. Имеет фиолетово-красный цвет, реже – оранжевый, который со временем темнеет. На ощупь древесина маслянистая, а звучание у нее яркое и чистое.

Тополь (Poplar)

Такая порода дерева считается самой распространенной при изготовлении бюджетных гитар, потому что лучше всего подходит для универсальных гитар и стоит достаточно дешево. Звучание у гитары из такой древесины будет чистым с преобладающими средними частотами.

Красное дерево (Redwood)

Эта древесина характеризуется как твердая и плотная с волокнистым рисунком и коричневато-розовым оттенком. Ее применяют для ламинирования в качестве топа или шпона. Красное дерево обладает теплым тембром, хорошо резонирует, имеет бархатное звучание с выраженной серединой, глубоким низом и приглушенным верхом.

Существует и много других пород красного дерева, которые тоже неплохо подходят для производства гитар, мербау, сапели, косипо и другие. У этих пород достаточно высокая плотность, но поры меньше, чем у гондурасского махагони или кайи, а инструменты получаются из них увесистыми.

Палисандр (Rosewood)

Палисандр относится к породам тропических деревьев, причем самых тяжелых, и поэтому применяется в основном для накладок грифа, но реже всего – для изготовления деки электрогитары. Всего существует несколько разновидностей этой древесины, основными из них считаются бразильский, индийский и африканский палисандр, которые отличаются друг от друга в основном только цветом. Дерево темно-коричневого цвета с красивыми красноватыми или темно-фиолетовыми прожилками. Текстура поверхности маслянистая, благодаря этому среди всех деревьев у палисандра самый теплый звук. Сочное звучание, верхние частоты приглушены, а по всему спектру хороший резонанс.

Грецкий орех (Walnut)

Древесина плотная и тяжелая. По звучанию грецкий орех можно охарактеризовать так: теплый тембр, верх и средние частоты наиболее выражены, но акцент в основном на середине, а верхние приглушены по сравнению со средними.

Венге (Wenge)

Есть еще одна порода твердой древесины, которая имеет красивый окрас. Венге отлично подходит при производстве накладок грифа. По своим характеристикам обладает очень высоким сопротивлением к изгибу и удару, а также имеет грубую текстуру. Это очень стойкая древесина. Обладает ярким звуком, имеет достаточно длинный сустейн, выразительный верхний и богатый средний диапазон частот. Гитары, изготовленные из венге, хорошо подходят для исполнения любого стиля музыки.

Зебровое дерево (Zebrawood)

По-другому это дерево еще называют «зебрано», которое произрастает только в Камеруне и Габоне. Такое название эта древесина получила благодаря окрасу, где полосы от темно-коричневого до песочного цвета перемежаются между собой. Зебрано достаточно тяжелая древесина и чаще всего применяется для ламинирования деки. По звучанию эта древесина подобна клену.

Зирикот (Ziricote)

Плотная и тяжелая порода дерева темно-коричневого оттенка, иногда даже черного с текстурой похожей на паутину. Используется только для ламинирования деки гитары, но не для ее изготовления. Имеет хороший резонанс по всему спектру частот, но верхние частоты слегка приглушены, благодаря этому к теплозвучным породам древесины относят зирикот.

Каждый профессиональный гитарист имеет в своем арсенале как минимум две, а то и больше гитар. Если позволяют средства, то вы можете приобрести себе хотя бы пару-тройку хороших гитар. Например, одну для жесткого перегруза, другую для овердрайва и можно еще одну хорошую гитару для игры на чистом звуке. С течением времени, когда у вас будет достаточно опыта, скорее всего, вы найдете свое дерево, которое будет по душе.

Это поможет определиться с фирмой, потому что каждая из них за собой закрепила определенные породы дерева, используемого сегодня для производства серийных моделей. Ни одна уважающая и известная фирма не изготавливает гитары из дуба, граба, вяза или ивы, потому что эти породы имеют большую плотность и короткую длину звучания нот. Конечно, здесь были описаны далеко не все существующие сорта, но главное, что вы теперь знакомы с «традиционными» породами древесины.

