Элективные курсы по культуре речи. Элективный курс «Беседы о русской культуре. О грехе сквернословия

Элективный курс "История русской культуры"

10 класс, 34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни требуют развитие новых качеств у человека: таких как умение быстро ориентироваться в ситуации, оперативно решать проблемы, умение вести диалог. Современный человек чётко должен осознавать своё место в мире. Если он хочет быть успешным, то должен выбрать себе такую профессию, которая поможет раскрыть его способности и умения. Элективные курсы помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создают условия для утверждения ученика в правильности выбора, являются важнейшим средством индивидуализации обучения. Они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.

Элективный курс для углубления отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу по истории. Он позволит привести изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения своего образования. Проведя анализ учебных заведений, я пришла к выводу, что в Кировской области много учебных заведений предлагающих специальности связанные с культурой и искусством. Данный элективный курс поможет в выборе таких специальностей, как историк, искусствовед, экскурсовод, культуролог, дизайнер и др.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.

Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.

Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Основная цель курса «История культуры» состоит в помощи старшеклассникам:

Повышение интереса к гуманитарному образованию

Формирование навыков работы со справочной литературой

Развитие навыков исследовательской работы

Реализация интереса к предмету

Расширение кругозора учащихся.

Задачи курса:

Вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

Формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные исследовательские умения;

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;

Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Планируемые результаты обучения:

Знания:

Конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития культуры;

Историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся деятелей культуры;

вклад России в мировую культуру.

Умения:

Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

Умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

устной и письменной презентации материала.
Программа рассчитана на 34ч., включает 2 раздела, где в хронологическом порядке представлено развитие культуры с IX-XIX вв.: «Средневековая культура (IX-XVII вв.)», «Культура нового времени (XVIII-XIX вв.)».
Объём различных форм учебной работы

Всего занятий 34ч.

В том числе:

Лекции 12

Практические занятия 22

Программа.
Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества. (1ч.)

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

Тема 2. Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в .) (4ч.)

Тема 3 . Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.) (3ч.)

Тема 4. (3 ч.)

Тема 5. Культура XVII в. (4 ч.)

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья.

Раздел 2. (18 ч.)

Тема 6. (4 ч.)

Тема 7. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (5 ч.)

Тема 8. Культура в первой половине XIX в. (5 ч.)

Тема 9. Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов . (4 ч.)

Итоговое занятие . Мини-конференция. (1 ч.)

Учебно-тематический план




Содержание раздела, темы

Всего часов

Лекц. час.

Практ. час.

Формы контроля

1

Культура в жизни человека и развитии общества.

1

1

-

Фронтальная беседа.

Раздел 1.Средневековая культура (IX-XVII вв).

14

2

Древнерусская культура (IX-п.п.XIII вв)

4

1

3

Фронтальная беседа, кластер. семинар.

3

Культура формирующейся великорусской народности (вт.п.XIII-XV вв)

3

1

2

Практикум, мини-проекты, фронтальная беседа

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

3

1

2

Тест, фронтальная беседа, презентация Power Point.

5

Культура XVII вв.

4

1

3

Рефераты учащихся, презентации Power Point.

Раздел 2. Культура нового времени (XVIII-XIX вв)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

4

1

3

Эссе

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII-начале XIX в.

5

2

3

Составление энциклопедической справки, презентации Power Point, сообщения учащихся.

8

Культура в первой половине XIX в.

5

2

3

Составление таблиц.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80 гг.

4

1

3

Фронтальный опрос, презентации, эссе

10

Итоговый контроль.

1

-

1

Тест в форме ЕГЭ.

итого

34

12

22

Календарно-тематическое планирование


темы

Тема

Основное содержание

Форма организации занятий

Форма контроля

План

Факт

1

Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе.

Лекция с элементами беседы, позволяющая выявить, насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Фронтальная беседа.

Раздел 1. Средневековая культура (IX-XVII вв) 14 часов

2

Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.)

Наследие восточных славян. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Летописание как исторический источник и литературный жанр. Богословская политическая речь («Слово о Законе и Благодати»). «Поучение Владимира Мономаха» - исповедь государственного деятеля Древней Руси. Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры. Монументальная живопись – мозаика, фреска. Язык образов и знаков: станковая живопись (иконопись). Символика русской православной иконы.

