Краткое сообщение о славянах. Предки-славяне: кто они, где жили, религия, письменность и культура Самых сложных периодов для славян

Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

В древнем индийском священном писании «Риг-Веда» написано, что созвездие «Семи великих мудрецов» (нам известное как «Большая медведица»), находится вверху – прямо над головой. Единственное место, где данное созвездие может находиться над головой, это места крайнего севера, за полярным кругом, как раз на месте затопленного материка Гипербореи . Этот факт доказывает, что Веды и вся ведическая культура это наследие высокоразвитой древней цивилизации, представители которой являлись предками древних славян.

В работах Тициана и Гекатея Милетского есть упоминание о древней, высокоразвитой цивилизации. «На севере, проживал народ “гипербореане”, которые вообще не употребляли мяса, в связи с чем, им было дано прозвище «чистого народа» . Они были очень крепки и доживали до преклонных лет».

Около 12 – 13 тысяч лет назад, из-за произошедшей катастрофы планетарного масштаба, на Земле произошло резкое изменение климата.

Этот факт, неожиданно подтвердили американские исследователи. Согласно их исследованиям, одно из последних крупных вымираний животного мира было примерно 13 тысяч лет назад. Тогда планета навсегда лишилась мамонтов, крупных бизонов и гигантских ленивцев. Одна из причин - похолодание и последующее оледенение, о которых известно из анализа ледяных кернов Гренландии. В 2007 году американские исследователи выдвинули гипотезу, что оледенение - результат падения на Землю астероида или кометы. Двенадцать лет спустя американские ученые это подтвердили, изучив концентрацию платины в нескольких точках планеты. Дело в том, что данный металл в больших количествах содержится в метеоритах: если его много в горной породе, это может говорить о космическом ударе.

Специалисты обнаружили слои с повышенным содержанием платины в Южной Африке, Гренландии, Западной Азии, Южной и Северной Америках и Европе. Все они датируются одним и тем же периодом - 12 680 тысяч лет назад.
В древних славянских писаниях говорится о том, что после того, как наступило резкое похолодание, племена предков древних славян (протославяне –продвинулись на юг, до места современной Индии. А уже позднее, дальнейшее расселение народов оттуда, пошло в сторону современной восточной Европы. Учёные генетики, в подтверждению этому, обнаружили у людей, проживающих на территории Урала гены, которые имеются как у индусов, так и у людей, проживающих в западной Европе.

Международная группа ученых из 19 стран, среди которых генетики, антропологи и археологи, провели масштабное исследование ДНК древних людей, результаты которого были представлены в научном журнале Science.

Проанализировав геном 524 древних людей, ученые получили подтверждение гипотезы миграции людей-носителей индоевропейских языков в Индию из степных регионов Евразии. Среди людей, населяющих территорию Индии несколько тысячелетий назад, были найдены носители индоевропейских языков.

В исследовании говорится, что обнаружение древних ариев в северной части Индии во второй половине второго тысячелетия до н.э. говорит о миграции древних людей из степной Евразии (включая Сибирь).

Выходцы их сибирских территорий среди индийцев стали элитой общества. Выяснилось, что брахманы (представители высшей касты) имеют большую долю генов сибирских переселенцев, чем в других группах населения.

В настоящее время неизвестно, что явилось причиной данной миграции. У независимых исследователей имеется две версии. Одна версия – резкое похолодание, а другая – затопление северных территорий. Существует гипотеза, что на территории Северного Ледовитого океана некогда был материк, но он затонул, и население вынуждено было покинуть эти места, двинувшись в южном направлении.

По информации других историков, у переселенцев были хорошо развиты астрология, алхимия, теургия, поэтому вполне логично, что эти люди стали в Индии брахманами (жрецами). Они также служили духовными наставниками в семьях высших каст. Если принять во внимание данную информацию, то утверждение международной группы ученых о миграции арийцев на территорию Индии вполне может быть обоснованным.

О том, история предков древних славян напрямую связана именно с этой древней (гиперборейской) цивилизация, говорит и то, что древний язык санскрит, на котором написаны ВЕДЫ, имеет явное сходство со славянскими языками. Причём, наибольшее сходство, обнаруживается с древнерусским языком. Это также подтверждает то, что расселение гиперборейского народа, проходило через территорию современной России. Это также подтверждает, что древние арии были древними предками славян.

Приведём лишь некоторые сравнения.

Брат (рус.) – братри (санскрит); живой – джива; дверь – двара; мать – матри; зима – хима; снег – снеха; плавать – плава; тьма – тама; свёкор – свакар; дядя – дада; дурак – дурра; мёд – мадху; медведь – мадхуведа; приятный – приях; шастра, астра (санскр.) – острый, оружие (русск.).

смайанти – улабаться – смайл(англ.); матта (санскр.) – обезумевший – mad (англ.)

Можно найти множество сходств санскрита со славянскими языками. Таких сравнений – не одна сотня. Несколько сотен других слов, которые схожи с санскритским языком, можно посмотреть, пройдя по ссылке: (откроется в новой вкладке (“окне”)).

Согласно , прародителем всего человечества является Ману. На английском языке человек – «Man». Может ли это быть простым совпадением?

История происхождения предков древних славян непосредственно связана с историей древней Индии. В древней Руси и Индии, источником исчисление времени также был схожим. Новый год начинался весной. Даже современные названия месяцев, отражают это исчисление. Например сентябрь, September происходит от санскритского «сапта» – семь. Аналогично: октябрь, ноябрь, декабрь, соответственно: восемь, девять, десять. То, что названия месяцев в европейских языках происходят согласно нумерации Ведического исчисления времени, доказывает, что основой европейских языков, была Ведическая цивилизация, берущей начало из истории предков древних славян – наших предков.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ ОБ ИСТОРИИ ВЕДИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОТ КОТОРОЙ ИДЁТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСТОРИИ СЛАВЯН.

Существует множество географических названий, происходящих из санскрита.

