« Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Мастер-класс "карты проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д.10.

МАСТЕР – КЛАСС

в IX Межрегиональном этапе XVI Международной Ярмарке

Социально – педагогических инноваций

Тема выступления на мастер - класс:

«Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Рос

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня для Вас мастер – класс проведут педагоги МДОУ «Детский сад № 7»: Абрамова Л.И. и Морозова Н.Н.

Итак, наша профессиональная деятельность связана с детьми. А какой он «современный ребенок

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.

Это не только потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.

А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что то НОВОЕ!

Для этого воспитателям детских садов необходимо овладевать современными образовательными технологиями (техниками), с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий (техник), направленных на речевое развитие дошкольников.

С одной из них мы вас сегодня познакомим «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?»

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.

На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения

В рамках данного педагогического проекта «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» нами был разработан уникальный вид игрового пособия «Помогай город».

Целью которого является развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания с помощью карт Проппа.

Данное пособие представляет собой разновидность наглядного моделирования построения сказочного сюжета с помощью любимой детьми игры со строительным материалом.

С использованием таких приемов конструирования работа над усвоением содержания сказки и пересказом становится более эффективной.

Все вы, наверное задаётесь вопросом: «А почему у этого пособия такое интересное название?»

Предлагаю во всём разобраться.

Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет удивительно сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с фолклористом Владимиром Яковлевичем Проппа и придуманными им картами.

Теперь уже у этого города есть своя судьба, своё лицо и свой характер именно той группы детей, с которым было апробировано это пособие.

Город они назвали «Помогай город».

Вы спросите: «Почему они так назвали?»

Да все очень просто.

В центре этого города мы с детьми сначала построили самый главный Дом - «Дом Проппа». (Показываю).

В него заселяли постепенно по мере знакомства - карты Проппа. Их было много 28. Каждая из них имеет свой номер и своё обозначение. Дети назвали эти карты – помощниками, потому что с их помощью вырастал каждый следующий дом новостройки. От этого и произошло название города и дидактического пособия.

Затем дети строили другие дома и заселяли в них другие сказки.

Сегодня мы вам предлагаем построить новый дом и заселить в него знакомую вам сказку, тем самым понять принцип работы с пособием.

Но для начала мы хотим вас познакомить с картами Проппа и их функциями.

Карта - Жили – были

(Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

Карта – Запрет

Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)

Нарушение запрета

(персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель)

Враг начинает действовать.

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Наталья Николаевна:

Сейчас я причитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать.

(Читает)

Кто из Вас догадался, что это за сказка? (Кот, петух и лиса)

Название сказки мы поселим на крышу дома.

Теперь с помощью карт Проппа вам нужно пересказать сюжет этой сказки.

Вы наверное обратили внимание, что в каждом «кирпичике» по два кармана.

Все мы с вами знаем, что практически у каждого ребёнка есть ведущая система восприятия: слуховая, зрительная, кинестетическая (двигательная).

Дети с ведущей кинестетической системой плохо запоминают информацию зрительную и слуховую. Поэтому работая с этим пособием, для таких детей и детей с особыми образовательными потребностями мы предусмотрели второй карман, в который они вставляют вместе с картой свой рисунок.

Таким образом работа проходит через все анализаторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитие связной монологической речи дошкольников.

В ходе реализации данного проекта с помощью нетрадиционного материала дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывали и создавали новые продукты своей деятельности.

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

Спасибо за внимание!


Сказки - мощный фольклорный жанр. Чаще всего про волшебство или героизм, преимущественно в прозе. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, вымышленность сюжета. А ещё они идеально помогают решать сложные проблемы. Как?

Посмотрите для разминки короткий ролик о том, как можно рассказать историю с помощью визитных карточек, а потом вернёмся к сказкам.

Наш соотечественник - Владимир Яковлевич Пропп , филолог и фольклорист, изучал русскую и германскую филологию, и серьёзно занимался вопросами изучения русской народной сказки.

Самая известная работа учёного - «Морфология сказки », которую он опубликовал в 1928 году. В ней он выделил повторяющиеся постоянные элементы (функции) действующего лица, положив начало структурно-типологическому изучению нарратива.

О чём вообще речь?

«Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящие в процессе его разложения и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки».

То есть, все сказки мира состоят из этих функций (в литературоведении функция - это действие персонажа как актанта). Всего их 31, и они нам сильно помогут!

