Краткий конспект тургенева по литературе. Краткая биография тургенева самое главное

Иван Сергеевич Тургенев - родился в 1818 году, а умер в 1883.

Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом. На его счету было множество университетов в которые он поступал, но не многие удалось ему закончить. Так же путешествовал по загранице и обучался там.

Вначале своего творческого пути Иван Сергеевич пробовал свои силы в написании драматических, эпических и лирических произведений. Будучи романтиком Тургенев особо осторожно писал по вышеперечисленным направлениям. Его герои чувстсуют себя чужими в людской толпе, одинокими. Герой даже готов признать свою ничтожность перед мнением окружающих.

Так же Иван Сергеевич был выдающимся переводчиком и именно благодаря ему многие русские произведения были переведены на зарубежный лад.

Последние годы своей жизни провёл в Германии, где активно посвещал иностранцев в русскую культуру, в частности в литературу. При жизни добился высокой популярности как в России, так и за её пределами. Умер поэт в Париже от мучительной саркомы. Его тело было привезено на родину, где и захоронили писателя.

6 класс, 10 класс, 7 класс. 5 класс. Интересные факты из жизни

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Кардинал Ришелье

    В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

Главная > Конспект

Класс: 10

Зачёт № 3 «Творчество И.С.Тургенева»

Список произведений:

    роман «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Тургенев Иван Сергеевич родился в старинной дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.Детство прошло в имении Спасское-Лутовино Орловской губернии. Рос он на попечении «гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». С переездом семьи в Москву в 1827 году будущий писатель был отдан в пансион, где провёл около двух лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства знал французский, немецкий и английский языки. Осенью 1833 года, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевёлся в Петербургский университет, который окончил в 1836 году словесное отделение философского факультета. В мае 1838 года Тургенев едет в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Здесь он познакомился и сдружился с Н.Станкевичем и М.Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Он проводит за границей более двух лет, сочетая занития с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Вернувшись в 1841 году на родину. Тургенев поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: знакомится с Н.Гоголем, С.Аксаковым, А.Хомяковым, в одну из поездок в Петербург – с Герценом. В 1842 году успешно сдаёт магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессор не удалось. Поэтому в 1843 году Тургенев поступил на службу чиновником «особенной канцелярии» министерства внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось его знакомство с В.Г.Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот момент в основном влиянием великого критика. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами. В 1847 году писатель уезжает за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 году во время её гастролей в Петербурге, увела его из России. Ещё до отъезда опубликованный в журнале «Современник» его очерк «Хорь и Калиныч» имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 году они выходят отдельной книгой под названием «Записки охотника». В 1850 году писатель возвращается в Россию и в качестве автора и критика сотрудничает в «Современнике», ставший в те годы своеобразным центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Н.В.Гоголя в 1852 году Тургенев публикует некролог, запрещённый цензурой. За это он подвергается на месяц ареста, а затем высылается в своё имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году ему было разрешено приезжать в Петербург. Но права выезда за границу было возвращено только в 1856 году. Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев пишет несколько пьес: «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1850). Во время ссылки пишет повести «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852) на «крестьянскую» тему. Однако писателя интересует и жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856). Работа над повестями облегчила переход к жанру романа. Летом 1855 в Спасском был написан «Рудин», в 1859 – «Дворянское гнездо», в 1860 – «Накануне», в 1862 – «Отцы и дети». Ситуация в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал «Колокол», сотрудничает и с журналом «Современник», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошёл разрыв Тургенева с редакцией «Современника», причиной которого стала статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая роману писателя «Накануне», в которой критик предсказал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушёл из «Современника». С 1863 года Тургенев поселился вместе с семьёй Виардо в Баден-Бадене. Тогда он стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последние крупные произведения, в том числе и последний роман «Новь» (1876). Следуя за семьёй Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Коммуны жил в Лондоне, после её разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Общественный подъём 1870-х годов в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встречает с интересом, сближается с руководителями движения, оказывает материальную помощь в издании сборника «Вперёд». Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме. Возвращается к «Запискам охотника», дополняя их новыми очерками. Пишет повести «Лунин и Бабурин» (1874), «Часы» (1875) и др. Начинается общественное оживление среди учащейся молодёжи, среди широких слоёв общества. Популярность Тургенева, в своё время поколебленная его разрывом с «Современником». Теперь снова восстанавливается и быстро растёт. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах. Усиленно приглашают остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжёлой болезни, лишившей писателя возможности передвигаться (рак позвоночника). 22 августа (3 сентября) 1883 года И.С.Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя. Тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Полемика вокруг романа. т/л социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа

Творческая история романа «Отцы и дети».