Информационная лекция, практикум: комментирование чтение произведений древнерусской культуры.

Семинарское занятие.


Фронтальная беседа. Кластер, тест, рефераты

3

Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)

Идеи единства Русской земли и борьбы с иноземным игом и неразрывной связи Руси XIV-XV вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Центры книжности - Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Культура «русского обычая». Мысли о камне: ансамбль Московского Кремля. Росписи церквей и монастырей.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: архитектура Кремля.

«Живопись» фронтальная беседа. Мини-пректы: «ансамбль Московского кремля», «Творчество А.Рублева, Ф.Грека».

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

Москва – центр складывания культуры русской народности, объединение местных культур. Новый облик столицы. Перестройка Московского Кремля. Религиозные праздники и народные традиции. Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи.

Информационная лекция. Практикум: комментирование чтение произведений литературы. Воображаемая экскурсия по Московскому Кремлю.

Фронтальная беседа, презентация Power Point «Московский Кремль».

5

Культура XVII в.

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья, Вятского края.

Информационная лекция. Семинарское занятие.

Кластер, рефераты, презентация Power Point «Светский характер культуры».

Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

Необходимость развития научных знаний и практические потребности государства. Царь-реформатор: преобразования в культуре. Система культурно-просветительских учреждений: светские библиотеки, Кунсткамера – первый русский музей. Создание ансамбля Петербурга, стиль Петровского барокко. Новые явления в живописи: гравюра и портрет Изменения в быту: ношение европейского платья, введение нового летоисчисления, светские праздники с маскарадами и фейерверками, публичный театр, ассамблеи. Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной композиторской школы.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: написание эссе «Роль государства в развитии русской культуры XVIII в».

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в.

Рост социальной направленности русской культуры. Сатирическая журналистика. Учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. Развитие географии и истории как наук. Новая художественная литература, развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Крепостной театр – своеобразное явление культурной жизни второй половины XVIII- начала XIX в. Система жанров в живописи: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Феномен русского портрета. Основы светской скульптуры. Русский классицизм в архитектуре.

Информационная лекция. Практикум: составление энциклопедической справки».

Тест. Презентация Power Point «Живопись. Русский портрет», «Архитектура. Классицизм».

8

Культура в первой половине XIX века.

Развитие научных знаний. «Золотой век» русской литературы. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры Мартоса и Клодта.

Информационная лекция. Практикум: составление таблиц. Семинарское занятие.

Семинарское занятие.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов.

Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка» Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура

Информационная лекция. Практикум: работа с сайтами Интернет, подготовка и проведение виртуальных экскурсий по музеям.

Фронтальный опрос. Эссе «Расцвет русской культуры».

10

Итоговый контроль.

