Как носить траур по мужу. Похоронное бюро "грааль"

Траур (от немецкого trauern - оплакивать) - форма внешнего выражения горести, вызванной утратою близкого существа, общественного бедствия, смертью государственного или общественного деятеля. У народов самых различных рас можно заметить сходные траурные обычаи: ношение одежды особого цвета, раздирание одежды, обрезание волос, самоизувечения всех видов, посты, само-убийства, громкие причитания и восхваления покойника, множества табу (энциклопедия Брокгауза и Эфрона). Это слово имеет еще одно значение - определенного цвета одежда или ее деталь, надеваемая в знак скорби.
Траурные обычаи возникли в глубокой древности и дошли до наших дней, в чем-то изменившись, в чем-то оставшись неизменными. Они, в первую очередь, зависят от исторических, культурных, религиозных традиций того или иного народа. У некоторых это, в понимании европейца, нечто экзотическое, порой, дикое. Кому-то, напротив, дикими кажутся цивилизованные традиции траура. У разных народов разные сроки траура. Сходство, в том, что самый длинный срок траура всегда для вдовы (реже - для вдовца). Уменьшение срока происходит пропорционально уменьшению степени родства. Цвета траура также различаются.
О том, как горюют (или горевали) об умерших разные народности в разные времена и пойдет речь в этой публикации.
ТРАУР В ДРЕВНОСТИ

