Конспект урока "Да святится имя твоё" (по произведению А.Куприна "Гранатовый браслет"). «Да святится имя твое…». Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет

Пишу Вам я свое последнее письмо,
Прошу Вас, на меня Вы сильно не сердитесь.
Я чувствую, что время мое уж истекло,
Любовью Вы моей уж явно не гордитесь.

Не виноват ведь в том, что полюбил я Вас,
Что послано мне Богом громадное то счастье.
Пишу Вам это я без всяких там прикрас.
Любовь к Вам для меня – луч света в день ненастья.

Ворвался в Вашу жизнь я как-то неприлично.
Простите Вы меня, пожалуйста, за это.
Уеду навсегда. Живите как обычно.
Не вспоминайте Вы с гранатами браслета.

Вам обо мне ничто уж больше не напомнит,
Но благодарен я за то, что Вас люблю.
Пусть обо мне никто уж больше и не вспомнит,
Никто не скажет, пусть, что жизнь свою гублю.

Вы знайте: я люблю. Любовь сродни таланту.
Любовь ведь не болезнь – я это проверял.
Я не был никогда богатым или франтом,
А, значит, о взаимности я даже не мечтал.

И пусть я был смешон в глаза и Вас, и брата,
Я не стыжусь своей любви совсем ничуть.
И мой уход для Вас, я знаю, не утрата,
И вряд ли Вы всплакнете. Да уж не в этом суть…

И «Да святится имя Твое» я говорю Вам,
И ухожу с святыми словами на устах.
Быть может, мой поступок совсем уж не обдуман,
Но мне пора уйти. Мечты мои как прах…

Увидел в ложе в цирке Вас восемь лет назад
И в первую секунду я понял, что люблю.
Люблю Вас беззаветно. Я понял, что Вы клад.
Я Ваше имя там, на небе, восхвалю.

На свете ничего красивей Вас не видел:
Ни зверя, ни звезды, цветка красивей нет.
В Вас красоту Земли я всей большой увидел,
И в Вас увидел я тот яркий солнца свет.

Что нужно было сделать? Взять просто, убежать?
Но мое сердце все же у Ваших ног бы было.
Я только лишь о Вас сейчас могу мечтать,
О вас лишь мои мысли. И сердце вновь заныло…

Я мысленно краснею, стыжусь того браслета,
Дурацкого браслета, который подарил.
Ну что ж, ошибка. Знаю. Простите Вы за это,
Простите и за то, что Вам наговорил.

Пройдет десять минут, скажу «Прощайте» Вам,
Успею только марку наклеить на конверт
И опустить письмо в почтовый ящик сам.
Сожгите то письмо, как будто его нет.

Сейчас я сам сжигаю все то, чем дорожил:
Платок Ваш, что украл (на стуле Вы забыли),
Письмо, что целовал и тщательно хранил –
В нем Вы писать мне Вам строжайше запретили.

А помните тот вечер и выставку картин?
Программу Вы забыли на стуле у двери.
Ведь я ее забрал. Она мне как рубин,
Но я ее сожгу. Гори же все, гори…

Все кончено. Отрезал я все, чтоб Вы забыли,
Но думаю, уверен, что вспомните меня.
И если вдруг случится Вам вспомнить все, что было,
Сонату попросите сыграть Вы номер два.

Или сыграйте сами. Вы музыкальны, знаю,
В бетховенских квартетах я часто Вас видал.
Сыграйте, я прошу, и я Вас умоляю –
На память обо мне. Чтоб я то услыхал.

Как кончить мне письмо, простите, я не знаю.
От глубины души за все благодарю:
За то, что были Вы мне радость неземная,
За то, что утешеньем Вы были дикарю.

Дай Бог здоровья, счастья. Ничто пусть не тревожит,
И пусть душа спокойна, прекрасна будет вновь.
Целую Ваши руки. Ничто пусть Вас не гложет.
Прощайте навсегда. Дарю свою любовь.

Повесть открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению Бетховена - сонате «Аппассионата».
К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести.
Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии.
В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства.
Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику.
Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь.
Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями.
Так возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме.


Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.


На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови.
Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.
Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастером-реалистом в создании психологического портрета.

Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест.

Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту.

Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.
Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом.
Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.


В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы.
Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова.
Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования.

В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.
Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...», «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле.
Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера.
Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее.
Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний.
Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования.