Тест в форме ЕГЭ

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Д.С.Лихачёв Устная речь – это процесс публичного мышления. Это – всегда импровизация. И.Андроников Пояснительная записка В основе курса лежат положения федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку: одной из целей обучения русскому языку является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах). Рабочая программа составлена на основе Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Кутеминская СОШ». Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Кутеминская СОШ» на 2015-2016 учебный год. В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета, так и о правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно не проявляется, как в речи. Речь говорящего – его интеллект и культура. Культура речи – это «живое» образное слово. В нём имеют значение три составные: кто говорит, что говорит, как говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не даёт ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить. Однако произнести речь – искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости. Предполагаемый курс восполнит в определённой мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению. Следовательно, цель этого курса состоит в том, чтобы сформировать представление о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового. Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 класса. На изучение курса отводится 14 часов. Элективный курс может быть продолжен учащимися любого профиля. Содержание программы 1. Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Поведение и общение как проявление внутреннего мира человека. Исторические корни этикета. Основные направления этикета. 2. «Роскошь человеческого общения». Что такое общение? Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать радость от общения? Можно ли научиться правильно общаться с людьми? От какого общения следует отказываться? 3. Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. Приветствие как обычай. Варианты приветствия. Правила приветствия. Национальная особенность приветствия. Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете. Извинение как правило проявления вежливости, искренности. «Извините» «извиняюсь». Извинение – не оправдание. Афронт. 4. Умение вести беседу. Учимся слушать и слышать. Беседа как обмен мыслями. Постановка голоса – решение речевых проблем. Пауза в речи. Акцент. Выразительность речи. Умение вести дискуссию. 5. Правила общения. Разговор по телефону. Правила разговора по телефону. Особенности передачи информации в использовании других средств связи. 6. Учимся говорить и принимать комплименты. Комплимент, похвала. Предмет комплимента. Правила «хорошего тона». 7. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. Структура беседы (начало, середина, конец). Как вступить в беседу. Выход из беседы. Модели беседы. 8. Нетикет, или этикет пользователей локальных сетей. Автономный компьютер в учебном классе. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет. Правила пользования электронной почтой. 9. Деловой этикет, его виды. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. Деловые бумаги. Бланк. Визитная карточка. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Открытка. Телеграмма. Факс и электронная почта. 10. Нормы устной речи. Построение фраз. Произношение слов. Отклонения от произносительных норм и их причины. Повторяемость слова в фразе. Произнесение Э и Е. Класть вместо «ложить». Одеть и надеть. Речевые ошибки при склонении числительных «оба» и «обе». Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение, его смыслоразличительная роль. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:       Историю делового общения; Правила общения; Деловой этикет, его виды; Этикет общения в компьютерных сетях и в дисплейном классе; Нормы устной речи; Основные виды эмоционального воздействия на слушателя. Учащиеся должны уметь:        Правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему; Вести беседу, говорить по телефону; Оформлять деловые бумаги; Подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению делового совещания; Самостоятельно находить информацию в источниках разного типа, в том числе и в Интернете; Правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов; Использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Михальская А.К. Основы риторики. – М., «Просвещение», 1996 г. Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов. – Волгоград, «Учитель», 2005 г. Михайлов И.И. Этика. – Казань, «Магариф», 2003 г. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. – Казань, 1999 г. Журнал «Мэгариф»:  Г.Х.Ахбарова «Служебные письма в содержании профильного обучения» (№7, 2007) 6. Журнал «Русский язык в школе»:  В.К.Харченко «Вопросы культуры речи. Молодёжи о сквернословии» (№1, 1997)  Н.И.Формановская «Вопросы культуры речи. Обращение» (№3, 1994)  Н.И.Формановская «Вопросы культуры речи. Культура общения и речевой этикет» (№5, 1993)  Н.К.Онипенко «Способы установления речевого контакта, обращение» (№6, 1993)  А.В.Коренева «Урок по культуре речевого общения. Учимся благодарить» (№4, 1993)  Н.А.Борисенко «Два урока культуры речи с «Пигмалионом»» (№4, №5, 2004)  А.С.Широкова «Комплекс упражнений по речевому этикету» (№6, 2004) 1. 2. 3. 4. 5.  Л.А.Кашина «Речевые ошибки учащихся. Практикум» (№ 5-6, 1992) 7. Журнал «Русский язык в школе и дома»:  А.В.Зеленин «Что такое сетевой этикет?» (№5, 2002)  А.Н.Шустов «Речевой этикет. Целиком или полностью?» (№4, 2002) 8. Журнал «Русская речь»:  Г.А.Золотова «Как быть вежливым» (№5, 1985)  Л.А.Шкатова «Речевой этикет: если вы пассажир» (№4, 1984)  И.Н.Горелов «Речь и этикет: книга учит искусству общения» (№5, 1984)  Л.А.Глинкина « «Весь ваш без церемоний…» (Речевой этикет в частных письмах XIX века)» (№1, 1985)  Л.А.Глинкина «Речевой этикет: «ты» и «вы»» (№2, 1984) 9. Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя. – Волгоград, «Учитель», 2003 г. 10. Южин В.И. Энциклопедия этикета. – М., «РИПОЛ классик», 2007 г. 11. Правила вежливости и светского этикета. – М., «Белый город», 2007 г. 12. К.Ляхова. Причуды этикета (электронная книга). Учебно-тематическое планирование по элективному курсу (литература) «Культура общения» Класс: 9 Учитель: Миронова Елена Вадимовна Количество часов (всего): 14; в неделю: 1 час В основе курса лежат положения федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку и литературе. Календарно-тематическое планирование № п/п Кол-во часов Оборудовани е Форма учебной деятельности Тип урока Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Южин В.И. Энциклопед ия этикета Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Лекция Комбинир ованный Знать понятие «этикет», происхождение слова «этикет», исторические корни этикета, основные направления этикета, его виды. Практикум Комбинир ованный Знать, что такое общение, что необходимо человеку для того, чтобы испытывать радость от общения, можно ли научиться правильно общаться с людьми, от какого общения следует отказываться? Знать основные правила общения. Понимать, что приветствие является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека. Уметь выбирать различные формы обращения в зависимости от речевой ситуации. Уметь правильно приносить извинения. Знать структуру беседы, Планируемый результат Тема урока 1 Введение. Этикет – кодекс хороших манер. 1 2 «Роскошь человеческого общения» 1 3 Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. 2 Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Беседа. Игра Комбинир ованный 4 Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. 5 Умение вести беседу. Учимся 1 Вялкова Беседа. Игра Комбинир Дата проведения план. факт. слушать и слышать. Г.М. Сборник элективных курсов 6 Правила общения. Разговор по телефону. 1 7 Учимся говорить и принимать комплименты. 1 8 Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. 2 9 Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. Нетикет, или этикет пользователей 10 1 Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководите ля Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководите ля Михальская А.К. Основы риторики Вялкова ованный правила «хорошего слушания», уметь вести беседу, слушать в процессе общения, работать над собой. Знать основные правила телефонного этикета, этикет мобильной связи. Понимать, что манера разговора по телефону, как и при личной встрече, несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа. Практикум Комбинир ованный Лекция с элементами беседы. Игра Комбинир ованный Понимать суть комплимента, уметь различать похвалу и комплимент, говорить и принимать комплименты, переосмысливать жизненные ситуации, применять полученные знания на практике. Лекция Комбинир ованный Лекция Комбинир Знать, как правильно вступить в беседу, основные элементы начала, различные приёмы продолжения беседы, элементы заключительной части беседы, непродуктивные модели беседы. Уметь вести беседу. Знать понятие «нетикет», локальных сетей. 11 Деловой этикет, его виды. Деловые бумаги. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. 12 Деловой этикет, его виды. Деловые бумаги. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. 13 Нормы устной речи. 14 Нормы устной речи. 2 2 Г.М. Сборник элективных курсов, Южин В.И. Энциклопед ия этикета Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, словари, задания по теме занятия ованный его основные положения. уметь применять положения нетикета на практике. Уметь пользоваться Интернетом, электронной почтой. Лекция Комбинир ованный Знать понятия «деловой этикет», «деловая речь»; виды делового этикета, требования к деловой речи. Уметь составлять различные виды писем, заполнять бланки, в том числе телеграммные. Лекция с элементами беседы. практикум Комбинир ованный Знать, что правильная речь – это речь, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка, о нормах произношения. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, находить отклонения от норм в устной речи.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом.

