Магическая власть миледи винтер. Жанна де ламотт - миледи из "трех мушкетеров"

Демоническая шпионка. История настоящей леди Винтер

Кто был прототипом Миледи - героини романа Александра Дюма? Что произошло с алмазными подвесками королевы? Куда может завести месть женщины? О демонической шпионке рассказывает ЕЛЕНА РУДЕНКО .

Фрагмент картины «Портрет Люси, графини Карлайл», Антонис ван Дейк (1599–1641), ок. 1637

Заметила, что многим читателям-мужчинам особенно понравился персонаж - Миледи. Не раз слышала «Миледи! Ах, какая женщина!», «Д’Артаньян *** - такую женщину обидел!». Я к этой героине относилась нейтрально, например, меня она не бесила.
Конечно, у очаровательной шпионки леди Винтер был свой реальный прототип - английская графиня Карлайл (она же Люси Хэй), которая служила тайным агентом кардинала Ришелье.
Современники называли ее ведьмой, наделенной демонической силой, предполагали о ее связи с тайными магическими обществами.
Да, историю с королевскими подвесками Александр Дюма тоже не сам выдумал. Автор этой истории Ларошфуко - писатель-философ эпохи барокко, который был лично знаком с королевой Анной и герцогом Бекингемом.

У исторической миледи были свои причины недолюбливать Бекингема.

«Леди Люси Перси», Антонис ван Дейк (1599–1641)

Настоящая Миледи - Люси Хэй (урожденная Перси), она же графиня Карлайл (1599 - 1660). Дочь Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского.
Ее отец, лишенный королевской милости, был заключен в Тауэр. Дабы спастись от разорения, Люси в 18 лет вышла замуж за престарелого землевладельца. Спустя два года она овдовела и снова вышла замуж за Джеймса Хэйя графа Карлайла, своего кузена.

Герцог Бекингем обратил внимание на светскую леди. Люси тогда исполнилось 20 лет, графиня Карлайл стала фавориткой Бекингема. Герцог сулил графине влияние в обществе и богатство, но слов своих не сдержал. Он обратил все внимание на французскую королеву Анну, решил очаровать ее и заручиться политической поддержкой. Герцог забыл об обещании, данном фаворитке.

Честолюбивая графиня Карлайл решила отомстить герцогу. По воли случая судьба свела ее с кардиналом Ришелье, и леди стала французской шпионкой. Такой и предстает миледи в романе Дюма, она успешно выполняет шпионские задания кардинала.

Вот как описал Ларошфуко решение Люси Карлайл служить Ришелье:

«Кардинал, разъяснив графине, что их чувства сходны и что у них общие интересы, сумел так искусно овладеть надменной и ревнивой душой этой женщины, что она сделалась самым опасным его соглядатаем при герцоге Бекингеме. Из жажды отметить ему за неверность и желания стать необходимою Кардиналу она не пожалела усилий, чтобы добыть для него бесспорные доказательства в подтверждение его подозрений относительно королевы».

В мемуарах писателя Ларошфуко эпизод с подвесками описан очень подробно. Только исторический д’Артаньян в этом деле не участвовал, тогда ему было 5 лет.

«Герцог Бекингем, как я сказал выше, был щеголем и любил великолепие: он прилагал много стараний, чтобы появляться в собраниях отменно одетым, Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее не известные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом наедине к срезать у него эти подвески, чтобы послать их Кардиналу. Герцог Бекингем в тот же вечер обнаружил пропажу и, рассудив, что подвески похитила графиня Карлейль, устрашился последствий ее ревности и стал опасаться, как бы ока не оказалась способной переправить их Кардиналу и тем самым не погубила королевы.

"Портрет дамы в зеленом платье" (портрет Люси Хей), Адриан Ханнеман (1603-1671)

Чтобы отвести эту опасность, он немедленно разослал приказ закрыть все гавани Англии и распорядился никого ни под каким видом не выпускать из страны впредь до обозначенного им срока. Тем временем по его повелению были спешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве, сообщив обо всем происшедшем. Эта предосторожность с закрытием гаваней помешала графине Карлейль осуществить задуманное, и она поняла, что у герцога Бекингема достаточно времени, чтобы предупредить выполнение ее коварного замысла. Королева, таким образом, избегла мщения этой рассвирепевшей женщины, а Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения: ведь тот хорошо знал эти подвески, так как сам подарил их королеве».

В романе Дюма леди Винтер подговаривает религиозного фанатика убить Бекингема, она исполняет приказ кардинала - «убрать герцога». У реальной миледи - графини Карлайл, был личный мотив желать смерти герцога - месть. Говорили, что графиня тоже помогала направить «кинжал убийцы», но всё это осталось светскими сплетнями.

В романе Дюма убийцу герцога зовут тоже Фелтон, как и реального убийцу Бекингема. Сплетни о причастности графини к смерти Бекингема писатель изложил в своем романе, добавив красок.

Вдова Бекингема в трауре с портретом мужа

Графиня Люси Карлайл обладала магическим обаянием, говорили, что она умеет околдовать своих поклонников. Этим талантом Дюма наделил свою героиню - миледи Винтер. Одно из имен книжной миледи - леди Кларик, созвучно с именем Карлайл.

«Неотразимая прелесть мистического сладострастия - самая губительная из всех страстей».

О мистической привлекательности графини Карлайл писал поэт Роберт Геррик

Я чёрный шёлковый шнурок
Зреть на её запястье мог;
Он руку нежно обвивал,
Как будто узницу сковал.
Была безрадостной темница,
Но вот является денница,
И, потеснив сплошную тень,
Пред нами вместе ночь и день.
Воображаю! если там,
В плену, свободы дивный храм,
Прошу любви, и я готов
Тех мрачных не снимать оков.

В эпоху барокко черный шнурок на руке носили адепты мистических обществ. Говорили, что магия помогала графине в любви и политике. Миледи оставалась неуязвима для интриг, расставляя ловушки другим.

Дюма описывает миледи Винтер подобно ведьме:

«Но тем не менее много раз в продолжение этого вечера она отчаивалась в своей судьбе и в себе самой; она, правда, не призывала бога, но зато верила в помощь духа зла, в эту могущественную силу, которая правит человеческой жизнью в мельчайших ее проявлениях и которой, как повествует арабская сказка, достаточно одного гранатового зернышка, чтобы возродить целый погибший мир».

Граф рассказывает, что он казнил ее в юности. Но миледи удивительно осталась в живых.

«Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве».

На мой взгляд, таков поступок не вяжется с образом благородного героя. К тому же он алкоголик, что постоянно упоминается в романе.

«И, схватив последнюю бутылку, Атос поднес горлышко к губам и выпил ее залпом, словно это был обыкновенный стакан.

Может, спьяну самосуд учинил, а потом проспался и толком не помнил, что сделал... Любил граф выпить, был грешок.

Вспоминается диалог из юморески времен 90х

Хочу замуж за графа де Ла Фер!
- С ума сошла? Он же алкоголик! Вот кардинал - классный мужик!

Кстати, актер Вениамин Смехов, в исполнении которого граф де Ла Фер выглядит блестяще, на вопросы об этом персонаже говорил -

«Всем граф хорош, но зачем он девочку убил? Миледи... Я с ним не согласен».

Да, миледи в романе можно назвать «девочкой», ей всего 25 лет. Она на год моложе Констанции, которой 26 лет.

Миледи травит Констанцию. Госпожа Бонасье типичный персонаж-жертва. В детективах такие героини становятся жертвами преступлений

О демонической силе миледи говорит граф де Ла Фер.

- Вы демон, посланный на землю! - начал Атос. - Власть ваша велика, я знаю, но вам известно также, что люди с божьей помощью часто побеждали самых устрашающих демонов. Вы уже один раз оказались на моем пути. Я думал, что стер вас с лица земли, сударыня, но или я ошибся, или ад воскресил вас...
При этих словах, пробудивших в ней ужасные воспоминания, миледи опустила голову и глухо застонала.
- Да, ад воскресил вас, - продолжал Атос, - ад сделал вас богатой, ад дал вам другое имя, ад почти до неузнаваемости изменил ваше лицо, но он не смыл ни грязи с вашей души, ни клейма с вашего тела!

Немного поворчу о моральном облике романтического «хорошего» д’Артаньяна. В кино обычно показывают только его «большую и чистую» любовь к Констанции.

Поначалу д’Артаньян ночью пробирается в спальню миледи, выдавая себя за ее любовника - де Варда. В темноте он остается неузнан. Потом, испугавшись, пишет Миледи письмо от имени де Варда - что хочет с ней расстаться. Далее он получает приглашение от миледи прийти к ней, чему очень рад. Миледи просит его убить оскорбившего ее де Варда. И тут наступил неловкий момент...
Попутно д’Артаньян соблазняет Кэтти - служанку Миледи. В общем, герой своего времени, интересный типаж... но восхищения не вызывает.

