Китайский фарфор – история. Из истории китайского фарфора Звонче нефрита, белее снега

Протокерамика, ЮАНЬ ТАО-ЦИ, 原陶器

Гончарное ремесло - одно из древнейших, освоенных человеком. В китайской традиции его изобретение приписывается легендарным правителям Шэнь Нуну (Божествен-ному земледельцу) и Хуан Ди (Желтому императору). А современные археологические раскопки свидетельствуют, что в среднем течении реки Хуанхэ уже во времена неолита (VIII тысячелетие до н.э.) мастерство работы с глиной (по-китайски называется тао-ци , 陶器) было развито довольно высоко.

Основными предметами бытовой и ритуальной утвари были чашки-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу (釜) и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).

на фото: сосуд неолитической культуры Яншао (V—II тыс. до н. э.)

Подготовка сырья начиналась с удаления содержащихся в породе примесей и сора. Глину разводили в воде и взбалтывали, тяжелая глинистая масса оседала на дне, а сор поднимался на поверхность и удалялся. Степень очистки определяла качество будущего керамического теста. Для уменьшения усадки глины при сушке и предотвращения растрескивания сосудов в процессе обжига в керамическое тесто добавляли кварц (в виде крупного песка), мелко истолченные раковины жемчужной устрицы, тальк, шамот.

Формовка будущих изделий происходила вручную, без применения гончарного круга: из глиняных лент, которые сворачивали в кольца по ширине будущего изделия, наращивая одно на другое (ленточная керамика). В конце IV - начале III тыс. до н.э. (т.е. почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморье) применяли и гончарный круг, но сложные изделия продолжали лепить вручную.

Стенки сосудов полировали бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления характерного блеска. После полировки сосуд погружали в жидкий глинистый раствор, просушивали и наносили слой ангоба (предшественника глазури, цветного декоративного покрытия на основе глины). На ангобированную поверхность наносили краску: геометрический или растительный орнамент, изображения растений, животных и людей. Монохромная керамика могла быть украшена также резным (гравировка острым или тупым инструментом), штампованным (оттиски плетенок, веревок, косточек растений, листьев и злаков) и лепным (выпуклые полосы и фигуры) орнаментом.

на фото: Ю-тао (釉陶, глазурованная керамика), II тыс. до н. э.

Изделия эпохи Шан-Инь (II тысячелетие до н.э.) в современном искусствоведении называют юаньши-цы (原始瓷), «примитивный фарфор» или «протофарфор» . Обожженные при температуре 1050-1150°C, эти изделия производили мастерские, находившиеся в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ (север пров. Хэнань), а также в районах среднего и нижнего течения Янцзы (на территории совр. пров. Аньхой в районе гор Хуаншань, Цзянсу - в районе оз. Тайху и Чжэцзян, в районах г. Ханчжоу и гор Тяньтайшань).

на фото: глазурованная керамика юаньши цинцы, 原始瓷​ , I тысчелетие до н.э.

За долгую историю технологические приемы гончарства многократно совершенствовались, но суть осталась неизменной. И сегодня глину добывают из земли, просушивают, измельчают, промывают и вылеживают, смешивают с разными добавками, формуют, украшают росписью, резьбой или аппликацией, покрывают глазурью и обжигают.

КЕРАМИКА-ТАО и ФАРФОР-ЦЫ

Как фарфор, так и керамика в своем составе имеют фарфоровый камень каолинит (по-китайски гаолин ту, 高嶺土), вещество, образовавшееся в ходе геологических процессов из алюминия и кремнесодержащих пород (химическая формула: Al20 2Si02 2H20). Термин происходит от топонима Гаолин (高陵, Высокие холмы), названия холмистой гряды на стыке провинций Хэнань и Хэбэй. И в китайском языке все керамические сорта, содержащие каолин, включая фарфор, обозначаются словом цы 瓷. Однако по составу керамического теста и особенностям технологического процесса цы подразделяется на множество разновидностей.

на иллюстрации: добыча фарфорового камня в горах Гаолин

В зависимости от структуры керамические изделия могут быть тонкие (мелкозернистый или стекловидный черепок) и грубые (черепок крупнозернистый). К тонкой керамике относятся фарфор, фаянс, майолика и каменная керамика. Фарфоровые изделия имеют однородный, полупрозрачный, очень твердый черепок, который не царапается ножом и не впитывает воду, звенит при простукивании. Фаянс, майолика и каменная керамика черепок имеют пористый, непрозрачный, легко царапаются, гигроскопичны (водопоглощение 9-15%). Фарфоровое производство предполагает предварительную тщательную очистку компонентов, поэтому фарфоровый черепок отличается белизной. Керамический черепок имеет зеленоватый, кремовый или сероватый цвет.

Фарфор подразделяется на твердый и мягкий. Твердый содержит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата. Мягкий состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Что касается керамики, она может содержать разные пропорции вышеуказанных компонетов, а также мел, плавни и другие добавки. Температура обжига керамики колеблется в пределах от 1050°C до 1250°C, а при обжиге фарфора должна быть не менее 1300°C, чтобы началась трансформация молекулярной структуры керамической массы и она стала стекловидной и полностью водонепроницаемой. Твердый фарфор - самый тугоплавкий, требует температуры обжига от 1400 °C до 1460 °C.