Так что выбирая для себя хороший инструмент, вы уже будете знать, какое дерево для электрогитары лучше всего вам подойдет по тем или иным характеристикам. Тут уже выбор остается за вами, ведь нельзя сказать, что какое-то дерево будет лучше, а какое-то хуже, потому что каждая древесина по-своему уникальна. У любого музыканта есть свои вкусы и представления о хорошем звуке, не говоря уже о том, что у каждого человека свой индивидуальный слух. Что понравится одному, не понравится другому.

Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:

  • Какие породы дерева используются при изготовлении современных музыкальных инструментов;
  • Как звучат гитары из разных пород дерева;
  • Какое дерево для гитары лучше подойдет под определенный музыкальный стиль.

Немного физики

Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой - эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний - при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие - именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.

Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.

Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше - решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.

Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:

  • Дерево гитарной деки задает основной характер звука, наибольшее влияние оказывая на фазу сустейна, то есть на звучание нот и характер их затухания;
  • На атаку (момент звукоизвлечения, начальная фаза звучания) больше всего влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф;
  • Древесина, из которой сделан гриф, минимально влияет на атаку, но от нее сильно зависит длительность сустейна.

Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент - а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.

Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.

Породы гитарного дерева для деки

Липа (Basswood)

Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно - вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.

Гитары из липы имеют небольшой вес - традиционно легкие и «серединистые» гитары из данной породы дерева выбирают чаще всего музыканты-исполнители лид-партий (John Petrucci, Guthrie Govan, Per Nilsson и другие). Инструменты из липы имеют ярко выраженный основной тон.

Цвет древесины варьируется в диапазоне от светло-желтого до бежево-коричневого, иногда с непривлекательными прожилками зеленоватого цвета, возникающими из-за отложения минеральных примесей.

Ольха (Alder)

Легкое и достаточно мягкое дерево, имеет тесные поры, в чем достаточно похоже на липу. Однако ольха имеет более волнистые волокна, кольца расположены плотнее, в породе имеется много прожилок. Из-за большей жесткости колец и большей крепости породы ольха имеет более насыщенные обертона: диапазон звучания расширен как в сторону высоких, так и в сторону низких частот - на слух это создает ощущение меньшей резкости и «серединестости», что делает ольху одной из наиболее универсальных пород дерева для гитары.

Используется в именных моделях таких музыкантов, как Steve Vai (Ibanez JEM), Kirk Hammet (отдельные типы суперстратов от ESP и LTD), Nuno Bettencourt (Washburn N4 Vintage).

Болотный ясень (Swamp Ash)

Не стоит путать данную породу с более плотным северным ясенем. Мы решили описать особенности именно этой разновидности в связи с ее большей распространенностью среди мастеров. Древесина имеет крупные поры, в которых могут быть как плотные, так и мягкие слои внутри отдельно взятого кольца. Порода представляет собой, по сути, жесткий и крепкий каркас, внутри которого находятся мягкие поры.

Болотный ясень прекрасно резонирует по всему диапазону частот: в звучании гитар с декой из ясеня можно различить и кристальные верха, и заметную середину с очень мощным низом. Вместе с тем неравномерная плотность породы порождает абсолютно случайные провалы в частотном диапазоне: три разных серийных гитары с корпусом из ясеня и с одной партии практически всегда будут иметь разное звучание. Чаще всего из-за этого страдают столь важная для тяжелой музыки середина - именно поэтому специалисты рекомендуют выбирать ясеневые гитары очень внимательно и обязательно слушать их перед покупкой.

Более тяжелые бланки из ясеня, а также бланки из прикорневой зоны имеют более ровный, порой даже «мыльный» звук, поэтому такие зоны дерева используются чаще для бас-гитар.

Отметим, что плотный северный ясень был излюбленным материалом в Fender до начала использования тополя и ольхи. Плотные бланки из ясеня дают традиционный «стеклянный» и пробивной звук.

Используется в подписных гитарах Meshuggah (Ibanez M80M 8-string), Wes Borland (Mayones Regius), Ola Englund (Jaden Rose Guitar), Jeff Loomis (Schecter JL-7).

ЭТО ВАЖНО! При покупке гитары азиатского производства с декой из ясеня будьте внимательны: проверьте ее вес и посмотрите на открытость пор, если это возможно с учетом покраски. Фабричный азиатский ясень очень часто имеет плохое качество и малый вес из-за большого количества пор - такое дерево будет звучать крайне посредственно.