31 функция

Отлучка кого-либо из членов семьи
запрет, обращенный к герою
нарушение запрета
выведывание
выдача
подвох
невольное пособничество
вредительство (или недостача)
посредничество
начинающееся противодействие
герой покидает дом
даритель испытывает героя
герой реагирует на действия будущего дарителя
получение волшебного средства
герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков
герой и антагонист вступают в борьбу
героя метят
антагонист побежден
беда или недостача ликвидируется
возвращение героя
герой подвергается преследованиям
герой спасается от преследования
герой не узнанным прибывает домой или в другую страну
ложный герой предъявляет необоснованные притязания
герою предлагается трудная задача
задача решается
героя узнают
ложный герой или антагонист изобличается
герою дается новый облик
враг наказывается
герой вступает в брак

Что дальше?

А дальше всё просто. С помощью этих функций можно разложить любую сказку или историю на составляющие. А затем проанализировать, поменять функции местами и собрать свою собственную сказку. Использовать все функции не обязательно, да и пожалуй вы не найдёте множества сказок со всеми функциями сразу.

А чтобы было совсем легко, каждую функцию можно поместить на отдельную карточку и добавить туда тематический рисунок. Парочка ссылок в конце поста - архивы с такими карточками (там не все, полного набора я так и не нашёл).

Иии?

И вот вы решаете свою сложную проблему, вы - главный герой. Ваша проблема - злой враг и особое обстоятельство. У вас есть - друзья и помощники, ресурсы. Вы выбираете способ достижения цели - привычный метод, или что-то более экзотичное, типа квантового прыжка в подпространство. Добираете ещё парочку функций из списка, определяете их роли в вашей сказке, и начинаете раскладывать карты… Ах, да. Финал должен быть счастливый. Врага задавили, особое обстоятельство преодолели, друзей не потеряли и приобрели новых, да и по дороге нашли богатство. Мечта!

Где ещё можно использовать?

Сочинять собственные сказки
- развивать фантазию у детей и взрослых
- разрабатывать цифровые продукты
- веселиться с друзьями
- проводить брейнштормы и геймштормы

Детство - это мифология.
Это сказочные ответы на реальные вопросы.
В.С. Рабинович

Ссылки

StoryMaps - крутое и бесплатное приложение для создания историй и развития писательских навыков у детей
Дизайн для этого приложения нарисовал дизайнер

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» «расчленил» народные сказки на функции. «Сказка, — отмечает В. Я. Пропп, — нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его зависимости от хода действия».
Проанализировав структуру сказок, В. Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
. постоянными, устойчивыми элементами сказки яв-ляются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются;
. число функций, известных волшебной сказке, ограничено;
. последовательность функций всегда одинакова. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, с учетом того, что внутри они варьируются и видоизменяются:
1) отлучка кого-либо из членов семьи;
2) запрет, обращенный к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) отъезд героя из дома;
12) испытание героя дарителем;
13) реакция героя на действия будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) перемещение героя к месту нахождения предмета поисков;
16) вступление героя и антагониста в борьбу;
17) получение героем метки, отметины;
18) поражение антагониста;
19) ликвидация беды или недостачи;
20) возвращение героя;
21) преследование героя;
22) избавление героя от преследования;
23) прибытие неузнанного героя в родной дом или в другую страну;
24) необоснованные притязания ложного героя;
25) трудная задача для героя;
26) решение задачи;
27) идентификация героя;
28) изобличение ложного героя или антагониста;
29) получение героем нового облика;
30) наказание врага;
31) вступление героя в брак.
«Разумеется, не во всех сказках наличествуют все эти функциональные элементы; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, до-бавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу развития действия. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой...».
По идее Проппа, структура сказки перекликается со структурой детского опыта, неизбежно включающего в себя и выполнение задания, и поединки, и трудные испытания, и разочарования.
Предпринятая Л. Е. Туминой попытка проанализировать структуру детских сказок, опираясь на теорию Проппа, показала, что часто употребляемыми функциями действующих лиц в сказках детей являются те, которыми, собственно, и создается движение сказки.
1) отлучка кого-либо из членов семьи, рассматриваю-щаяся как подготовительная часть;
2) вредительство или недостача, выступающие завязкой;
3) ликвидация беды или недостачи — кульминационный момент сказки;
4) возвращение героя — развязка.
Некоторые функции действующих лиц (17, 24, 27—30) в сказках детей отсутствуют.
Более подробно об использовании карт и их варианты смотрите у JI. Е. Туминой. Дж. Родари упоминает в своей книге еще одну игру с картами — «Выложим карты на стол», которая также может использоваться на занятиях. Мы чаще используем следующие карты:
1) появление героя;
2) предписание или запрет;
3) нарушение запрета;
4) вредительство;
5) отъезд героя;
6) трудные испытания;
7) встреча с дарителем;
8) задача;
9) волшебные дары;
10) сверхъестественные свойства противника;
11) борьба;
12) ликвидация беды;
13) ложный герой;
14) возвращение;
15) прибытие домой;
16) изобличение ложного героя;
17) узнавание героя;
18) наказание противника;
19) свадьба.
Рисунки на картах должны точно отражать функцию, однако лучше не использовать сцены из известных сказок, чтобы не было «привязки». Достаточно обсудить с детьми каждую функцию.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

