Главные города в русском роке. Рок-Питер: легендарные места города

Что к чему в столице Урала

Вам наверняка не раз приходилось слышать, что у России две столицы: многомиллионная и бурлящая жизнью Москва и романтичный поэт-аристократ Питер. Но в одном из крупных российских городов найдется почти полтора миллиона человек, которые с этим утверждением не вполне согласятся. А то и вовсе не согласятся, ведь многие из них привыкли называть свой родной город «столицей Урала» или даже «третьей столицей» России-матушки. Да, друзья, сегодня мы с вами поговорим о Екатеринбурге – городе неоднозначном, но, бесспорно, достойном и внимания, и посещения. И, как говорится, разберемся, что тут к чему.

Начнем с того, что полюбить столицу Урала с первого раза будет довольно непросто. Хотя бы потому что попасть сюда в подходящий по погоде момент – задача чрезвычайной сложности. С октября в Екатеринбург приходят заморозки до минус 30°С, которые частенько сопровождаются суровыми метелями и пургой. Приходить в себя и «зеленеть» город обычно начинает ближе к концу апреля, хотя нередки случаи, что вплоть до майских праздников его внезапно накрывает мокрым или самым обыкновенным снегом. Словом, замечательным климатом Екатеринбург похвалиться не может, но к серому небу над головой чуть ли не девять месяцев в году все-таки можно привыкнуть. Спросите у самих екатеринбуржцев. Они же и подскажут вам оптимальное время для визита в уральскую столицу: конец мая – середина сентября. В погожие летние деньки здесь очень приятно находиться, да и температура держится вполне комфортная – от жары изнывать вам точно не придется.

Как вы уже поняли, в Екатеринбург едут не за шикарным климатом. Ну а зачем же тогда?

На самом деле, за атмосферой. Столицу Урала можно смело назвать еще и столицей русского рока, современной российской драматургии и даже стрит-арта. В бывшем Свердловске «выросли» такие культовые рок-группы, как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» и многие другие.

Заядлым театралам мы очень советуем заглянуть в Центр современной драматургии и особенно в «Коляда Театр» на постановки Николая Коляды и его фантастически талантливой труппы. Здесь вот уже более 10 лет ставят классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя и других. Но любой спектакль в исполнении «колядинцев» – это не набившее всем оскомину стандартное прочтение каноничных шедевров, а уникальная и порой шокирующая постановка. Ставят здесь и авторские пьесы самого Николая Коляды, которые также не оставят равнодушным даже самого бывалого зрителя.

А почитателей зрелищ танцевального характера милости просим на потрясающие спектакли Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Как и труппа Николая Коляды, «Провинциалы» под руководством Татьяны Багановой знамениты не только в России, но и далеко за ее пределами. Главное – всегда приобретайте билеты заранее, потому что поклонники расхватывают их мгновенно, словно горячие пирожки.

Ну и, конечно же, в Екатеринбурге не заскучают и любители современного искусства. И если вы причисляете себя к таковым, первым делом направляйтесь в Екатеринбургскую галерею современного искусства. Там можно проследить всю эволюцию уральской художественной школы – экспозиция галереи насчитывает более 1500 произведений.

Работы «уличных» художников выставлены в новой стрит-арт галерее «Свитер». В Екатеринбурге таких художников очень много, а их творчество можно частенько встретить даже просто гуляя по улицам столицы Урала. Вообще граффити и стрит-арт стремительно набирают здесь обороты, и на ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия» съезжается огромное количество гостей – как из других городов России, так и из-за рубежа.

Обязательны к посещению также Уральский филиал ГСЦИ и Ural Vision Gallery, где помимо выставок проводят и различные мастер-классы, лекции, встречи с художниками и арт-перформансы.