Красное дерево (Mahogany)

Имеет открытые волокна и большое количество пор. Обладает большей равномерностью структуры древесины, чем болотный ясень - инструменты из данной породы дерева не имеют такого разброса по звучанию и весу. Плотность гитарного красного дерева также равномерна, что благотворно влияет на компенсацию средних частот - именно из-за этого при разговоре о махогоне возникают такие привычные всем музыкантам эпитеты, как «жирный» и плотный звук, ассоциации со стеной звука, особенно в сочетании с хай-гейновыми усилителями.

При этом дека гитары из красного дерева не лишает звучание инструмента приятной середины - просто она не настолько выражена, как в гитарах из ольхи или ясеня.

Красное дерево значительно фильтрует частоты в области верхней середины - из-за этого при некоторых спецификациях может иметься слабовыраженный «гнусавый» призвук. Верхние частоты звучат полнее, чем в случае с корпусом из ольхи или болотного ясеня.

Звук красного дерева в целом можно также описать как мягкий и бархатистый - при этом оно имеет выраженную серединистую атаку, а также обладает одним из самых длительных сустейнов. Качественный махогон блестит на свету, рисунок породы напоминает широкие полосы, то есть с виду может создаться впечатление, что дека склеена из неровных деревянных брусков.

Очень часто используется в гитарах, заточенных под тяжелую музыку и пониженный строй. Яркий примеры звучания гитар из красного дерева: Nile (подписные модели гитаристов от Dean, KxK), James Hetfield (большая часть подписных моделей от ESP), Behemoth (подписные и серийные модели от ESP).

Орех (Walnut)

Не менее популярная порода дерева для гитар, имеющая приятный темный окрас и поры, похожие на ясень. При этом древесина ореха имеет достаточно однородную плотность, в чем она похожа на красное дерево, однако характеризуется намного большей твердостью.

Орех часто бывает очень капризным: сочетание открытости пор дерева и его высокой плотности приводят к выраженной, но неравномерной серединистости. В отдельных диапазонах она может казаться перекомпрессированной, в других - слишком динамичной. Из-за этого многие обладатели гитар с декой из ореха жалуются на «гнусавость» звучания на ритм-партиях, и слишком активное «выпирание» на лидах.

Однако преимущества породы обеспечивают ему достаточно большую армию поклонников: орех обладает очень резкой и мощной атакой, при этом имея плотный и объемный низ как у ясеня, а также мягкие верха, как у красного дерева.

Гитары с корпусом из ореха достаточно тяжелые, к ним следует очень тщательно выбирать звукосниматели, так как выбор а-ля «пальцем в небо» убьет и без того достаточно специфический и закрепощенный диапазон.

ЭТО ВАЖНО! При покупке старайтесь избегать тяжелых кусков. Они не имеют ощутимого преимущества в звуке, но при этом могут сделать игру на гитаре крайне некомфортной. Орех - очень популярное дерево для бас-гитар, однако при покупке всегда слушайте инструмент: в мастерских используют как американский грецкий орех, так и европейскую разновидность породы, которые значительно различаются в звуке.

Клен (Maple)

Мягкая разновидность породы (Soft maple) растет в южных странах - очень популярна на корейских заводах, обладает меньшей прочностью, чем твердый клен. При этом мягкий клен имеет достаточно большой вес, глухой и гудящий бас, яркую верхнюю середину. Закрытые поры дерева обеспечивают прекрасную компрессию звука без «взрывающихся» частот. Обычно гитары с декой из мягкого клена выбирают любители мягкого звучания, подходящего для нетяжелого рока/серфа/блюза. Хорошо сочетается как с синглами, так и с хамбакерами.

Твердая разновидность клена (Hard Maple), или Северный канадский клен - по-настоящему яркое и кричащее дерево: оно имеет громкий звук, обладает очень мощной верхней серединой и верхами, плотным басом. Обычно на такую деку рекомендуют ставить звукосниматели с усиленным басом.

Из-за сложности в обработке и очень большого веса твердый клен используется в производстве серийных инструментов крайне редко - чаще всего его применяют для изготовления «тонких» гитар.