Варна (город в Болгарии); Кама; Крышнева; Харева; Сома; Калка; Мокша; Нара – реки в России; Арья – города в Нижегородской и Екатеринбургской области. Чита, точный перевод с санскрита – «постигать, понимать, знать». Харино – название сразу нескольких населённых пунктов. На санскрите «Хари» – одно из имён Всевышнего. Калита – горд в Киевской области – «преданный» (санскр.). «Азова» – “та, что выжимает сок сомы” (санскр.). Название страны Британь происходит от “брита” - “слуга” и “бхритха” - “пожертвование”. Т.е. они в прошлом были преданными слугами Ведических Богов, совершающими пожертвования. Якша, Равань, Ганалы, Сива, Хара, Сухара, Веле и многие другие названия населённых пунктов, рек имеют прямое отношение к словами из древнего санскрита.

В Библии также сказано о том, что раньше все люди, разговаривали на одном языке.

“На всей Земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там”. (“Ветхий Завет”, Бытие. 11: 1-2)

ООН подтверждает, что санскрит – мать всех языков. Влияние этого языка прямо или косвенно распространилось почти на все языки планеты (по оценкам специалистов, оно составляет около 97%). Если Вы владеете санскритом, то сможете легко выучить любой язык мира. НАСА объявила санскрит «единственным недвусмысленным разговорным языком планеты», который подходит для работы компьютеров. Эта же мысль была высказана еще в июле 1987 г. журналом «Форбс»: «Санскрит – язык, наиболее подходящий для компьютеров». Санскрит – это единственный в мире язык, существующий миллионы лет.

Протославяне – предки древних славян, разговаривали на языке (санскрите) который стал изначальным для большинства мировых языков и наречий! (Подробнее о санскрите можно почитать пройдя по ссылке данной в конце этой статьи).

В священном ведическом писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта: - страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

Информация о том, что вовсе НЕ Западная Европа исторически являлась центром древней культуры, устраивает явно не всех. Ещё до недавнего времени, на спутниковых картах, можно было увидеть, что на дне Северного Ледовитого океана, находятся явно рукотворные сооружения. Это и ряды множества пирамид, выстроенных в правильном порядке, большие площади, имеющие правильную геометрическую форму, и выровненные по одной высоте, и идеально прямые дороги. Все эти сооружения, подтверждали присутствие некогда в этом месте, высокоразвитой цивилизации. Но с некоторых пор, эти сооружения, «загадочным образом», перестали просматриваться. Был замечен явный факт исправления, «замазывания» на карте этих древних сооружений. Но некоторые пользователи, заблаговременно записали снимки 2009 года. Всё это можно посмотреть на этом видео:

ВИДЕО: Карта морского дна (позднее исправленная Гуглом).

Уникальные, сохранившиеся съёмки морского дна со спутника, которые были заретушированы на всех общедоступных картах (Гугл карты, Яндекс карты, и др).

Аккаунты с подобными видео периодически удаляются (Ю-туб принадлежит тому же Гуглу). Но люди записали видео, и открывают новые аккаунты, чтобы показать всем нам правду, так усиленно скрываемую людьми, которые могут влиять на изображения Гугл карт.

Современная история многих устраивает, и не все готовы пересматривать устоявшиеся мнения о якобы – “центрах” цивилизации.

История предков древних славян (протославян) и история древних индусов связаны гораздо сильнее, чем это мы представляли. Индусы, которые до сих пор следуют правилам ведической культуры, также считают, что древние арии были их предками, так же как и предками древних славян. Многие, возможно удивятся, но религию древних славян, и религию индусов, – отличают только особенности языка, различия в котором, стали проявляться только со временем.

О БЩАЯ ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ И ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ДРЕВНИХ ИНДУСОВ.

Вот, например древнерусские имена Богов: Вышний (Вышень), Крышень, Рамха, Сварог, Сива, Индра, Мара, Рада, Сурья.

А вот индийские имена Богов: Вишну, Кришна, Рама, Брахма(Ишварог), Шива, Индра, Мара, Рада, Сурья.

Кришна (Крышень), Вишну (Вышний, позднее Всевышний) и Рама (Рамха) – Имена Всевышнего, остальные – имена могущественных высокоразвитых существ (полубогов) нашей Вселенной, имеющих материальные тела, но более совершенные. Эти высокоразвитые существа обладают гораздо большими способностями, нежели простые люди.

Присутствие большого количества Богов, не говорит о том, что арии – предки древних славян, культивировали – многобожие, или о «язычество» в Ведической культуре. Всевышним, то есть источником всех энергий, всего существующего, признавалась одна Верховная Личность Бога .

В «Вишну-пуране» (1.9.69) сказано:

йо ’йам тавагато дева

самипам девата-ганах

са твам эва джагат-срашта

йатах сарва-гато бхаван

«Кто бы ни предстал перед Тобой, будь он даже полубогом, сотворен Тобою, о Верховная Личность Бога».

Имён у Всевышнего много, и каждое Имя, связано с определёнными действиями, качествами, и воплощениями в материальных телах, с определённой целью. Эти Имена: Кришна (Крышень), Вишну (Вышний), Рама, и др. Поэтому Ведическая религия, также как и Христианство, Ислам – является монотеистической, то есть признающей одну Верховную Личность Бога. Информация о других высокоразвитых существах Вселенной, которые обладают уникальными способностями, говорит о высоком развитии знаний, которыми располагали люди, жившие в Ведической цивилизации. Историю Ариев (Арийцев) как предков славян и древних индусов объединяла одна – ведическая культура и цивилизация.

……………………………………………………………

……………………………………………………………

Высокоразвитые существа (полубоги), это высокоразвитые существа, которые имеют материальные тела. Они выполняют определённые функции во Вселенной. Любое сообщество живых существ, начиная с насекомых (муравьи, пчёлы), имеют разделение этого сообщества, по функциональным признакам. И чем сложнее система обитания, тем необходимее, и сложнее структура управления. Вселенная – самая сложная по своей структуре система, не может быть единственным, в своём роде, исключением в иерархии управления. Полная картина, структуры Вселенной, начиная с её сотворения, представлена в «Шримад-Бхагаватам».

В «Велесовой книге» – древне русском источнике, в соответствии с Ведической мудростью, даётся представление о том, что душа человека, после праведной жизни, возрождается в материальном теле на райских планетах (планетах высокоразвитых цивилизаций), именуемых «Сварга». В древних индийских источниках “Сваргалока” это также райские, высокоразвитые планетные системы.