Дюма упоминает, что Миледи всерьез заинтересовала гасконца, и о чистой любви к Констанции он и думать забыл.

«Единственное, что было ясно во всей этой истории, - это что д’Артаньян безумно любил миледи и что она совсем его не любила....
...ему хотелось еще раз обладать этой женщиной, уже под своим собственным именем, и, так как эта месть имела в его глазах известную сладость, он был не в силах от нее отказаться».

Миледи обладала демонической силой и по мнению гасконца:

«Он мысленно наделял эту женщину, казавшуюся ему демоном, такими же сверхъестественными, как и она сама, союзниками; при малейшем шорохе он воображал, что пришли его арестовать...»

Актриса Маргарита Терехова вспоминала, что при исполнении роли столкнулась с мистическими оущущениями:

«Во время работы над ролью Миледи вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Юра (реж. фильма Юнгвальд-Хилькевич) ведь еще и художник. Он говорит: „Я сейчас тебе нарисую“. И вдруг начинает всех созывать. „Посмотрите, у нее красное пятно - его надо только обвести“. Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече.
Я - женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начались какие-то необъяснимые вещи. Волосы у меня стали слегка обваливаться. Сначала сумку оставила не помню где, потом билет потеряла, с которым надо было лететь на гастроли. Я настолько напугалась, что все в Одессе оставила. Надо мной вихрились какие-то непонятные силы. Мне кажется, что именно это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все».

Миледи в исполнении Тереховой в некоторых сценах, действительно, устрашающая. На такой, точно, граф-Атос мог жениться только спьяну.

По книге, леди Винтер была убита мушкетерами. Честно, я верила, что она еще появится как после того «повешенья» и устроит этим «героям» веселую жизнью. К сожалению, приключения Миледи в романах Дюма столь печально завершились.

Историческая миледи пережила литературную героиню.
Накануне революции в Англии графиня была одновременно шпионкой двух политических противников Томаса Уэнтфорта - сторонника короля и герцога Джона Пима - его противника. Попытка королевских властей арестовать Пима стала одним из поводов начала английской революции.

Графиня Карлайл ловко устроилась и при английской революции. Она была фрейлиной королевы Генриетты-Марии, вдовы казненного Карла I, которая находилась в Париже в изгнании. Она стала «тройным» агентом, в зависимости от интересов она передавала шпионские сведения своей королеве, английским парламентариям новой власти и сторонникам реставрации монархии в Англии. Королева Генриетта-Мария, по воспоминаниям друзей, пыталась оградить себя от влияния Карлайл, но не могла противиться ее необъяснимой силе манипулятора.

Однако в 1649 году в 50 лет Миледи оступилась в своих шпионских играх и оказалась в тюрьме Тауэр. В заключении леди Карлайл провела около полутора лет. Говорили, что Миледи было обеспечено достойное проживание, на обед подавали дичь, вино и десерты, а светские друзья могли навестить ее.

После освобождения графиня Карлайл оставила свое шпионское ремесло и удалилась на покой в любимое поместье, где прожила еще 10 лет.

Его собеседница, голова которой виднелась в рамке окна кареты, была молодая женщина лет двадцати - двадцати двух. Мы уже упоминали о том, с какой быстротой Д"Артаньян схватывал все особенности человеческого лица. Он увидел, что дама была молода и красива. И эта красота том сильнее поразила его, что она была совершенно необычна для Южной Франции, где д"Артаньян жил до сих пор. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками.

1. «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) - французско-итальянский кинофильм 1961 года. По мнению многих зрителей и критиков - лучшая экранизация великой книги.
Милен Демонжо (род. 29 сентября 1935 года, Ницца)

Мать актрисы, Клавдия Трубникова, родилась в Харькове в 1904 году, эмигрировала во Францию. Милен начала свою карьеру в 15-летнем возрасте, работая фотомоделью в ателье Пьера Кардена. Позже её стали снимать в кино, и Демонжо играла с такими звёздами, как Жан Маре, Марина Влади, Ален Делон, Ив Монтан, Луи де Фюнес. Кинозрителю Милен Демонжо известна по комедийной трилогии о Фантомасе, где актриса сыграла невесту журналиста Фандора, а также по фильму «Три мушкетёра», где она предстала в образе Миледи.

2. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) фильм, 1973)- кинофильм. Экранизация произведения Александра Дюма.Сюжет фильма в целом повторяет сюжет романа Дюма, однако фильм полон юмора и снят с большой долей иронии.Несмотря на то, что сюжет фильма достаточно строго следует первоисточнику, Джордж Макдональд Фрейзер известный по серии пародийных исторических романов «Флэшмен», добавил в него большое количество комедийных сцен. В батальных сценах, поставленных Уильямом Хоббсом, в качестве оружия чаще используются предметы интерьера, чем шпаги, и соперники часто вступают в рукопашную. Персонаж Ракель Уэлч в свою очередь создает атмосферу легкомысленности.
Фэй Данауэй (англ. Faye Dunaway, род. 14 января 1941, Бэском)

Американская актриса, лауреат премии «Оскар» (1977). Одна из наиболее популярных американских киноактрис 1960-х-1970-х годов, пик карьеры которой пришёлся на ключевые роли в знаковых картинах «Бонни и Клайд», «Китайский квартал», «Три дня Кондора» и «Телесеть».

3. «Д’Артаньян и три мушкетёра» - советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятый в 1978 году на «Одесской киностудии» режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Марком Розовским (автором сценария) и Юрием Ряшенцевым (автором текстов песен, звучащих в фильме) картина ровно год пролежала на полке. Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только 25 декабря 1979 года
Маргарита Борисовна Терехова (р. 25 августа 1942, Туринск)

Советская и российская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка РФ (1996).
С 1959 года в течение двух лет училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Затем, оставив университет, уехала в Москву, где поступила на учёбу в Школу-студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета. После её окончания в 1964 году стала актрисой Театра им. Моссовета, на сцене которого проработала много лет (с перерывом - с 1983 по 1987 годы). На сцене этого театра актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979). Впервые в кино Терехова снялась в 1965 году в картине «Здравствуй, это я!». Первое время она снималась не часто, но зато многие из картин с её участием становилась событием - «Белорусский вокзал», «Зеркало» и другие. Особую популярность Маргарита Борисовна приобрела в конце 1970-х годов после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетёра». В первом она сыграла капризную графиню де Бельфлор, во втором - коварную Миледи. Последующие работы Тереховой в кино подтверждали её высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха. Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым, у них были близкие отношения, он некоторое время работал с ней в музыкальной программе.В 2005 году дебютировала в качестве режиссёра, сняв фильм «Чайка» по произведению А. П. Чехова.
С 2005 года Маргарита Борисовна из-за болезни не играет в театре, не снимается в кино и почти не даёт интервью.

4. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) - кинофильм 1993 года производства Walt Disney Pictures и Caravan Pictures. Снят Стивеном Хереком по сценарию Дэвида Лафери. Главные роли исполнили Чарли Шин, Кифер Сазерленд, Крис О’Доннел, Оливер Платт, Тим Карри и Ребекка де Морней.
Фильм снят по мотивам романа «Три мушкетёра» Александра Дюма.Фильм сильно упрощает и изменяет оригинальный сюжет, а также лишь относительно соотносится с французской историей.
Ребекка Джейн Пирч родилась 29 августа 1959 года (хотя точная дата рождения неизвестна) в городе Санта-Роза, штат Калифорния, США.

Её родители Джордж Уолтер Пирч и Джули Игер развелись, а фамилию Де Морнэй Ребекка получила от отчима. После его смерти мать вместе с Ребеккой и её братом Петром перехали из Северной Калифорнии в Европу. После окончания школы с отличием, Ребекка училась в театральном институте Ли Страсберга в Лос-Анджелесе.

5. «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers) - приключенческий боевик Пола Андерсона, снятый по вольной интерпретации одноимённого романа Александра Дюма в 3D-формате. Мировая премьера состоялась 14 октября 2011 года, в России - 13 октября 2011 года.
Милла Йовович (сербохорв. Милица Јововић, Milica Jovović; рус. Милла (Милица) Богдановна Йовович; англ. Milla Jovovich; 17 декабря 1975, Киев)

Американская актриса русско-черногорского происхождения, музыкант, модель и модельер.