Противоречия во взглядах Тургенева с редакцией «Современника», уход из журнала (разногласия с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым). Летом 1860 г. Тургенев изучает немецких вульгарных материалистов. Возмущается утверждением, что есть «расы полноценные арийцы, и неполноценные - негры, например». Возникает образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и в обществе буквально все. Первый прототип - Добролюбов, затем Павлов и Преображенский. Однако в процессе работы характер Базарова увлекает Тургенева. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов, Тургенев хотел отложить публикацию романа, но он был издан Катковым. Роман «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник». !!! Современники о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    Задание для учащихся : опираясь на представленные ниже материалы, объясните предложенную вам тему урока. В чем же загадка Базарова, сложность и проотиворечивость его личности?
    А.И. Герцен – писатель, публицист, критик, издатель, один из политических эмигрантов. Из статьи «Еще раз Базаров». Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб пресечь сына, он выпорол отцов. А. Герцен – Огареву. Базаров нравственно – выше последующих базароидов. Он у Тургенева храбр, умен, не вор, не доносчик, не вонючий клоп. Отставной генерал, один из числа многих недовольных генералов, которые получили отставку после Крымской войны (Панаева А.Я. Воспоминания). Признаюсь, я эту дребедень, называемую повестями и романами. Не читаю, но куда не придешь – только и разговоров, что об этой книжке… стыдят, уговаривают прочитать.
2. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

    Роман начинается с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми. Семейное начало - зерно и первооснова всех общественных отношений.

    Отцам хотелось бы воспитать «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети.

    «Нигилизм» Аркадия - легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.

    Беспощадные схватки Базарова с Павлом Петровичем - две партии русского общества претендуют на полное знание народной жизни, обе мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне нетерпимы друг к другу.

Тургенев писал роман с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждению, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил, но появление романа лишь ускорило идейное размежевание, вызвав процесс, обратный ожидаемому.

Что такое нигилизм.

В «Словаре по этике» читаем: «Нигилистами было принято называть революционно настроенную разночинскую интеллигенцию, молодежь, которая отвергла дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления».

10-я глава романа «Отцы и дети» - столкновение Павла Петровича Кирсанова и Базарова, принципиальное различие взглядов на аристократию, народ, либеральные реформы, искусство.

    Что такое нигилизм с точки зрения Павла Петровича Кирсанова? - Это полное и абсолютное отрицание всех принципов и святынь.

    • нигилист - «это человек, который ничего не уважает», а его отрицание - проявление невежества и бескультурья. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе»;

      это проявление безнравственности или пустоты;

      Пустая болтовня - «а только ругаться».

Вывод : отсутствие святых принципов и дела. Базаров вроде бы соглашается с этим, но это в состоянии раздражения. Далее Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

    Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?

    • отрицание направлено на «барчуков проклятых», на дворянство, аристократию. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов»;

      Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...» - «Все», - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, - это существующий строй, политический режим, официальная идеология, религия, Церковь.

Вывод: отрицание Базарова - это полное и беспощадное отрицание всех устоев самодержавно-дворянской России.

    Во имя чего он отрицает? «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» Далее: «когда вы голодны», «когда нужно положить кусок хлеба в рот», «когда дело идет о насущном хлебе», «когда грубейшее суеверие нас душит». Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема - проблема хлеба насущного.

    Почему он отрицает искусство? - «Теперь химик полезнее поэта».

    Обвинение Павла Петровича в том, что нигилисты только болтают и ни за что серьезно не принимаются.

    • никто так яростно не ненавидит болтовню, как Базаров;

      «Вы, например, не деретесь, а мы драться хотим». Вывод, сформулированный Тургеневым в письме к К.К. Случевскому: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

    Отличие базаровского отрицания от «модничанья» Ситникова и Кукшиной. «Забава сытых» - «все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». О них можно сказать словами Павла Петровича: «...прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». На фоне карикатурных псевдонигилистов ярче, убедительнее раскрывается подлинное величие Базарова.

      роман посвящен В.Г. Белинскому. Слова Белинского: «Отрицание - мой бог!»; б) ни Чернышевский, ни Добролюбов, ни их единомышленники себя не называли нигилистами. Е.Н.Водовозова: «В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием».

Некрасов в стихотворении «Газетная»:

Нигилист - это глупое слово,

Говорит, но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить -

Так пожалуй - зови нигилистом...

3. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи.

[Тургенев]… быстро угадывал новые потребности,

новые идеи, вносимые в общественное сознание,

и в своих произведенияхнепременно обращал

(сколько позволяли обстоятельства) внимание

на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно

начинавший волновать общество.

Н.А.Добролюбов.

БАЗАРОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(противопоставлен)

Павел Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Родители Базарова
Ситников и Кукшина
Дворовые в Марьине
Фенечка
Автор
Жизнь
4. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. Заполните таблицу, используя роман «Отцы и дети» и текст статьи, которая находится ниже.
Качества Павел Петрович Кирсанов Базаров Евгений Васильевич
1. внешний вид
2. происхождение
3. занятия
4. жизненное кредо

«Конфликт двух поколений».

И вот молодой мыслитель – демократ попадает в гнездо «феодалов». Все – начиная с его одежды и до образа жизни – отличает его от «уездных аристократов». Его «длинный балахон с кистями», который сам Базаров небрежно называет «одежонкой», недаром возмущает крепостного лакея Прокофьича, привыкшего обслуживать «настоящих господ». А каким неприличным должен казаться этот балахон изысканно одетому барину Павлу Петровичу! С первого взгляда он «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалось в том, в чём он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович полагал, что он ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова, он «архаическое явление»; существование его – «распущенность, пустота»; «принсипы» его – самооправдание человека, который «сидит сложа руки». Сравним их биографии. Павел Петрович – сын генерала, гвардейский офицер, все душевные силы растративший в погоне за светской красавицей. Юность его прошла в 30-е годы. Зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». В своё время он считал себя либералом. Но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – типичный путь разночинца, труженика. В иных исторических условиях складывались и его взгляды. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Однако Базаров не только постигал естественные науки, напряжённо учился. Нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений. Родители его религиозны, интересы их весьма ограниченны. Мать Базарова заботилась лишь о том, чтобы сытно накормить своего Енюшеньку. Но он «самоломаный». С полным правом говорит он Аркадию: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например…» Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений Базаров, воспитывая себя. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящён роман, и Добролюбов прошли тяжёлую жизненную школу. До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчёт того, как писатель расценивает «отцов». Вот слова самого Тургенева: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому, что и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчёмно.

    Задание для учащихся : какие взаимоотношения между отцами и детьми возможны на страницах романа И.С. Тургенева? Запишите свои ассоциации в таблицу .

Взаимоотношения

Отцы и дети

Пожилые люди, старики, родители, рассудительные, умудренные опытом, учителя, консерваторы, люди устаревших взглядов

Молодые люди, легкомысленные, безрассудные, нуждающиеся в помощи, прогрессивные, люди новых взглядов, деятельные

Любовь, враждебность, равнодушие, ненависть, уважение, доверие, зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие, двигатели прогресса, символ жизни.

5. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).

Базаров и равнодушная природа.

Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня! - Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впро чем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое...

Аркадий! - раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Уже в самом начале романа возникающая идиллическая картина разрушается грубой базаровской репликой. Признающий исключительно рациональное, Базаров считает любое природное явление совокупностью физических и химических процессов. Следует отметить, что рационалистический подход к окружающей природе был в то время во многом обусловлен бурным развитием промышленности в Европе и Америке середины XIX века. Такой подход, естественно, должен вызывать ответную реакцию со стороны природы, она становится холодной, равнодушной, мертвой. Тургенев использует образ «равнодушная природа» во многих своих произведениях. Вот замелькали звезды... Боже мой! Как равнодушна, как нема природа! Как тягостны стремительной, живой Душе - ее законная свобода, Ее порядок, вечность и покой! (И.С.Тургенев. «Андрей») И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять! (И.С. Тургенев. «Дневник лишнего человека») Вновь образ «равнодушная природа» встречается в романе «Отцы и дети», а затем и в более поздних произведениях Тургенева «Довольно» (1865) и «Природа» (1879) в несколько видоизмененной форме: «ей [природе] все равно». Строивший свою жизнь на отрицании, Базаров после смерти «поглощен» природой, «возвращен» в бесконечный ее круговорот, и теперь уже он ей совершенно безразличен. Понятия добра и зла, справедливости, греха и разума есть человеческие понятия, не знакомые природе. Об этом Тургенев говорит в самом конце романа: «Какое бы страшное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...» Незадолго до своей смерти и сам Базаров приходит к той же мысли: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» Красота, молодость, жизнь в природе соседствуют со смертью, взаимно дополняя друг друга: «Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым». Вдруг начавший рассуждать о ничтожности человеческой жизни перед лицом вечности, «поздний» Базаров сильно отличается от «раннего» Базарова первой половины романа. Изменения, произошедшие с Базаровым после фатальной, неудачной любви к Одинцовой, очевидны. Полная оптимизма материалистическая философия больше не отвечает душевному состоянию героя. Мрачновато-пессимистический настрой последних глав романа несет явный отпечаток философии Шопенгауэра. Тургенев хорошо знал и любил этого философа. У Шопенгауэра так говорится о взаимосвязи жизни и смерти в природе: «Рождение и смерть в равной степени принадлежат жизни, поддерживая друг друга в качестве взаимных условий равновесия, иначе говоря, в качестве полюсов проявления жизни».

