Эрмитаж подробный план с названиями залов. Как добраться до эрмитажа и что там смотреть в первую очередь. Основные залы Зимнего дворца

Заблудиться в Петербургском центре сложно. :)Эрмитаж находится в историческом городском центре, на Дворцовой площади.

Ближе всего - метро «Адмиралтейская» (270 м). Выйдя, сразу поверните налево, и через пару шагов окажетесь на улице Малой Морской. Там сверните направо, и через несколько метров выйдете на Невский проспект. Затем по нему налево - шагайте до Дворцовой площади, где увидите вход в музей. Для посетителей с интернет-билетами вход отдельный: со стороны ул. Миллионная, в Малом Эрмитаже.

При хорошей погоде, можно прогуляться по Невскому в музей Эрмитаж и подольше: от метро «Гостиный Двор» (переход на станцию Невский проспект) - около 600 м.

Как купить билет в Эрмитаж Санкт-Петербурга?

Какой билет предпочесть: электронный или обычный? Удобнее всего купить электронный билет. От души советуем это сделать: вы оградите себя от очереди в кассу. Длинными очередями музей Эрмитаж известен - особенно в туристические сезоны и школьные каникулы. Но и в другое время, к сожалению, они нередки. Очень обидно, если придется простоять пару часиков, а потом в гардеробе закончатся места для одежды, и объявят, что прием посетителей временно прекращен. Это больше относится к осенне-зимнему времени, когда гардеробная быстро переполняется. Мы в такую ситуацию не попадали, но на форумах люди нередко жалуются.

Сколько стоит билет в Эрмитаж?

Они разнятся в зависимости от сезона, но ненамного. (Обратите внимание: это не касается электронных билетов, на них цены постоянны в течение года). Можно купить электронные билеты на выбор - действительные в течение одного либо двух дней. Разница в цене не очень большая: 680 и 1020 руб. Если располагаете временем, рекомендуем выбрать двухдневный. Он включает в себя большее количество зданий - объектов музейного комплекса.

Где находятся кассы Эрмитажа?

Важный момент: помимо основных кассовых окошек, есть еще кассы Эрмитажа находятся в здании Главного штаба (через площадь от Зимнего дворца). Там очереди обычно значительно меньше.

Эрмитаж бесплатное посещение

Запомните дни, когда все индивидуальные посетители могут пройти бесплатно: это 1-й четверг каждого месяца плюс 7 декабря. Но как раз в эти дни посещения лучше избегать, если не хотите толкаться в толпе. Если возможно, не отправляйтесь в Эрмитаж также во вторник, особенно в первую половину дня. Каждый понедельник - выходной, после которого логично скопление народа.

Бесплатное посещение Ежедневно для следующих групп граждан: Детей, студентов, пенсионеров РФ, а также посетителей некоторых других категорий. Полный список смотрите на официальном сайте.

Как попасть в Эрмитаж без очереди?

В какой период года наименьшая вероятность очередей? В марте мы стояли на улице не больше 15 минут. Столько же ждали друзья в ноябре. Рекомендую пошерстить отзывы на форумах по этой теме. Избегать дни посещения для льготных категорий и летний период, если это возможно

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

  • вторник, четверг, суббота и воскресенье 10:30 - 18:00 (кассы работают до 17:00);
  • среда и пятница 10:30 - 21:00 (кассы работают до 20:00);
  • понедельник – выходной.

Как добраться до Эрмитажа

Эрмитаж расположен в самом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская». При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Вам необходимо пройти налево по Невскому проспекту и вы окажетесь на Дворцовой площади. Вход в Эрмитаж находится на Дворцовой площади.

Также можно дойти от станций «Невский проспект» / «Гостиный Двор». От метро идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской и Невского проспекта Вы увидите арку Главного штаба, через нее попадете на Дворцовую площадь. Вход в музей с Дворцовой площади.

Стоимость билетов в Эрмитаж в 2019 г.

  • для граждан России и Белоруссии - 400 рублей;
  • для пенсионеров (граждан России), детей и студентов (любых стран) – бесплатно;
  • для иностранных граждан (в том числе страны СНГ) - 700 рублей;
  • любительская фотосъемка – бесплатно. Запрещена съемка с использованием штатива, съемка с использованием вспышки;
  • бесплатное посещение - третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря (День Эрмитажа) для всех категорий посетителей.

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского.

Сегодня государственный музей Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В нее входит живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки.

За целый день осмотреть все экспозиции музея можно только очень беглым шагом. Рекомендуем разбить визит в Эрмитаж на 2 дня, а если приехали в Петербург на несколько дней, то продолжить изучение музея в следующий визит.

Делимся полезной информацией, чтобы посещение Эрмитажа прошло максимально просто и интересно.