Под описание Дюма больше всех подходит Демонжо, если не принимать во внимание цвет глаз, но сыграла лучше всех Терехова, жаль старовата она для этой и роли и выглядит в фильме потасканой:(

а вам какая миледи больше по нраву?:)

Избранное

Заметила, что многим читателям-мужчинам особенно понравился персонаж — Миледи. Не раз слышала «Миледи! Ах, какая женщина!», «Д’Артаньян *** — такую женщину обидел!». Я к этой героине относилась нейтрально, например, меня она не бесила.
Конечно, у очаровательной шпионки леди Винтер был свой реальный прототип — английская графиня Карлайл (она же Люси Хэй), которая служила тайным агентом кардинала Ришелье.
Современники называли ее ведьмой, наделенной демонической силой, предполагали о ее связи с тайными магическими обществами.
Да, историю с королевскими подвесками Александр Дюма тоже не сам выдумал. Автор этой истории Ларошфуко — писатель-философ эпохи барокко, который был лично знаком с королевой Анной и герцогом Бекингемом.

У исторической миледи были свои причины недолюбливать Бекингема.

«Леди Люси Перси», Антонис ван Дейк (1599-1641)

Настоящая Миледи — Люси Хэй (урожденная Перси), она же графиня Карлайл (1599 — 1660). Дочь Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского.
Ее отец, лишенный королевской милости, был заключен в Тауэр. Дабы спастись от разорения, Люси в 18 лет вышла замуж за престарелого землевладельца. Спустя два года она овдовела и снова вышла замуж за Джеймса Хэйя графа Карлайла, своего кузена.

Герцог Бекингем обратил внимание на светскую леди. Люси тогда исполнилось 20 лет, графиня Карлайл стала фавориткой Бекингема. Герцог сулил графине влияние в обществе и богатство, но слов своих не сдержал. Он обратил все внимание на французскую королеву Анну, решил очаровать ее и заручиться политической поддержкой. Герцог забыл об обещании, данном фаворитке.

Честолюбивая графиня Карлайл решила отомстить герцогу. По воли случая судьба свела ее с кардиналом Ришелье, и леди стала французской шпионкой. Такой и предстает миледи в романе Дюма, она успешно выполняет шпионские задания кардинала.

Вот как описал Ларошфуко решение Люси Карлайл служить Ришелье:
«Кардинал, разъяснив графине, что их чувства сходны и что у них общие интересы, сумел так искусно овладеть надменной и ревнивой душой этой женщины, что она сделалась самым опасным его соглядатаем при герцоге Бекингеме. Из жажды отметить ему за неверность и желания стать необходимою Кардиналу она не пожалела усилий, чтобы добыть для него бесспорные доказательства в подтверждение его подозрений относительно королевы».

В мемуарах писателя Ларошфуко эпизод с подвесками описан очень подробно. Только исторический д’Артаньян в этом деле не участвовал, тогда ему было 5 лет.

«Герцог Бекингем, как я сказал выше, был щеголем и любил великолепие: он прилагал много стараний, чтобы появляться в собраниях отменно одетым, Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее не известные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом наедине к срезать у него эти подвески, чтобы послать их Кардиналу. Герцог Бекингем в тот же вечер обнаружил пропажу и, рассудив, что подвески похитила графиня Карлейль, устрашился последствий ее ревности и стал опасаться, как бы ока не оказалась способной переправить их Кардиналу и тем самым не погубила королевы.

«Портрет дамы в зеленом платье» (портрет Люси Хей), Адриан Ханнеман (1603-1671)

Чтобы отвести эту опасность, он немедленно разослал приказ закрыть все гавани Англии и распорядился никого ни под каким видом не выпускать из страны впредь до обозначенного им срока. Тем временем по его повелению были спешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве, сообщив обо всем происшедшем. Эта предосторожность с закрытием гаваней помешала графине Карлейль осуществить задуманное, и она поняла, что у герцога Бекингема достаточно времени, чтобы предупредить выполнение ее коварного замысла. Королева, таким образом, избегла мщения этой рассвирепевшей женщины, а Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения: ведь тот хорошо знал эти подвески, так как сам подарил их королеве».

В романе Дюма леди Винтер подговаривает религиозного фанатика убить Бекингема, она исполняет приказ кардинала — «убрать герцога». У реальной миледи — графини Карлайл, был личный мотив желать смерти герцога — месть. Говорили, что графиня тоже помогала направить «кинжал убийцы», но всё это осталось светскими сплетнями.

В романе Дюма убийцу герцога зовут тоже Фелтон, как и реального убийцу Бекингема. Сплетни о причастности графини к смерти Бекингема писатель изложил в своем романе, добавив красок.

Вдова Бекингема в трауре с портретом мужа

Графиня Люси Карлайл обладала магическим обаянием, говорили, что она умеет околдовать своих поклонников. Этим талантом Дюма наделил свою героиню — миледи Винтер. Одно из имен книжной миледи — леди Кларик, созвучно с именем Карлайл. «Неотразимая прелесть мистического сладострастия — самая губительная из всех страстей».

О мистической привлекательности графини Карлайл писал поэт Роберт Геррик
Я чёрный шёлковый шнурок
Зреть на её запястье мог;
Он руку нежно обвивал,
Как будто узницу сковал.
Была безрадостной темница,
Но вот является денница,
И, потеснив сплошную тень,
Пред нами вместе ночь и день.
Воображаю! если там,
В плену, свободы дивный храм,
Прошу любви, и я готов
Тех мрачных не снимать оков.


В эпоху барокко черный шнурок на руке носили адепты мистических обществ. Говорили, что магия помогала графине в любви и политике. Миледи оставалась неуязвима для интриг, расставляя ловушки другим.

Дюма описывает миледи Винтер подобно ведьме:
«Но тем не менее много раз в продолжение этого вечера она отчаивалась в своей судьбе и в себе самой; она, правда, не призывала бога, но зато верила в помощь духа зла, в эту могущественную силу, которая правит человеческой жизнью в мельчайших ее проявлениях и которой, как повествует арабская сказка, достаточно одного гранатового зернышка, чтобы возродить целый погибший мир».

Граф рассказывает, что он казнил ее в юности. Но миледи удивительно осталась в живых.
«Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве».

На мой взгляд, таков поступок не вяжется с образом благородного героя. К тому же он алкоголик, что постоянно упоминается в романе.
«И, схватив последнюю бутылку, Атос поднес горлышко к губам и выпил ее залпом, словно это был обыкновенный стакан.
Может, спьяну самосуд учинил, а потом проспался и толком не помнил, что сделал... Любил граф выпить, был грешок.
Вспоминается диалог из юморески времен 90х
— Хочу замуж за графа де Ла Фер!
— С ума сошла? Он же алкоголик! Вот кардинал — классный мужик!

Кстати, актер Вениамин Смехов, в исполнении которого граф де Ла Фер выглядит блестяще, на вопросы об этом персонаже говорил — «Всем граф хорош, но зачем он девочку убил? Миледи... Я с ним не согласен».
Да, миледи в романе можно назвать «девочкой», ей всего 25 лет. Она на год моложе Констанции, которой 26 лет.


Миледи травит Констанцию. Госпожа Бонасье типичный персонаж-жертва. В детективах такие героини становятся жертвами преступлений

О демонической силе миледи говорит граф де Ла Фер.
— Вы демон, посланный на землю! — начал Атос. — Власть ваша велика, я знаю, но вам известно также, что люди с божьей помощью часто побеждали самых устрашающих демонов. Вы уже один раз оказались на моем пути. Я думал, что стер вас с лица земли, сударыня, но или я ошибся, или ад воскресил вас...
При этих словах, пробудивших в ней ужасные воспоминания, миледи опустила голову и глухо застонала.
— Да, ад воскресил вас, — продолжал Атос, — ад сделал вас богатой, ад дал вам другое имя, ад почти до неузнаваемости изменил ваше лицо, но он не смыл ни грязи с вашей души, ни клейма с вашего тела!


Немного поворчу о моральном облике романтического «хорошего» д’Артаньяна. В кино обычно показывают только его «большую и чистую» любовь к Констанции.

Поначалу д’Артаньян ночью пробирается в спальню миледи, выдавая себя за ее любовника — де Варда. В темноте он остается неузнан. Потом, испугавшись, пишет Миледи письмо от имени де Варда — что хочет с ней расстаться. Далее он получает приглашение от миледи прийти к ней, чему очень рад. Миледи просит его убить оскорбившего ее де Варда. И тут наступил неловкий момент...
Попутно д’Артаньян соблазняет Кэтти — служанку Миледи. В общем, герой своего времени, интересный типаж... но восхищения не вызывает.