на фото: фарфор Цзиндэчжэнь

В Юго-восточных и Южных районах Китая располагаются огромные залежи каолиносодержащих пород. Залегают они пластами, и в зависимости от глубины и конкретной местности свойства существенно отличаются. На протяжении истории на этих землях возникали, достигали расцвета и приходили в упадок многочисленные гончарные центры, организованные вокруг больших печей. У каждого из них был свой узнаваемый стиль, технологические приемы и организация труда.

ПЕЧЬ-ЯО 窑

На самых ранних этапах печи представляли собой вертикальную конструкцию 1-3 м в высоту и 2-3 м в диаметре у основания. Камера для обжига располагалась непосредственно над топкой. Наверху делались прямоугольные отверстия, через которые отводились дым и газы, что позволяло обеспечивать в обжиговой камере более равномерную температуру.

В эпоху Воюющий Царств (V-III вв. до н.э.) появились печи, в которых камера для обжига располагалась не непосредственно над топкой, а сбоку. Они имели несколько вытянутую форму, за получили свое название Маньтоу (馒头窑, «Пампушка»): в среднем около 2,7 м в длину, 4,2 м в ширину и около 5 м в высоту. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход и по трем ответвлениям попадал в обжиговую камеру через небольшие прямоугольные отверстия. Такое устройство позволяло достичь большей равномерности температуры. Обжигаемые изделия ставились в печь в тиглях штабелями в несколько рядов. Перед началом обжига загрузочный проем закладывался кирпичом и замазывался глиной. Знаменитый фарфор Дин-яо, Цзюнь-яо, Жу-яо обжигали в печах Маньтоу. В некоторых местах подобные конструкции используются для обжига до сих пор.

на фото: древняя печь Маньтоу-яо

В эпоху Пяти династий на территории провинции Цзянси появились печи Даньсин (蛋形, Овальной формы), представляющие собой восходящий арочный тоннель (угол наклона порядка 3°) с топкой, размещенной в углублении. В своде тоннеля (напоминающего по форме верхнюю половину закопанного в земле гигантского кувшина) размещались отверстия для отвода отработанного воздуха. Тягу создавала высокая труба. Объем внутреннего помещения составлял 150-200 кубических метров. В качестве топлива использовались сосновые дрова. Самые известные сохранившиеся до наших дней печи Даньсин находятся в районе Цзиндэчжэнь.

на рисунке: печь Даньсин

Во время правления династии Сун появилась конструкция Лун Яо, Драконья Печь: большой кирпичный тоннель (15 метров в длину, 2-3 в ширину и 2 в высоту), который строили на холме. Конструктивной особенностью Драконьей печи было отсутствие трубы. Тягу создавала разность высоты: угол наклона холма составлял 23°. Огонь разжигали внизу, закладывая огромное количество дров в топку внизу (в Голове дракона). Раскаленный воздух шел по арочному тоннелю к выходному отверстию на вершине (Хвосту дракона). По бокам тоннеля располагались оконца для загрузки предметов обжига, в своде - дополнительные отверстия для воздушной тяги. Температура в такой печи достигала 1400°C. Заготовки обжигали открытым и закрытым способом. В первом случае под воздействием пламени поверхность предметов оплавлялась, непредсказуемо изменялся цвет и велика была доля выбраковки. Для защиты обжигаемое изделие помещали в огнеупорную керамическую емкость (закрытый, муфельный способ).

на рисунке: Драконья печь

Чтобы достичь температуры, необходимой для обжига, нужно развести очень сильный огонь. А это значит, что нужно много дров, много угля, много людей, поддерживающих и контролирующих его температуру, которая должна быть постоянной и держаться в оптимальном диапазоне. Большая печь долго набирает тепло и остывает несколько дней. Поэтому обжиг - это целое событие. К нему готовятся неделями и обжигают одновременно заготовки всех гончаров, живущих вокруг.

на фото: Лун-яо в действии

Гончарное ремесло - это искусство огня. Качество готового изделия зависит от исходного материала, мастерства формовки и обжига в печи. Все что делает мастер, он делает до обжига, и огонь либо принимает его работу, либо отправляет ее в утиль: под воздействием жара заготовка всегда деформируется («усаживается»), меняется ее форма и цвет. Неравномерный прогрев, скрытые дефекты или избыточная температура всегда приводят к фатальному финалу.

на фото: результат неудачного обжига

Вокруг древних больших печей всегда можно увидеть длинные изгороди и даже небольшие строения, сделанные из черепков: фрагментов неудавшихся чаш, ваз, горшков и других предметов.

на фото: улица в городе Цзиндэчжэнь

Современная электрическая печь для обжига намного эффективней Лун Яо, где температуру так сложно контролировать. Однако многие известные мастера, несмотря на риск, обжигают свои творения в древних Драконьих печах, следуя традиции предков, ведь мастерство и фамильные секреты в большинстве случаев передаются вместе со старыми глинами по наследству - от отцов к детям.