Если говорить о древних языческих традициях траура, то у большинства народов они похожи. Траур, как правило, длился недолго, но был очень показательным. Проявлялась эта показательность в самоистязаниях, которые практиковались повсеместно. В Древней Греции женщины, оплакивавшие близких родственников, срезали волосы и царапали себе ногтями до крови лицо, а иногда и шею. Мужчины тоже стригли волосы в знак уважения к умершему и скорби о нем. Такой обычай не был чужд и Древнему Риму. В Древней Спарте , славившейся своими суровыми законами, траур продолжался одиннадцать дней. На двенадцатый следовало принести жертву богине земледелия и плодородия Деметре и перестать плакать. В Риме нельзя было носить траур по ребенку, которому не было еще трех лет. По детям старше этого возраста (до десяти лет) можно было носить траур столько месяцев, сколько лет ребенок жил. Срок вдовства составлял десять месяцев. После чего женщина или мужчина могли вступать в новый брак. Древние иудеи, филистимляне, моавитяне и арабы , оплакивая смерть близкого человека, выбривали себе плешь на голове (женщины обрезали волосы), брили бороды и наносили себе увечья. Арабские женщины, кроме этого, срывали верхнее платье, били себя обувью. Турки в знак траура резали лица ножами так, что кровь текла струями, смешиваясь со слезами. Обычай раздирать ногтями лицо существовал у ассирийцев, армян, скифов, гуннов, славян. Скифы и гунны , помимо этого, брили волосы. У скифов обряд самоистязания был жесток: они отрубали куски ушей и стрелами пробивали левую руку. Славяне относились к себе более гуманно. У них, кроме расцарапывания лица, было принято громко выражать свое горе по умершему - кричать и причитать. Древние скандинавы также расцарапывали лицо и громко причитали. Кроме того, по случаю траура они надевали кольца, которые были амулетами и, по поверью, предохраняли от любого вреда, который могла нанести душа покойного.
Особого разговора заслуживают траурные обычаи народов Африки, Америки, островной Азии и Австралии. Многие из них сохранились до наших дней.
В Африке, помимо отрезания волос и расцарапывания лица, до сегодняшнего времени практикуется обрубание пальцев, посыпание головы пеплом, громкие рыдания. В племени киси (Либерия) женщины покрывают тело толстым слоем грязи и раздирают ногтями грудь. В некоторых племенах Южной Африки вдову запирают на месяц в изолированном помещении, а по истечении этого срока она, прежде чем вернуться домой, должна сбросить свою одежду, вымыть все тело и острым камнем сделать порезы на груди, руках и ногах.
Широко практиковались случаи самоистязания в индейских племенах Северной Америки . Среди обрядовых действий: стрижка волос, их подпаливание на погребальном костре, протыкание рук, ног стрелами и ножами, намазывание лица углем, посыпание его пеплом от сожженного тела покойного. Чем сильнее любовь к умершему, тем глубже порезы, наносимые на тело. Индейцы считали, что душевная боль уходит сквозь телесные раны.
На острове Таити ближайшая родственница покойного прокалывала зубом акулы макушку своей головы в нескольких местах, кровь собирали на кусочки холста, которые затем бросали в гроб. Таким же образом собирали и слезы. Процедура эта повторялась в течение нескольких дней. На Гавайских островах, когда умирал король или великий вождь, люди срывали с себя платья, выбивали дубинкой или камнем глаза и зубы, выдергивали волосы, жгли и резали тело. Похожие традиции существовали на островах Тонга, Самоа, Маркизских , а также в племени маори из Новой Зеландии. В Новой Гвинее до сих пор близкие родственницы умершего совершают «биси» - обмазывание глиной всего тела.
Но нигде обычай самоистязания живых в честь умерших не практиковался с большей систематичностью и суровостью, чем у аборигенов Австралии . У племен Западной Виктории вдовец оплакивал жену три месяца. Через каждую ночь он рыдал, перечисляя ее добрые качества, раздирал ногтями лоб, обмазывал белой глиной лицо и голову. Если он любил ее особенно нежно, то делал на груди горящим куском коры ожоги в три ряда. Вдова проделывала все это в течение года. Дети в трауре по родителям делали порезы на бровях. Отец, оплакивая ребенка, рассекал томагавком кожу на голове, мать прижигала грудь и живот горящей головней.
В других племенах траур выражался похожими способами с той лишь разницей, что, в отличие от мужчин, увечивших себя не слишком сильно, женщины увечили себя с головы до ног.
В племени арунта (Центральная Австралия), мужчина, оплакивая своего тестя, должен был разрезать себе плечо, в противном случае жена его могла быть отдана другому, чтобы укротить гнев духа против непочтительного зятя. Кровь, вытекавшая из ран при всех этих траурных истязаниях, наносилась на тело покойного или стекала в могилу. Эти обычаи дошли до наших дней.
С древнейших времен стали появляться и цвета траура. В Египте таким цветом был синий. А в Междуречье было два цвета траура. Объяснялось это тем, что, в зависимости от имущественного и социального статуса, жители Двуречья делились на две категории. Первая категория - дети земли (низкое происхождение). Их траурным цветом был багрово-желтый, поскольку их хоронили как сурков в норе. Нора спящего сурка была усыпана зернами (потому такой цвет). Вторая категория - чада неба (высокое происхождение). После смерти они уподоблялись угасшему солнцу. Цветом их траура был черный.
ТРАУР В АЗИИ
Теперь поговорим о современных традициях траура. Наиболее тесно они примыкают к древним в Азии. Поскольку Азия - большой континент, разделим его на три части: Дальний Восток, Центральная Азия, Ближний Восток. Конечно, такое разделение весьма условно, поскольку в настоящее время представленные народы могут жить не только в тех местах, где они жили в начале своей истории.
Траур на Дальнем Востоке
Самое большое государство в этой части Азии - Китай. Основная религия - конфуцианство, которое предполагает особое почитание в отношении родителей. В Древнем Китае после кончины отца все погружалось в траур: первые три дня никто не ел, женщины не причесывались, снимали с себя обувь и украшения. Сидеть полагалось только на полу, возле гроба, в который укладывали любимые вещи главы семейства, в том числе книги и драгоценности. К гробу подносили угощения, постоянно жгли благовония. По старинной традиции, изготавливали куклу - двойника покойного: сворачивали кусок белого шелка и перевязывали так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. На ночь куклу укладывали спать, утром сажали за стол и «кормили», а во время похорон торжественно несли впереди гроба. Потом двойника усопшего водружали в храм предков. Траур по отцу и матери длился три года. Чиновники на это время уходили со службы с сохранением жалования и правом возвращения на должность по окончании траура. Три года не справлялись свадьбы и семейные праздники. Родственники умершего не участвовали ни в каких развлечениях. В течение 27 месяцев со дня смерти родителя дети не должны были надевать ни шелк, ни сатин, ни одежды красного цвета. Самые почтительные дети принимали различные обеты: спали на рогоже, терпели жару и холод. Срок траура жены и наложниц по мужу также составлял три года; мужа по жене - пять месяцев; по наложнице жена не носила траура, а муж соблюдал его лишь в том случае, если наложница родила ему сына. Траур в современном Китае, конечно же, претерпел некоторые изменения, но основные его принципы соблюдаются до сих пор. Цвет траура здесь - белый.
Сосед Китая - Корея. Поскольку она тоже испытала большое влияние конфуцианства, то правила траура там были схожи с китайскими (с некоторыми различиями). В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. Цвет одежды в связи с этим был серовато-белым. Наиболее продолжительный траур носил ближайший старший потомок, который вместе со своей женой находился в трауре три года. Любопытно, что траур невестки по свекрови длился три года, в то время как по родной матери - всего год. Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. Каждый день в течение месяца они ставили еду перед поминальной дощечкой - хонпек, где было написано имя умершего. Начиная со второго месяца, первого и пятнадцатого числа ставили только завтрак. Продолжалось это год. Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался «сосан». Утром этого дня после специального омовения хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и специальную еду. На рассвете совершали обряды, которые включали ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями. Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название «тхэсан». Оставшийся год траур выражался ношением специальной одежды и отсутствием праздников. Срок траура был сокращен в 60-е годы ХХ века, так как военное правительство рассматривало продолжительный траур и сопровождавшие его жертвоприношения как разорительные мероприятия,
противоречившие тогдашней политике поощрения сбережений. В настоящее время, в соответствии с корейскими законами, продолжительность траура по родителям ограничена ста днями, но наиболее распространенным является 49-дневный траур. В течение этого периода родственники умершего должны воздерживаться от увеселений. Регулярное ношение традиционной траурной одежды прямо запрещено нынешним законом (хотя на похоронах ее надевают), но, по новой традиции, женщины во время траура носят ленточку из холста в прическе или, реже, на одежде, а мужчины прикрепляют такую же ленточку к пиджаку.