Дюма упоминает, что Миледи всерьез заинтересовала гасконца, и о чистой любви к Констанции он и думать забыл.
«Единственное, что было ясно во всей этой истории, — это что д’Артаньян безумно любил миледи и что она совсем его не любила....
...ему хотелось еще раз обладать этой женщиной, уже под своим собственным именем, и, так как эта месть имела в его глазах известную сладость, он был не в силах от нее отказаться».


Миледи обладала демонической силой и по мнению гасконца:
«Он мысленно наделял эту женщину, казавшуюся ему демоном, такими же сверхъестественными, как и она сама, союзниками; при малейшем шорохе он воображал, что пришли его арестовать...»

Актриса Маргарита Терехова вспоминала, что при исполнении роли столкнулась с мистическими оущущениями:
«Во время работы над ролью Миледи вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Юра (реж. фильма Юнгвальд-Хилькевич) ведь еще и художник. Он говорит: „Я сейчас тебе нарисую“. И вдруг начинает всех созывать. „Посмотрите, у нее красное пятно — его надо только обвести“. Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече.

Я — женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начались какие-то необъяснимые вещи. Волосы у меня стали слегка обваливаться. Сначала сумку оставила не помню где, потом билет потеряла, с которым надо было лететь на гастроли. Я настолько напугалась, что все в Одессе оставила. Надо мной вихрились какие-то непонятные силы. Мне кажется, что именно это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все».

Миледи в исполнении Тереховой в некоторых сценах, действительно, устрашающая. На такой, точно, граф-Атос мог жениться только спьяну.

По книге, леди Винтер была убита мушкетерами. Честно, я верила, что она еще появится как после того «повешенья» и устроит этим «героям» веселую жизнью. К сожалению, приключения Миледи в романах Дюма столь печально завершились.

Историческая миледи пережила литературную героиню.
Накануне революции в Англии графиня была одновременно шпионкой двух политических противников Томаса Уэнтфорта — сторонника короля и герцога Джона Пима — его противника. Попытка королевских властей арестовать Пима стала одним из поводов начала английской революции.

Джон Пим

Графиня Карлайл ловко устроилась и при английской революции. Она была фрейлиной королевы Генриетты-Марии, вдовы казненного Карла I, которая находилась в Париже в изгнании. Она стала «тройным» агентом, в зависимости от интересов она передавала шпионские сведения своей королеве, английским парламентариям новой власти и сторонникам реставрации монархии в Англии. Королева Генриетта-Мария, по воспоминаниям друзей, пыталась оградить себя от влияния Карлайл, но не могла противиться ее необъяснимой силе манипулятора.

Однако в 1649 году в 50 лет Миледи оступилась в своих шпионских играх и оказалась в тюрьме Тауэр. В заключении леди Карлайл провела около полутора лет. Говорили, что Миледи было обеспечено достойное проживание, на обед подавали дичь, вино и десерты, а светские друзья могли навестить ее.



После освобождения графиня Карлайл оставила свое шпионское ремесло и удалилась на покой в любимое поместье, где прожила еще 10 лет.

Иллюстрация к роману А. Дюма "Три мушкетера"

Многие знают о том, что Дюма заимствовал героев «Трех мушкетеров» из «Воспоминаний г-на Д"Артаньяна», найденных им в Национальной библиотеке. Менее известно, что эти мемуары тоже вымышлены - смелый вояка и неотразимый сердцеед Шарль де Батц, известный под именем Д"Артаньян, вряд ли писал что-либо, кроме долговых расписок. Истинным автором книги был литератор Гасьен де Куртиль, набивший руку на скандальных откровениях о жизни королевского двора и проведший за это полжизни в Бастилии. «Воспоминания» были написаны им между двумя отсидками и вышли в свет в Амстердаме в 1704 году - через 31 год после смерти их героя, погибшего от испанской пули при штурме Маастрихта в возрасте 58 лет.

В сочинении Куртиля, которое сильно отличается от романа Дюма, Миледи вообще не упоминается. В «Трех мушкетерах» она впервые встретилась с Д"Артаньяном в городке Мент, где ее сообщник, граф Рошфор, посмеялся над юношей и велел своим слугам жестоко избить его. У Куртиля эта сцена тоже описана, но Рошфор (там его зовут де Роне) общается с местным купцом, а не с молодой женщиной, красота которой сразу поразила юного героя: «Дама была молода и красива. И эта красота тем сильнее поразила его, что она была совершенно необычна для Южной Франции, где Д"Артаньян жил до сих пор. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками». Дальше в романе упомянуты другие детали внешности Миледи: черные брови, высокий рост и отсутствие одного зуба с левой стороны. Самая колоритная деталь открывалась, однако, лишь тем, кто видел даму раздетой, - выжженный на правом плече цветок лилии, «небольшой, рыжеватого оттенка и как бы полустертый с помощью разных притираний».

В XVII веке лилией - королевским гербом -клеймили преступников, как женщин, так и мужчин. За что же Миледи удостоилась этой сомнительной чести? Об этом говорится в романе «Двадцать лет спустя»: в пятнадцать лет она, дочь бедного дворянина из Лилля, воспитанная в монастыре бенедиктинцев, соблазнила молодого священника. Влюбленные бежали, прихватив золото из церкви, но их поймали и заклеймили - причем сделал это родной брат священника, лилльский палач. Но и тут Миледи удалось сбежать с помощью очередной жертвы своих чар (на сей раз это был сын тюремщика).

Эпизод из романа "Три мушкетера"

Дальнейшее хорошо известно читателям и зрителям: авантюристка жила то во Франции, то в Англии, сменив множество имен - графиня де ла Фер, Шарлотта Баксон, леди Винтер, леди Кларик, баронесса Шеффилд... Как минимум дважды она выходила замуж. Первый муж, будущий Атос, едва не убил ее, случайно увидев позорное клеймо. Второй, британский лорд Винтер, оставил ей титул и сына, позже известного под именем Мордаунт.

Дюма намекает, что Миледи отравила лорда, за чем последовали другие преступления - шпионство, кражи, убийства, а главное, лютая ненависть к Д"Артаньяну и его друзьям. Впрочем, юный гасконец сам дал повод для вражды - соблазнил Миледи, притворившись в темноте ее любовником, графом де Вардом, а наутро посмеялся над ней. Такого мстительная леди Винтер не прощала никому.

Вспомним, что кражу алмазных подвесок у герцога Бекингема, а потом и его убийство она устроила тоже из мести - когда-то всесильный фаворит сделал ее своей любовницей, а потом бросил, как надоевшую игрушку.

Злодеяниям Миледи положили конец друзья-мушкетеры, чей скорый военно-полевой суд завершился смертным приговором. «С другого берега увидели, как палач медленно поднял обе руки: в лунном свете блеснуло лезвие его широкого меча, и руки опустились; послышался свист меча и крик жертвы, затем обезглавленное тело повалилось под ударом». Труп Миледи бросили с лодки в реку Лис; по хронологии романа, это случилось в конце 1625 года, когда ей не исполнилось и 23 лет. Д"Артаньян и Атос, несмотря на все ее преступления, так и не смогли отделаться от любви к ней и вспоминали ее еще много лет после убийства. Умная, бесстрашная, страстная, как «неукротимая тигрица», она обожала щеголять в мужской одежде - в то время это считалось верным признаком ведьмы. Как истинная ведьма, Миледи стремилась погубить любого мужчину, который становился ее любовником и узнавал тайну злосчастной лилии. Сочетание дьявольской злобы с ангельской внешностью особенно сильно действовало и на героев романа, и на его читателей.

Кто же мог быть прототипом этой необычной женщины? Историю с подвесками королевы Дюма вычитал в мемуарах известного философа Франсуа де Ларошфуко и других современников. Везде сказано, что некая шпионка кардинала Ришелье тайком срезала с плеча Бекингема две памятные подвески, но зовут ее по-разному- графиня Карлайл, леди Кларик, леди Винтер. В принципе, любую из этих знатных дам могли называть «миледи», но ГасьендеКуртиль зовет так фрейлину английской королевы Генриетты-Марии, ставшую ненадолго любовницей Д"Артаньяна - правда, это случилось намного позже, когда ни кардинала, ни Бекингема уже не было в живых. Герцога убил морской офицер Джон Фелтон, но не из-за любви, а по пуританскому фанатизму. Что касается женщины с лилией на плече, то Дюма нашел ее в другом сочинении Куртиля - поддельных «Мемуарах г-на графа де Рошфора». Эта дама пыталась обаять отца Рошфора; на охоте, как и описано в «Трех мушкетерах», клеймо случайно обнаружилось, и авантюристку с позором прогнали.