Найдется в Екатеринбурге и развлечение для ценителей архитектуры – в «столице конструктивизма» (еще один негласный титул города) сосредоточено более 140 памятников этого авангардистского архитектурного стиля. И для создания многих из них в уральскую столицу приглашали не только именитых архитекторов из Москвы и Ленинграда, но даже выпускников немецкого Баухауза.

Вот и получается, что Екатеринбург не так уж прост, как могло бы показаться непосвященному туристу. Но вы-то теперь знаете, что тут к чему. А значит, самое время отправляться в путь и увидеть все, о чем вы только что прочли, своими глазами. И желательно успеть до октября, помните? Ну а выбор отеля для знакомства со столицей Урала очевиден – это комфортабельный Park Inn by Radisson Ekaterinburg , расположенный, как и полагается лучшему отелю города, в самом центре.

Шоумен и неформальный лидер культовой группы "АукцЫон" Олег Гаркуша в эксклюзивном интервью "ДП" рассказал, в каких акциях протеста и почему следует участвовать рок-звездам.

С тех пор, как стало известно, что возрождается Ленинградский рок-клуб, местные рок-легенды снова на слуху. Олег Гаркуша в отличие от многих своих коллег в обновленный рок-клуб вступать не собирается, считая существование такой организации "формальностью".

– Русский рок всегда был музыкой протеста. Есть ли будущее у рока, когда ведущие музыканты выступают на концертах в поддержку властей?

– "АукцЫон" никогда не был группой протеста. У нас есть хулиганские, иронические тексты о власти. Кстати, песня "Птица" написана как раз во время путча ГКЧП в 1991 году. Мне кажется, сегодня рок-музыканты нашего поколения повзрослели, помудрели. И нам совсем не обязательно участвовать в маршах протеста, чтобы как-то выразить свою позицию.

– Но у Юрия Шевчука, например, другое мнение. Сначала на концерте в БКЗ "Октябрьский" он пламенно высказался против стихийной застройки города, а через пару дней после этого появился на "Марше несогласных"...

– У каждого свой взгляд на вещи. Конечно, многое в нашей жизни вызывает возмущение. Стихийная застройка Петербурга – это жуткое безобразие. Когда видишь, как в городе исчезают скверы, в которых мы когда-то пили вино, целовались с девушками... Меня пригласили принять участие в акции в защиту одного такого сквера на Петроградской, и я откликнулся. Город нужно спасать, с этим не поспоришь.
Конечно, все это напоминает старческое ворчание, но с этим поделать нечего. Кто-то сказал, что самое счастливое время в жизни человека – молодость. Ощущение весны, запаха жизни – это самое лучшее, что с нами когда-либо происходило. Люди ездили на рок-концерты за тридевять земель, в другие города, через всю страну. А сегодня многим лень две улицы пройти до клуба, где происходит что-то интересное. Ушла эпоха вместе с ее сейшенами, подпольными концертами, стукачами, "Сайгоном", с вином по рубль тридцать. Этого не вернешь.

– Однако концерты многих рок-звезд по-прежнему собирают полные залы – возможно, не все потеряно?

– Да, публика к нам приходит, и приходит разная, от мала до велика, даже бабушки с детьми. Но нельзя не видеть, как изменилось отношение большинства людей к жизни. Наступило другое время, деньги правят миром, но это не значит, что все попали под их власть. Питерский рок всегда был и будет. Хотелось бы открыть центр типа рок-клуба для молодежи, и город обещал выделить под это помещение. И хотя время изменилось, а кто-то из молодых уже не знает, что такое "АукцЫон", Питер продолжает оставаться столицей рок-н-ролла.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Читая про зарубежный рок, я регулярно наталкиваюсь на словосочетания типа «Бристольская сцена», «Сиэтлская волна» или «Детройт город рока». Конечно, есть Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско и еще куча городов, где были свои рок группы добившиеся известности. При этом не штучный товар, а именно несколько групп из одного города. Размышляя про географию и рок музыку, я естественно решил бросить взор на нашу страну. В общем, сегодня у нас тут рубрика «Занимательная география».