Женщины Базарова.

«Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка...» Тургенев - большой мастер рассказывать сны. Словно специально для будущих фрейдистов автор «Отцов и детей» придумал этот сон. Был у Базарова Эдипов комплекс, или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом, в ночь перед дуэлью Базарову снятся три женщины: мать, Одинцова и Фенечка. Значит, они ему не безразличны, да и не так уж мало места им троим отведено в романе. Наименее подробно Тургенев говорит о матери главного героя - Арине Власьевне. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Набожная «русская дворяночка прежнего времени», «в молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски». Замуж она вышла «против воли» и всю свою любовь и ласку обратила на сына. Со своей матерью повзрослевший и выучившийся в университете Базаров груб, даже подчеркнуто груб. Само присутствие матери его раздражает, и он старается поскорее от нее отделаться. И тем не менее способность любить у непримиримого нигилиста не исчезла совсем. Быть может, только благодаря матери он способен еще полюбить по-настоящему сильно. Роковая женщина в жизни Базарова, Анна Сергеевна Одинцова, сумела на удивление быстро «укротить» Базарова. Уже при первом разговоре с Одинцовой Базаров разнервничался и вел себя «преувеличенно развязно». «Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее (Одинцову), как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение...» Одинцова больше слушает, чем говорит и наблюдает за собеседником. «Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике...» Следующая встреча происходит в усадьбе Одинцовой. Поначалу Базаров пытается испытанными приемами шокировать окружающих. С порога он просит дворецкого принести рюмку водки, чем вызывает у последнего «недоумение». Но вот, наконец, выходит Одинцова и берет «бразды правления» в свои руки: «Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно, но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку...» Одинцова одновременно разлучает приятелей и указывает Базарову на его место в доме. Не хочешь слушать музыку, не слушай, но не мешай другим. Решения здесь принимает хозяйка, и Базарову ничего не остается, как рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», - думал про себя Базаров» Чем меньше с ним спорили, тем больше становилась его неуверенность в себе, но и споры перестали его интересовать. Потому что и победа в споре не имела того значения, что раньше. «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Влюбленный, а потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей Базаров нравится, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать. Не очень умные или не очень красивые, или и то и другое вместе, «посредственности» в романе - Николай Петрович Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя - устраивают свое семейное счастье, живут и рожают детей. А у ярких индивидуальностей вроде Базарова, Одинцовой, Павла Петровича почему-то ничего не получается в личной жизни. Видимо, сама природа этого не хочет. 6. Авторская позиция и способы её выражения. Смысл финала романа. т/л философские позиции героев романа и автора «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего» - так писал Тургенев о своём герое. Он утверждал, что Базаров – «лицо трагическое». В чём же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает! Умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Как их понять? Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…» Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. Почему же писатель завершил роман смертью своего героя? Роман кончается такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Обратим внимание на самый тон этих строк. Они похожи на стихотворение в прозе. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о нём. Тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и перед их лицом бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца». Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама любовь писателя к его герою – свидетельство нравственной силы и великого общественного значения Базарова и его реальных прототипов. «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». 8. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Тургенев крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Присмотритесь к любой сцене, и вы увидите, как раскрывается эта «тайная психология» в романе. Мы впервые видим Аркадия. Но все, что станет очевидным потом: его духовная несамостоятельность, юная восторженность, искренняя, но лишь внешняя приверженность базаровским взглядам – все это сказывается уже в первых его реприках. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Вот, казалось бы, очень малозначащий разговор Аркадия с отцом о родных местах: «- …Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк. - Конечно, - заметил Николай Петрович, - ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным… - Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился… - Однако… - Нет, это совершенно все равно. Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними». Так меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

9. РР «Отцы и дети» в русской критике. Понимание образа Базарова.