Глазурованный фарфор Ю-ЦЫ 釉瓷

Несмотря на то, что фарфор практически непроницаем для воды и газа, фарфоровую заготовку, как и керамическую, обычно покрывают прозрачной глазурью.

Технологический процесс производства ю-цы , глазурованного фарфора, состоит из многократного обжига заготовки после нанесения очередного слоя глазури. В среднем количество слоев не превышает 4-5, максимальное количество - 10, после чего следует окончательный обжиг. Температура предварительного обжига заготовки составляла порядка 800°C, температура обжига глазури колебалась в пределах 1200-1300°C.

Цвет глазурованных изделий имеет широкую гамму цветов и оттенков. Наиболее удивительную окраску дают растворы ионов переходных металлов, поглощающие свет различной длины волны в зависимости от концентрации и степени окисления. Ионы железа при окислительно-восстановительной реакции, которая происходит в процессе обжига, дают окраску от желтой и зеленой до коричневой и черной. Ионы марганца - от фиолетовой до коричневой, хрома - от розовой до зеленой, кобальта - голубой и синей, меди - от зеленой до синей. Чтобы применять эти вещества, необходимо хорошо знать их свойства, поскольку энергетические уровни их внешних электронов сильно зависят от состава глазури. Так, медь дает синюю окраску в щелочной глазури и зеленую - в свинцовой.

Глазурь можно наносить как на керамическую заготовку, так и на фарфоровую. Чем больше слоев, тем сильнее эффект рассеивания света и прозрачной глубины. Но многочисленные слои глазури сильно утолщают стенки изделия, делают его слишком массивным, тяжелым. Поэтому по мере развития технологии в сторону утончения черепка и улучшения качества самой глазури, изделия становились все более изящными.

на фото: сосуд сунского фарфора из печей Цзюнь-яо

Глазурованный фарфор ЦИН-ЦЫ 青瓷

На эпоху Сун пришлось время расцвета цин-цы , 青瓷, глазурованного фарфора, известного сегодня под европейским названием «селадон». Оксид железа, который входил в состав прозрачной глазури, придавал изделиям нежные оттенки зеленых тонов, а многократное покрытие делало их поверхности сияющими, как будто влажными. Из-за разной скорости остывания фарфоровой основы и глазури на поверхности возникали мельчайшие трещинки, которые поэтично назывались «крылышком цикады». Великолепные творения мастеров Поднебесной становились украшением дворцовых пиров или отправлялись в качестве подарков главам иностранных посольств.

Крупнейшими центрами производства цин-цы были Цзюнь Яо 钧窑, Жу Яо汝窑, Гуань Яо官窑, Гэ Яо哥窑, Дин Яо定窑. В них трудились сотни человек, добывающих глину, очищающих, измельчающих и высушивающих ее, готовящих формовочное тесто и глазурь, формующих изделия на круге или с помощью шаблонов, декораторов и глазуровщиков, добивавшихся удивительного разнообразия визуальных эффектов, и, наконец, мастеров обжига.

на рисунке: подготовка керамического теста

Фарфор ЧАЙ, 柴.

В эпоху Пяти Династий (907—960 гг.) императорский фарфор производили в мастерских на территории современного округа Чжэн-чжоу провинции Хэнань (河南郑州). Согласно «Историческим Запискам» минского историка Цао Чжао, после нескольких неудачных попыток удовлетворить высочайшие требования императора Чжоу Шицзуна (周世宗, приемный сын правителя Го Вэя, последнего в эпохе Пяти Династий, который до усыновления носил имя Чай Жун, 柴荣), Чжэнчжоуские мастерские были отвергнуты и внимание монарха привлекли другие, к югу от Синьчжэна. На вопрос мастеров, каким должен быть императорский фарфор, Чай Жун ответил: «Как небо после дождя » (雨过天晴).

на рисунке: император Чай Жун

Результатом стали великолепные изделия удивительного цвета и благородных форм. По оценкам современников «кусочек фарфора Чай стоит дороже золотого слитка». Однако ни одного такого кусочка до последующих поколений не дошло. После смерти Чжоу Шицзуна генерал Чжао Куан-ин узурпировал трон и провозгласил себя императором новой династии Сун, которая в конце концов объединила Китай. Потомки Чжао Куан-ина избегали упоминаний о низвергнутом доме Чай и всего, с ним связанного. Что касается дворцовой утвари, они предпочитали изделия из печей Юэ-чжоу и Дин-чжоу, пока восьмой по счету преемник трона, Хуэйцзун, император с душой поэта и художника, не возродил к жизни небесно-голубой фарфор Чай.

на рисунке: император Хуэй-цзун

Положив на откуп бессовестных чиновников дела управления государством, император Хуэйцзун (徽宗) все 25 лет своего правления посвятил искусствам - живописи, каллиграфии и литературе.

на фото: фрагмент свитка кисти Хуэй-цзуна «Собрание литераторов» (文会图, роспись по шелку), коллекция Тайбэйского национального музея.

