Исследовательская работа "Кто она, Снегурочка?". Образы сказки снегурочка в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре Образцы сказки снегурочка в изобразительном искусстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Проектная работа. Выполнил работу: ученик 8 г класса МАОУ «БМСОШ» Хуснутдинов И.И.

2 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование проекта Изучение и исследование образа Снегурочки в изобразительном, декоративно- прикладном искусстве, мультфильме, кинофильме и др…

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Раскрыть свое понимание глубокого смысла доброй поучительной истории-сказке «Снегурочка» Задачи: Изучить истоки образа Снегурочки. Классифицировать сведения об образе Снегурочка. Через Интернет источники выяснить насколько глубоко образ Снегурочки... По описанию создать образ современной Снегурочки. Сделать выводы о месте Снегурочки в мировой литературе.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы реализации проекта. Поиск и обработка информации. Выбор методики и её реализация на практике. Оценка полученных результатов.

5 слайд

Описание слайда:

Содержание Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. Варианты народных авторских сказок. Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка» Музыка П.И. Чайковского к одноименному спектаклю. Опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова Образ сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, живописи, эскизы костюмов и декорации Кинофильмы и мультфильмы Снегурочка

6 слайд

Описание слайда:

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является прекрасная и милая девушка – Снегурочка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

7 слайд

Описание слайда:

Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленный такой идеей выдающийся драматург А. Н. Островский воплотил образ Снегурочки в одноименной пьесе. По замыслу автора, Снегурочка – светловолосая девушка, родителями которой были Дед Мороз и Весна – Красна. Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда, бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога Солнца Ярилы.

8 слайд

Описание слайда:

До сих пор Снегурочка очень популярна и является обязательной спутницей Деда Мороза. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков образ Снегурочки очень часто начали использовать в сценариях для проведения различных детских новогодних мероприятий. Фигурками Снегурочки украшали елки, а для девочек готовили костюмы Снегурочки. Большой популярностью пользовались небольшие инсценировки популярных народных сказок, пьес и опер, где главным персонажем была Снегурочка. Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов.

9 слайд

Описание слайда:

Образ прекрасной Снегурочки, внучки Деда Мороза еще более загадочен, чем сам Дед Мороз. Как таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 2 версии: 1. образ дочери Мороза 2. символ застывших вод

10 слайд

Описание слайда:

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки часто встречается в преданиях тех времен. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский)

11 слайд

Описание слайда:

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона.Здесь обнаруживается связь с календарным обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный персонаж погибает с приходом лета. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

12 слайд

Описание слайда:

«Снегурочка» в изобразительном искусстве. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Многие художники обращались в своем творчестве к образу Снегурочки такие как Васнецов, Рерих,Коровин, Михаил Врубель, Владимир Нестеров Александр Дайнека, Светлана Ким и многие другие

13 слайд

Описание слайда:

Снегурочка - один из самых интересных и известных героев всех времён.Она герой не одной, даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов,пьес,опер,песен, картин Русского народа. Снегурочка любимица всех детей и взрослых.

14 слайд

Описание слайда:

Общие выводы. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. В 1873 А. Н. Островский пишет пьесу «Снегурочка». Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». Сказочность природы Шелыкова вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно. Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково. Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево. В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. И именно в Абрамцеве В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны». Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника. Таким образом, родиной Снегурочки можно считать два места: Абрамцево и Щелыково. А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов

15 слайд

Описание слайда:

Список использованной литературы и интернет ресурсов: 1.Настольный справочник школьника «Пять в дневник». Санкт-Петербург. Издательская группа «Весь» 2007 г. 2. www.vesebook .ru 3. www.schtudtime.ru 4. www. Wikipedia.com

ЗИМА В ЖИВОПИСИ (ВЫБЕРИ СНЕГУРОЧКУ!)

Классики всегда правы?! С детства мы (по крайней мере, я лично) ассоциировал внучку дедушки Мороза с героиней картины Виктора Васнецова, которую все прекрасно помнят. Миловидная, румяная, молоденькая девчушка, которая всегда сопровождает Деда и присутствует на всех праздниках.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Снегурочка. 1899 г. Третьяковская галерея, Москва

Но вот не менее именитые и талантливые классики живописи Врубель и Рерих спорят с Васнецовым, представляя Снегурочку немного иной. Отчего же? Может, потому, что они больше тяготели к модерну и всяким "измам"? Или потому, что эти рисунки - эскизы костюмов, поэтому на лицо обращать внимания не надо? Ближе всех, как мне кажется, Снегурочка Бориса Зворыкина, создавшего иллюстрации к сказке "Снегурочка" в конце 1930-х в эмиграции, в Париже. К чему я всё это? К тому, что Снегурочки всякие нужны, и не только молодые-синеокие блондинки важны! Главное, чтобы в глазах светилась доброта, на устах сияла улыбка, чтоб была дедушке помощницей-тимуровкой! Вот! В общем, сравните и напишите, какая Снегурка вам ближе!