М.А.Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
М.А.Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И.Писарев «Базаров» Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева»
«Вы не умели определить своей задачи, вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета… Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Тургенев вдумался в тип Базарова «и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов, - указывал Писарев. – Базаров – представитель нашего поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя… Страхов убежден, что роман - замечательное достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства. То, что Писарев считал случайным непониманием, объясняемым индивидуальным развитием героя (“Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает...”), Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста: “...Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель...”
В Базарове Антонович увидел «не живую личность, а карикатуру, чудовище с крошечной головкой и гигантским ростом… и притом карикатуру, самую злостную» «пошлого циника, любящего кутёж и крепкие напитки», «грубого, холодного, неспособного к любви». Однако если у Д. И. Писарева Базаров - герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.
10. К/Р «ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА». 11. Темы сочинений:
    Трагизм образа Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н.Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Женские образы в прозе Тургенева. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Образ Анна Сергеевны Одинцовой и его роль в романе Тургенева «Отцы и дети». Проблема отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
  • Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004: учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия

    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

    Приложение 2

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №9

    Конспекты уроков

    по творчеству И.С Тургенева (10 класс)

    Учитель Гладских Н.М.,

    Ковров

    2013

    Урок 1.

    Тема: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. «Гений культуры».

    Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

    2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

    3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни творчеству И.С. Тургенева.

    Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

    Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

    Оборудование урока: мультимедийная презентация, АРМ (автоматизированное рабочее место).

    В России, в стране всяческого революционного

    и религиозного максимализма, стране самосожжения,

    стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

    ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

    довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

    как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

    Д. Мережковский

    Ход урока:

    Организация обучающихся

    I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

    Вступительное слово учителя.

    В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

    ? Почему

    Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

    Знакомство учеников с информацией на слайде №1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

    Кратко запишите ответы на вопросы:

    1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

    2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

    Материал на слайде №1 или на доске:

    1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

    А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

    2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

      восстания в Польше в 1830 году;

      революции во Франции в 1848 году;

      Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

      отмены крепостного права в 1861 году;

      франко-прусской войны 1 1870 году;

      русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

      развития народнического движения в России в 60-ые годы.

    Вывод (записан учениками в тетради):

    Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

    Л. Толстого.

    II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

    План лекции:

      Биография И.С. Тургенева.

      Идейно-эстетическая позиция писателя.

      Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

      Мир романов И.С. Тургенева.

      Герои и героини И.С. Тургенева.

    Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

    Дата

    Событие

    Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

    1818, 28.04.

    Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.

    1827 – 1829

    Учёба в пансионе, г. Москва.

    1833

    Поступил в университет,

    г. Москва.

    1834

    Перевёлся в Петербургский университет.

    1837

    Окончил университет. Петербург.

    1838 – 1841

    Учёба в Берлинском университете.

    1841

    Возвращение в Россию.

    1843

    Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

    с Белинским. Петербург.

    1852

    «Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.

    1856

    Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.

    1858

    Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».

    1860

    Роман «Накануне», разрыв с «Современником».

    1862

    Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».

    1864

    Повесть «Призраки».

    1865

    Повесть «Довольно».

    1867

    Роман «Дым».

    1876

    Роман «Новь».

    1878 – 1882

    «Стихотворения в прозе».

    1883, 03.09.

    Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

    III учебная ситуация.

    Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

    Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

    2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

    3. сообщения по группам:

      особенности жанра «Записок охотника»;

      человеческие типы в «Записках охотника»;

      образ рассказчика в «Записках охотника».

    Урок 2.

    Тема: И.С. Тургенев. «Записки охотника» (1847 – 1874). Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика.

    Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

    учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

    Научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

    Ход урока:

    Организация учащихся.

    I учебная ситуация. Вступительное слово учителя.

    Обратите внимание на даты создания «Записок охотника». Тургенев отдал им 27 лет жизни. Они же принесли ему всемирную известность.

    Тургенев вспоминал, как по дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции он вышел на платформу. Вдруг к нему подошли двое молодых людей, по костюму и манере мещане или мастеровые, и спрашивают: «Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс, говоря: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица русского народа».

    Осенью 1847 года И. Панаев попросил Тургенева снабдить его материалом для отдела «Смесь» в журнале «Современник».В январе 1847 года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Панаев, чтобы расположить читателя к молодому автору, напечатал очерк с подзаголовком «Из записок охотника». Но снисхождения не понадобилось: очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису»…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину, когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла…Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». «Современник» же первым в апреле 1852 года известил читателей о скором появлении отдельного издания «Записок охотника», в котором многое пересмотрено, дополнено и исправлено автором. Далее произошла история со статьёй по поводу кончины Гоголя, завершившаяся ссылкой. «Записки», готовые к изданию в апреле, появились лишь в августе и быстро разошлись. Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

    II учебная ситуация. Сообщения учащихся.