Одна из героинь истории с подвесками вполне может оказаться прототипом Миледи. Эта дама по имени Люси Перси родилась в 1599 году и была дочерью графа Нортумберленда, одного из самых влиятельных английских вельмож. В юности ее выдали замуж за Джеймса Хея, графа Карлайла, вскоре назначенного английским послом во Франции, что позволяло Люси курсировать между Лондоном и Парижем, весело проводя время в обеих столицах. В 22 года ее соблазнил и скоро бросил герцог Бекингем. Возможно, из ревности она и правда помогла разоблачить его интрижку с королевой Франции, срезав с его плеча злополучные подвески. Но, возможно, оказать услугу кардиналу Ришелье ее заставила не женская мстительность, а банальная бедность - ее супруг, живший на широкую ногу, прокутил и свое немалое состояние, и приданое жены, оставив громадные долги. Чтобы заработать себе на платья (Люси слыла первой лондонской модницей), она вполне могла стать французской шпионкой.

Полученные от скуповатого кардинала деньги графиня тратила на покровительство искусству: лучшие поэты воспевали ее красоту, живописцы рисовали ее портреты. Один из них, кисти великого Ван Дейка, изображает даму приятной полноты с лукавой улыбкой и вьющимися кудрями - такая действительно могла воспламенить фантазию Дюма-отца, знавшего толк в женских прелестях.

Современники Люси Карлайл тоже ценили ее красоту - после Бекингема ее любовником стал его преемник на посту первого министра граф Страффорд, а потом и его непримиримый оппонент, лидер оппозиции Джон Пим. После смерти мужа графиня пустилась во все тяжкие, принимая в своей спальне мужчин без различия чинов и званий - были бы помоложе и покрасивее. За это молва наградила ее прозвищем «британской Мессалины».

Второй страстью графини после любви была политика. В годы Английской революции она сыграла видную роль, выступая сперва на стороне парламента, а потом - короля. Чтобы вооружить королевское войско, она великодушно продала свои украшения, в том числе великолепное алмазное ожерелье стоимостью 1500 фунтов - на деньги, вырученные за него, было куплено две пушки. Позже Люси соблазнила командующего парламентской армией графа Эссекса (кстати, своего двоюродного брата), на ложе любви выведывая у него военные планы и сообщая их роялистам. В 1649 году, когда интриганке было уже за пятьдесят, невосприимчивый к женским чарам Кромвель посадил ее в Тауэр и, по слухам, даже подверг пыткам, чтобы раскрыть агентурную сеть, с которой она была связана. Довольно скоро графиню освободили, но тюрьма отбила у нее всякий интерес к политике - последние годы жизни Люси Карлайл провела в уединении и молитвах. Она умерла в 1660-м, успев дождаться реставрации монархии.

Портрет Люси Перси кисти Ван Дейка. Художник, как и британский поэт Томас Кэрью, восхищался красотой графини.

Французских мемуаристов интересовал только один эпизод бурной биографии графини - дело с подвесками, а ее фамилию они вполне могли прочитать и как «Карлайл», и как «Кларик». Откуда взялось имя леди Винтер (по-английски «зима»), сказать труднее - такого знатного рода в Англии не было. Может быть, это прозвище, данное графине Люси ее недоброжелателями? Пуритане упорно считали ее ведьмой, обвиняя в кровосмесительной связи с двоюродным братом и в нехорошей смерти ее кавалеров - Бекингема зарезали, а Страффорд был казнен по обвинению в измене.

Дюма, у которого ничего не пропадало зря, дал своей Миледи оба имени - Винтер и Кларик. Труднее понять, почему она звалась баронессой Шеффилд - быть может, это титул ее мужа, младшего сына лорда Винтера?

Еще одна загадка - как звали Миледи по-настоящему? В замке Атоса она появилась под именем Анны де Бейль, но в пьесе «Юность мушкетеров» Дюма внес уточнения - от рождения она носила имя Шарлотта Баксон, и ее отцом был моряк-англичанин; именно поэтому она так хорошо знала английский язык и обычаи. Анной де Бейль, согласно той же пьесе, звалась мать авантюристки. Эту фамилию Дюма позаимствовал у одной из любовниц короля Генриха IV Жаклин де Бейль - любопытно, что ее мужем стал граф де Вард, по роману любовник Миледи. Ничем особенным эта особа не прославилась, поэтому ее вряд ли можно считать прототипом Миледи.

Зато на эту роль с успехом претендует другая женщина - правда, она жила через много лет после мушкетеров Дюма, в канун Великой французской революции. Жанна де Сен-Реми вела происхождение от внебрачного сына короля Генриха II. В 1780 году, когда ей было 24 года, она вышла замуж за гвардейца Шарля Ламотта, без всяких оснований называвшего себя графом. Четыре года спустя супруги затеяли самую громкую аферу в истории Франции, ставшую известной как «дело об ожерелье». К тому времени красавица Жанна при полном сочувствии мужа стала любовницей кардинала де Рогана и при его помощи проникла в высший свет. Сдружилась будто бы и с самой королевой Марией Антуанеттой, хотя та впоследствии это отрицала. Как бы то ни было, авантюристка сумела убедить кардинала купить в рассрочку и подарить будто бы влюбленной в него королеве ценнейшее бриллиантовое ожерелье стоимостью полтора миллиона ливров - почти 250 миллионов современных долларов! На свидании в Версальском парке Жанна сыграла роль королевы и преспокойно забрала ожерелье. Незадачливый кардинал не узнал свою любовницу - она надела другой парик и говорила с акцентом, а в парке было уже темно...

Графиня в мгновение ока сплавила его в Лондон к мужу, где ожерелье быстро продали по частям.

Портрет Жанны Валуа-Сен-Реми, графини де ла Мотт кисти Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен

Когда кардинал осторожно попытался узнать у королевы судьбу подаренного украшения, разразился грандиозный скандал. Версаль был в шоке. Ожерелье как сквозь землю провалилось. Кардинал попал в Бастилию, но в ходе следствия выяснилось, что он был втянут в эту историю не по своей вине, и его в наказание только лишили духовного сана. , Супруги Ламотт не успели сбежать и оказались в Бастилии. Жанна была подвергнута публичному наказанию: тридцатилетнюю красавицу 21 июня 1786 года высекли плетью на Гревской площади Парижа и поставили на ее прекрасном плече клеймо - правда, теперь это была не лилия, а буква V (от слова voleuse - «воровка»).. При клеймении она дернула плечом, и рисунок смазался. Вторую печать ей поставили, когда она уже была без сознания.

Скоро ей - опять-таки, как Миледи, - удалось бежать путем соблазнения надзирателя, и она оказалась в Лондоне. Англия предоставила ей политическое убежище. Здесь Жанна выпустила мемуары, оправдывая себя и обвиняя во всем королеву. Этот опус, как и все «дело об ожерелье», серьезно уронил авторитет монархии и приблизил разыгравшуюся вскоре революцию. Конечно, красочная история Жанны не могла не привлечь внимания Дюма, который посвятил ей целых два романа - «Ожерелье королевы» и «Жозеф Бальзамо». Герой последнего, больше известный под именем графа Калиостро, тоже участвовал в афере супругов Ламотт, за что был выслан из Франции. Дюма не мог не заметить сходства между «делом об ожерелье» и «делом о подвесках» - в обоих на волоске висела честь королевы, в обоих главную роль играли красивые и коварные соблазнительницы. Люси Карлайл и Жанна де Ламотт вполне могли слиться в его воображении, породив в итоге яркий образ Миледи.

Бренные останки графини Карлайл мирно покоятся в семейном склепе, а вот судьба Жанны покрыта тайной. Вскоре после бегства в Лондон муж бросил ее, прихватив с собой все деньги. Ей было всего 35 лет, она по-прежнему была красива, но почему-то жила одна, практически в нищете.

В 1791 году она - как принято считать, в припадке сумасшествия - выбросилась из окна своей убогой квартирки на Оксфорд-стрит и была похоронена в безымянной могиле. Ходили слухи, что ее убили то ли мстящие за дискредитацию монархии роялисты, то ли агенты французского правительства, пытавшиеся выйти на след пропавших миллионов. Но есть и другая версия - покончила с собой совсем другая француженка, а Миледи-Жанна, заметая следы, просто взяла и умерла. По мнению других - инсценировала собственную гибель, якобы выпав из окна своего дома. Дело в том, что разъяренный французский король потребовал от Великобритании выдать ему беглянку. Ссориться с Парижем из-за какой-то авантюристки, пусть даже и баснословно богатой, Лондон не захотел. Вот тогда она и устроила инсценировку собственной смерти, а потом инкогнито прошлась в похоронной процессии за собственным пустым гробом.