Японский траур - это переплетение буддистских, синтоистских и конфуцианских традиций. В течение 49 дней родственники умершего молятся о его перерождении в Чистой Земле. Буддизм утверждает, что со времени смерти до нового рождения проходит именно такой промежуток. Домочадцы покойного облачаются в траурные одежды, убирают обычную утварь, занавеси, ширмы, заменяя их траурными. Синтоизм считает траурными цветами оттенки серого: от светлого до темного. Чем более тесными узами был связан человек с покойным, тем темнее должно быть его платье. К концу траура можно носить более светлую одежду, чем в начале. Срок траура зависит от степени родства и некоторых других обстоятельств. По отцу, матери, мужу (до недавнего времени еще и по императору, сюзерену) - год. По деду и бабке с отцовской стороны - шесть месяцев, по прадедам с отцовской стороны, деду и бабке с материнской стороны, дядьям и теткам с отцовской стороны, жене, братьям, сестрам, родителям мужа - три месяца, по прочим родственникам - месяц, по совсем дальним родственникам - семь дней. По окончании срока траура возвращается обычное убранство, совершаются очистительные обряды, надеваются обычные одежды.
Траур в Центральной Азии
В некоторых странах этого региона траурные традиции похожи на те, которые существуют на Дальнем Востоке, во многих их диктует ислам (о мусульманском трауре будет сказано ниже). А пока остановимся на нескольких необычных для нас моментах, присущих странам, расположенным в Центральной Азии.
В Индии умерших принято кремировать. На следующий день после кремации пепел, оставшийся от тела, собирают в специальный сосуд, отвозят к истокам Ганга и погружают в священные воды (такая процедура обязательна не для всех, а только для очень религиозных людей). В течение следующих двенадцати дней соблюдается траур, в это время в доме умершего принимают родственников и соболезнующих. Для этого из гостиной выносят всю мебель, так как во время траура все должны сидеть на полу. Родственники и друзья покойного обязательно должны нанести его семье визит соболезнования. Цвет траура в Индии - белый.
В Казахстане, согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носится траур, а его вдова или мать обязаны стенать. Вдова год носит черные одежды, повязав голову белым платком. В этот период поют погребальные песни, которые звучат перед восходом солнца и на закате, а также при приближении человека, приехавшего выразить соболезнование. Как видно из описания наряда вдовы, в траурной гамме казахов присутствует как черный, так и белый цвет.
Цвет траура у каракалпаков (народности, живущей в Узбекистане) - синий.
Траур на Ближнем Востоке
В этой части публикации рассмотрим траурные традиции мусульман и иудеев.
В исламе траурные ограничения касаются только женщин. В Коране траур обозначен арабским словом «хидад», что означает «запрещение, отказ». Для мусульманских женщин существует два вида траура: по мужу и по всем остальным.
В период траура овдовевшая мусульманка не имеет права вторично выйти замуж. Этот период начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до нее позднее, и длится четыре лунных месяца и десять дней. В это время женщине запрещается: использовать косметику; красить волосы; носить одежду из шелка и окрашенную в яркий цвет (вообще цвета траура в исламе белый и лиловый, но допустим темно-зеленый и черный); носить украшения; делать прически (можно лишь расчесывать волосы); использовать духи и благовония; проводить ночь вне дома. Траур по любому родственнику составляет три дня, и верующая женщина не должна держать его дольше. Для мужчин траурные ограничения сводятся лишь к запрету снимать головной убор во время похоронной церемонии.
Иудейский траур подразделяется на четыре периода, с каждым из которых интенсивность траура постепенно снижается. «Нулевой» период - онен - между смертью и погребением. В это время все силы родственников направлены на организацию похорон.
Первый период (основной) - шива - семь дней со дня похорон. В это время соблюдаются все заповеди, читаются все молитвы и благословения. Скорбящему не следует выходить из дома. Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались вместе. Скорбящему запрещено: работать, мыться, пользоваться косметикой и духами, стричься и бриться, стричь ногти, носить кожаную обувь, надевать выстиранную одежду, осуществлять супружескую близость, изучать Тору, приветствовать людей, развлекаться. В дни шива родственники покойного должны ходить в одежде, на которой сделана криа (надрыв). Криа делается напротив сердца и означает разбитое сердце. Надрыв не должен проходить по шву. Сидеть можно только на низкой скамейке (не выше двадцати четырех сантиметров), на подушке или на полу. Это один из самых характерных знаков траура. Если в дом скорбящего приходит посетитель, то он не должен здороваться и начинать разговор. Беседа начинается хозяином дома и ведется в форме ответов на его вопросы. Как правило, говорят о достоинствах умершего. Посетителю важно вовремя покинуть дом, произнеся при этом слова утешения.
Второй период - шлошим - с восьмого по тридцатый день. В этот период сохраняются запреты на стрижку волос и ногтей, бритье, пользование косметикой, развлечения, ношение новой или свежевыстиранной одежды. Но существуют некоторые послабления. Замужняя женщина или невеста могут пользоваться косметикой. Бороду и усы можно поправить, если они мешают еде. Ногти можно устранить зубами. В день окончания шлошим принято посещать могилу и устраивать поминовение.
Третий период - до года после похорон - соблюдается только в случае смерти родителей. Цвет траура - серый - от темного до светлого.
ТРАУР В ЕВРОПЕ
В средние века, да и позже, правила траура разделялись по сословному признаку. В семьях низших сословий ему не придавали большого значения и не уделяли много времени. Чем выше был ранг знатной особы, тем внушительнее должен был выглядеть траур по усопшему. Королева Франции в течение года не должна была покидать покои, в которых ей сообщили о смерти супруга. Знатным дамам полагалось шесть недель после смерти мужа оставаться в постели. Траур в случае смерти одного из супругов носился два года, если не был заключен новый брак. Если у знатной дамы умирал кто-то из родителей, она девять дней проводила в постели, а оставшиеся до шести недель дни сидела возле постели на большом куске черной материи. В период траура по старшему брату сестра должна была шесть недель не выходить из комнаты.
В 1765 году в Париже вышла книга «Правила придворного траура в хронологическом порядке». Согласно этой книге, существовал «большой траур». Его следовало носить по смерти родителей, дедушек и бабушек, супруга, брата. Весь его период делился на три части: шерстяной, шелковый и малый траур. По смерти родителей шерстяной траур длился три месяца, в этот период правила предписывали простую тканую одежду и самые простые принадлежности к ней. После этого шесть недель разрешалось носить черное шелковое платье с черными украшениями. В следующие шесть недель мрачность строгого траура смягчалась черно-белым сочетанием малого траура, эту одежду шили из любого материала тонкой выделки, к ней можно было надевать бриллиантовые украшения. Продолжительность траура обычай определял так: по супругу и супруге - полтора года, отцу и матери - шесть месяцев, дедушке и бабушке - четыре с половиной месяца, брату и сестре - шесть недель, дяде и тете - три недели, двоюродным родственникам - пятнадцать дней, племянникам - восемь дней.
В девятнадцатом веке, как впрочем и во все времена, самым строгим был траур вдовы. В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно черное платье, почти полностью покрытое крепом, и накидку из бомбазина, шерсти и шелка. В одежде не допускалось ничего блестящего. Из драгоценностей - только обручальное кольцо и специальные траурные украшения из гагата. На голову надевалась траурная шляпка с вдовьим чепцом и вуаль из крепа. Вдова должна была писать на специальной бумаге с черной каймой. После окончания этого срока надевалось черное платье с отделкой из крепа. Через полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое черное платье. Через два года вдова переходила к полутрауру. В одежде появлялись серый, лиловый, белый цвета, гагат заменялся на жемчуг и аметисты. Некоторые вдовы носили траур всю жизнь. В течение первого года траура вдова была полностью выключена из жизни общества. Она не могла бывать на приемах и обедах, посещать театры, даже простое появление на людях считалось дурным тоном. Позволено было только принимать визитеров. Спустя год общественная жизнь постепенно возобновлялась. Для мужчин траур был гораздо проще. Примерно полгода они носили траурную черную повязку на рукаве. После чего могли начать появляться в обществе.
В наше время правила траура в большинстве европейских стран не так строги. Траур по мужу, отцу и матери длится год, по жене, бабушке и дедушке - полгода, по остальным родственникам - три месяца.
Интересны траурные обычаи греков (более всех из представителей Западной Европы близких к славянским культурным традициям). В знак траура по умершему члену семьи женщины носят черную одежду от одного до трех лет. Если умирает муж, вдова должна ходить в черном остаток жизни. Если она снова выходит замуж, то может носить после свадьбы цветные платья. Мужчины в знак траура сорок дней носят черную повязку на рукаве и не бреются, так как это считается признаком тщеславия, потом они снимают повязку и начинают бриться снова. В городах траур соблюдается не так строго, но на небольших островах и в деревнях эти традиции все еще практикуются, так как очень немногие коренные жители осмеливаются их нарушать.
Европейские обычаи траура характерны и для стран, находящихся на других континентах (Америка, Австралия), но живущих в соответствии с европейскими традициями.