В истории предков древних славян можно встретить рассказы о том, что Верховная Божественная Личность, воплотилась на Земле в человеческой форме “Крышня” (Кришна) , для того, чтобы восстановить утерянные ведические знания, и дать их волхвам. Точно такая же история излагается в священных писаниях Индии: «Бхагавад-Гите» и «Шримад-Бхагаватам», о воплощении «Кришны» , описанном в это же время – около пяти тысяч лет назад. Эти священные писания настолько совпадают с писаниями предков древних славян, что не возникает сомнения, история Индии и славян имеет один и тот же источник ведической цивилизации.

Вот пример выдержки из “Свято-Русские Веды. Книга Коляды” автор Асов А.И.

“И прислали с печальной вестью не волхва с седой бородою, а юнца, мальчишку безусого?И тогда юнец бросил посох и вонзил его во скалу. Велес к посоху подошѐл, брал его он одной рукою, только посох ему не сдался. Взял тот посох двумя руками, но не тронулся с места он. И все силы напряг бог Велес и вдруг понял, что вместе с осью он пытается Мир поднять…

Кто ты? Велес тогда воскликнул.

Я твой сын! Я же твой родитель!

Я рождающий и рождѐнный.

Я тот Сын, что родил Отца!

Я был до, я же буду после!

Я есмь ты, за тобою я!

Как же имя твоѐ?

Я Крышень! Бьш (был) я Рамной! Как Рамна ты!”

Здесь рассказывается о воплощении Верховной Личности Бога в человеческой форме – “Крышень” (Всё покрывающий). Согласно древним индийским писаниям, Верховная Личность Бога около 5 тыс лет назад воплотился в человеческой форме под именем Кришна. Его жизнь, описанная в ведических писаниях, протекала в Индии (во Вриндаване и других городах). “Рамна” (славянск.) или “Рама” (индийск.) , это предыдущее воплощение Всевышнего в человеческой форме, с именем Рамы (около 2 млн. лет назад). Также происходило в центре ведической цивилизации, а именно в Южной Индии.

Ещё: у древних булгар-примаков – также есть писание, в котором описана жизнь Крышня (Кришны).

Представьте себе – насколько эти воплощения Всевышнего были яркими, что о них говорили на протяжении нескольких тысяч лет народы, разделённые тысячами километров друг от друга!!

О воплощении Верховной Личности Бога в форме Кришны рассказано в ведическом писании “Шримад-Бхагаватам”. Но предварительно, чтобы разобраться в сути описанных действий, нужно ознакомиться с (страница открывается в новом “ОКНЕ”). В этом священном писании “БХАГАВАД-ГИТА (“Песнь Бога”) можно узнать о всех путях достижения духовного совершенства. А также там поведано о законе по которому вечная душа вынуждена снова и снова переселяться в новое физическое тело, после смерти старого тела.

ТИБЕТСКИЕ ПИСАНИЯ О ИИСУСЕ ХРИСТЕ!

В апокрифе «Тибетское Евангелие», рассказано о путешествии Иисуса Христа с возрасте от 14 до 29 лет в Индию и в Тибет. Вот некоторые выдержки из этого апокрифа:

  1. Четырнадцати лет молодой Исса, благословенный Богом, переправился на

другой берег Инда и поселился у Арийцев, в благословенной Богом стране.

  1. Слава о чудесном отроке распространилась в глубину северного Инда;

когда он следовал по стране Пенджаба и Раджпутана, почитатели бога Джайна просили его поселиться у них. (Джайнизм – ветвь религии в индуизме, в которой отсутствует понятие личности Всевышнего (комментарий сайта).

  1. Но он оставил заблуждавшихся поклонников Джайна и остановился в Джаггерна те, в стране Орсис, где покоятся смертные останки Виассы-Кришны, и там белые жрецы Брамы устроили ему

радушный прием. (Виасса – воплощение Всевышнего – Кришны, написавшего Веды и составившего большинство Пуран, «Веданта-сутру», «Махабхарату», «Шримад-Бхагаватам». Примечание админ. сайта).

  1. Они научили его читать и понимать Веды, исцелять молитвами, обучать и разъяснять народу Священное Писание, изгонять из тела человека злого духа и возвращать ему человеческий образ.
  2. Он провел шесть лет в Джаггернате, Раджагрихе, Бенаресе и других священных городах;

все его любили, так как Исса жил в мире с вайсиями (сословие торговцев) и судрами (наёмные работники), которых он обучал Священному Писанию.

Полный текст читайте в разделе “Апокрифы” .

Из вышесказанного, (пункт 3,4), где Иисус Христос сам учился читать и понимать Веды, следует, что содержащаяся в Ведах информация, является авторитетной и достойной изучения для самого Иисуса Христа.

В бесчисленных мелких деревнях, вплоть до шестнадцатого столетия, большинство жителей напрямую поклонялись Крышню (Крышне. Кришто, Кристо). Да плюс ещё и санскритское слово “кр’сшти” переводится “мудрецы, оседлый народ, земледельцы”. От этого и осталось за сельскими жителями прозвище “криштяне”, “кристиане”, со временем перешедшее в “крестьяне”. А отнюдь не от закрепощения сельских жителей отменой Юрьева дня.

Ю. Миролюбов в монографии «Сакральная Русь», писал, что ещё в начале ХХ века, в деревне Ростовской области, где он жил, люди приветствовали друг друга такими словами: «Слава Вышнему! Слава Крышнему!».

В Белорусии и на Украине до сих пор сохранились фамилии: Крышень, Кришнев, Криштапович, Кристопович.

Среди запорожских казаков ещё недавно обривали головы, оставляя на самой макушке прядь волос, так же, как и в Индии, священнослужители храмов Кришны и Вишну.

Чубы запорожских казаков:


“Шикхи” вайшнавов – преданных Вишну (Всевышнего)

Вот что пишет - В. Н. Татищев. «История Российская». Часть I. Глава 25. О болгарах и хвалисах, кои у древних аргипеи и исседоны”

“…собственно же болгары (“булгары”) волжские имели издревле закон браманов, из Индии через – купечество принесённый, как и в Персии до принятия махометанства был. И оставшие болгарские народы чуваши довольно происхождением души из одного животного в другое удостоверивают”.

В Славяно-арийских Ведах говорится о том, что Веды были дарованы славянскими Богами индусским браминам. В индийских Ведах говорится, что они были получены от светлых Риши (белых Богов), пришедших с Севера. Таким образом, первоисточник Ведической Культуры – един.