    План отзыва о сообщении. (По И.Фогельсону,)

    1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

    2.Последовательно ли изложены сведения? Есть ли логика в их изложении? Не ли излишней информации?

    3.Какие мысли отсутствуют? Что бы следовало добавить? С чем ты согласен?

    4.Ести ли речевые, грамматические ошибки?

    5.уместно ли «наглядное пособие»?

    6.Какой оценке соответствует работа группы?

    1 . Сообщение 1 группы. (Вторая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 1 группы.) Особенности жанра «Записок охотника».

    Материал для 1-ой группы.

    В рассказах и очерках «Записок охотника» сразу же была отмечена читателями единая освободительная идея. Их внутренняя цельность определяется не только основной идеей и нравственной точкой зрения автора на русскую жизнь, но и самим способом художественного изображения действительности., сквозными мотивами, взаимосвязью рассказов и очерков, создающих единый поэтический контекст.

    Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (У учеников карточка-информатор лежит на столах, также на экране – карточка.)

    Есть циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

    «Записки охотника» – цикл рассказов и очерков, в которых ощущение переменчивости жизни создаётся ещё с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов. Концовки тургеневских очерков не приостанавливается нужного художнику переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

    По мысли Тургенева, отдельные рассказы стали фрагментами целого – жизни народа в эпоху, когда назревала отмена крепостного права снизу или сверху. (Отзыв второй и третьей групп)

    Наглядное пособие первой группы

    «Записки охотника» – цикл рассказов

    Название рассказа

    Темы

    Герои

    Позиция рассказчика

    Идеи

    «Хорь и Калиныч»

    Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа.

    Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

    Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы.

    Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

    «Ермолай и мельничиха»

    Охота, интересы крестьян, семейная жизнь крестьян. Дворовые крестьяне. Положение женщины. Нравы помещиков.

    Ермолай, Арина, помещик Зверков, рассказчик.

    Серьёзно интересуется нравственной и духовной жизнью крестьян.

    Крестьяне имеют право на личную жизнь, они не рабы.

    «Бурмистр»

    Тип образованного помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, крестьянами.

    Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

    Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и рабов.

    Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

    «Певцы»

    Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

    Яшка Турок, Дикий Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

    Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

    Талант певцов ставит их выше сословных различий.

    «Чертопханов и Недопюскин»

    Жизнь небогатых дворян, их взаимоотношения с дворянским кругом, увлечения: охота, лошади, собаки. Любовь и дружба.

    Чертопханов, Недопюскин, Ермолай, рассказчик.

    Знакомится с новыми людьми, их образом жизни, сближается с ними.

    Гордость и чувство собственного достоинства, преданность и великодушие не зависят от богатства.

    «Живые мощи»

    Судьба дворовой девки Лукерьи.

    Лукерья, Ермолай, рассказчик, Пётр Петрович.

    Беседуя с Лукерьей, Пётр Петрович потрясён величием духа страдалицы.

    Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.

    2 . Сообщение 2 группы. (Первая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 2 группы.) Человеческие типы в «Записках охотника».

    Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Порой зарисовка образов крестьян доходит до идеализации крепостных крестьян в противовес их жестоким владельцам-помещикам. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась» какая-то таинственная, недоступная глубь».

    Белинский писал в одном из писем, что «Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами».

    В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Всеми «Записками охотника» автор как бы зовёт к освобождению крестьянства.

    Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых. (Отзыв первой и третьей групп)

    Наглядное пособие второй группы.

    Человеческие типы в «Записках охотника»

    Имя героя

    Внешний облик героя

    Социальное положение героя

    Психологический тип героя

    Взаимоотношения с другими людьми

    Хорь

    «Старик – лысый, низкого роста, плечистый, плотный», «склад его лица напоминал Сократа».

    Богатый мужик, живёт на оброке, торгует маслом и дёгтем, «обстроился, накопил деньжонку».

    Умный, с чувством достоинства, «себе на уме», «положительный, практический, административная голова, рационалист», близок к обществу.

    «Ладил с барином и прочими властями», имел большое семейство, трезво относился к барину, любил Калиныча.