В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена «Аппассионату».
В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом.
Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству.
Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

1. Куприн А.И. Сильнее смерти: повести и рассказы о любви/ А.И.Куприн.- СПб.: Лениздат, 1993.- 480 с.
2. Журавлева Г. «Да святится имя твое...»: тема любви в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет // Литература в школе – 2011 - №3 – с.30 – 33.

3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе – 2007 - №7 – с.22 – 27.

4. Нещерет Н.В. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...»: рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе – 2000 - №1 – с.67 – 71.

Фото: xn--h1aagokeh.xn--p1ai, film.arjlover.net

А. И. Куприн "Гранатовый браслет". Аудиокнига


Александр Иванович Куприн "Гранатовый браслет".

"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое".

Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о, как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г.С.Ж.".
Стихи и музыка Влада Васшенко. Поёт Максим Аверин.

Открытый урок: "Да святится имя твоё". А. И. КУПРИН о любви.

“Да святится имя твое”

(Урок-беседа “Тема любви в творчестве А. И. Куприна”) 11 класс

Тема урока. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.

Цель урока. На примере повестей “Молох”, “Гранатовый браслет”, “Олеся”,
“Поединок” раскрыть острые социально - нравственные проблемы затронутые в этих произведениях.

Учитель. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести - “Гранатовый браслет”,
“Олеся” и “Суламифь”,- объединенных этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).

Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет” (1911), необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви
“маленького человека”, почувствовать время, в рамках которого происходят события повести.

Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого “высшего сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить “плебея”, осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “А - почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Любовь “маленького человека” заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау, который имеет связь с содержанием повести
“Гранатовый браслет”:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд ее бездонный!..

“Молчать и гибнуть” - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все- таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной
Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдание любви. Любви страстной, испепиляющей которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.
Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

Ученик. Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый браслет” - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: “Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену
Любимого (Д. Н. Теперь губернатор с Вильне)”.

Ученик. Так что же все таки любовь? В повести Куприна старик-генерал
Аносов ратует за сильную любовь, которая “заключает весь смысл жизни - всю вселенную!” Любовь и вселенная - это же абстракция!

Учитель. Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только земного. Возможно поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно стихом каждой из трех частей “Божественной комедии” сделал слова: “Любовь, движущая солнцем и прочими звездами”. А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся сформулировать их.

Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно- психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. “Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка!” - тихо спросила Вера. Ответ старика был отрицательным.
Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.

Учитель. А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: ”А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет”
Куприна... Чудесно! И я - рад, я - с праздником! Начинается хорошая литература!”.
Чем объясняется, по-вашему, такая оценка?

Второй ученик. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей
“высшего сословия”, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.

Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” - подтверждение того, как
Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти,. Вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: “Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви”.
Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести - “Олеся”
(1898). Давайте вспомним сюжет этого произведения.

Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого “Молоха”, в котором
Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.
События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине
Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести - Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “дочерью природы” - полесской девушкой Олесей. Красота “больших, блестящих темных глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности”, “первобытное и яркое воображение”, “гибкий, подвижный ум” Олеси покорили сердце Ивана
Тимофеевича.

Учитель. Все ли так безоблачно в повести? Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая
Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван
Тимофеевич. Давайте вспомним как характеризует его писатель.

Ученик. Его характеристику Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите но подчиняетесь”.

Учитель. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Так он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир “дочери природы” и его собственной. Он понимает невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и
Олеся “Наивная, очаровательная сказка” любви заканчивается разлука. И виной тому, как уже говорилось невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич.

Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь?

Ученик. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Учитель. Завершается повесть удивительно характерной художественной деталью. Давайте вспомним, какой именно, и попытаемся объяснить, для чего она понадобилась автору.

Ученик. Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее бабки находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус. Этот простой бесхитростный подарок не столько память о “нежной, великодушной любви” Олеси, сколько символ ее чистого естественного чувства, символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что- то общее между Олесиными “кораллами” и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере.

Учитель. что ж, можно принять такое толкование. Естественное чувство любви воспето Куприным еще в одной повести “Суламифь” (1908), созданной по мотивам библейской книги “Песнь песен”. Кто напомнит сюжет повести?

Ученик. В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь - воплощение чистой и жертвенной любви - противопоставлена злой и завистливой царице
Асис, отвергнутой Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви безродной девушки. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.

Учитель. Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом
Элиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”.

Ученик. Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в
“Гранатовом браслете”: “Да святится имя твое”.

