Какие чувства молодого царя сумел выразить. «Мое отношение к поступку купца Калашникова. Другие сочинения по этому произведению

Разделы: Литература

Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам.

Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения.

В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора, восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть.

Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы:

  1. Что могут узнать ученики из наших уроков?
    Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
  2. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
    Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих.
  3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
    Работая с текстом поэмы, будут учиться:
  • сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
  • определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
  • определять авторское отношение к героям.

Будут совершенствовать:

  • умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
  • умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
  • умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
  1. Какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
    В результате ученики сумеют:
  • ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
  • создать словесные портреты героев;
  • передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
  • выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
  • объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
  • выразительно прочитать диалоги героев;
  • точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.

Система уроков по теме:

  1. Тайны Древней Руси.
  2. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
  3. Фольклорные традиции в «Песне…»

Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель.

К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов).

Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…».

Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения.

Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие лица – гусляры, упоминанием которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения.

В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…»

2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»

Создан на основе программы по литературе для 7-го класса под ред. В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:

  • на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
  • поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
  • интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.

Ход урока

1. Этап выявления восприятия (беседа).

Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев?

Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

В чем вы видите главную проблему поэмы?

Проверка домашнего задания . (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы).

Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1), выявить конфликты.

Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задача).

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом. (Анализ образов).

В экспозиции «Пир в царских палатах» центральное место отведено царю. Каким его показывает М.Ю. Лермонтов и как его видят художники?

а) Сравнение описания царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина. (Словесное рисование).

Какие сравнения и эпитеты употребляет гусляры для характеристики царя?

Какие художественные детали, по-вашему, особенно выразительны? Можно ли назвать Ивана Грозного мудрым и справедливым?

У Лермонтова царь улыбается, он как будто весел…, но присмотримся повнимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

Что заставляет хмуриться Ивана Васильевича?

Кому на пиру царь уделяет больше внимания? Почему?

Что вы знаете об опричниках? Как относится к ним царь? Как это проявляется в поэме?

б) Устный рассказ о Кирибеевиче.

О чем грустит опричник?

Почему он рассказывает царю об Алене Дмитриевне, но не говорит, что она замужняя женщина?

Помог бы ему царь, если бы знал это?

в) Характеристика Алена Дмитриевны с привлечением иллюстрации П. Коровина.

Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?

Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

г) Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

д) Выразительное чтение по ролям диалога Кирибеевича и Калашникова перед боем.

Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев? Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом? Применимы ли к героям «Песни…» заключительные строки «Бородино», вынесенные в название темы нашего урока?

Выразительное чтение строк о смерти Кирибеевича и Калашникова.

Каким чувством они проникнуты? Чем вы объясните это чувство?

Как гибнут Кирибеевич и Калашников? Какую память о себе оставляет каждый?

е) Сопоставление отрывка из поэмы Лермонтова с отрывком из народной песни о Степане Разине «Схороните мне братцы…», «Схоронили его за Москвой-рекой…»

В чем сходство? В каком отрывке больше поэтичности? В чем убеждают?

3. Заключительный этап.

В третьей главе мы вновь встречаемся с царем.

Какова его роль в поэме? Ведь главное столкновение происходит между Калашниковым и Кирибеевичем.

Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?

Каков жанр этого произведения? Почему М.Ю. Лермонтов называет его «Песней…»? Проясняет ли это авторскую позицию?

Темой и сюжетом «Песня…» связана с XVI веком.

Почему поэт обратился к далекому прошлому?

Удалось ли ему передать колорит той эпохи? В чём?

Какие фольклорные традиции продолжает поэт в своем произведении?

4. Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из поэмы «Восход Зари…»;
  • подобрать музыкальные темы к образам «Песни…»;
  • выписать на карточки примеры изобразительных средств, старинных слов, выражений. (для игры).

На заключительном уроке , посвященном фольклорным традициям в «Песне…», важно выяснить, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, он проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение, где каждый образ, каждая сцена поэмы отмечены могучим лермонтовским талантом. В этом нам помогут сопоставления «Песни…» с былинами (о Ставре Годиновиче), народными песнями. Литературная игра, с помощью которой покажем особенности использования тропов в поэме, ее связь с фольклором, обсудим проблему долга и чести, будет заключительным аккордом, в системе уроков, после чего дети напишут сочинения по поэме.