Фигурный клен (Figured Maple)

В срезах из корневой области дерева имеет очень красивый рисунок волокон: бывает нескольких типов, самый распространенные из которых огненный, волнистый и стеганный. Отдельной разновидность является «птичий глаз» - неоднородная и сложная в обработке, но уникальная с виду порода.

Из-за высокой цены целиком в производстве корпусов практически не используется - однако очень популярен в качестве основы для топов на деку.

Тополь (Poplar)

Очень похож по цвету и текстуре на клен, но имеет бо льшие поры. Крайне распространенный вид дерева, поэтому часто используется в серийных гитарах среднего и низшего ценового диапазона. Структура породы жесткая, однако легко поддается фрезеровке и шлифовке.

По характеру звучания достаточно схож с ольхой, при этом имеет меньший диапазон звучания и меньший сустейн.

Палисандр (Rosewood)

Дорогое и красивое дерево для гитар: именно поэтому его крайне редко используют в качестве материала для деки. Обладает высокой маслянистостью и плотностью: из-за этого смягчает атаку и слегка «заваливает» звук, делая его приглушенным. Дарит инструменту плотный низ.

Из-за своих свойств используется практически только в качестве материала для грифа либо для накладки грифа. В качестве дерева для грифа дает звучанию «упругости» увеличивает сустейн.

Вторую часть статьи, в которой поговорим о дереве для топов, грифа и накладки для грифа, читайте .

В последнее время многие задают вопрос о качестве дерева, идущего на изготовление гитар. Причем обсуждаются уже имеющиеся конструкции серийных инструментов, прогнозируется звучание инструментов в зависимости от пород дерева. Это говорит о том, что винницкая гитарная элита выросла в познании основ образования звука. Я говорю не о тех, кто уже десятилетия изучает это тонкое дело, а о тех, кто только начинает карьеру гитариста и познает первые свои инструменты. Думаю, что познание этого материала должно не только расширить кругозор музыканта, но и является необходимой частью знаний в выборе инструмента для озвучивания партии гитары в разных стилях и направлениях музыки. Учитывая уже изданный материал в интернете и свой опыт, я попытаюсь вкратце обобщить это все на примере наиболее часто используемых музыкальных пород дерева.

Наиболее распространенное в гитаростроении дерево- ольха (alder) . Это дерево- классика яркого, насыщенного обертонами звука. Спектр звучания достаточно широк и универсален для многих типов инструментов. Поэтому ольха, обладающая и яркостью и в тоже время глубиной звука, замечена практически во всех музыкальных направлениях: это и сверхтяжелая музыка и легкая и, даже, джаз. Подбирая датчики, можно как сузить, так и расширить спектр звучания инструмента. С ярким сингловым звуком, фирма «Fender», пожалуй, стала первым и самым крупным исследователем ольхового звука. Классика ольхового звука- гитары упомянутой фирмы в руках таких музыкантов, как Ств Рэй Воэн, Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Ингви Малмстин и многие, многие другие.

Не менее звучное и звонкое дерево- ясень (ash) . Звук, как и у ольхи яркий, стеклянный, но с немного более подчеркнутым низом. Несмотря на свою звонкость, ясень хорошо ложится в звучание бас- гитар. В ясеневом исполнении бас имеет бархатный низ и подчеркнутую верхнюю середину. Такие инструменты дают плотный, хорошо читаемый звук, что в свою очередь дает возможность использования при игре слэпом. Очень неплох ясень для гитар с пониженным строем: из-за плотности структуры дерево хорошо резонирует на нижних частотах, давая четкий не размазанный звук. Первые гитары Лео Фендера были сделаны из ясеня. Внешне ясень выгодно отличается от ольхи и липы, у него красивая текстура, розоватый оттенок чистого дерева, но он имеет заметный вес. Свободен от этого недостатка болотный ясень, хотя по звуку он несколько ближе к ольхе, чем его равнинный собрат. Ясеневыми гитарами пользовался великий Ричард Блэкмор, Маадди Уотерс, Марк Кнопфлер и др. Ясень используется в гитаростроении как болотный (облегченный), так и лесной, более плотный.