После себя он оставил знаменитые «Записки о Чае» (大觀茶論, Да Гуань Ча Лунь) и несколько прекрасных свитков живописи («Лотос и Золотые Фазаны», «Осенний Пруд» и др.). Это был величайший мастер своего времени - вдохновенный и высокообразованный, с безупречным эстетическим чувством и глубочайшим пониманием философии даосизма. И голубой фарфор из печей Жу Яо стал одним из предметных воплощений его концепции «небесной чистоты».

на фото: «Журавли над дворцом», роспись по шелку работы императора Хуэйцзуна, коллекция музея г.Ляонин.

Жу-Яо 汝窑

Под собирательным названием Жу-яо 汝窑 со времен правления Пяти Династий (907 - 960 гг.) до поздней Цин (1840-1911 гг.) существовало несколько гончарных центров, разбросанных в округе Жу-чжоу, 汝州, неподалеку от столицы Кайфына (в настоящее время округ Баофэн, 宝丰, провинции Хэнань) и производящих цин-цы , глазурованный фарфор, унаследовавший черты фарфора Чай, 柴.

Глазурованный фарфор Жу отличался удивительной мягкостью цветов и изяществом форм. «Голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды», - писали о нем поэты.

Увы, пренебрежение государственными делами окончилось трагично: в 1127 г. войска чжурчженей захватили столицу Кайфын. Император c семьей и 14 000 бывших подданных был отправлен в северную Манчжурию, где он скончался в плену через 8 лет. Вместе с эпохой канули в Лету и мастера, производившие чудесные предметы для дворца, и их гончарные печи. Много раз на протяжении последующей истории предпринимались попытки воссоздать их, однако время всегда вносит свои коррективы в людские творения, и как бы ни были хороши разнообразные реплики на фарфор Жу, достичь его заоблачных высот не удалось никому.

на фото: чаша из печей Жу-яо, эпоха Сун

На сегодняшний день сохранилось около 70 предметов, некогда блиставших в свете императорских залов - 21 в Тайбэйском дворце, 17 в Пекинском, а также несколько предметов в музеях Шанхая, английском фонде китайского искусства и частных собраниях. Покрытые глазурью тянь-лань , (天蓝, небесно-голубой), фэн-цин (粉青, бледно-лазурной) и юэ-бай (月白, лунной белизны) - они иллюстрируют дзенскую философию чистого ума. Всматриваясь в мягкую, прозрачную текстуру гладкого покрытия, нежные изгибы форм и тонкий узор трещинок, созерцающий эти чудесные предметы погружается в состояние мира и гармонии.

...Вкус чая, как вкус самой жизни - меняется от чашки к чашке. С каждым новым глотком будущее проходит сквозь нас, сквозь быстротечное настоящее, чтобы смешаться с прошлым и стать частью истории. И только крохотные, потемневшие трещинки, раз за разом впитывая дыхание времени, хранят отблеск минувших чаепитий, напоминая о том, что все прошедшее когда-то было живым и реальным. Читая их сложный, таинственный узор, мы вглядываемся в бездонный колодец времени и ловим в нем свое мимолетное отражение...

Ван Цзянь Жун, директор Национального китайского музея Чая в Ханчжоу

В 1952 г. в рамках «возрождения культурного наследия» работа печей Жу начала восстанавливаться буквально из руин, и в 1958 г. после многочисленных исследований и экспериментов была выпущена первая партия изделий ручной работы, покрытых светло-зеленой глазурью доулюй-ю (豆绿釉). В августе 1983 г. небесно-голубой тяньлань-ю (天蓝釉) фарфор Жу-яо был признан экспертами не только не уступающим, но и превосходящим сунский. С этого момента современные изделия Жу-яо стали предметом особой гордости гончаров провинции Хэнань.

Гуань-яо, 官窑.

Печь Гуань-яо, также находившаяся недалеко от Кайфына и разрушенная во время монгольского нашествия, а затем окончательно похороненная под руинами в результате наводнения XVII века, она осталась в исторических упоминаниях и немногих дошедших до нашего времени музейных экспонатах. Характерным отличием предметов Гуань-яо был тонкий ободок на горлышке, который поэтично назывался «коричневый рот». Ободок был разных оттенков — от светло-коричневого до кирпично-красного и образовывался вследствие того, что при обжиге происходило окисление входящего в состав глазури железа. Покрывались изделия глазурью бледно-голубого, светло-зеленого, фиолетового и розоватого оттенков. Внешне изделия Гуань-яо сходны с аналогичными из Жу-яо, вследствие использования одних и тех же глин, глазурей и техник обжига.

на фото: чаша из печей Гуань-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Цзюнь-яо, 钧窑 .

Печи Цзюнь-яо(округ Цзюнь-чжоу, провинция Хэнань) выпускали великолепные предметы, многократно покрытые слоями глазури - розовой, карминно-красной, лиловой, пурпурной, небесно-голубой, лазурной, фиолетовой и ярко-зеленой. Содержащиеся в составе глазури частицы кремнезема, алюминия, железа, фосфора и меди по-разному проявляли цвет в зависимости от пропорции и температуры обжига. Технология была очень сложна, температура достигала порой 1380°С, и в результате почти 70% продукции шло в брак. Сегодня изделия Цзюнь-яо считаются в среде коллекционеров в высшей степени ценными и редкими.