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан – государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон – сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь – рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица – это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха – сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха – сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха – относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику

Ответы:

Какой рассказ? ничего не поняла

Похожие вопросы

  • Ben comes from a small place in England. Now he is in London. What does he think of the English capital? Example: London is (big) than his place. London is bigger than his place. The houses in London are (high) than in his place. The streets are (long) than in his place. The squares are (big). The hotels are (cosy) than in his place. The cars are (good) than in his small town. The shop windows in London are (beautiful) than in his place. The parks in London are (interesting) than in his small town. The weather in London was (sunny) than in his place. In the cafs he could eat (good) food than in his place. But soon he saw that the people in his town are (pleasant). When Ben was home from the capital, he was (happy) than in London. переведите плиз умоляю

Повесть «Суламифь» состоит из 12 частей. Её главными героями стали царь Соломон, его жена Астис и Суламифь – простолюдинка, в которую влюбился царь.

Сначала автор рассказывает о правлении великого царя, его мудрости и богатствах, которыми он славился далеко за пределами своей страны. Затем говорится о том, каких женщин предпочитал Соломон. У него было огромное количество жён и наложниц, а также множество танцовщиц и рабынь. Кроме этого, Соломон вступал в близкие отношения с царицей Балкис, которая считалась прекраснейшей женщиной в мире. Бог подарил великому царю не только мудрость, славу и богатства, но и красивое тело и некоторые экстраординарные способности. Ни одна женщина не могла устоять перед Соломоном.

Однажды царь влюбился в простую, но очень красивую девушку, по имени Суламифь. Девушка работала на одном из царских виноградников, помогая своим братьям. Именно там Суламифь и Соломон познакомились и сразу же полюбили друг друга. Соломон представился новой знакомой царским поваром, а затем назначил ей свидание ночью. Когда, наконец, их встреча состоялась, Соломон признался любимой, кто он на самом деле. Суламифь переезжает во дворец.

Пока царь наслаждается любовью с новой наложницей, одна из его жён – Астис – присутствует при жертвоприношении в храме Изиды. Законная супруга взбешена тем, что царь предпочёл ей простолюдинку. Астис хочет убить девушку. Для этих целей она выбрала начальника царской стражи по имени Элиав. Расчётливая царица знает, что Элиав давно в неё влюблён, а значит, исполнит то, что она от него потребует. Астис обещает начальнику стражи сделать его царём над собой. Элиава не приходится долго уговаривать. Наёмный убийца отправляется в царские покои.

В свою последнюю ночь Суламифь печальна и не отвечает на ласки царя. Когда Соломон пытается узнать, что с ней происходит, девушка признаётся, что чувствует приближающуюся смерть. Суламифь пытается встать с ложа, но в этот момент её пронзает меч Элиава. Убийцу удалось найти и казнить. Царь узнал, кто стал заказчиком преступления, и изгнал Астис из своей страны. Наказав заговорщиков, Соломон так и не смог утешиться. Он всё время находился рядом с телом возлюбленной и ни с кем не разговаривал.

Характеристика персонажей

Царь Соломон

Великий царь – лицо, безусловно, историческое. Как на самом деле выглядел этот человек, и каким был его характер, современные историки могут только догадываться. Соломона традиционно описывают, используя превосходные степени: самый красивый, самый могущественный, самый богатый. Не отошёл от этой традиции и Куприн.

Образ Соломона идеален. Царь был справедливым правителем и судьёй, совершал добрые дела, понимал языки животных и птиц, обладал даром исцеления. Помимо этого, он умел обольщать женщин и быть искусным любовником. Автор симпатизирует своему персонажу, рассказывая о нём с удовольствием, рассматривая его с разных сторон, как драгоценный камень. Соломон сумел угодить и Богу, и людям.

Юной возлюбленной царя всего 13 лет. Характер девушки меняется в ходе развития сюжета. Когда Соломон впервые видит Суламифь, перед ним предстаёт наивная, немного испуганная девочка.

Но любовь меняет главную героиню. Первым её «взрослым» поступком становится продажа серебряных серёжек, которые были единственным богатством девушки. На вырученные деньги она купила мирру, ароматическую смолу, чтобы умастить ей своё тело для первого свидания с любимым. Эта маленькая жертва свидетельствует об огромной силе нового для Суламифь чувства, которому она отдалась без остатка, не думая о последствиях. Девушка была вознаграждена за свою жертву неделей любви в объятьях царя.