В последнее время (из-за различных природных, техногенных катастроф и террористических актов)часто объявляется общенациональный траур. В советский период это было только после смерти вождей. Согласно законодательству, траур объявляется президентом, который учитывает общественный резонанс трагедии и число ее жертв. В день общенационального траура приспускаются осударственные флаги, на государственных теле- и радиоканалах отменяются все развлекательные программы.Также в такой день рекомендуется перенести или вообще отменить спектакли и цирковые представления.

ТРАУР В РОССИИ
Траурные обычаи в России в большинстве своем опирались на православные каноны. Конечно же, самый глубокий траур выпадал на долю вдовы. Долгое время на вдов на Руси налагался пожизненный траур. Часто после смерти мужа женщина принимала монашеский постриг. Можно привести множество примеров самоотверженности русских вдов. Императрица Мария Федоровна (урожденная датская принцесса Дагмара) тридцать три года (до конца жизни) носила траур по своему супругу императору Александру III.
5 февраля 1905 года в результате покушения был убит московский генерал-губернатор (брат Александра III) Великий князь Сергей Александрович. Прибывшая на место кончины супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна своими руками собрала на носилки то, что осталось от мужа. После похорон она не снимала траур, держала строгий пост, молилась, отказалась от роскоши и светской жизни. Большую часть своего имущества она использовала на постройку обители Милосердия. Для убийцы своего мужа она попросила помилования у Николая II, но прошение было отклонено. В 1992 году решением Православного Собора Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых.
Вообще православие предписывает соблюдать глубокий траур по родителям, детям, дедушке, бабушке, супругам, брату, сестре. Самый долгий траур по мужу - два года; по родителям, жене, детям - год; по дедушке и бабушке - полгода; по брату и сестре - четыре месяца, по дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Во время траура православные христиане должны усугубить молитву и приложить пост и милостыню (по возможности).
Светские правила траура несколько отличаются от церковных. Срок траура для вдовы - год. Одежда в этот период должна быть черного цвета, украшения отсутствовать. Такой же срок траура по родителям, но глубокий траур длится полгода, еще три месяца - обыкновенный, остальные три месяца - полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке, дедушке, сестре и брату носится полугодовой траур, который подразделяется поровну на глубокий и полутраур. В современных условиях, особенно в городе, часто отступают от траурных традиций. Все индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Неизменным остается лишь цвет траура - черный. Хотя Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому цвет траура у каждого народа, живущего в России, свой. Например, у северных народов - ненцев и саамов он зеленый.

КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ
Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году.
В этом сборнике советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, предназначенных для российского общества конца XIX века, наш современник - специалист похоронного дела - найдет рекомендации, так необходимые сегодня для развития похоронной культуры, для внедрения в повседневную практику. Возродить исторический отечественный опыт, использовать все лучшее и ценное - наша общая задача. Сегодня публикуем правила благообразного поведения при кончине и погребении усопшего и образцы похоронных извещений и приглашений, применяемых в России в позапрошлом веке. Для удобства восприятия материал переработан на современный язык с сохранением стилевых оборотов того времени.
ИЗВЕЩЕНИЯ И ПРИГЛАШЕНИЯ НА ПОХОРОНЫ
О кончине кого-нибудь из семьи следует сообщить всем тем, кто имел с усопшим какие-либо деловые сношения или был с ним в хороших отношениях. Извещения эти делаются посредством пригласительных билетов на погребение.
Но такого рода официальные извещения и приглашения не должно делать близким родственникам и коротким знакомым, т.к. такая официальность может показаться обидною для них; они должны быть извещены частным образом тотчас же, как только произошло печальное событие.
Что касается издержек на погребение, то следует производить их с осмотрительностью и благоразумием; конечно, не нужно скупиться, но в то же время не следует забывать, что чрезмерная пышность на похоронах может быть сочтена за гордость и тщеславие.
Приглашенные на похороны лица являются туда в трауре или во всяком случае в костюме черного цвета.
Входя в дом, в котором находится усопший или усопшая, следует молча раскланиваться с присутствующими там лицами.
Всякого рода громкий разговор, а тем более смех, здесь не только не уместны, но и в высшей степени не приличны.
Сочувствие свое родным покойного следует выражать более дружескими рукопожатиями и сочувствующим взглядом, нежели длинными соболезнованиями и причитаниями, которые скорее могут еще более усилить душевное страдание, но не успокоить его.
Выразить в теплых словах свое сочувствие человеку, понесшему горькую утрату, дело, конечно, хорошее. Но при этом никогда не следует забывать, что «хотя подчас нам и дорога услуга, но за нее не всяк умеет взяться».
Получив приглашение присутствовать во время печальной церемонии, не явиться на нее - крайне невежливо, если нет на это уважительной причины.
ПОГРЕБАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ
В погребальном шествии самые близкие родственники покойного идут за гробом первые. Проходя мимо знакомых, они молча обмениваются с ними поклоном. За гробом следует идти молча, с печальным и сосредоточенным видом.
Если погода холодная или идет дождь, то при выносе покойного в церковь можно следовать за гробом, надев на голову шляпу, в ясную же и теплую погоду следует идти с непокрытой головой.
Женщины, истинно расположенные к семейству усопшего, должны во время похорон утешать и окружать заботливостью его отца, мать, жену и дочь, убитых горем и отчаянием.
Нужно, если возможно, всегда стараться присутствовать на погребении, на которое было получено приглашение; даже в том случае, если вы с покойным находились в самых далеких отношениях, ваше присутствие всегда доставит семье усопшего удовольствие, за которое оно будет вам признательно.
Дамы могут и не являться в дом усопшего, а прямо отправляться в церковь.
Родственники и друзья покойного должны провожать его до кладбища, лица же малознакомые и по выходе из церкви могут оставить шествие.
При похоронах молодой девушки подруги идут в первых рядах погребального шествия, они должны сопровождать тело своей подруги не только в церковь, но и на кладбище.
При встрече с погребальным шествием мужчины обязаны снимать шляпу.
Визиты траурной семье называются визитами соболезнования, они требуют траурного костюма.
Если известие о смерти лица, с которым мы были в хороших отношениях и с семьей которого хорошо знакомы, застает нас в другом городе, то следует немедленно послать его семейству соболезнующее письмо или телеграмму.
Не мешает всегда помнить прекрасное правило, перешедшее к нам от древних римлян: «о мертвых или ничего не говорят, или только хорошее».
О ТРАУРЕ
В жизни человека нет такого счастья, которое было бы вечно, так как и сама земная жизнь наша не вечна.
Семейная жизнь, доставляя нам столько радостей и утех, именно вследствие этого носит в себе и зачатки будущих огорчений, т.к. рано или поздно мы должны будем расстаться со всем этими радостями и утехами.
Болезнь, неблагоприятные обороты судьбы, всякого рода томительные опасения часто нарушают семейное счастье. Но ничто не приносит нам столько горя, как потеря дорогого для нас и близкого существа.
Что значит потеря состояния, что значат величайшие лишения, самые роковые заблуждения, что значат все эти испытания в сравнении с потерей члена семьи.
Как страшна минута, когда те уста, которые обращались к нам с такими нежными словами, умолкнут навсегда; когда те глаза, которые столько раз смотрели на нас с такою любовью, с таким нежным участием или с таким радостным сочувствием в моменты счастья, закроются навеки; когда рука, которая, пожимая нашу руку, возвращала нам бодрость, станет холодной, как лед; когда дорогие черты лица покроются торжественной невозмутимостью.
И даже сохранить эти дорогие останки мы не можем. Их нужно отвезти в то место, где царствует покой и тишина, видеть, как они опускаются в темную глубину могилы.
Траур, в настоящем значении этого слова, есть наружное выражение такого чувства сильной горечи и печали души, которое причинила нам смерть наших родных и друзей. Печальное платье, которое носят при таких обстоятельствах, называется траурным и служит наружным знаком того, что должно испытывать в глубине души.
Наружный траур есть установление, предписываемое законами всех стран и основанное на глубоком религиозном чувстве и нравственности.
Обыкновения носить траур после смерти друга нет, хотя потеря эта часто бывает очень горестна. Но тот, кто лишается родственника, должен строго придерживаться траура. Чем ближе по родству к нам усопший, тем более обязаны мы отдать этот долг его памяти.
Есть два рода траура: глубокий траур и траур обыкновенный, или полутраур.
Глубокий траур носится только после смерти отца, матери, деда, бабки, мужа, жены, брата, сестры.
Траур после смерти отца и матери продолжается год; после деда и бабушки - шесть месяцев; после мужа - два года; после жены - один год; после детей тоже - один год; после брата и сестры - четыре месяца; после дяди и двоюродного родственника - три месяца.
Глубокий траур разделяется на три периода, продолжительность которых зависит от того, после какого лица он носится. В первый период женщины носят черные суконные или шерстяные платья; во второй - черные шелковые, а в третий - черное с белым или серым.
В богатых домах и прислугу одевают в глубокий траур по случаю смерти их господина.
Каждый при ношении траура должен отказаться от всякого рода празднеств во все продолжение траура. Являться в собрание в траурном платье было бы неуважением к памяти усопшего, но еще более предосудительно добровольно сбросить траур для того, чтобы присоединиться к веселящейся компании.
Вдова не должна показываться в обществе в первое время своего траура; затем она может выезжать только с простыми визитами, в виде благодарности к тем лицам, которые оказали ей свое внимание и сочувствие.
О ВИЗИТАХ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Когда кто-нибудь из ваших приятелей лишился кого-нибудь из своих родных, который был ему дорог, или когда в каком-либо знакомом семействе умер кто-нибудь из членов семьи наша обязанность посетить это семейство и, утешая понесших утрату, выказать им наше сочувствие. Такой визит в подобные горестные минуты приносит удрученным горем больше утешения, чем это обыкновенно предполагают.
Делая такой визит, следует держать себя серьезно и быть одетым в платье черного цвета как мужчинам, так и женщинам.
Визиты этого рода обязательны для женщин. Их чувствительность в таких горестных случаях действует благотворно на страдающие сердца и приносит много облегчения. Делая эти визиты, никогда не нужно брать с собою детей.
На случай же отсутствия хозяев следует запастись визитными карточками с узеньким черным бордюром.
Если же находитесь в дороге или больны, вы обязаны заменить ваш визит письмом, настолько чувствительным, насколько это позволяет степень ваших отношений к семье, которую постигло несчастье.
Визиты соболезнования не должны продолжаться дольше четверти часа; нужно избегать говорить об усопшем, по крайней мере до тех пор, пока лицо, которому вы делаете визит, не заговорит о нем само.
Визиты эти делаются обыкновенно в первые две недели после похорон.