Прижизненный портрет Жанны Ламотт работы неизвестного художника. Жизнь и смерть этой женщины, послужившей, как полагают историки, прототипом Миледи, полны загадок.

Тридцать лет о ней не было ни слуху ни духу. И вдруг посол Франции в России опознает ее в Санкт-Петербурге под именем графини де Гаше. Он немедленно потребовал у императора Александра I выдать государственную преступницу. Но после ее аудиенции у императора французы получили отказ, а немолодой уже графине было позволено поселиться в Крыму.

Еще в 70-е годы в знаменитом лагере «Артек» пионерам показывали «домик Миледи» - маленький белый дом, где якобы жила когда-то знатная француженка, ставшая прототипом героини Дюма. Позже ее историю подробно описали несколько авторов, самый известный из которых - журналист Николай Самвелян. Что в этой истории правда, а что вымысел, сказать трудно. Известно, что в 1824 году Александр I выслал в Крым двух знатных дам - баронессу Крюденер и графиню Голицыну. Обе были известны своей близостью к масонам, ложи которых царь запретил, не без оснований считая, что в них вызревают революционные идеи. С двумя титулованными особами отправилась и их французская компаньонка, графиня де Гаше.

"Домик Миледи" в Артеке

Они поселились в имении Голицыной в Кореизе, но вскоре Гаше сняла домик на отшибе, на нынешней территории «Артека», где жила вдвоем с горничной-армянкой. Когда в 1826 году графиня скончалась, верная горничная схоронила ее на армянском кладбище в поселке Старый Крым. Сейчас могила затерялась, но сохранилась ее фотография - на ней видны затейливый вензель из плохо различимых латинских букв и пустой овал, где обычно пишут фамилию и имя покойного.

Похоже, у графини де Гаше (ее звали то ли Жанной, то ли Дианой) были причины скрывать свое подлинное имя. Это и породило версию, что она была Жанной де Ламотт, осевшей в России после долгих скитаний. Легенду об этом слышала и Маргарита Терехова, во время работы над ролью Миледи посетившая «Артек» (напомним, что фильм Г. Юнгвальд-Хилькевича о мушкетерах снимался в Крыму). Кстати, роль роковой злодейки принесла актрисе серьезные проблемы: «Вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал Д"Артаньян. Юра (Юнгвальд-Хилькевич) ведь еще и художник. Он говорит: «Я сейчас тебе нарисую». И вдруг начинает всех созывать. «Посмотрите, у нее красное пятно - его надо только обвести». Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече».

В Крыму личность таинственной графини де Гаше обросла новыми легендами. Одна из них гласит, что она была оккультисткой, ученицей Калиостро, и незадолго до своей ссылки сообщила Александру I что-то настолько невероятное, что он вскоре оставил престол и ушел в отшельники. Другая - что в «Артеке» графиня возглавила шайку контрабандистов и скопила громадные богатства, которые перед смертью зарыла недалеко от своего домика. Когда перед похоронами умершую стали переодевать, на ее плече якобы увидели выжженную королевскую лилию...

Понятно, что это вымысел, - вместо лилии, как мы знаем, Жанну де Ламотт заклеймили буквой V. Вымышлены и остальные факты из биографии «крымской Миледи», которая, скорее всего, не имеет ничего общего с героиней «дела об ожерелье». Все это говорит только об одном - супершпионка XVII века вышла из-под пера Дюма-отца такой живой, что читатели до сих пор не могут смириться с отсутствием этого «демона в женском обличье» на страницах реальной истории.

Вадим Эрлихман,
Gala Биография, №12, 2011

ЛУЧШИЕ МИЛЕДИ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА

БАРБАРА ЛА МАРР
Американская актриса сыграла Миледи в одной из первых экранизаций романа Дюма (1921) и показала, что коварство может быть дьявольски привлекательным. Каждый рецензент считал своим долгом отметить выдающуюся злодейку.
ФЭЙ ДАНАУЗЙ
Американская актриса сыграла Миледи в картинах Ричарда Лестера «Три мушкетера: Подвески королевы» (1973) и «Четыре мушкетера: Месть Миледи» (1974). Миледи в ее исполнении весьма комична. Как, впрочем, и другие герои этой экранизации.

МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА
Изначально на роль Миледи планировалась Елена Соловей, но в итоге в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера» (1978) сыграла Терехова По словам актрисы, Миледи была «оторвой, хулиганкой, летучим голландцем» и при этом «трагической личностью».

Хилари Суонк (Hilary Swank) в роли Жанны де Сен-Реми де Валуа («История с ожерельем», 2001)

ХИЛАРИ СУОНК
В картине Чарльза Шайера «История с ожерельем» (2001) американская актриса Хилари Суонк сыграла Жанну Ламотт. Критика была не в восторге от работы актрисы. Большинство сочли работу Суонк основным минусом картины.

Ариель Домбаль в роли графини де ла Фер ("Миледи", 2004)

АРИЭЛЬ ДОМБАЛЬ
Авторы фильма "Миледи" решили взглянуть на события классического романа не с позиции Д"Артаньяна и его друзей, а глазами миледи Винтер. Позиция авторов предельно ясна. Как говаривал Остап Бендер: «Граждане судьи! У моего подзащитного было тяжелое детство».

Мила Йовович в роли графини Миледи ("Мушкетеры", 2011)

МИЛА ЙОВОВИЧ
Фильм "Мушкетеры", снятый мужем Милы Полом Андерсоном по вольной интерпретации одноимённого романа Александра Дюма в 3D-формате, получил негативные отзывы критиков. Мила обвинила во всем плохую рекламную кампанию киностудии Summit Entertainment, которая отвечала за прокат фильма.


Все мы в детстве зачитывались "Тремя мушкетерами" и другими книгами из этой серии, многие даже начинали любить историю благодаря Александру Дюма, хотя уж чего, чего, а реальной истории там было не так уж и много... Однако такие персонажи, как Ришелье, Мазарини, оба Людовика, королева Анна Австрийская, Луиза де Лавальер, безусловно, лица вполне достоверные, исторические. Даже д\"Артаньян - у него тоже были прототипы. А вот Атос, Портос, Арамис, миледи, - тут все скажут, что персонажи эти - насквозь выдуманные, детища самого Дюма. И будут неправы. По крайней мере, в отношении миледи.

Потому что у этого персонажа был вполне реальный исторический прототип. Более того, прототип настолько интересный, что достоин отдельной приключенческой книги, которая, возможно, когда-нибудь будет написана. (То, что жила она чуть позже событий, описанных в "Трех мушкетерах", большого значения, в общем-то, не имеет.)

Реальная история этой женщины кажется вымышленной - настолько много в ней интриг и коварства. А перечисление настоящих исторических лиц, участвовавших в ней, сделает честь любому приключенческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро и, собственно, сама известная авантюристка Жанна де Ламотт, знаменитая мошенница, ставшая в итоге прототипом миледи из "Трех мушкетеров".

Жанна де Ламотт, урожденная Сен-Реми де Валуа, появилась на свет в 1756 году. Происхождение ее было одновременно и благородным, и в тоже время весьма пикантным: она была в некотором родстве с королевским домом Валуа, но принадлежала к семейству, появившемуся от внебрачной связи короля Генриха II с госпожой Сен-Реми.

Семейство сие был очень бедным, и мать Жанны учила девушку зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Надо сказать, что девица быстро освоила науку обольщения и обмана и вскоре нашла себе пару подстать - гвардейского офицера графа Ламотта. Жених юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести. Они быстро нашли общий язык и поженились.

После свадьбы молодожены решили обосноваться в Париже, где возможностей для обогащения и интриг было не много, а очень много. Осмотревшись на новом месте, коварная Жанна выбрала свою жертву, человека отнюдь не глупого и славившегося своим добродушием - богача Луи де Рогана, кардинала Страсбургского.


Кардинал сей принадлежал к высшему обществу, но Жанна, несмотря на свое сомнительное происхождение и бедность, умудрилась познакомиться с ним и получить "доступ к телу". При этом, по свидетельству современников, Жанна отнюдь не отличалась красотой, но умела так себя преподнести и была так умна, что под ее чарами никто не мог устоять. Кардинал был покорен юной авантюристкой, осыпал ее деньгами, ввел в свой круг...

Жанна тем временем объявила в обществе, что сумела накоротко познакомиться с женой Людовика XVI, королевой Марией-Антуанеттой. В своих аферах мошенница начала прикрываться именем королевы и вскоре завоевала репутацию ее самой близкой подруги.