Всё это многочисленные свидетельства того, что древние арии были предками славян и индусов.

В писаниях об истории происхождения предков древних славян, так же как и в индийских шастрах (Священных Писаниях), описывались летательные аппараты (виманы ). В Индии были найдены подробные чертежи четырёх видов летательных аппаратов, с описанием принципа изготовления топлива к ним. В истории предков древних славян, а также в древнеиндийских Священных Писаниях, есть упоминания о жителях других планет, прилетавших на Землю, и вступавших с ними в контакт. Всё это говорит о высоком развитии цивилизованного общества, в котором жили предки древних славян (протославяне) и предки современных народов Индии.

Но почему же представители других, высокоразвитых цивилизаций, не вступают в контакт с нами? Представьте себе, что у вас есть два варианта провести своё время. Первый вариант, это полететь в страну, с высокоразвитой культурой, наукой, чистой экологией. И второй вариант, отправиться туда, где жители одеваются в шкуры животных, убивают друг друга, при этом, имеют оружие, и могут даже сбить ваш самолет. Куда бы вы предпочли отправиться? Всё дело в том, что второй вариант – это наша земная современная «цивилизация». Разве мы не перестали убивать животных, только для того, чтобы одеться в их шкуры? А ведь арии – предки древних славян, не убивали животных даже ради того чтобы съесть их труп!

Всё что происходит сейчас на планете – полностью отражает уровень «развития» современного общества, а точнее, его деградации, по сравнению с обществом древней Ведической цивилизации – предков древних славян. Всплеск технологического развития последних десятилетий, только увеличил число жертв военных конфликтов. Тот факт, что древнюю Ведическую цивилизацию посещали обитатели с других планет, говорит о том, что общество того времени имело не только высокое научное развитие, но и находилось на высоком духовном уровне познания. В частности, гиперборейцы (Арийцы (Арии), Харийцы, Расены и Святорусы) , не употребляли в пищу мяса, что является признаком – высокоразвитой цивилизации.

В отличие от Древнего Египта, Древнего Рима, или Древней Греции, на территории нашей страны – никогда не было рабства. Ибо Ведические Законы Ману (от этого слова произошло англ. “MAN ” – человек) – запрещают рабство. Отсутствовало и сверхцентрализованное общеимперское администрирование. Ибо все народы и племена Империи, независимо от своих традиций и специфических культурных и этнических различий, жили по Законам Вед.

История происхождения предков древних славян это не просто исторические события далёкого прошлого. Арии как предки древних славян имели свою философию, равной которой не имели, ни Древнеегипетская, ни Древнегреческая, ни Древнеримская цивилизации. Имели религию, основанную не на фанатизме, или сентиментализме, а на совершенных знаниях о мире антиматериальном (духовном), и о других высокоразвитых материальных цивилизаций. Как в древнеславянских, так и в индийских Ведах, есть свидетельства общения с представителями других миров.

Современные учёные только недавно стали выдвигать версию о существовании других измерений. О том, что наши предки имели представление о разных мирах, с разным количеством измерений, можно судить по информации, которая записана в Славяно-арийских Ведах:

«…Миры, по Золотому Пути расположенные, это те, о которых говорится в Древних Ведах. Если Мир Людей четырехмерен, то Миры, расположенные по Золотому Пути, имеют следующее число измерений: Мир Легов 16, Мир Арлегов 256, и т. д.

Существуют также Миры промежуточные: пяти, семи, девяти, двенадцати и меньших по числу измерений». (Славяно-арийские Веды; Книга света; Хартья четвёртая).

В древнем индийском Священном писании «Шримад-Бхагаватам», даётся описание того, что обладающие знанием брахманы, выделив ген из мумии умершего царя, смогли породить его потомка. Это говорит о том, что в древности, люди уже обладали знанием генной инженерии.

Ведическая культура содержит в себе обширные знания о природе жизни, и о жизненной энергии. Человек, серьёзно занимающийся практикой йоги, может демонстрировать такие способности, которые не в силах объяснить современная наука. Например, это способность к левитации, – уменьшения веса тела, до возможности «парить» над землёй. Многие йоги, могут на длительное время останавливать процесс дыхания. Во время медитации, могут на некоторое время делать своё тело невидимым, покидать материальное тело по своему желанию, и многое другое.

Ведическая культура в своей литературе, оставила нам обширные знания древней Ведической цивилизации Ариев предков как древних славян, так и индусов и их истории . Человек любознательный, стремящийся к совершенным знаниям, не должен упускать представившуюся ему возможность, обладать этими знаниями, с которыми ни какие другие знания, до сих пор не могут сравниться по своему совершенству.

А вот некоторые пророчества Ванги: «Вернется старая Россия… Все признают ее духовное превосходство… До этого три страны сблизятся - Индия, Россия и Китай».

«Земля вступает в новый отрезок времени, который можно назвать время добродетелей… Будущее принадлежит добрым людям, они будут жить в прекрасном мире, который нам сейчас трудно представить… Все спрятанное золото* выйдет на поверхность, но вода скроется. Так предопределено.

В мир вернется самое древнее учение. Существует древнее индийское учение. Оно распространится по всему миру. О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле».

С 70-х годов ХХ – ого века, по всему миру начало распространяться ведическое древнее индийское учение – “Вайшнавизм” (от слова “Вишну” – Всевышний). Всё как и предсказывала Ванга. Люди, которые занимаются изучением принципов этого древнего учения, у нас больше известны как – “кришнаиты”. И действительно, благодаря великому гуру – духовному Учителю (Шрила Прабхупада), который начал распространять это древнее ведическое учение в странах Запада, у нас появилась возможность прочитать главные книги, которые отображают суть всей Ведической мудрости. Самой первой книгой, с которой рекомендовано ознакомиться,является – полный ответ на вопрос: “КАК быть счастливым в семейной жизни”.

Со всеми основными видами духовного развития и последующего достижения духовного совершенства, вы можете ознакомиться прочитав одно из самых древних священных писаний, в котором заключена вся суть ведической мудрости - «Бхагавад-гита» , опубликованной на нашем сайте.

“БХАГАВАД-ГИТА как она есть” – книга. которая за пять тысяч лет перевернула сознание и жизнь миллионов людей, читать на нашем сайте.

Рассказ о жизни древних славян поможет узнать о этих народах основную информацию. Жизнь и быт древних славян кратко поможет составить доклад.