Итак, Россия огромная страна, где есть как минимум 15 городов с населением больше миллиона человек. А много ли у нас городов, где была и есть своя рок сцена? Начнём с Москвы. «Машина Времени» как ни крути одна из старейших групп игравших рок музыку. Они на заглавном снимке. Следом идет команда под названием «Воскресение».

«Николай Коперник» была такая группа в столице. Кто-нибудь помнит её интересно?

«ДК». Забавные экспериментаторы ныне почти забыты. Хотя кому надо те помнят.

«Браво». Этих наверняка вы все знаете.

«Бригада С». Еще одни тяжеловесы из Москвы.

«Звуки Му». Ну, кто не знает Петра Мамонова?

«Вежливый Отказ». Имя я лично знаю, что-то даже пытался слушать, но нет, по-моему, у них хитов.

«Ва-Банк». Играет Скляр с 80-х, а хит я у него ровно один помню.

«Крематорий». Хорошая группа, наверное, можно тоже сказать, что известная.

«Центр». Команда широко известная в узких кругах. С вокалом у Шумова дела так себе. Возможно в этом причина их узкой известности.

«Альянс». У них есть ровно один блокбастер, но зато какой! Тем паче буквально недавно «На заре» снова начала звучать из каждого утюга. Правда, уже не в их исполнении.

«Чёрный Обелиск». Некогда весьма популярная группа.

«Коррозия Металла». Гремели в 90-х. Ныне вряд ли соберут зал даже в родной Москве.

А вот «Ария» еще одни тяжеловесы в плане известности из столицы.

«Монгол Шуудан» люблю, но большинство их знает ровно по одной песне.

«Наив». Тоже москвичи.

«Ногу Свело!». Это очень хорошая, известная и веселая группа.

«Пурген». Когда-то весьма котировались среди панков. Обложку их альбома «Мёртвый президент» я считаю надо обязательно включить в экспозицию «Ельцин Центра».

«Тараканы!». Как ни странно тоже стали в итоге известными. Даже в ротации на радио попадали. Хотя я такую музыку не люблю.

«Банда Четырех» прекрасная и почти никому неизвестная группа. Вот это, по-моему, самое толковое из всего, что выдала Москва в 90-х.

Ну и еще стоит отметить такую барышню из Москвы как Умка.

Ах да. Пожалуй, из московских 90-х надо упомянуть такую команду как «Дубовый Гай» да и самого Дельфина.

Перейдём к Питеру. Тут дела обстоят интереснее. Одной из первых групп в стране были «Россияне».

Были в Ленинграде и «Санкт-Петербург».

«Зоопарк». Одна из лучших групп нашей страны, по-моему.

Гребенщиков. Еще один столп нашего рока.

Продолжаем тяжелую атлетику. «Кино».

«Алиса». Гражданин Кинчев москвич, но стал известным всё-таки в Ленинграде.

«Ноль». Одна из моих любимых групп.

«Секрет». Состояли в ленинградском рок клубе. Всю жизнь был уверен, что они из Москвы.

«Пикник». Загадочная группа для меня. Ни разу не прослушал целиком ни одного альбома.

«АукцЫон». Этих я очень люблю.

«ДДТ». Шевчук конечно не из Ленинграда, но тоже именно там сделал карьеру.

Такая же история и с Александром Башлачевым. Родился в Череповце, учился в Свердловске, но вошел в историю благодаря Ленинграду.

Сергей Курёхин тоже из понаехавших. Однако ассоциируется с Питером.

Местные панки. Панов. Никогда не понимал, как его можно долго слушать. Не моё

Алекс Оголтелый. Этого вообще мало кто знает.

Задерий после ухода из «Алисы» не добился феноменальных результатов, но его группу «Нате!» упомянуть стоит.

«Объект Насмешек». На их обломках позже возникла великолепная команда под руководством Фёдорова.