Правда, позже Мария-Антуанетта утверждала, что вообще никогда в жизни не была знакома с Жанной де Ламотт. Но неизвестно, кто был тут прав, а кто не был - хитростью и умением соврать себе на пользу отличались обе дамы... Не исключено, что королева действительно приблизила к себе умную интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи. Например, с таинственным графом Калиостро.

В 1784 году, в доме кардинала Луи де Рогана Жанна де Ламотт познакомилась с этим удивительным человеком, недавно прибывшим в Париж, и очень быстро нашла с искателем приключений общий язык. Оба авантюриста успешно и активно морочили голову кардиналу, вели долгие беседы о ясновидении, об эликсире жизни и философском камне.

В то время темы эти были очень актуальными и интересовавшими буквально всех. Именно на волне этого интереса граф Калиостро устраивал в Париже свои знаменитые сеансы перевоплощений и, по слухам, Жанна не раз играла роли в его постановках, появляясь в различных образах.

А дальше начинается потрясающе интересная история с роковым ожерельем. История эта начала развиваться за десять лет до описываемых событий, когда Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто фантастической, это было целое состояние.


Однако в 1774 году Людовик XV умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ненужное ему ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Ювелиры остались не удел и, не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Однако королева осмотрела сверкающее бриллиантами ожерелье и отправила ювелиров восвояси - она сочла ожерелье слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены - материалы-то они закупали на свои собственные деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму...

И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка - Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план...


Положение кардинала Луи де Рогана при дворе в то время несколько пошатнулось, от чего он немало страдал. Кардинал Страсбургский больше всего на свете мечтал получить покровительство королевы и ее дружбу. Жанна же постоянно подчеркивала свою дружбу с Марией-Антуанеттой и утверждала, что сможет помочь любовнику завоевать хорошее расположение при дворе. Она на пару с графом Калиостро в красках описывала несчастному кардиналу его будущее блестящее положение в обществе, которое ждет Луи де Рогана под покровительством королевы.


Мошенница рассказывала кардиналу и о том, что часто заводит разговоры с королевой о преданном ей Рогане, и та якобы благосклонно выслушивает речи о своем верном слуге. Однажды Жанна прибыла к кардиналу Страсбургскому с сенсационной новостью - королева сегодня ждет его на свидание в версальском парке! Вечером Луи де Роган прибыл в означенный парк и в уединенном месте действительно увидел Марию- Антуанетту. Королева благосклонно побеседовала с кардиналом и подарила ему свою розу - потом Роган велел заключить этот цветок в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал летел из парка на крыльях, мечтая о будущем счастье.

Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией-Антуанеттой просто поражало. Оставалось только нарядить ее в роскошные наряды и научить гордо держать голову - и королева готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась поучаствовать в афере, и простодушный кардинал не заметил обмана...

Вскоре Луи де Роган получил через Жанну известие, что королева Мария-Антуанетта желает выкупить ожерелье мадам Дюбарри, но просит помощи у своего доброго нового друга. Она якобы хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 миллион 600 тысяч ливров, поэтому она просит кардинала пойти к ювелирам и отдать им ее письмо.


В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю, кардиналу Луи де Рогану. Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация кардинала, и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии- Антуанетты. Но, как нетрудно догадаться, так и не дождался...

Ювелиры же вскоре написали письмо королеве, в котором просили все же внести часть суммы. Мария-Антуанетта в ответ выразила свое недоумение, ведь никакого ожерелья она не покупала. Более того, она ведь ясно дала понять, что ожерелье попросту не понравилось. Тут всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерски изготовленной подделкой. Бросились искать кардинала, тот указал на госпожу де Ламотт. Выяснилось, что ее супруг исчез, сама она тоже собиралась бежать, но не успела...

Дамочку арестовали, но она утверждала, что все делала по приказу графа Калиостро. Вскоре в Бастилии собралась вся компания - Жанна ле Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Не было только графа де Ламмота, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.

А в Париже тем времен начался процесс века - разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор - кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро оправдали (правда, последнему были велено в течение двух недель покинуть столицу), а Жанну де Ламотт и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме.


Жанну прилюдно высекли на площади, заклеймили буквой V, что означало "воровка". Рассказывают, что преступница дернулась, и клеймо пришлось ставить еще раз. В итоге на ее плече остались две буквы V - одна смазанная, а вторая четкая. (У Дюма V превратилась в лилию.) Жанну отправили в тюрьму, отбывать наказание, но вскоре она из нее таинственным образом исчезла. Через некоторое время авантюристка появилась в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.

Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии-Антуанетты - французы ведь свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле. Спустя несколько лет Мария- Антуанетта умерла под ножом гильотины...


О дальнейшей судьбе Жанны де Ламотт практически ничего не известно. Однако существует несколько версий ее гибели, документально, правда, не подтвержденных. По одной из них она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. Но версия эта кажется какой-то натянутой: чтобы такая женщина поступила так малодушно и так поспешно?..

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЛИЛИЯ НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ?

Почему именно лилия? А, может быть, Миледи не так уж виновата — если задуматься, вдруг не она главная злодейка, а на самом деле мушкетеры, четверо мужчин, уничтоживших в неравном противостоянии одну женщину? Недавно мы пересматривали наш советский фильм, и я впервые задумалась над этим вопросом. А после того, как муж сказал, что раньше женщина просто должна была знать свое место — у меня открылись глаза. И даже строчки из монолога героини это подтверждают «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой. За то, что сбросила ярмо В плечо впечатано клеймо».

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ЛИЛИЯ СИМВОЛ

Начну сразу с сути. Почему на клейме именно лилия? Лилия — символ королевского рода Франции. Самый распространенный символ в геральдике после креста, орла и льва. Довольно логично, что таким знаком клеймили преступников — как обозначение королевского правосудия. С другой стороны, лилия — это еще и символ чистоты, невинности, Девы Марии и христианства в целом. Не много ли чести для бродяг, воров и проституток?

Интересно, но факт — цветок называют лилией, но на самом деле вместо нее везде изображается ирис. При чем именно дикий желтый болотный ирис. Если присмотреться, ирис напоминает женские половые органы. Когда Атос в фильме рисует на стене цветок, видно, что он гораздо более вытянутый, чем настоящий. Есть интересная версия, что это намек на фаллопиевы трубы, которые в обязательно порядке должны были перевязывать средневековые проститутки, как средство контрацепции. Гнев Атоса — тогда еще графа де ля Фер — мог быть вызван не тем, что девушка оказалась воровкой, как деликатно преподнес Дюма, а более худшими подозрениями. Но все равно его поступок мало понятен — так любил, а чуть что, убил, даже не разобравшись. Но об этом ниже.

ЛЕДИ ВИНТЕР

О происхождении и жизни Миледи до начала действия романа известно мало. В разговоре с Рошфором она сообщает, что родилась в Армантьере — небольшом городке рядом с Бетюнским монастырем. При этом Дюма рассказывает о том, что она прекрасно знала обычаи и особенности веры английских пуритан — этому ее научил в детстве старый слуга. Откуда у француженки в услужении англичанин? Хотя это не самый спорный момент — в романе Анн и Серж Голон слугой Анжелики был бывший немецкий солдат Гийом Люцен. Также отмечается безупречное английское произношение Миледи. Не говоря уже о ее прозвище. Второе ее имя леди Винтер — также английское, по второму мужу-англичанину. Скорее всего отец Миледи — англичанин, мать — француженка. По контексту книги, Миледи — английская шпионка на службе Ришелье, завербованная незадолго до начала действия романа. Настоящее имя героини, как и ее происхождение толком не ясно. Только ближе к концу Атос перечисляет ее имена. Но опять точности нет — одни исследователи пишут, что настоящее ее имя Анна де Бейль, другие — Шарлотта Баксон. То есть снова происхождение непонятно: если верно первое имя — значит Миледи родом из Франции, если второе — значит она англичанка. В фильме Миледи просит у кардинала в награду за службу наследный титул. Здесь опять несколько вариантов. Либо титула у нее нет, либо она утратила на него право, либо она англичанка, а титул ей нужен во Франции. Последнее скорее всего — так как по второму мужу она получила титул леди Винтер, закрепленный за ее сыном.