    Калиныч

    Лет 40, высокий, худой, добродушное смуглое лицо, с рябинами.

    Бедный, за хозяйством не следил, хотя оно в порядке, «перебивался кое-как», талантливый: «заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались».

    «Самого весёлого, самого кроткого нрава»; добрый, услужливый, тонко чувствующий, внимательный, принадлежал к типу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных»; ближе к природе.

    Была когда-то жена, а детей не было; благоговел перед Полутыкиным; любил Хоря.

    Ермолай

    Лет сорока пяти, высокий, худой, «с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными голосами и широкими насмешливыми губами».

    Охотник, крепостной крестьянин, ни на какую работу не годный, «лядащий», плохой хозяин – у него полуразвалившаяся избёнка; бродяга.

    «Беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, не уживался на месте…улепётывал вёрст шестьдесят в сутки»; любит приключения, «смотрел чудаком».

    «Любил покалякать с хорошим человеком», с женой груб; мужики относятся к нему снисходительно и дружелюбно.

    Арна Тимофеевна

    «Лет тридцать, худое и бледное лицо ещё хранило следы красоты замечательной», «глаза, большие и грустные».

    Мельничиха, прежде дворовая женщина г-на Зверкова, была горничной, теперь вольная; грамотная.

    Больная женщина с изломанной судьбой: сначала облагодетельствованная господами, а затем несчастная, пережившая унижение, потерявшая любовь; в ней сочетается робость и решительность.

    Откровенна с Ермолаем, которого хорошо знает, видимо, смела с мужем; с незнакомыми робка и скрытна.

    Лукерья

    «Живое человеческое существо»; «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»; «лицо…даже красивое, – но страшное, необычайное».

    Бывшая дворовая девка, а теперь «живые мощи» – больная, недвижимая.

    Смиренная, «тихоня», терпеливая страдалица, добрая, всепонимающая, всепрощающая, любящая людей, природу, красоту, мудрая; заботится о других, сочувствует тем, кому тяжелее, чем ей; просит не за себя, а за крестьян.

    Жалеет всех; не только не обременяет людей, а помогает им, они рядом с ней становятся добрее; её благодарность и смирение располагают к ней; люди ей помогают понемногу.

    Яшка Турок

    «Худой и стройный человек лет двадцати трёх»; «смотрел удалым фабричным малым и… не мог похвастать отличным здоровье»…»впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы».впалые щёки

    Лучший певец в околотке; по званию – «черпальщик на бумажной фабрике у купца».

    «Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного»; он постоянно волнуется; «был по душе – художник во всех смыслах этого слова…победив, наслаждается своей победой, как дитя; слушатели строги, но справедливы; потрясённые его талантом, они искренне восхищаются им; рассказчик так же потрясён, как и другие.

    Дикий-Барин

    «Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица… можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво»; «сожжен он неуклюже, сбитнем».

    «Не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря или драчуна; он был уж точно сам по себе»; «поговаривали, происходил он от однодворцев и состоял где-то прежде на службе», деньги у него водились.

    Вид его производил впечатление «какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы»; уверенность в своём могуществе; вёл себя тихо; страстно любил пение; «смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства».

    Ни в ком не нуждался, никого не замечал; пользовался огромным влиянием во всём округе, все ему повиновались, покорялись.

    3 . Сообщение 3 группы . (Первая и вторая группы готовят устную рецензию на ответ 3 группы.) Образ рассказчика в «Записках охотника».

    Рассказчик организует своей личностью весь текст, а в «Записках охотника» он не просто повествует об увиденном и услышанном, но и оценивает всё, пытается понять характеры, истолковать поведение героев, давая им авторскую характеристику. Он приобщает читателя к своей точке зрения. Рассказчик Тургенева – очевидец, наблюдатель событий, но не активный их участник.

    Рассказчик Тургенева в контакте с персонажами и с читателями, то есть у него двусторонняя связь. Он может в любой момент прервать повествование и дать свою характеристику герою или событию, порассуждать на какую-нибудь тему, связанную с рассказом. Автор не устаёт удивляться народными представителями, их умом, талантом, душевной деликатностью, – словом, духовным богатством народа. Охотник наделён идеальными чертами, необходимыми для рассказчика: он несёт добро, лишён черт, которые бы помешали ему рассказать о происшедшем с большой достоверностью, он искренне интересуется жизнью народа, он хороший наблюдатель и психолог, он не уводит читателя от главной мысли повествования.

    Наглядное пособие третьей группы.