«Телевизор».

«Странные Игры».

Была такая группа «НЭП».

«Н.О.М.»

«Фронт». Вообще металл больше игрался в столице, но справедливости отмечу и этих ребят из Ленинграда.

Гражданин Машнин. Сам он из Свердловска, но большую часть жизни прожил в Питере. Там же и собрал свой коллектив «МашнинБэнд».

«Колибри». Одна из самых недооценённых групп, по-моему.

Нельзя не вспомнить и группу «Кирпичи».

«Сплин».

«П.Т.В.П.» очень скучная группа по музыке. Сам Никонов никакой вокалист, но, по-моему, у него отличные стихи.

Ну и Сергея Шнурова тоже нельзя не вспомнить.

На мой взгляд, если в 80-х между Москвой и Ленинградом был некий паритет по количеству интересных групп, то ко дню сегодняшнему в лидерах однозначно Питер. В общем-то, с этими двумя городами мне было всё понятно с самого начала. Никаких сомнений у меня не было, что и там и там наберется много музыкантов. Куда интереснее выйти за пределы этих городов. И тут, как ни крути, всплывает Екатеринбург и он же бывший Свердловск.

Одной из первых групп там были «Урфин-Джюс».

Первые не добились какой-то супер славы, но зато Бутусов с компанией в конце 80-х в этом преуспел.

Шахрин так же как и Бутусов по сей день катается по всей стране. Только у него его группа сохранилась.

Удивительно, но на этом перечень городов, где была своя массовая сцена, на мой взгляд, заканчивается. Да, можно вспомнить Нижний Новгород некогда Горький. Но «Хроноп» оттуда так и не взлетел, «Полковника» мало кто знает, а «Чиж» стал известным фактически переехав в Питер.

Так называемая сибирская волна привязывается к Новосибирску. Но Летов, на котором и держалась вся эта волна из Омска. Да и в рок клубе он состоял в Ленинградском под конец 80-х. Омск, к слову, занятный город. Оттуда же ныне широко известная группа «25/17», правда, это уже не рок. Единственное исключение родом из Новосибирска группа «Калинов Мост». Ну и Юрий Наумов там начинал, хотя родился в Свердловске, а состоялся как музыкант опять же в Ленинграде. Наверное, можно еще вспомнить оттуда же Янку, «Промышленную Архитектуру» и «Путти», но это совсем уж локальные явления.

Есть еще Воронеж, но там были лишь «Сектор Газа».

Владивосток прославил Лагутенко.

Из Уфы Земфира, когда-то там начинал Шевчук и есть еще такая команда как «Люмен». Но говорить о какой-то массовой сцене не приходится.

Упомяну я и Калининград с его «Комитетом Охраны Тепла». Правда, тут опять же довольно локальная история. Похожая на Улан-Удэ. Оттуда группа «Оргазм Нострадамуса».

Из Челябинска знаю ВИА «Ариель», но ВИА это вообще отдельная история. Из Красноярска так никто и не выстрелил. Всё как-то тускло в Перми, Волгограде, Ростове-на-Дону. Удивительно, но не было громких имён и в Самаре с Казанью. Занятно, что в крошечном Кургане была группа «Психея», но они в итоге перебазировались в Питер.

В общем, на мой сугубо личный взгляд лишь три города у нас в стране могут похвастаться полноценной рок сценой. Ну и естественно прикручу опрос. Только, пожалуйста, вчитывайтесь в смысл вопроса. Я не веду речь о том кто круче. Я веду речь о влиянии на отдельно взятого человека. Сам я начинал увлечение рок музыкой с «Агаты Кристи» и «Наутилуса Помпилиуса». Посему и проголосовал за Екатеринбург.

Дополнения приветствуются, и любопытно, каких музыкантов из других городов я вообще забыл упомянуть? Ну а на сегодня всё и спасибо вам за внимание.