Учитель. Да связь между повестями ”Гранатовый браслет”, “Олеся” и
“Суламифь” очевидна. Все вместе они - гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству.
Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.

В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

19. «Да святится имя твое» (тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Творчество А. И. Куприна многогранно по своей тематике, но тема любви, несомненно, – одна из важнейших. И любовь в его произведениях особенная. Мастерски умея передать сцены любви чувственной, плотской, Куприн в первую очередь – певец любви идеальной, романтической. Его герои – рефлектирующие, сентиментальные, душевно непрочные, задавленные средой – раскрываются в любви, оказываются способными на чувство светлое, всеобъемлющее, на любовь, что «сильна, как смерть». Такова Олеся («Олеся»), таков подпоручик Ромашов в «Поединке», таков скромный чиновник г-н Желтков в «Гранатовом браслете».

Но, помимо этой «главной» любви, в произведениях Куприна мы встречаем еще много «видов», примеров этого иногда загадочного, а иногда простого и понятного чувства. Княгиня Вера Николаевна счастлива в семейной жизни, Василий Львович под стать ей, и «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Да и весь мирок Веры Николаевны прочный, устоявшийся – тихая заводь. Определенный круг общения, небольшое число близких людей, приглашенных на именины. Лишь внимательный читатель заметит авторский намек: число гостей равно тринадцати. И суеверная Вера расстроится, увидев в этом дурной знак. Но пока перед читателем праздничный вечер и тема любви вводится в повествование с помощью шуточного альбома князя Василия Львовича, который все известные ему романтические истории переиначивал, придавая им пикантность и остроту. Делал он это без злобы, из одного только желания развлечь и будучи уверенным в том, что не обидит никого, даже Веру, сочинив, а точнее приукрасив историю о некоем «телеграфисте П. П. Ж.».

У Веры Николаевны и в самом деле есть поклонник, который начал преследовать ее семь лет назад письмами «вульгарного и курьезно пылкого характера», затем, подчиняясь ее просьбе, стал писать лишь изредка, по праздникам и превратился в результате для Веры во что-то докучливое, но находящееся где-то на окраине ее жизни: «Ах, это – тот!» – с неудовольствием подумала она, развернув письмо. Лишь получив в подарок браслет, старинный, дорогой для человека, пославшего его, с гранатами, внутри которых горели алые кровавые огни, задумается она об этом человеке иначе. Сначала, поддавшись общему настроению мужа и брата, как о неприятности, которую необходимо как можно скорее уладить, пока она не навредила репутации семьи в обществе. Уже позже, после разговора с генералом Аносовым, появится непонятная ей самой жалость, сомнение, порожденное, наверное, словами дедушки: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла… любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Обратимся к образу генерала Аносова. Какова роль этого героя в общем сюжете произведения? Он здесь – носитель авторского голоса, философ платонической идеальной любви, такой же, как Назанский в «Поединке», как герой рассказа «Святая любовь». Его рассказы своей серьезностью противостоят шутливому тону карикатур Василия Львовича. Он говорит о любви-подвиге, любви-трагедии. И все описание самого Аносова, его жизни, его службы, явное уважение автора к своему герою говорит, что он здесь представляет то, что считал истинным сам Куприн. Настоящая любовь – это не надоедливое поклонение недалекого Густава Ивановича Фриессе, даже не уважение и товарищество в браке Веры и князя Василия. Это – тайна, которой не должны касаться никакие расчеты, раздумья, компромиссы. Она и не должна быть объяснима. Это подвиг и жертва. Такова любовь молодого прапорщика, бросившегося под поезд из-за прихоти возлюбленной, немолодой и непривлекательной полковой дамы. Таково чувство, а не слабость, офицера, не только терпевшего, но и оберегавшего любовника своей жены: «Пусть только Леночка будет счастлива». Такова великая любовь скромного незаметного чиновника Желткова. Любовь, не требующая взаимности, не желающая мешать, покорная и составляющая единственный смысл жизни. Мы можем спорить с автором, говорить, что любовь эта надуманна, что Желтков не знал Веры, а лишь придумал себе ее идеальный образ, что не встречается такого в жизни. У каждого читателя повесть вызовет свой отклик: кто-то восславит Желткова, кто-то посчитает его любовь глупой. Но нельзя без уважения отнестись к автору, который действительно верил в такое чувство. Иначе не показал бы он нам слез Веры, не показал бы, что в душе ее затронуты струны, о которых она даже не догадывалась, не закончил бы он свое произведение словами: «Да святится имя твое».