«Жизнь древних славян» доклад

Славяне — древнее коренное население Восточной Европы. Является одной из самых многочисленных групп давньоиндоевропейськой культуры. По археологическими раскопкам о древних славян стало известно в конце II тысячелетиях до н.э. Известные историки VI века разделяли населения на три группы — анты (восточные), венеды (западные) и склавены (южные). Они расселились от рек Эльбы и Вислы до Поднепровья и от Карпат и Причерноморья к Прибалтике.

Главным занятием славян было земледелие. Оно формировало образ жизни, культуру, быт, веру. Населения верило в высшие силы природы. Урожай, скот, благосостояние — все это зависело от богов. Верховным божеством славяне считали Дажьбога — покровителя солнца. Также среди известных богов были Сварог и Коляда — покровители неба, Ярило — бог весны, Лада — богиня счастья и другие. Впоследствии такую ​​веру назовут язычеством.

Славяне считали природу живой, животворной. Они верили, что лес — это дом леших, а в воде живут русалки. Дед Домовой был для племени олицетворением духа предков. Ведь славяне почитали и оберегали свои традиции.

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

Происхождение славян

Вплоть до конца XVIII века наука не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении славян, хотя он уже тогда привлекал внимание ученых. Об этом свидетельствуют относящиеся к тому времени первые попытки дать очерк истории славян, в которых был поставлен этот вопрос. Все утверждения, связывающие славян с такими древними народами, как сарматы, геты, аланы, иллирийцы, фракийцы, вандалы и т. д., утверждения, появляющиеся в различных хрониках с начала XVI века, основываются лишь на произвольном, тенденциозном толковании священного писания и церковной литературы или на простой преемственности народов, которые когда-то населяли ту же территорию, что и современные славяне, либо, наконец, на чисто внешнем сходстве некоторых этнических названий.

Так обстояло дело до начала XIX века. Лишь немногие историки смогли подняться над уровнем науки того времени, при котором решение вопроса о происхождении славян не могло быть научно обосновано и не имело перспективы. Положение изменилось к лучшему только в первой половине XIX века под влиянием двух новых научных дисциплин: сравнительного языкознания и антропологии; обе они внесли новые позитивные факты.

История сама по себе безмолвна. Нет ни одного исторического факта, ни одной достоверной традиции, ни даже мифологической генеалогии, которые помогли бы нам ответить на вопрос о происхождении славян. Славяне появляются на исторической арене неожиданно как великий и уже сформировавшийся народ; мы даже не знаем, откуда он пришел и каковы были его отношения с другими народами. Лишь одно свидетельство вносит кажущуюся ясность в интересующий нас вопрос: это известный отрывок из летописи, приписываемой Нестору и сохранившейся до нашего времени в том виде, в котором она была написана в Киеве в XII веке; этот отрывок можно считать своего рода «свидетельством о рождении» славян.

Первая часть летописи «Повесть временных лет» начала создаваться, по крайней мере, столетием раньше. В начале летописи приведен довольно подробный легендарный рассказ о расселении народов, которые когда-то пытались воздвигнуть вавилонскую башню в земле Сеннаар. Эти сведения заимствованы из византийских хроник VI–IX веков (так называемой «Пасхальной» хроники и хроники Малалы и Амартола); однако в соответствующих местах названных хроник нет ни одного упоминания о славянах. Этот пробел, очевидно, задел славянского летописца, достопочтенного монаха Киево-Печерской лавры. Он захотел восполнить его, поставив свой народ среди тех народов, которые, согласно традиции, жили в Европе; поэтому в порядке разъяснения он присоединил название «славяне» к имени иллирийцев - иллиро-славяне. Этим дополнением он включил славян в историю, даже не изменив традиционное число 72 народов. Именно здесь иллирийцы были впервые названы народом, родственным славянам, и с этого времени эта точка зрения в течение долгого времени являлась господствующей при изучении истории славян. Славяне пришли из Сеннаара в Европу и поселились сначала на Балканском полуострове. Там и нужно искать их колыбель, их европейскую прародину, в землях иллирийцев, фракийцев, в Паннонии, на берегах Дуная. Отсюда позднее вышли отдельные славянские племена, когда распалось их первоначальное единство, чтобы занять свои исторические земли между Дунаем, Балтийским морем и Днепром.

Эта теория была принята сначала всей славянской историографией, и в частности старой польской школой (Кадлубек, Богухвал, Мержва, Chronica Polonorum, Chronica principum Poloniae, Длугош и т. д.) и чешской (Далимил, Ян Маригнола, Пшибик Пулкава, Гаек из Либочан, Б. Папроцкий); в дальнейшем она обросла новыми домыслами.

Затем появилась новая теория. Мы не знаем, где именно она возникла. Следует полагать, что она возникла вне упомянутых школ, ибо впервые мы встречаемся с этой теорией в Баварской хронике XIII века и позднее у немецких и итальянских ученых (Flav. Blondus, A. Coccius Sabellicus, F. Irenicus, B. Rhenanus, A. Krantz и т. д.). От них эту теорию приняли славянские историки Б. Ваповский, М. Кромер, С. Дубравиус, Т. Пешина из Чехорода, Я. Бековский, Я. Матиаш из Судет и многие другие. Согласно второй теории, славяне якобы продвинулись вдоль побережья Черного моря на север и первоначально поселились в Южной России, где истории известны были вначале древние скифы и сарматы, а позднее аланы, роксоланы и т. д. Отсюда и возникла мысль о родстве этих племен со славянами, а также представление о балканских сарматах как о предках всех славян. Продвигаясь дальше на запад, славяне якобы разделились на две основные ветви: южные славяне (на юг от Карпат) и северные (на север от Карпат).

Так вместе с теорией первоначального разделения славян на две ветви появились балканская и сарматская теории; обе они имели своих восторженных последователей, обе продержались вплоть до наших дней. Еще и теперь нередко появляются книги, в которых древнейшая история славян основана на отождествлении их с сарматами или с фракийцами, даками и иллирийцами. Тем не менее уже в конце XVIII века некоторые ученые поняли, что подобные теории, основывающиеся лишь на предположительной аналогии различных народов со славянами, не имеют никакой ценности. Чешский славист Й. Добровский писал в 1810 году своему другу Копитару: «Меня радуют такие исследования. Только я прихожу к совершенно другому выводу. Все это доказывает мне, что славяне не являются даками, гетами, фракийцами, иллирийцами, паннонцами… Славяне - это славяне, и наиболее близки им литовцы. Итак, их нужно искать среди последних на Днепре или за Днепром».