на фото: чаша из печей Цзюнь-яо

Дин-яо, 定窑 .

Тонкостенные белые фарфоровые изделия Дин-яо (находились в округе Баодин провинции Хэбэй, 河北省保定市) отличались простотой и изяществом форм. В качестве украшения использовалась гравировка - изображения морских волн, плавающих рыб, животных, играющих детей и цветов. Иногда в качестве украшения использовалась золотая или серебряная кайма.

на фото: чаша из печей Дин-яо, коллекция Пекинского Национального музея Гугун

Печи Лунцюань, 龍泉.

Округ Лунцюань - знаменитый исторический и культурный центр, расположенный на стыке провинций Чжэцзян, Цзянси и Фуцзянь. Cеть местных мастерских и печей для обжига, сформировавшаяся в Х веке, получила в истории собирательное название Лунцюань 龍泉 (Драконий источник). Bо времена династии Западной Цзинь (265—316 гг.) два брата из семьи Чжан 章 основали здесь первое фарфоровое производство. Их печи впоследствии получили прозвание Гэ-яо , 哥窑 (Печь Старшего Брата) и Ди-яо , 弟窑 (Печь Младшего Брата).

В Эпоху Сун в печах Гэ-яо делали предметы преимущественно белого и светло-зеленого цветов, покрытые матовой дымчато-голубой глазурью с сеткой крупных темных линий. У них также был «коричневый рот», как и у фарфора Гуань-яо.

Для продукции Ди-яо были характерны голубой, изумрудный, цвет морской волны и знаменитая «зеленая слива», мэйцзы-цин, 梅子青, а также тонкий черепок и мягкие формы. Вскоре вокруг них стали появляться все новые и новые мастерские. В XIII-XV веках глазурованная керамика из Лунцюань распространилась в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и достигла Европы, где и получила название «селадон». Дошедшие до наших дней около 1300 предметов фарфора являются достоянием крупнейших музеев мира и частных коллекций.

на фото: чаша из печей Гэ-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Специфика изделий лунцюань состояла в том, что каждый предмет производился одним и тем же мастером на всех технологических этапах. Таким образом, в каждом изделии заложена душа его изготовителя, оно отражает технический уровень и самобытный стиль автора. Расцвет фарфора Лунцюань пришёлся на династию Южная Сун. Однако за последние триста лет технология изготовления утерялась. После создания Китайской Народной Республики в 1949 году началась работа по исследованию и восстановлению древней техники, которая была полностью восстановлена в 2000 году.

Из видео-сюжета, снятого во время одной из наших поездок в провинцию Чжэцзян, вы узнаете о том, как обстоят дела на фарфоровом заводе Лунцюань сегодня.

Глазурованный фарфор ХЭЙ-ЦЫ 黑瓷

Чайные турниры доу-ча , получившие широкое распространение в эпоху Сун, и обычай взбивать чай в пену сделали очень популярным Хэйцы , черный фарфор, который также назывался хэй-ю (黑釉, черная глазурь), уни цзянь (乌泥建, черная цзяньская глина) или цзы цзянь (紫建 цзяньский пурпур). В знаменитом «Да Гуа Ча Лунь», «Чайном эссе, написанном в годы правления под девизом Да Гуань» императора Хуйэцзуна, отмечается: «…Особенно ценна черная чаша, с узором из потеков».


на фото: чаша Даймао Бань (Черепаший панцирь) из печи Цзичжоу, династия Сун

Темный фарфор производили в печах Цзян-яо, 建窑, и Цзичжоу-яо, 吉州窑. Печи Цзян-яо находились в районе Шуйцзи Чжэн (水吉镇), Цзян-ян Цю (建阳区) на территории округа Наньпин провинции Фуцзянь, к Юго-востоку от гор Уишань. Цзичжоу-яо находились на территории современной провинции Цзянси в округе Цзичжоу (в наст.время городской округ Цзиань, 吉安市). Основанные в династию Тан, при Сунах эти печи достигли наивысшего расцвета, после чего постепенно пришли в полный упадок. Используя разные составы глазурей и способы их нанесения, экспериментируя с температурой обжига работающие в них мастера проявляли настоящие чудеса изобретательности. На фоне черных, фиолетовых, темно-серых, красновато-коричневых глазурей проступали удивительные узоры: Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех), Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), Цзецзин Бин Ю (结晶冰釉, Кристаллы льда), Чжима Хуа Ю (芝麻花釉, Цветы кунжута), Цзюньле Вэнь Ю (龟裂纹釉, Кракелюр), Даймао Бань (玳瑁斑, Черепаховый панцирь) и другие.