Соблюдая траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий но и в том, что это время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память усопших, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Сергей ЯКУШИН, издатель журнала «Похоронный дом», академик Европейской академии естественных наук, член Союза журналистов РФ

Принято, что все друзья и знакомые являются на похороны, хотя бы и не получили особого письменного приглашения, потому что, при таком глубоком горе, легко забыть того или другого.

Близким родственникам и друзьям покойной особы, находящимся в том же городе, сообщает лично дочь, внучка, племянница, или письменно через посланного. Живущим же в других городах сообщает один из оставшихся членов семейства письменно, хотя бы и после похорон.

Вежливость требует отвечать на такое письмо соболезнованием. Последнее не должно заключать в себе высокопарных или утешительных фраз; оно должно коротко и ясно выразить наше искреннее соболезнование и, в нескольких словах, оценить заслуги усопшего.

Хороший тон требует еще, чтобы по получении или прочтении извещения о смерти личности, с которой были в натянутых отношениях, явиться на ее похороны, чтобы показать, что смерть прервала все неприязни, и они не продолжаются за могилой. Каждый найдет в этом хорошую черту, и оставшиеся, может быть, будут даже благодарны.

Едва ли следует упоминать, что как на похоронах, так и на панихидах мужчинам Надо быть в черном платье и таких же перчатках. Дамы одевают черные шерстяные платья; знакомые могут одеть и черные шелковые, это не будет против правил хорошего тона. Креп на шляпе и рукаве и мужчин необходим только в случае родства.

Войдя в комнату до начала панихиды, подают руку самой близкой родственнице покойного и выражают свое соболезнование в нескольких словах. Это должно делаться скоро, потому что каждое лишнее слово, каждое утешение будут совершенно неуместны и только растравят свежую рану. Точно также родственникам, с которыми ближе знакомы, надо пожать руку, но выражать свое соболезнование - лишнее; остальным делают немой поклон. Там, где глубокая скорбь очень ясно выказывается, надо удовольствоваться одним пожатием руки.

Предполагается, что все являющиеся на панихиды и похороны знают о бывших отношениях наследников к умершему, а потому следует остерегаться высказывать свое соболезнование веселым, довольным кончиною покойника наследникам. Это производит всегда неприятное впечатление на присутствующих и бросает на нас самих тень лицемерия.

Манера держать себя должна, конечно, сообразоваться с тем грустным и серьезным событием, которое дало повод к этому собранию. В доме скорби, вблизи гроба не допускаются громкие разговоры, порывистые и шумные движения. Не надо выбирать предметом своего разговора заслуги покойного, хронику его болезни или, наконец, скорбь оставшихся. Серьезное спокойствие есть основное правило при таких случаях; молчанием гораздо больше показываем свое участие, чём громким выражением своего соболезнования. Участвующий в похоронной процессии и во время шествия должен сохранять серьезное достоинство.

Правил, как устраивать похороны, не существует. Все зависит от принятых обычаев, которые в каждом городе могут быть другие, и от средств. Здесь едут прямо на кладбище, там идут позади гроба, здесь ставят гроб на дроги, там его несут мужчины и т. д., но везде принято, чтобы духовенство, а если средства позволяют, певчие у православных, шли перед печальной колесницей, за нею ближайшие родственники пешком.

Самый глубокий траур требуется от вдовы, оплакивающей своего мужа. Обычай требует, чтобы вдова, ^по меньшей мере, носила траур 1 год, а именно: первые б месяцев - глубокий, а остальные 6 месяцев обыкновенный траур. Одеть цветное платье раньше этого срока - значит насмеяться над чувством, и даже вдова, не имеющая причины оплакивать смерть мужа как большое несчастье своей жизни, никогда не решится выказать такое бессердечие!

Впрочем, горе есть дело сердца, и его не могут судить посторонние; но всегда найдут деликатным, если вдова продолжит срок своего траура.

Если продолжают срок траура, то на второй год после смерти мужа носят: первое полугодие - обыкновенный, а второе - полутраур.

При обыкновенном трауре снимается креповый вуаль, и вместо матовых материй можно носить шелк и кисею. Только при полутрауре присоединяются.к черному белый и серый цвета, и никто не найдет предосудительным, если вдова в это время выйдет замуж, что при глубоком трауре быть не может. Дать правило насчет вторичного брака - невозможно. Это зависит единственно от личных обстоятельств.

У пожилых женщин, имевших несчастие сделаться вдовою, принято еще дольше носить траур и вообще дольше не одевать светлых платьев.

Вдовцу хороший тон предписывает носить траур на половину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжается полгода, по прошествии которого он может жениться, и никто его не осудит. Однако, если нет необходимости, или вдовец не желает скоро жениться, то хороший тон_ одобряет, если он продолжит обыкновенный траур на следующие 6-месяцев.

Как вдовец, так и вдова должны остерегаться, чтобы не сделать чего-либо против хорошего тона. По манере держать себя во время траура свет судит о бывшем супружеском счастье и старается вывести заключение о будущем их образе жизни.