Не пропустите:

Режим работы

Музей открыт для посетителей:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы работают до 17.00)
  • среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы работают ДО 20.00)

Когда вход в Эрмитаж бесплатный

Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

В Эрмитаж на вход всегда есть очередь. В музей запускают партиями. В обычные дни очередь где-то на час-полтора. Но в дни бесплатного посещения очередь на вход может стоять от Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Если хотите сэкономить на билете, приходите пораньше и будьте готовы простоять 2-3 часа.

Стоимость билетов

Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.

Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.

Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.

  • 300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.

Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.

При покупке билетов необходимо предъявить паспорт . Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.

  • 700 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
  • Бесплатные билеты — пенсионеры (только граждане России ), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.

Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.

Где покупать билеты в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.

Билеты в кассе Эрмитажа

Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью — в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.

Билеты в электронном киоске

Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.

Электронные билеты и вход без очереди

Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии , который дает право на вход в Музей без очереди ! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот , где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.

Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:

  • 730 рублей — бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
  • 1020 рублей — исследуйте Эрмитаж 2 дня.

Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.

Где вход в Эрмитаж

Если купили электронный билет , который дает право на вход без очереди, то вам в отдельный вход — через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной – между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа).

Для всех остальных : напротив Александровской колонны находятся ворота, через которые попадаем в Большой двор Зимнего дворца. Стоят две очереди. Можете становиться туда, где больше нравится.

Для тех, кто хочет посмотреть экспозиции, расположенные в Главном штабе, необходимо выйти из Большого двора и пройти в противоположном направлении. Если стоять лицом к арке Главного штаба, то в 100 метрах слева будет практически неприметный вход в музей.

Как посмотреть Эрмитаж

После покупки билета, можете оставить личные вещи в гардеробе. Верхнюю одежду обязательно. Не поверите, но там скорее всего тоже будет очередь. Есть камеры автоматические камеры хранения, их мало и они всегда заняты. После этого билетный контроль. Жидкости проносить нельзя.

После контроля можете взять аудиогид и схему Эрмитажа. Схема бесплатная, а аудиогид стоит 350 рублей на русском языке и 500 на иностранном. Залог 2000 рублей или документ (кроме паспорта!).

Схему возьмите обязательно! Иначе будет не понятно куда идти. В каждом зале есть свои смотрители. Они следят за порядком и помогают сориентироваться в музее. Это не гиды или экскурсоводы. Смотрители могут только подсказать — как пройти в зал с фламандцами или где находятся часы «Павлин».

Можете скачать официальный аудиогид для смартфона от Эрмитажа . Правда там только несколько экскурсий по залам бесплатные, остальные необходимо купить.

Лучший вариант для первого раза — в компании с искусствоведом.

По Эрмитажу можно ходить очень долго. Чтобы посмотреть все экспонаты, которые есть в коллекции Эрмитажа, уделяя каждому не больше 1 минуты, понадобится 8 лет. Но вы рассчитывайте на 3-5 часов. И весь день ходить тяжело. Делайте небольшие перерывы — на первом этаже, недалеко от Иорданской лестницы, есть кафе.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой.

В Эрмитаже 305 залов, но их число может меняться в зависимости от временных выставок. Если ограничены по времени, вот вам самые красивые залы и жемчужины Эрмитажа:

1. Иорданская лестница.

Именно отсюда начнется знакомство с Эрмитажем.

2. Лоджии Рафаэля.

Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому.

3. Гербовый зал Зимнего дворца.

Один из самых роскошных залов.

4. Александровский зал.

Просторный зал, сочетающий элементы готики и неоклассицизма.

5. Малахитовая гостиная.

Из-за отделки интерьеров драгоценными камнями — это самое ценное помещение в корпусе.

6. Золотая гостиная Марии Александровны.

Парадная комната императрицы Марии Александровны. Атмосфера полностью соответствует названию — все блистает.

7. Концертный зал.

8. Белый зал.

9. Залы Древнего Египта.

Скульптуры, саркофаги, мумии, тексты из Книги мертвых, древние амулеты, статуя Аменемхета Третьего, скульптура богини Сехмет. Пропустить нельзя.

10. Залы Древнего Рима и Древней Греции.

Культура античности в огромном количестве помещений.

11. Павильонный зал.

Самый драгоценный экспонат этого зала — механические часы «Павлин».

12. Зал Леонардо Да Винчи.

13. Нидерландская живопись.

14. Зал Рембрандта.

Мимо этого зала вы не сможете пройти. Возле картины «Блудный сын» всегда стоит огромнейшая толпа, не меньше, чем перед Джокондой в Лувре.

Кстати, Эрмитаж обладает второй коллекцией полотен Рембрандта. Соперничает с ним только музей Рембрандта в Амстердаме.