Некоторые историки придерживались тех же взглядов еще до Добровского. После него Шафарик в своих «Славянских древностях» опроверг взгляды всех предшествующих исследователей. Если в своих ранних трудах он находился под большим влиянием старых теорий, то в «Древностях», вышедших в 1837 году, он отверг, за некоторыми исключениями, эти гипотезы как ошибочные. В основу своей книги Шафарик положил тщательный разбор исторических фактов. Поэтому его труд навсегда останется основным и незаменимым пособием по данному вопросу, несмотря на то что проблема происхождения славян в нем не разрешена - такая задача превышала возможности самого строгого исторического анализа того времени.

Другие же ученые обратились к новой науке - сравнительному языкознанию, чтобы в ней найти ответ, который не могла им дать история. Взаимное родство славянских языков допускалось еще в начале XII века (см. Киевскую летопись), однако еще долгое время была неизвестна подлинная степень родства славянских языков с остальными европейскими языками. Первые попытки, предпринятые в XVII и XVIII веках, выяснить это (G. W. Leibniz, P. Ch. Levesque, Fr?ret, Court de Gebelin, J. Dankowsky, K. G. Anton, J. Chr. Adelung, Iv. Levanda, B. Siestrzencewicz и др.) имели тот недостаток, что были либо слишком нерешительными, либо просто необоснованными. Когда В. Джонс в 1786 году установил общее происхождение санскрита, галльского, греческого, латинского, немецкого и древнеперсидского языков, он не определил еще место славянского языка в семье этих языков.

Только Ф. Бопп во втором томе своей известной «Сравнительной грамматики» («Vergleichende Grammatik», 1833) решил вопрос о взаимоотношении славянского языка с остальными индоевропейскими языками и тем самым дал первый научно обоснованный ответ на вопрос о происхождении славян, который безуспешно пытались разрешить историки. Решение вопроса о происхождении языка является одновременно ответом на вопрос о происхождении народа, говорящего на этом языке.

С этого времени возникло много споров об индоевропейцах и о сущности их языка. Были высказаны различные взгляды, которые в настоящее время справедливо отвергнуты и потеряли всякую ценность. Одно лишь доказано, что ни один из известных языков не является предком остальных языков и что никогда не существовал индоевропейский народ единой несмешанной расы, который имел бы единый язык и единую культуру. Наряду с этим приняты следующие положения, лежащие в основе наших нынешних взглядов:

1. Когда-то существовал общий индоевропейский язык, который, однако, никогда не был в полной мере единым.

2. Развитие диалектов этого языка привело к возникновению ряда языков, которые мы называем индоевропейскими или арийскими. К ним относятся, не считая языков, бесследно исчезнувших, греческий, латинский, галльский, немецкий, албанский, армянский, литовский, персидский, санскрит и общеславянский либо праславянский, который в течение довольно длительного времени развился в современные славянские языки. Начало существования славянских народов относится именно к тому времени, когда сложился этот общий язык.

Процесс развития этого языка еще неясен. Наука пока еще не продвинулась настолько вперед, чтобы с должной полнотой осветить этот вопрос. Установлено лишь, что формированию новых языков и народов способствовал ряд факторов: стихийная сила дифференциации, местные различия, возникшие в результате изоляции отдельных групп, и, наконец, ассимиляция инородных элементов. Но в какой мере каждый из этих факторов способствовал возникновению общего славянского языка? Этот вопрос почти не разрешен, а поэтому история общеславянского языка и поныне не выяснена.

Развитие арийского праязыка могло происходить двумя путями: либо путем внезапного и полного отрыва разных диалектов и говорящих на них народов от материнского ствола, либо путем децентрализации, связанной с формированием новых диалектных центров, которые изолировались постепенно, не отрываясь полностью от первоначального ядра, то есть не утратив связи с остальными диалектами и народами. Обе эти гипотезы имели своих приверженцев. Родословная, предложенная А. Шлейхером, как и родословная, составленная А. Фиком, хорошо известны; известна также теория «волн» (?bergangs-Wellen-Theorie) Иоганна Шмидта. В соответствии с различными концепциями менялся, как это видно из двух представленных ниже схем, и взгляд на происхождение праславян.

Родословная А. Шлейхера, составленная в 1865 году

Родословная А. Фика

Когда различия в индоевропейском языке стали возрастать и когда эта большая языковая общность стала распадаться на две группы - языки сатем (satem) и кентум (centum), - праславянский язык, соединенный с пралитовским языком, довольно долго входил в первую группу, так что он сохранил особое сходство с древнефракийским (армянским) и индо-иранским языком. Связь с фракийцами была наиболее тесной в окраинных областях, где позднее жили исторические даки. Предки германцев были в группе народов кентум среди наиближайших соседей славян. Об этом мы можем судить по некоторым аналогиям в славянском и немецком языках.

В начале второго тысячелетия до н. э. все индоевропейские языки, по всей вероятности, уже сформировались и разделились, так как в течение этого тысячелетия на территории Европы и Азии появляются некоторые арийские народы как уже сложившиеся этнические единицы. Будущие литовцы были тогда все еще объединены с праславянами. Славяно-литовский народ и поныне представляет (за исключением индо-иранских языков) единственный пример первобытной общности двух арийских народов; его соседями всегда были с одной стороны германцы и кельты, с другой стороны фракийцы и иранцы.

После отделения литовцев от славян, происшедшего, по всей вероятности, во втором или в первом тысячелетии до н. э., славяне образовали единый народ с общим языком и лишь едва наметившимися слабыми диалектными различиями и оставались в таком состоянии вплоть до начала нашей эры. В течение первого тысячелетия нашей эры их единство начало распадаться, развивались новые языки (правда, еще очень близкие друг к другу) и возникли новые славянские народы. Таковы сведения, которые дает нам языкознание, таков его ответ на вопрос о происхождении славян.