на фото: чаша Ганьхэй, династия Сун

Основными красящим компонентами глазури Чуньхэй Ю (纯黑釉, Черная глазурь), известной также как Ганьхэй (绀黑, Темно-фиолетовая), были окись железа и окись марганца (1%). Многочисленные слои глазури с мельчайшими застывшими пузырьками создавали эффект влажной, затуманенной поверхности.

Знаменитая техника Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех) была основана на том, что микрочастицы оксидов железа, входящие в состав глазури, оплавляясь при температуре свыше 1300°C, стекали вниз, образуя тончайшие потеки серебряных, бронзовых или золотистых оттенков. Многочисленные слои накладывались один на другой, спекаясь и образовывая бороздки на поверхности, визуально и тактильно напоминавшие нежный заячий мех. Красновато-коричневый ободок горлышка чаши при этом всегда обнажался, поэтому в некоторых случаях его покрывали золотой или серебряной фольгой.

на фото: чаша Тухао Бань (兔毫斑, Кроличий мех), 1185 г.

В технике Чжэгу Бань (Перышки куропатки) в качестве добавки к глазури наряду с оксидом железа использовалось масло. В процессе повышения температуры внутри глазури образовывались пузырьки, которые затем лопались, оставляя узор, напоминающий оперенье.

на фото: чаша Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), династия Сун

Чаши, выполненные в технике Яобянь Тяньму (曜变天目, Сияющие Глаза Неба), особое признание получили в Японии под названием Тэммоку . Сохранившиеся до наших дней 3 чаши имеют там статус Национального достояния. Отличительной особенностью техники являются светлые пятна на темной глазури, сияющие и переливающиеся в зависимости от угла зрения разными цветами.

на фото: чаша Тэмоку (天目, Тянь Му, Небесный глаз)

Внутри чаши часто украшали узоры, выполненные в технике аппликации. Для этого чашу покрывали слоем темной глазури и обжигали, затем приклеивали вырезанных из бумаги драконов и фениксов, благопожелательные иероглифы и т.д., поверх которых наносили слой контрастной глазури и снова обжигали. В пламени печи аппликация сгорала, а на ее месте оставался узор.

на фото: чаша Перышки куропатки с узором из фениксов на внутренней поверхности.

Не менее интересной была схожая техника, когда в качестве украшения использовали древесный лист. Его помещали на дно чаши и поверх наносили глазурь. В печи лист сгорал, а пепел спекался с глазурью, оставляя четкий отпечаток всех мельчайших прожилок. Часто это были листья священного дерева боддхи (Ficus religiosa ), под которым Будда Гаутама обрел просветление.

на фото: чаша Му Е Тянь Му (木叶天目, Му Е Тянь Му, Древесный лист) из печи Цзян-яо

Фарфор Цзиндэчжэнь, 景德鎮

В период правления Цзиндэ (1004 - 1007 гг.) император Чжэнь-цзун издал предписание, согласно которому мастера печей Чаннань Чжэна (昌南镇, в наст.время город Цзиндэчжэнь, 景德鎮, провинция Цзянси) должны были изготовлять фарфор для нужд двора и на каждом предмете указывать: «Был произведен в период правления Цзиндэ» (景德年制). С тех пор изделия печей Чаннань Чжэна стали называть фарфором Цзиндэчжэня , 景德鎮.

на рисунке: типичная картина из жизни казенной гончарни в Чаннаньчжэне

Казенные гончарни производили белый фарфор «белый как снег, тонкий как бумага», с голубыми узорами, который поэты сравнивали с «вечно-юным голубым цветком». Подглазурный орнамент наносился краской, имевшей в составе окись кобальта, которая под воздействием высокой температуры приобретала синие и голубые оттенки. И хотя цветовая палитра росписей в скором времени заметно расширилась, бело-голубая тональность навсегда осталась отличительной чертой цзиндэчжэньского фарфора.

на фото: чаша из печей Цзиндэчжэнь, династия Цин, коллекция Национального музея Гугун, Пекин.

В эпоху Юань изделия Цзиндэчжэня стали фаворитами при дворе, в городке появлялись все новые и новые печи, совершенствовались технологии и повышалось мастерство гончаров. При Минах чаши, вазы и блюда, вышедшие из этих печей широко распространились за пределами Поднебесной, превратившись в символ (по-английски фарфор и Китай звучат одинаково, China) и предмет коллекционирования аристократов в Европе и Азии. Знаменитый английский бело-голубой фарфор и русская гжель зародились как реплика изделий Цзиндэчжэня, со временем сформировав самостоятельные ремесленные традиции.

на фото: фарфор Линлун

Ажурный фарфор Линлун , 玲珑瓷, (другое название Митун , 米通, Рисовые зернышки) появился в печах Цзиндэчжэнь в период правления под девизом Юнлэ («Вечное счастье»). Воздушные, легкие предметы Линлун производят впечатление исключительной хрупкости и невесомости. Для достижения эффекта тонкостенную заготовку искусно декорируют, прорезая в сырой массе фарфора крохотные сквозные отверстия, после чего расписывают, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Глазурь заполняет отверстия в виде тончайшего прозрачного стекла. А чтобы усилить эффект фарфорового кружева, там, где это не мешает функциональному назначению, отверстия оставляют сквозными.