Родственное звучание у липы (basswood) . Но у липы диапазон звука несколько сужен по сравнению с вышеуказанными породами как сверху, так и снизу звукового диапазона. Липа- дерево довольно мягкое и верха в нем имеют слабый резонанс. Хорошо выражена середина. Липа- прерогатива японских инструментов. Если взять гитары 70-х – 80-х годов, то там преобладают инструменты с декой из липы. В Японии липа – одно из наиболее распространенных и доступных деревьев. И если кто-то скажет, что липовые инструменты плохо или недостаточно профессионально звучат, то это будет неправдой: липа – хорошо звучащее дерево. Это могут подтвердить Джо Сатриани, Джон Петруччи, Джордж Линч и еще многие другие. Один недостаток есть: из-за мягкости волокон все бриджи «тремоло» быстро раскачиваются в гнездах корпуса и гитара не строит. Но и из этого положения есть выход и не один. Но лучше всего, конечно, на липовых корпусах использовать фиксированные бриджи. Мой опыт работы с этим деревом показал, что корпус гитары, сделанный из нижней части ствола липы, звучит плотнее, да и низких частот там заметно больше, чем в верхней части.

Эти три породы я бы объединил c не менее важной- клен (maple )- породой, из которого делают грифы для гитар из ольхи, ясеня и липы. Из вышеназванных пород, кроме ясеня, ни одна не годится для изготовления грифов. Необходимое качество дерева для грифа- упругость. Клен упруг, тверд. Даже лады в нем хорошо держатся. Гриф из клена без накладки обладает стеклянным призвуком, подчеркнутой звонкостью. Накладка ведь тоже участвует в звукообразовании. На деку клен редко используют. Дерево не обладает достаточной глубиной звучания, но мягкие породы клена довольно неплохо звучат и внизу звукового диапазона. И при правильном подборе дерева на деку в сочетании с выбором датчиков, можно добиться довольно интересного звучания инструмента.

Это дерево занимает особое положение в гитаростроении. Клен- это грифы большинства гитар, это топы, блоки полуаккустических гитар, элементы корпусов акустических гитар. А если учесть красоту так называемого «огненного» и «стеганого» кленов, то это дерево королевских кровей, ибо трудно представить мировое гитарное производство без клена. Существует определенная градация фигурности узора дерева. И относится она не только к клену. От нее зависит и цена и благородство инструмента. Низшая ступень градации- А, а высшая зависит от поставщиков дерева. Количаство букв А говорит о качастве- например: ААААА – это очень круто. Реально я встречался с деревом АААА, но 5 букв А, а где-то я встречал информацию и о 6 буквах А, это все, я думаю, от лукавого, ибо никто не запретит поставщику самостоятельно дописать одну или две А и продать заготовку дороже. А количество букв А выставляет продавец. Лет 15-17 назад я читал статью о дереве, где упоминалась категория АААА- как высшая. Кстати, вопрос о том, что звучание фигурного клена лучше, чем клена с прямым волокном- очень спорный. Многие считают, что это скорее элемент инкрустации, красоты, если хотите, но не более. Вопрос интересный и спорный и нет пока единого мнения по этому поводу.

Нужно заметить, что звук зависит от плотности дерева, а его плотность зависит от места произростания ствола. Если дерево росло на сухой почве (городские скверы, уличные насаждения, пустыри) то такое дерево имеет более плотную структуру и малые расстояния между годовыми кольцами. Деревья росшие в лесах, на болотах и других местах с повышенной влажностью имеют менее плотную структуру, легче по весу и низкий резонанс. Кроме того, ствол дерева можно поделить на нижнюю(комлевую) и верхнюю часть, которые тоже по разному звучат.

Основное дерево «Гибсонов», а также «Ибанезов» и многих других фирм- махогани -красное дерево (mahogany) . Плотный низ, четкая середина, а в сочетании с кленовым топом широкая полоса воспроизводимых частот, так называемый классический плотный «гибсоновый» звук. Хоть и тяжеловато это дерево, но многие идут на эту жертву. Трудно отработать концерт с пятью килограммами вибрирующего дерева на плече. Но есть хтрости и, кто хочет иметь именно гибсоновый звук, используют их и отрабатывают на сцене с тяжелым инструментом, причем в довольно подвижной манере. Сегодня фирма "Gibson" уходят от веса LP путем фрезерования полостей в корпусе, отчего инструмент стал значительно легче. В тяжелой музыке гитары из красного дерева обосновались прочно из-за своего мелодичного звука и длинного сустейна, а также совокупности свойств самой древесины, которые дают так называемый жир в звуке.