    Сравнительная характеристика автора и рассказчика

    Рассказчик, Пётр Петрович

    Возраст

    От 26 до 58 лет (с 1846 по 1874 год)

    Молодой, лет 30-ти

    Социальное положение

    Писатель, помещик, владеющий Спасским и другими имениями, образованнейший человек своего времени; большую часть рассказов написал во Франции. Любил охоту, был заядлым охотником.

    Барин владелец Спасского и других имений, образованный человек, писатель, помещик, жил за границей, то, что он охотник, не стирает социальные различия между ним и крестьянами, но как бы примиряет их. Разбирается в охоте, но сам только рассказывает об охоте, не стреляет. Больше интересуется людьми и природой. Не рассказывает о себе.

    Характер и интересы

    Скромный, тонкий, внимательный, обаятельный человек, очень дружелюбный, наблюдательный, успех и мировое признание не испортили его характера, блестящий собеседник, спорщик, живущий литературными интересами, любитель поэзии, всегда окружён обществом.

    Добрый, тонкий, внимательный, наблюдательный, ему всё интересно, психолог, умеет увидеть глубокие корнив поступках и поведении людей, анализируе всё происходящее, любит и пониает природу, восхищается прекрасным, не выставляет себя на передний план, чаще слушает.

    Взаимоотношения с людьми

    Хороший друг, имел много друзей и поклонников в России и за рубежом; неконфликтный человек; попадал в сложные ситуации, даже под критический обстрел в процессе литературной полемики.

    Мирный, легко находит общий язык со всеми, может разговорить любого, уважаемый, испытывает истинный интерес к людям, он открыто общается с читателями, сочувствует униженным.

    III учебная ситуация. Выводы.

    Познакомившись с одним из самых известных произведений И.С. Тургенева, обратимся к основному вопросу нашей темы: Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

    Откройте незаполненную страницу в тетради и сделайте первую запись.

    Примерная запись.

    Знакомство с «Записками охотника» позволяет сделать вывод о том, что Тургеневу свойственны краткость и ёмкость повествования, как и Пушкину. Поэтому можно согласиться с мнением Р. Роллана, что из каждого тургеневского «рассказа мог бы выйти целый роман Толстого». Тургенев затрагивает серьёзные философские проблемы: человек и природа, человек и общество, жизнь и смерть, судьба, счастье. Такие же философские вопросы решал Пушкин в своей лирике и романе «Евгений Онегин». Необыкновенное чувство меры, присущее Тургеневу, позволило ему выйти к общечеловеческим оценкам. Этот цикл рассказов и очерков предопределил на десятилетия традиции русской литературы: психологизм Достоевского, лирику Некрасова, эпос Толстого.

    IV Итог урока. Саморефлексия учеников. Оценки группам за работу по отзывам.

    Д/задание: 1. письменный ответ на вопрос: «Почему «Записки охотника» принесли Тургеневу славу и известность?»;

    3. подготовить выразительное чтение отрывков из высказываний современников о романе.

    Урок 4

    Тема: Идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова.

    Анализ эпизодов «Спор Базарова и П.П. Кирсанова» и «Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова».

    Цели: выяснить идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

    развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

    пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

    Оборудование урока: мультипрезентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение «Карточки»).

    Ход урока:

    Организация учащихся.

    I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

    II Анализ эпизода «Спор Е.Базарова и П.П. Кирсанова за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

    1.Когда происходит спор между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?

    2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

    3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

    4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

    5.Как чувствовал себя в это же время П.П. Кирсанов?

    6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

    7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

    8.Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности?

    9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

    10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

    11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

    13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В Кирсанове П.П., так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

    14.Убеждают ли спорящие друг друга?

    16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

    17.Почему Николай Петрович, не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

    18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

    III Выводы. Базаров, несмотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры героев, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

    IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова».

    1. Что предшествует дуэли?

    2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

    3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

    4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

    5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

    6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

    7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

    8.Чувствует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

    9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

    10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

    11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

    12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «За делом, а мы?»)

    13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

    14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П.П. соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб).

    15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

    16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

    17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo ? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем. Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

    18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

    IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

    V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

    Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

    2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).

    I. Вступление.

      Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

      Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

    II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

      Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

      Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

      Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

      Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

      «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

    III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

    Иван Сергеевич Тургенев (1817-1833) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

    Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

    В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

    Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен- ского уезда Орловской губернии.

    Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

    Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

    В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

    С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

    Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

    Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

    Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

    В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

    Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

    Краткая биография Ивана Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

    В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

    В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

    Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

    Видео краткой биографии Ивана Тургенева