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Н. Римского-Корсакова. 1890 г. Рязанский художественный музей

Рерих Николай Константинович (1874-1947) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова. 1921 г.

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Иллюстрация к сказке "Снегурочка". 1930-е гг.

Ну, и чтобы не обижать современных художников, чтобы у вас были варианты выбора, чтобы, наконец, получилась настоящая галерея Снегурочек, добавлю еще несколько картин живописцев конца ХХ-начала ХХI века.)))

Григорьева-Климова Ольга Вячеславовна (род. 1984) Снегурочка 2010 г.

Клименко Андрей (род. 1956) Зимушка-зима.

Маковецкий Дмитрий Викторович (род. 1985) Снегурочка. 2013 г.

Шабалин Алексей Анатольевич (род. 1967) Снегурочка.

Кондюрина Наталья Валерьевна Снегурочка.

Дубовикова Галина Красавица. Федоскинская лаковая миниатюра

Барахтян Федор Федорович (Литва, род. 1938) Снегурочка. 2005 г.

Под Новый год - явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж, олицетворяющий снежную бурю.

Снегурочка «первобытная»

Снежные идолы лепили на Руси ещё в дохристианские времена. Взрослые и дети изготавливали фигуры из снега и льда, чтобы они отгоняли злых духов. По преданию, такая снежная фигура могла оживать в виде прекрасной девушки.

Сегодня снежные фигуры - это настоящие произведения искусств. Проводятся выставки и конкурсы скульптур из снега и льда.

Снегурочка сказочная

В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с Дедом Морозом. Это сказочная снежная девушка, вылепленная бездетными стариками и растаявшая от огня. В этой сказке нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Существует авторская версия этой сказки? «Девочка Снегурочка» . Написал ее В. И. Даль . В этой сказке Снегурочка потерялась в лесу и её спасает собачка Жучка, выгнанная хозяином.

Снегурочка литературная

Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев . Его книга вдохновила писателя А. Н. Островского , который в 1873 году написал известную пьесу «Снегурочка» . В этом произведении Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка музыкальная

В 1873 году композитор написал музыку к спектаклю по пьесе А. Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная. До сих пор она используется в современных постановках «Снегурочки». В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела большой успех.

Снегурочка костромская

2 апреля в Костроме отмечают День рождения Снегурочки . Кострома считается родиной Снегурочки по трем причинам. Во-первых, по одной из версий сказка о Снегурочке возникла на основе древнеславянского мифа о Костроме, соломенной обрядовой кукле, которую сжигают весной. Во-вторых, А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на Костромской земле. И в-третьих, здесь снимался детский фильм «Снегурочка» в 1968 году.

Кстати, на гербе Островского района Костромской области изображена Снегурочка - девушка в лазоревом платье, в серебряной подбитой золотым мехом шубе и такой же шапке.

Снегурочка дореволюционная

Снегурочка стала появляться на поздравительных открытках и на детских новогодних праздниках. Девочки наряжались Снегурочками, делались инсценировки фрагментом из сказок. В конце 19 века фигурки Снегурочек стали вешать на елку в качестве украшений. После революции началась борьба с предрассудками, и новогодние праздники с Дедом Морозом и Снегурочкой были отменены.

Снегурочка современная

Праздник ёлки вновь был разрешен лишь в 1935 году. Обычай встречать Новый год со Снегурочкой появился в 1937 году, когда впервые на детскую ёлку в московский Дом Союзов вместе с Дедом морозом пришла его внучка и помощница. С тех пор Снегурочка? обязательная спутница Деда Мороза на всех праздниках. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Одета Снегурочка традиционно в белые или голубые одежды, и имеет головной убор - меховую шапочку, венец или корону.

Снегурочка в изобразительном искусстве

Сделать эскизы к театральной постановке известного художника В. М. Васнецова попросил меценат Савва Мамонтов . Его дочь - Александра Мамонтова - послужила «натурой» для васнецовской Снегурочки. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях. Вот её и запечатлел в образе Снегурочке В. М.Васнецов. Сказочную красавицу рисовали и другие художники. На эскизах и картинах Михаила Врубеля в образе Снегурочке его жена - Н. И.Забела-Врубель , известная русская певица, исполнительница партии Снегурочке в одноименной опере. Четыре раза обращался Николай Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.

Так и сложился внешний вид Снегурочки благодаря трем великим художникам: В.М. Васнецову, М.А. Врубелю и Н.К. Рериху.

Снегурочка - по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж. Она является добрым героем новогодней мифологии.

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета. при создании своих работ черпал вдохновение В.М. Васнецов. Мотивы русских вышивок, росписи по дереву он использовал, выполняя декорации царских палат.

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).