АТОС И МИЛЕДИ

Это что же за любовь такая, когда ты абсолютно беспощаден к любимому человеку? Атоса не смутило ни происхождение миледи, ни то, что она не была девственницей, он даже «пошел против воли всей своей семьи». А клеймо пережить не смог. И вообще как это вот так взять и повесить собственную жену посреди охоты, как в какие-то дикие времена?! Об этом противоречии и весь роман Дюма. Кардинал Ришелье в нем — главный злодей, антагонист, а мушкетеры — положительные герои. В действительности все было наоборот. Атос — представитель старой аристократии, судя по всему, из очень древнего и знатного рода. Он как-то упоминает в разговоре с д’Артаньяном, что его мать была статс-дамой королевы Марии Медичи — то есть первой придворной дамой при дворе. Это очень высокая должность. Про себя Атос говорит «знатный как Дандоло и Монморанси». Монморанси — древний дворянский род, принцы крови, состоявшие в родстве с королевской семьей. При «старом порядке» знатные дворяне обладали полномочиями полноправных правителей в своих землях. Они имели право чеканить собственную монету, иметь личное войско и король далеко не всегда имел над ними полную власть. А над их поддаными не имел никакой. Помните поговорку «вассал моего вассала не мой вассал». То есть Атос был в полном праве творить самоуправство на своих землях. Его настоящее имя — граф де ля Фер. Во французском языке слово «фер» — железо. Железный граф. Жестокосердный,бесстрастный, стремящийся управлять своими страстями. Один раз дал слабину, и с тех пор пытается отыграться. Он беспощадный и твердый, как железный клинок, ко всему и всем. Трое его друзей, значительно более низкого происхождения, чем он — единственное исключение в холодной душе Атоса. Кстати, исключение не во всем. В романе «Двадцать лет спустя», Атос, вернувший себе титул, не может представить д’Артаньяна своим гостям под его простым титулом — он называет его «шевалье д’Артаньян», то есть поднимает до уровня, приемлимого для его окружения.

ГЕРОИ РОМАНА «ТРИ МУШКЕТЕРА»

Похоже, герои знаменитого романа не совсем те, кем мы привыкли их воспринимать. Д’Артаньян — не главный герой, а лишь прикрытие для более глубокого содержания. Суть же в 2-х моментах:

1)Противостоянии архетипичного мужского начала (Атос) с более древним архетипичным женским началом (Миледи). Подчинившие женщин с помощью грубой силы, патриархат и шовинизм, периодически оказывались бессильными перед женской сексуальностью. Не умея сдерживать себя и не добившись взаимности, мужчины все что могли — уничтожить объект вожделений. Так поступает и Атос со своей женой.

2) Противостояние дворянской аристократии с кардиналом Ришелье. Ришелье злодей именно поэтому — целью всей его политики была борьба с феодальной вольницей (которой Атос будучи графом пользовался вовсю) и укрепление вертикали власти. Он запретил дуэли, что сразу сократило количество смертей среди молодых дворян. Приказал срыть феодальные замки и на их месте построить открытые дворцы — чтобы дворяне не пытались скрыться за неприступными стенами от королевской воли. Назначил во владения аристократии королевских интендантов — чтобы иметь контроль. Атос и Ришелье — смертельные идейные враги.

Миледи — для Атоса враг дважды. И как женщина, осквернившая его род, и как приспешница кардинала.

При этом остальные мушкетеры враждуют с Ришелье скорее «за компанию». Отец д’Артаньяна наоборот наставлял его проявлять уважение и служить 3-м людям — королю, кардиналу и господину де Тревилю. Потому что он — мелкопоместный дворянин, ему политика Ришелье не наносила такого урона. В фильме после партии в шахматы во дворце кардинала д’Артаньян говорит Ришелье, что еще вчера он мог бы рассмотреть возможность служить у него, но сегодня его друзья среди мушкетеров короля. Ясно же, что их вражда не была изначальной. С Арамисом сложнее — его личность самая таинственная из всех. В книге его слуга Базен говорит, что «Арамис» — это наоборот слово «Симара», имя одного из демонов. У слова «симара» есть и другое вполне невинное значение — это подрясник священника. Учитывая, что Арамис — аббат-растрига, все время мечтающий вернуть сан, неудивительно, что он выбрал такое прозвище. Все три мушкетера носят имена, скрывающие их темное прошлое. С Атосом ясно — беглый опороченный граф. Арамис — человек, вынужденный оставить сан, чтобы научиться фехтовать и отомстить обидчику. Ришелье для Арамиса враг скорее ввиду обстоятельств — он запретил дуэли, а Арамису как раз надо было назначить «свидание» с оскорбившим его дворянином. С Портосом пока не очень ясно. Он только в книге «Двадцать лет спустя» пытается добиться хотя бы баронского титула. Значит едва ли Ришелье был для него настоящим врагом — его реформы Портоса касались мало.

Друзья-мушкетеры выведены положительными героями, хотя их поведение далеко не безупречно. Атос — пьяница и убийца. Портос открыто ухаживает за замужней женщиной ради денег, при этом появляется у нее в доме, представляясь мужу кузеном его жены и тратя его же деньги. Арамис в первой книге особо не провинился, зато потом наверстал по полной. В романе «Двадцать лет спустя» он любовник госпожи де Лонгвиль, активной участницы Фронды — дворянского заговора против короля. В книге «Десять лет спустя» становится иезуитом, предавшим своих друзей. Д’Артаньян меняет женщин, как перчатки. Сначала он любит Констанцию, после ее похищения крутит роман с Миледи и одновременно с ее служанкой Кэтти — пользуется ею, зная, что девушка в него влюблена — чтобы проникнуть в покои ее госпожи. Самой Миледи, чтобы провести с ней ночь, он представляется графом де Вардом, в которого она была влюблена. Чтобы его не разоблачили, он в темноте скрывает свое лицо. А в конце эта великолепная четверка, прихватив с собой четырех слуг, палача и лорда Винтера, собирается, чтобы убить в неравной схватке одну женщину.

КЛЕЙМО НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ

Как представительницу мелкого дворянского рода, Миледи ожидало всего 2 пути — либо замуж за скромного человека, либо монастырь. Она оказалась во втором. Провела там 2 года и сбежала с молодым монахом, которого совратила. Перед побегом он украл церковное имущество. Беглецов нашли, монаха приговорили к заключению и клеймению. Палачом оказался его брат, который в порыве отчаянья заклеймил и девушку.

Первый факт — правосудия не было, был произвол со стороны палача.

Второй факт — если на момент замужества Миледи было 16 лет, значит, когда она сбежала из монастыря, ей было 14-15 лет. Есть некоторые сомнения в том, кто кого еще совратил.

Третий факт — а какие, собственно, злодеяния совершила Миледи,кроме убийства Констанции? Совращение монаха — с ним много вопросов. Убийство Бэкингема? Так это часть ее работы на кардинала, да и не она его убила, а фанатик Фельтон. Совратила и погубила этого несчастного Фельтона — так он был пуританином, которые и без того едва выносили Бэкингема. Убийство второго мужа, лорда Винтера — вот здесь есть нюансы.

Первое замужество Миледи закончилось кошмаром. Закономерный вопрос — как муж не увидел клейма на плече супруги? Но тут все вполне понятно — раньше считалось нескромным раздеваться полностью. Понятно, что в спальню никто не лез подсматривать, но Атос вполне мог понять смущение жены и не настаивал. Выйдя замуж во второй раз, Миледи, видимо, решила больше не дожидаться реакции супруга и отравила его сразу после того, как забеременела. Сын ей был нужен, чтобы он стал наследником, а она, как его мать, владела титулом на полном праве.

КАЗНЬ МИЛЕДИ

Атос описывает Миледи как «шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь. Сквозь свойственную ее возрасту наивность просвечивал кипучий ум, неженский ум, ум поэта. Она не просто нравилась — она опьяняла». В фильме он говорит «Таких изысканных манер во всем Провансе нет». Из других описаний Миледи мы узнаем, что она: прекрасно владеет несколькими языками, знает много нюансов совершенно разных сторон жизни, умеет быстро находить выход в любой ситуации, умеет обращаться с оружием, обладает большой физической силой и «чудесным голосом». Как в настоящей архетипичной женщине, в ней очень много мужских черт. Женская слабость ей чужда — хотя она прекрасно умеет ее разыгрывать и использовать. Ни один мужчина так и не оказался способен совладать с ней, поэтому все, что они могли — уничтожить ее физически. Задумайтесь — пятеро мужчин (включая палача) против одной женщины! А в книге десять — там еще были слуги мушкетеров и свояк Миледи лорд Винтер. И еле-еле они все смогли совладать с ней. Дюма пишет, как Атос велел сменить слуг, охранявших Миледи, только на основании того, что она им что-то сказала.

«Три мушкетера» — роман о мужчинах, главные герои — мужчины. Только через 100 лет авторы станут делать героинями женщин. В книге же женщин всего 3 — Констанция, королева и Миледи — на огромное количество мужчин. В романе про Анжелику маркиз Плесси-Бельер, вспоминая правление Людовика XIII, говорит, что это было время грубых вояк, живших войной и дуэлями. Для женщин — даже очень сильных — места тогда не было.