Наряду со сравнительным языкознанием появилась еще одна наука - антропология, также принесшая новые дополнительные факты. Шведский исследователь А. Ретциус в 1842 году стал определять место славян среди остальных народов с соматологической точки зрения, основываясь при этом на форме их головы, и создал систему, в основу которой было положено изучение относительной длины черепа и величины лицевого угла. Он объединил древних германцев, кельтов, римлян, греков, индусов, персов, арабов и евреев в группу «долихоцефальных (длинноголовых) ортогнатов», а угров, европейских турок, албанцев, басков, древних этрусков, латышей и славян в группу «брахицефальных (короткоголовых) ортогнатов». Обе группы были различного происхождения, поэтому раса, к которой относились славяне, была совершенно чужда расе, к которой относились германцы и кельты. Очевидно, что одна из них должна была быть «ариизирована» другой и принять от нее индоевропейский язык. А. Ретциус особенно и не пытался определить отношение между языком и расой. Этот вопрос возник позднее в первых французских и немецких антропологических школах. Немецкие ученые, опираясь на новые исследования немецких погребений меровингской эпохи (V–VIII веков) с так называемыми «Reihengr?ber», создали в соответствии с системой Ретциуса теорию древней чистой германской расы с относительно длинной головой (долихоцефалы или мезоцефалы) и с некоторыми характерными внешними чертами: довольно высокий рост, розовый цвет лица, белокурые волосы, светлые глаза. Этой расе была противопоставлена другая, более мелкая, с более короткой головой (брахицефалы), более темным цветом кожи, каштановыми волосами и темными глазами; главными представителями этой расы должны были быть славяне и древние обитатели Франции - кельты, или галлы.

Во Франции школа выдающегося антрополога П. Брока (E. Hamy, Ab. Hovelacque, P. Topinard, R. Collignon и др.) приняла примерно ту же точку зрения; так в антропологической науке появилась теория о двух первоначальных расах, которые когда-то заселили Европу и из которых образовалась семья народов, говорящих на индоевропейском языке. Оставалось выяснить - и это вызвало много споров, - какая же из двух первоначальных рас была арийской и какая была «ариизирована» другой расой.

Немцы почти всегда считали первую расу, длинноголовую и белокурую, расой праарийцев, и эту точку зрения разделяли ведущие английские антропологи (Thurnam, Huxley, Sayce, Rendall). Во Франции же, напротив, мнения разделились. Одни присоединились к немецкой теории (Lapouge), другие же (их было большинство) считали вторую расу, темную и брахицефальную, называемую часто кельтско-славянской, первоначальной расой, которая передала индоевропейский язык североевропейским белокурым иноплеменникам. Так как основные черты ее, брахицефалия и темная окраска волос и глаз, приближали эту расу к среднеазиатским народам со сходными особенностями, то было даже высказано предположение о ее родстве с финнами, монголами и туранцами. Место, предназначаемое, согласно этой теории, праславянам, легко определить: праславяне пришли из Средней Азии, у них была относительно короткая голова, темные глаза и волосы. Брахицефалы с темными глазами и волосами заселили Среднюю Европу, главным образом ее горные области, и смешались частью с северными длинноголовыми и белокурыми соседями, частью с народами более древними, а именно с темными долихоцефалами Средиземноморья. Согласно одной версии, праславяне, смешавшись с первыми, передали им свою речь, по другой же версии, напротив, они сами восприняли их речь.

Однако сторонники этой теории туранского происхождения славян основывались в своих выводах на ошибочной или, по меньшей мере, на недостаточно обоснованной гипотезе. Они опирались на результаты, полученные при изучении двух групп источников, очень отдаленных друг от друга по времени: первоначальный германский тип был определен по ранним источникам - документам и погребениям V–VIII веков, праславянский же тип был установлен по относительно поздним источникам, так как ранние источники были в то время еще мало известны. Таким образом, сравнивались несравнимые величины - современное состояние одного народа с былым состоянием другого народа. Поэтому, как только были открыты древнеславянские погребения и выявились новые краниологические данные, сторонники указанной теории сразу же встретились с многочисленными затруднениями, в то же время углубленное изучение этнографического материала также дало ряд новых фактов. Было установлено, что черепа из славянских погребений IX–XII веков в большинстве своем такой же удлиненной формы, как и черепа древних германцев, и очень близки им; было отмечено также, что исторические документы дают описания древних славян как белокурого народа со светлыми или голубыми глазами, розовым цветом лица. Оказалось, что у северных славян (по крайней мере, у большинства из них) некоторые из этих физических черт преобладают до сего времени.

Древние погребения южнорусских славян содержали скелеты, из которых 80–90 % имели долихоцефальные и мезоцефальные черепа; погребения северян на Пселе - 98 %; погребения древлян - 99 %; погребения полян в Киевской области - 90 %, древних поляков в Плоцке - 97,5 %, в Слабожеве - 97 %; погребения древних полабских славян в Мекленбурге - 81 %; погребения лужицких сербов в Лейбенгене в Саксонии - 85 %; в Бургленгенфельде в Баварии - 93 %. Чешские антропологи при изучении скелетов древних чехов выяснили, что среди последних черепа долихоцефальных форм встречались чаще, чем у современных чехов. И. Геллих установил (в 1899 году) среди древних чехов 28 % долихоцефальных и 38,5 % мезоцефальных индивидуумов; эти цифры возросли с тех пор.

В первом тексте, в котором упоминается о славянах VI столетия, обитавших на берегах Дуная, говорится, что славяне не черные и не белые, а темные блондины:

„?? ?? ?????? ??? ??? ????? ???? ?????? ?? ????, ? ?????? ?????, ???? ?? ?? ?? ????? ?????? ???????? ?????????, ???? ????????? ????? ???????“.

Почти все древнеарабские свидетельства VII–X веков характеризуют славян как русых (ashab); один лишь Ибрагим Ибн-Якуб, еврейский путешественник X века, отмечает: «интересно, что жители Чехии смуглые». Слово «интересно» выдает его удивление по поводу того, что чехи смуглые, из чего можно заключить, что остальные северные славяне в целом не были таковыми. Впрочем, и в настоящее время среди северных славян преобладает тип блондина, а не шатена.