Проведя с мудрым Соломоном совсем немного времени, Суламифь изменилась. Она приобрела мудрость, свойственную её возлюбленному и мистический дар прорицания. Всего за неделю из наивной девочки главная героиня превратилась в опытную чувственную женщину, став для царя ещё более желанной.

Царица Астис

Астис – обладательница неестественной красоты, которая быстро наскучила Соломону. Автор описывает её следующим образом: набелённая, нарумяненная, синие волосы, глаза, «как у зверя». Только глаза, которые невозможно скрыть под краской, раскрывают сущность царицы. Жадная, жестокая и развратная Астис не терпит соперниц.

Красота и возраст

Новая возлюбленная супруга намного моложе царицы. Астис может обойти Суламифь происхождением и воспитанием, но не возрастом. Ни за какие драгоценности она не сможет вернуть молодость.

У Соломона было много наложниц и жён. Но Астис ревновала именно к Суламифь. Простолюдинке досталась редкая красота и столько внимания величайшего из царей. Ради того, чтобы избавиться от соперницы, царица готова стать любовницей начальника царской охраны. Цель для Астис всегда оправдывает средства.

Любовь – сокровище нашей жизни. Эту идею автор развивает в течение всего повествования. Соломону достались все богатства этого мира. У царя было столько золота, что он отдавал его на изготовление щитов для стражников. Серебро же в его правление стоило не более обыкновенного булыжника. Царь мог позволить себе любую прихоть.

Однако главным богатством Соломона была возможность любить и быть любимым. Многие великие цари, получив власть и богатство, переставали ценить простые человеческие радости. Грозные правители черствели душой. Женщины становились для них обыкновенным объектом плотских утех. Соломон же способен уважать каждую женщину, вне зависимости от её происхождения. Это и привлекало в царе представительниц прекрасного пола. Каждая возлюбленная Соломона чувствовала себя в его объятьях уникальной и единственной.

Анализ произведения

Библейскими стихами и легендами была навеяна «Суламифь» Куприна. Краткое содержание этого произведения можно пересказать всего в нескольких словах. Однако смысл, заложенный в «Суламифь» автором можно понять только после полного прочтения.

Развитие сюжета начинается не в самом начале повествования. Завязка драмы происходит только в четвёртой главе. До этого автор описывает жизнь и деяния царя Соломона, рассказывая о его вкусах и пристрастиях. Цель первых трёх глав состоит в том, чтобы познакомить читателя с личностью величайшего из царей как можно лучше.

В повести очень реалистично изображены армейские будни, несправедливость в отношении к младшим чинам и общая бесчеловечность и жестокость в армии.

Следующая наша статья посвящена повести , основной темой которой является вечная, чистая и бескорыстная любовь.

Куприн не стремится к исторической достоверности. Если имена Суламифь (Суламита) и Соломон можно встретить в Библии, имя Астис не встречается в источниках. Автор хотел создать произведение о любви и ревности. Главным героем он выбрал легендарного царя. Библейское сказание вдохновило Куприна на создание продолжения истории. Он перемещает Суламифь во дворец, одевает её в шелка и золото и наделяет пророческим даром, благодаря которому девушка предчувствует свою смерть. Астис была отправлена в храм Изиды, где во время жертвоприношения жрецов задумала убийство соперницы.

Фальсификация фактов, которую позволил себе автор, не только не искажает смысл истории, но и наоборот, делает её ещё более увлекательной. Возможно, никакой Астис не существовало. Однако роль этого персонажа состоит в том, чтобы создать трагедию, которая могла бы затронуть душу читателя.

Сочинение

Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.

Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ.

Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагает ей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру.

Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности: Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится. М. Ю.

И только Степан так любил жену, что ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. Ведь честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего. И даже в последние секунды жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях. Люди были восхищены смелостью купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится» - этими строчками Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова.

удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них - честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин, работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Это человек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой.

Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены.

За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость. Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел - нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова.

Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал, чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Так Лермонтов с большим мастерством превратил обычную бытовую ситуацию в историю любви, полную драматизма.

Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…

Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены-то и защитников больше не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший - совсем кроха.

В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитревну на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь. На бою присутствовал сам царь Иван Васильевич.

Другие сочинения по этому произведению

Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова") Художественное своеобразие "Песни про царя Ивана Васильевича…" Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»