Траур по родителям принято носить год, а именно: 6 месяцев - глубокий, 3 месяца - обыкновенный и 3 месяца - полутраур.

По бабушке и дедушке траур носится всего полгода: 3 месяца - глубокий и 3 - полутраур. По дяде и тетушке - 3 месяца, а по брату и сестре - 6 месяцев.

Носить траур по дальним родственникам предоставляется желанию каждого и зависит совершенно от расположения к покойному или.в случае получения от него наследства. От наследников ожидают, чтобы они наложили на себя траур как по самому близкому родственнику, хотя бы" они при жизни почти вовсе его не знали. Также нет ничего определенного для траура по ребенку. Конечно, свет видит в трауре мерило любви к умершему, но он не может измерить ту глубину скорби в сердце родителей,: которая часто длится всю жизнь, - время, конечно, может облегчить, но не излечить страдания!

Дети моложе 12 лет носят траур только по родителям, дедушке и бабушке.

Действительно, смерть наводит на много серьезных дум.

Посмотрите на плачущих и скорбящих у дорогой могилы: как самое маленькое прегрешение против усопшего воскресает в их памяти, когда уже поздно; как многое тяготит их совесть, о чем они не думали, забывая легкомысленно день смерти; как многое они хотели бы изменить и исправить, если бы это еще было возможно!

Взсляните на самих умирающих! Как уверенность в близкой кончине отнимает у них всякую сердечную горечь; ". как охотно забывают они все испытанные несправедливости; с какою, радостью протягивают они руку примирения самому тяжкому оскорбителю. Как охотно хотят они все забыть и уничтожить то, что каким-нибудь образом ставит преграду между ними и их ближними, чтобы оставить по себе у всех хорошую память!

Время траура есть время углубления в самого себя.

Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

Одноклассники

Рано или поздно в жизни каждой женщины происходит скорбное событие – уходит из жизни родной и близкий ей человек, часто такой уход бывает трагическим и совершенно неожиданным. В таких случаях, по старой православной традиции, необходимо определенное количество дней в знак траура носить на своей голове простой черный платок. Вместе с тем, далеко не все знают, сколько именно дней необходимо носить платок черного цвета после похорон матери или после похорон отца и вообще обязательно ли это вообще делать. Ведь многие женщины покрывают голову траурным платком только на похоронах, а после низ - спокойно снимают данный скорбный аксессуар и убирают его с глаз подальше

Сколько дней нужно носит траурный платок после похорон и как его выбрать

Здесь существует только два расхожих мнения, одно из которых может стать для вас определяющим:

  1. Срок ношения черного платка определяется самими родными умершего человека. Если кто-то из близких хочет носить такой знак траура месяц или два, а то и год – это его личное дело, и никто не может запретить ему это сделать;
  2. Со стороны церкви это правило строго регламентировано, однако и здесь есть ряд предписаний, не обязательных к четкому исполнению. По церковным канонам дети должны носить траур по своим родителям полгода.

    Если вы никак не можете решить, сколько дней вам нужно носить траур по вашим родителям, просто попытайтесь внутри себе ответить на вопрос, как велика ваша скорбь по ним. И неважно при этом, как окружающие вас люди отнесутся по поводу того, что вы постоянно носите у себя на голове черный платок, который абсолютно не будет вязаться с вашим внешним видом, с вашим положением, с вашей профессиональной деятельностью.

    Если у вас дома нет подобного черного аксессуара, вовсе не обязательно его специально приобретать. В качестве траурного платка могут также подойти черный шарф, косынка, повязка или даже шляпа. При этом нет никаких строгих правил по выбору черного платка или ограничений по его внешнему виду.

    Очень многие современные женщины определяют, сколько дней им носить черный платок по тому, как этот платок сочетается с их повседневной одеждой. Если женщина работает в офисе с клиентами, и в компании существует строгий дресс код, то уже первый день, выйдя на работу после похорон, ей придется отказаться от ношения платка, чтобы не получить нареканий от руководства о несоответствии внешнего вида занимаемой должности.

    Если вы хотите как можно дольше носить траурный платок по своим родным, то важно правильно подобрать его текстуру – чаще всего для длительного ношения выбирается кружевной или шифоновый черный платок. Они выглядят не так угрюмо, как черные платки из других тканей, не привлекают к себе такого пристального внимания со стороны окружающих, при необходимости их легко можно опустить на плечи и носить уже там. Такие платки хорошо сочетаются с любыми нарядами и не будут слишком резко с ними контрастировать.

День траура, к сожалению, случается в любой семье. Как правильно организовать прощание с усопшим, как достойно пережить утрату близкого человека - эти вопросы беспокоят всех, кто столкнулся со смертью. В каждой религии существуют рекомендации, помогающие родственникам проводить покойного в последний путь. Но есть и определенный траурный этикет, соблюдаемый вне зависимости от верований.

Траур: общие замечания

Слово траур происходит от немецкого слова trauern, означающего «оплакивать». Трауром называют внешнюю форму проявления скорби по умершему. Траур может быть личным или государственным.

В это время людям предписывается совершать определенные действия: отказаться от публичного проявления положительных эмоций, носить одежду особого цвета, соблюдать ряд ограничений в быту и привычках.

На государственном уровне день траура объявляют в том случае, если в стране происходит какая-либо природная или техногенная катастрофа, теракт или ДТП.

Таким же образом могут почтить кончину видного политического или общественного деятеля. Чаще всего государственный траур продолжается несколько дней.

Личный траур длится гораздо дольше. Человек сам выбирает срок, в течение которого он предается скорби.

Траур в сегодняшней России

Как соблюдать траур в современном мире, на какие традиции опираться, спросите вы. Конечно, глобализация позволяет теперь заимствовать обряды из разных культур, можно взять пример с Запада или Востока. Но чаще всего люди обращаются к исконной традиции, характерной именно для их страны.