В июне 2014 г. мы побывали в Цзиндэчжэне и сняли небольшой фильм о производстве фарфора.

Рассказать друзьям

Китайский фарфор привлекает своими уникальными свойствами: высокой прочностью, звонкостью, широкой цветовой палитрой материалов и полудрагоценных камней, которые издавна были распространены в Китае.

Китайского фарфора история очень необычна и своеобразна . Раскопки археологов, проведенные в течение последнего времени в Китае, так и не смогли дать ответ на вопрос, связанный с датой появления фарфора. Однако китайские источники относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo нaшeй эpы – 222 г. нaшeй эpы.

Достоверным историческим свидетельством периода появления фарфора, являются изделия и фарфоровые черепки, обнаруженные при раскопках в развалинах г. Самарры в Месопотамии, образовавшихся в IX веке. Таким образом, можно отнести изготовление фарфора к периоду Тан.

В период господства династии Тан с 618 г. по 907 г. произошло интенсивное развитие торговли, в особенности на юге Китая. Первые торговые колонии появились в Кантоне, куда прибывали зарубежные купцы: арабы, персы, евреи, греки, что свидетельствует о развитии морской торговли.

Рост производственного и экономического развития, совершенствование государственного управления, явились толчком для интенсивного развития китайской культуры и искусства, литературы и науки.

Естественно, что данные преобразования не могли не отразиться на развитии ремесленной промышленности. Одним из наивысших достижений ремесленной промышленности и явилось развитие керамики, с уникальной технологией обработки фарфорового черепка.

Керамические фарфоровые изделия той эпохи непосредственно наложили отпечаток на ремесленные изделия китайской культуры , которая в ходе своего развития соприкоснулась с культурой других стран. Например, с Индией, Грецией и многими другими странами.

Можно встретить сосуды с необычной формой, схожей по очертаниям горловины и ручками с греческой амфорой либо другими иностранными и зарубежными образцами.

Также следует отметить, что на фарфоровых керамических изделиях танского временного периода наблюдается и в формах, и в украшении изделий применение бронзовых изделий . Среди часто используемых элементов декорирования были золотистые полу шары либо извилистые ободки.

Глазурование фарфоровых изделий также имеет богатую предысторию. В древнем Китае пользовалось популярностью свинцовое глазурование. С разнообразной красочной гаммой: зеленых, бирюзовых, янтарно-желтых и пурпурно-коричневых, которые получали из тех же окисей металлов, которые брались за основу создания идентичных более поздних видов минских глазурей.

В последствие появились и шпатовые , для которых нужны были более высокие температурные режимы . Основными видами шпатовых видов глазури были: белая, зеленая, коричневато-серая, пурпурно-черная, шоколадно-коричневая. Их специфические особенности — необычная яркость. Разноцветные круги, наносимые на поверхность на близком расстоянии друг от друга, являлись специфическим элементом изделий из китайского фарфора.

Техника декорирования, как гравировки, неординарные и отточенные извилистые рисунки, неоднократно наблюдаемые на изделиях из керамики танского исторического периода, применялись не только в последующий сунский период, но и успешно применяются в современном производстве китайского фарфора.

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»... А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» - все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь...

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.


Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного . Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».
По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора...

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса...»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку...

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» - porcellana.


Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают... после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

Говорят, пронырливому монаху пришлось испытать чудеса шпионского везения, чтобы добыть и отправить на родину, во Францию, образцы фарфорового сырья. Правда, Рене Реомюр, знаменитый физик и конечный адресат д´Антреколевых посланий, ничего полезного в монашеской корреспонденции не нашел. Ни гаолянской глины, ни таинственного фарфорового камня во Франции как будто не водилось...

Закат китайской фарфоровой монополии

Однако передовая наука середины XVIII века уже горела идеей французского фарфора. Пьер Жозеф Макёр вел теоретические изыскания формулы фарфорового состава. Жан Дарсе кропотливо изучал образцы отечественных глин, пока не нашел близ Лиможа материал, отвечающий всем требования. Жирный лиможский каолинит вполне соответствовал белой гаолянской глине.

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества и .


Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.


Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Английский, японский, русский фарфор

Когда в 1735-м году труд д´Антреколя, посвященный фарфору, увидел свет, книгу прочли в том числе и в Англии. Томас Бриан был назначен агентом и командирован во Францию, где преуспел в овладении фарфоровым ремеслом. Вскоре после возвращения Бриана в Англию оказалось, что патенты на фарфор уже готовы и можно приступать к выпуску продукции.
Технологии, позаимствованные во Франции, а вместе с ними и флорентийские (конца XVI века) методы изготовления фарфоровой массы позволили англичанам создавать настоящие шедевры. Особая заслуга Англии – изобретение костяного фарфора.

Японский фарфор увидел свет раньше европейского, однако попадал в Европу лишь от случая к случаю. Японские мастера по-своему усовершенствовали китайские приемы украшения изделий, и во времена выпуска первого французского фарфора мастерам ставилась задача качественного копирования японских образцов.