Некоторые исследователи, основываясь на этих фактах, приняли новую точку зрения в вопросе происхождения славян и отнесли их предков к белокурой и долихоцефальной, так называемой германской расе, сформировавшейся в Северной Европе. Они утверждали, что в течение столетий первоначальный славянский тип изменился под влиянием среды и скрещивания с соседними расами. Эту точку зрения отстаивали у немцев Р. Вирхов, И. Кольман, Т. Пёше, К. Пенка, а среди русских А. П. Богданов, Д. Н. Анучин, К. Иков, Н. Ю. Зограф; я также присоединился к этой точке зрения в своих первых трудах.

Однако проблема оказалась более сложной, чем считали раньше, и не может быть разрешена так легко и просто. Во многих местах в славянских погребениях были найдены брахицефальные черепа, остатки темных или черных волос; с другой же стороны, необходимо признать, что современное соматологическое строение славян очень сложно и свидетельствует лишь об общем преобладании темного и брахицефального типа, происхождение которого объяснить трудно. Нельзя считать, что это преобладание было предопределено средой, его также нельзя удовлетворительно объяснить более поздним скрещиванием. Я стремился использовать данные всех источников, как старых, так и новых, и, исходя из них, пришел к убеждению, что вопрос о происхождении и развитии славян гораздо сложнее, чем его до сих пор представляли; я полагаю, что наиболее правдоподобна и вероятна гипотеза, построенная на совокупности всех этих сложных факторов.

Праарийский тип не представлял собой чистый тип чистой расы. В эпоху индоевропейского единства, когда начали увеличиваться внутренние языковые различия, на этот процесс оказали влияние уже различные расы, особенно североевропейская долихоцефальная светловолосая раса и среднеевропейская брахицефальная темная раса. Поэтому отдельные народы, формировавшиеся таким образом в течение третьего и второго тысячелетия до н. э., не были уже чистой расой с соматологической точки зрения; это относится и к праславянам. Нет сомнения в том, что они не отличались ни чистотой расы, ни единством физического типа, ибо они получили начало от двух упомянутых великих рас, на стыке земель которых была их прародина; самые древние исторические сведения, как и древние погребения, в равной мере свидетельствуют об этом отсутствии единства расового типа у праславян. Этим объясняются также те большие изменения, которые произошли у славян в течение последнего тысячелетия. Несомненно, предстоит еще тщательно рассмотреть эту проблему, но решение ее - я в этом убежден - может быть основано не столько на признании влияния среды, сколько на признании скрещивания и «борьбы за существование» («struggle for life») основных имеющихся в наличии элементов, то есть северной долихоцефальной светловолосой расы и среднеевропейской брахицефальной темноволосой расы.

Тысячи лет назад среди славян преобладал тип первой расы, поглощенной в настоящее время другой расой, более жизнеспособной.

Археология в настоящее время не в состоянии разрешить вопрос о происхождении славян. Действительно, нельзя проследить славянскую культуру от исторической эпохи до тех древних времен, когда формировались славяне. В представлениях археологов о славянских древностях до V века н. э. царит полная путаница, и все их попытки доказать славянский характер лужицких и силезских полей погребений в восточной Германии и сделать из этого соответствующие выводы являлись до настоящего времени безуспешными. Принадлежность названных полей погребений славянам доказать не удалось, так как связь этих памятников с безусловно славянскими погребениями до сих пор не может быть установлена. В лучшем случае можно допустить лишь возможность такого толкования.

Некоторые немецкие археологи предполагают, что праславянская культура была одной из составных частей великой неолитической культуры, называемой «индоевропейской» или лучше «подунайской и закарпатской» с разнообразной керамикой, часть которой раскрашена. Это также допустимо, однако для этого у нас нет позитивных доказательств, так как связь этой культуры с исторической эпохой нам совершенно неизвестна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Происхождение славян В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно

Из книги Рождение Руси автора

Происхождение и древнейшие судьбы славян В общей форме положения норманнистов сводятся к двум тезисам: во-первых, славянская государственность создана, по их мнению, не славянами, а европейцами-варягами, во-вторых, рождение славянской государственности происходило не

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИХ ГОСПОДСТВА Узнать о происхождении и деяниях многих племен не составляет порой большого труда, поскольку либо сами они предавались занятиям словесностью и гуманитарными науками, либо, будучи сами по себе необразованными и

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из книги B.B. Седова «Происхождение и ранняя история славян» (М., 1979) Возможности различных наук в освещении славянского этногенеза История ранних славян может быть изучена при широком сотрудничестве разных наук - лингвистики, археологии, антропологии, этнографии и

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Происхождение славян Расселение славян на север, запад и юг в период раннего Средневековья - историческое событие первостепенной важности, не менее весомое по своим последствиям для будущего Европы, чем нашествия германцев. В течение двух или трех веков группа племен,

автора Резников Кирилл Юрьевич

3.2. Происхождение славян в летописях и хрониках «Повесть временных лет». Преданий о происхождении славян не сохранились, но в более или менее изменённом виде они попали в ранние летописи и хроники. Из них старейшим является древнерусский летописный свод «Повесть

Из книги Русская история: мифы и факты [От рождения славян до покорения Сибири] автора Резников Кирилл Юрьевич

3.10. Происхождение славян: научная справка Письменные свидетельства. Бесспорные описания славян известны лишь с первой половины VI в. О славянах писал Прокопий Кесарийский (род. между 490 и 507 - умер после 565), секретарь византийского полководца Велизария, в книге «Война с

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Происхождение славян Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отпочкования славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н. э. К этому

автора Нидерле Любор

Глава I Происхождение славян Вплоть до конца XVIII века наука не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении славян, хотя он уже тогда привлекал внимание ученых. Об этом свидетельствуют относящиеся к тому времени первые попытки дать очерк истории

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Часть вторая Происхождение южных славян

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Происхождение славян Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры, существовавшей с начала III до середины VI века. Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге. Здесь была

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ § 1. Место славян среди индоевропейцевНа рубеже III–II тысячелетий до н. э. на территориях между Вислой и Днепром начинается обособление племен предков европейских народов. Индоевропейцы - древнее население огромных

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Происхождение и расселение славян Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Происхождение славян С доисторических времен до XV в. кочевники играли решающую роль в истории Южной России, а в Центральной Европе их жестокие опустошительные набеги влияли на течение европейской истории в V–XIII вв. Многие проблемы современной Европы зародились еще в те

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 1. Происхождение славян В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % Украины и 98 % Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Происхождение славян Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то – к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. В целом, все гипотезы происхождения славян можно поделить на