Обычаи в России основываются на православных канонах. По церковной традиции глубокий траур следует соблюдать по:

  • родителям;
  • детям;
  • дедушке;
  • бабушке;
  • супругам;
  • брату;
  • сестре.

Самый долгий траур предписывается церковью вдовам - два года. Срок скорби по жене, родителям и детям - один год.

Брата или сестру принято оплакивать четыре месяца, дядю, тетю и двоюродных родственников - три.

Светские традиции несколько отличаются от церковных. Так, вдове предписывается носить траур всего год. Такой же срок отводится и для скорби по родителям. По остальным близким родственникам (бабушке, дедушке, брату, сестре) горюют полгода.

Важно помнить, что предписанный обществом траурный этикет может меняться в зависимости от обстоятельств.

В последние годы многие люди вообще отказываются от публичного проявления своего горя. У каждого человека есть право на траур, а сколько его носить и по кому - это личное дело.

Правила соблюдения траура

Смерть всегда приходит неожиданно. Часто родственники покойного теряются и не знают, что делать и как быть в этой ситуации. Траурный этикет отчасти облегчает родным жизнь в первое время после их утраты. Простые и понятные рекомендации, регламентирующие все сферы жизни, позволяют легче пережить кончину близкого человека и адаптироваться к новой ситуации.

Прежде всего определимся с тем, что положено делать в первые дни после смерти человека. Близким родственникам необходимо оповестить всех родных и знакомых покойного о печальном событии.

Считается приличным прийти проститься с умершим, даже если вы не получили личного приглашения. Ведь родственники в своем горе могут легко забыть о ком-либо. Если с усопшим вы находились в натянутых отношениях, то необходимо прийти на похороны, чтобы показать, что неприязнь разорвана смертью.

Если вы не можете посетить похороны, хотя живете в одном городе с покойным и его семьей, необходимо извиниться перед родственниками.

Причины для отсутствия на церемонии прощания должны быть достаточно вескими, чтобы родные усопшего не обиделись на невнимание.

Родственников и друзей скончавшегося человека, живущих в других городах, оповещают письменно. Если они не могут приехать проститься, то должны прислать свои соболезнования и высказать, как дорог им был покойный.

Похоронный обряд предписывает особое поведение всех родственников и друзей. Так, рядом с покойным считается неприличным громко разговаривать и обсуждать вопросы, не связанные со смертью. Недопустимо обсуждать новости, рабочие дела или шутить. Осуждается и слишком явное проявление скорби. Предполагается, что в день траура все пришедшие разделяют сходные чувства. Много говорить о своих соболезнованиях родственникам или о своей любви к усопшему неуместно. Этим вы рискуете только растравить раны близких.

Память покойного отмечают после девяти дней с момента смерти, следом идут сороковины и затем год.

Что надеть на похороны

Траурный этикет предполагает особую форму одежды. В нашей традиции цвет траура - черный. Мужчины обычно надевают на скорбную церемонию черный костюм со светлой или темной рубашкой. Допустимо заменить рубашку водолазкой.

И у мужчин, и у женщин одежда должна быть закрытой.

Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично. На голову желательно надеть:

  • черный платок;
  • шляпку;
  • шарф.

Если родитель не знает, как одеть ребенка на церемонию прощания, то стоит вспомнить, что для детской одежды действуют такие же правила, как и для взрослой. Сразу оговоримся, траурный этикет допускает, что совсем маленькие дети могут не присутствовать на прощании с дальними родственниками или знакомыми.

Сколько длится траур по родственникам

Достаточно часто родственников покойного волнует вопрос, сколько длится траур. Срок ношения траура пропорционален степени родства. Также следует помнить, что весь этот период делится на две равных части: траур, когда налагаемые ограничения особенно сильны, и полутраур, призванный постепенно адаптировать человека к повседневной жизни.

Самый глубокий траур - по мужу.

В течение года (или двух лет) женщина не просто избегает ярких цветов в одежде, она еще и меняет свое поведение. В частности, вдове запрещено посещать какие бы то ни было развлекательные мероприятия, а также повторно вступать в брак. По истечении полугода женщина может сменить строгие черные платья на одежду темных цветов. Допустимо использовать белые элементы. А вот от косметики и украшений лучше воздерживаться весь срок траура. Интересно, что духами в этот период пользоваться можно. Традиция этого не запрещает.

Итак, женщины должны скорбеть достаточно долго. Теперь посмотрим, сколько носят траур мужчины, потерявшие жену. Как ни странно, вдовец носит траур полгода. Соответственно, три месяца - глубокий траур, еще три - полутраур. После шести месяцев мужчина может снова вступать в брак и возвращаться к привычной жизни.

Траур по родителям дети носят в течение года. При этом цвет одежды постепенно изменяется с черного на более светлые тона.

Траур по детям, а также по бабушкам и дедушкам принято носить полгода. Однако бывает, что матери, потерявшие своих чад, носят траур всю жизнь.


Особо отметим, что дети моложе 12 лет могут носить траур только по родителям, по бабушке и дедушке.

По кому бы вы ни горевали, следует помнить: траур по умершему - это не только внешние атрибуты, но и особый жизненный уклад. Предполагается, что в это время человек задумывается о вечном. Необходимо соблюдать сдержанность, делать добрые дела в память об усопшем, раздавать милостыню и молиться (если вы религиозный человек). День траура - время, когда человек задумывается о самом себе, своих близких и о смысле жизни.

Соблюдение траура в современном городе часто затруднено: дресс-код на работе, обстоятельства жизни и многое другое часто вынуждают родственников усопшего отказаться от ношения черных вещей.

Сколько дней носить темное, решать, конечно, вам. Но помните, иногда временный отказ от привычных вещей помогает глубже осознать свою утрату и пережить боль.