Видов махогани довольно много: только африканских насчитывают до 5 разновидностей. Кроме того, махогани произрастает в Гондурасе, в Индийском регионе. К сожалению это дерево популярно не только в гитаростроении, но и в судостроении, мебельном производстве. Поэтому его запасы тают и зеленые уже провозгласили табу на вырубку этого дерева в Гондурасе. Поэтому махогани дорожает и стали появляться на гитарном рынке инструменты из агатиса, тополя, и пр. Раньше эти деревья использовались очень ограничено в гитаростроении.

Т ополь (poplar) - довольно музыкальное дерево. А вот одно «но» у него есть: слабость волокон, как и у липы. Если на такую гитару поставить «флойд» или другую качалку, то место крепления к корпусу быстро расшатывается. Тоже самое можно сказать и про агатис и ель. Эти оба дерева из породы хвойных и также не имеют прочности волокон. Из такого дерева можно делать инструменты с глухой машиной, без качалок, со сквозными струнами или со сквозным грифом в качестве добавочных боковых частей. Мне уже не раз приходилось вставлять блоки из твердого дерева в корпуса гитар из тополя и липы для укрепления позиции флойда.

Нельзя не упомянуть и такое дерево как орех (valnut) . Из-за своей плотности орех имеет резонанс несколько выше и звучит звонче махогани и тополя. Это довольно дорогое дерево и имеет красивую структуру и прочные волокна. Ореховые гитары хороши для пониженного строя: дерево имеет четкий и чистый резонанс на низких частотах. Но плотность дерева влечет за собой и его вес. Гитары из ореха тяжеловаты, как и из махогани и ясеня.

Из экзотических пород я отметил бы дерево коа (koa) У коа хороший резонанс как вверху, так и внизу. Верхние частоты скомпрессированы и звучат не так остро, как у ольхи, ясеня или ореха, у которых верха рассыпаются битым стеклом. У коа нет мощной атаки, но есть богатство гармоник, естественный сустейн. Я думаю, что лучшее применение – это гитары для блюза, тяжелой музыки и бас-гитары. Это дерево смело можно отнести к разряду элитных пород. Есть, правда одно «но»: цена дерева. А тут уже есть выбор: насколько гитарист готов ради своего второго «я» (гитары) уменьшить количество потребляемого пива и расходы на энтропию.

И, наконец, ее величество, королева акустического звука - ель (spruсe) Дерево с уникальными звуковыми характеристиками. Каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низ. Это накладывание гармонических составляющих мягкой части дерева и его каркаса из годовых колец будут давать низкий рокочущий резонанс, что в сочетании с чистыми верхними гармониками дает этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов и не только гитар, это дерево незаменимо также для резонирующих дек роялей, фортепьяно и огромного числа других музыкальных инструментов.

По этой теме можно говорить без конца, насколько интересна сама тема звука. Да и пород дерева, используемых в гитарах значительно больше. Повторяю, что я упомянул наиболее популярные у изготовителей и у музыкантов. А при приблизительном подсчете, кроме названных, можно назвать еще 20-30 видов и пород дерева, используемых в гитаростроении. Отдельная тема- накладки на гриф. Это тема для еще одной заметки на тему "О дереве для гитар".

На вопрос из какого дерева делали Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели? заданный автором Правосознание лучший ответ это Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.

Ответ от хитрость [гуру]
Только СОСНА.


Ответ от DDD [гуру]
Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех) , но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т. е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А. Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.) . Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.


Ответ от Condorita [гуру]
Страдивари любил ель.
Амати - грушу
Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.
Гварнери был приемником Страдивари


Ответ от Невропатолог [гуру]
В своих скрипках эти великие мастера использовали сложное соединение разных пород дерева: балканского клена, ели, черного дерева, тополя, ивы и груши.


Ответ от Полина фейгина [гуру]
Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.Таинственный СтрадивариАнтонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире. Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie´s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3,54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов» . Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, - говорит он, - поэтому я завел себе хобби» .Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.