История русского фарфора официально начинается в XVIII веке. Однако по мнению некоторых историков, гжельская белая глина начала использоваться для производства фарфора еще в домонгольское время.


По непроверенным сведениям, на территории нынешнего Раменского района Московской области незадолго до монголо-татарского нашествия работали мастера, полностью копировавшие китайские технологии. Некоторые искусствоведы считают, что современная гжельская традиция росписи фарфора синим по белому произрастает из средневековой китайской старины...

Но почему именно XVIII век стал временем быстрого и повсеместного распространения фарфора?

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

Иоганн Фридрих Бётгер почувствовал себя алхимиком смолоду. Освоив технику позолоты серебряных монет, Бётгер заявился к курфюсту Саксонии Августу и уверил властителя в своем алхимическом могуществе. Неудивительно, что в скором времени Бётгера, назначенного главным золотодобытчиком государства, приговорили к казни за растрату и невыполнение обязательств.

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора. Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.


Эмблемой мейсенского фарфора довольно скоро стали скрещенные мечи – как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.


Курфюст, однако, не особенно уверовал в молчаливость Бётгера и, по слухам, отравил беднягу. Но поздно... Приятель Бётгера Кристоф Хунгер, обученный золотым аппликациям по фарфору, сбежал из Саксонии и принялся разъезжать по Европе и продавать секреты мейсенского фарфора. Постоялые дворы Дрездена наполнились авантюристами, жаждущими выведать великую фарфоровую тайну.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор с точки зрения науки

Принято различать два типа фарфора: мягкий и твердый. Разница между типами определяется составом. Мягкий фарфор содержит большее количество так называемых плавней – компонентов, имеющих относительно низкую температуру плавления. Твердый фарфор обжигается в печах, разогретых на 300 градусов сильнее. Технические фарфоры, как правило, относятся к твердым.

Фарфоровая посуда изготавливается в основном из мягкого фарфора: он лучше пропускает свет, хотя и отличается большей хрупкостью. Твердый фарфор весьма прочен, огнеупорен, химически стоек – и поэтому востребован в производстве техники, изоляторов, лабораторной посуды, металлургических огнеупоров.

В состав твердого фарфора входит каолин (50% от массы), кварц и полевой шпат (равными или примерно равными долями, вместе до 50% от массы). В мягком фарфоре процентное содержание полевого шпата и других плавневых добавок гораздо выше, чем в твердом, а количество кварца уменьшено.

Состав благородной керамики , разработанный в 1738-м году во Франции и в значительной мере повторяющий старокитайскую рецептуру, позволяет производить именно мягкий фарфор. Французы предложили готовить фарфоровое тесто из 30-50% каолина, 25-35% силикатов, 25-35% так называемой фритты – сырьевой композиции, включающей в себя несколько компонентов, дающей фарфору блеск, звон и светопроницаемость.

Среди прочих, в состав современных фритт входят карбонаты, кальциты, ископаемая и... !

Технология фарфора

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов – важнейшая подготовительная операция. Гомогенность частиц фарфорового теста гарантирует равномерность прогрева и одинаковые темпы спекания по всему массиву изделия.

Обжиг фарфора ведется в два или три этапа. Первый обжиг – у специалистов этот этап называется «на утиль» или «на бельё» («бельем» именуется неокрашенный шероховатый фарфор) – проводится с целью получения качественно сформованных изделий с необработанной поверхностью. Вторым обжигом («на поливу») расплавляют глазурь, нанесенную на первичное изделие поверх художественных росписей.

После второго обжига проводится финишное декорирование: надглазурная роспись, золочение и прочие отделочные операции. Закрепление надглазурной росписи обычно требует третьего, наиболее щадящего обжига. Если обжиг «на утиль» и «на поливу» ведется при температурах в промежутке от 1200 до 1500°С, то «декоративный» третий обжиг не требует нагревания выше 850°С.

Окрашивание фарфоровых изделий осуществляется красителями, состоящими из растертых окислов металлов. И если подглазурная роспись никогда не вступает в контакт с окружающей средой, металлы из надглазурной росписи в некоторых случаях могут мигрировать из поверхностного слоя посуды в пищу.

Добросовестные изготовители фарфора предотвращают подобную неприятность, смешивая красители со стеклоподобными флюсами. К сожалению, в стремлении удешевить продукцию некоторые современные производители посуды окрашивают фарфор нестойкими красками.

Избегайте приобретения подозрительно дешевого пищевого фарфора!

Вместо заключения

В Древнем Китае фарфор звался tien-tse, что значит «сын неба». Между тем, «сыном неба» в Китае во все времена титуловали императора. Персы лишь скопировали титул: bаарurа по-древнеперсидски, как и farfura по-турецки, значит «китайский император».

Таким образом, приобретая фарфор, наш современник приобщается к величию Китайской империи и прикасается к материалу, которого достойны даже императоры – «сыны неба». Пафосность и аристократичность истории не делают фарфор недоступным для народа. Собрать достойную и репрезентативную фарфоровую коллекцию сегодня может каждый желающий.


Стоит ли начинать? Конечно, стоит!