Любите ли вы сказки? На этот вопрос большинство людей ответит утвердительно. А знаете ли вы, что во всех волшебных сказках есть свой уникальный набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них? Вот, почему в сказках народов мира так много схожих произведений. (русская народная сказка “Волк и семеро козлят” , английская народная сказка “Волк и три котёнка”, персидская сказка "Шангул и Мангул"; "Два Мороза" и "Старый морозец и молодой морозец" (литовская); "Правда и неправда" (якутская) и "Как братья огонь добывали" (чувашская); "Лиса и налим" (якутская) и "Лиса и рак" (русская). С давних времён сказки учили, убаюкивали, развлекали. В наши дни этот жанр не менее актуален, даже больше, он включён в школьные общеобразовательные программы. Большинство произведений народного творчества преследуют обучающую цель. Ненавязчиво маленьким детям внушается мысль, что гулять одному в лесу опасно – там волки, смекалистый всегда победит ученого, добрый – злого, а чтобы стать настоящим героем необходимо пройти испытание. Взяв за основу, предложенную схему, любой далекий от литературного творчества человек может сочинить свою сказку, просто следуя шаг за шагом по указанному трафарету. Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый, известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда и посвятивший свою жизнь изучению мирового фольклора. Владимир Яковлевич на основании проведенных исследований русских сказок выделил последовательность похожих структурных элементов (функций), которые встречаются во всех сказках. Всего таких элементов Пропп выделил 30. Его последователи (ученики) сократили количество элементов до 28. По мнению автора метода модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать, что это своеобразный конструктор, из которого можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы. Разумеется, в сказке не обязательно должны присутствовать все эти элементы. Итак, что это за элементы? Представлю некоторые из них. 1. Жили­были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных царстве"). слов "давным­давно", тридесятом "жили­были", "в 3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"). 4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). 6. Появление друга­помощника (серый волк, кот в сапогах). и Полный найти:http://www.planerka.info/item/Karty­Proppa) элементов описание можно список метода Использовать “карты Проппа” как методический прием предложил Дж. Родари в книге «Грамматика фантазии». Для чего могут быть полезны карты Проппа? Во­первых, при помощи карт Проппа можно легко проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Наглядность и красочность исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь. Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т.к. они воздействуют на все органы чувств. Свою работу с картами Проппа я строю следующим образом. На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения ­сказкой; выявляем с учащимися её отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки (композицию). На следующем этапе происходит непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям, сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). Здесь можно воспользоваться готовыми картами, а можно предложить учащимся приготовить карты самостоятельно. Самое главное ­ рисунок должен быть узнаваем. Такое наглядное пособие рекомендуют современные педагоги и

психологи как один из продуктивных методов развития речи, памяти и воображения. И неудивительно, ведь карты Проппа соединяют в себе как творческое начало (рисование, моделирование, литература), так и игру. По мере накопления опыта можно предложить следующие задания: ­ выставить карты по ходу сюжета ­найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке ­найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки ­определить отсутствие знакомой карты ­отделить лишнюю карту Следующий этап предлагает пересказ сказки с опорой на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстроить схемы по сюжету сказки, и попробовать рассказать по картам Проппа. На четвёртом этапе происходит сочинение собственных сказок­ предлагается набор из 5­6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. В.Я. Пропп в своей книге “Русская сказка” отмечал: “Универсальность сказки, её, так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и её бессмертие”.

Карта проппа для дошкольников

Собственные сказки по методу Проппа

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

А ВАМ САМИМ,МАМОЧКИ,ИСПОЛЬЗУЮ ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж - волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

где и как я могу использовать этот метод?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой - персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.