Данная программа конкретизирует содержание программы элективного курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.

Новизной программы элективного курса «Культура речи» является направленность курса на совершенствование и развитие навыков связной культурной речи обучающихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Курс «Культура речи» является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе:

9 класс - 17 недель – 17 уроков (1 час в неделю).

Программа допускает вариантность применения, корректировку содержания с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

    Научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса

    Повысить уровень речевой культуры, коммуникативной компетентности учащихся

    Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи;

    Выработать навыки и методы самостоятельной работы с источниками, развить начальные навыки научно-исследовательской деятельности;

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Введение (1 час)

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка.

Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Раздел 2: Подготовка и практика выступления (16 часов)

Культура речи, ее предмет и задачи.

Понятие о культуре речи. Работа с понятиями: речь, культура речи, речевой этикет.

Основные признаки культуры речи.

Закрепление представления о составляющих культуры речи.

Осторожно: слово!

Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.

Виды речи. Приветственная речь.

Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.

Информационная речь.

Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа

Фигуры речи. Выразительные средства языка.

Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Создание собственных текстов с использованием средств выразительности.

Орфоэпия.

Ударение. Культура произношения. Языковые нормы.

Искусство и культура общения.

Истоки культуры общения. Общение. Разные формы общения между людьми.

Подготовка и презентация публичных выступлений обучающихся.

Систематизация полученных знаний. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения культуры речи ученик должен:

    Знать : основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

    Уметь: правильно подбирать лексические понятия; работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Получения и оценки информации;

    Реализации своих коммуникативных намерений в различных ситуациях общения

    Использования в общении языковых средств разных функциональных стилей публичных выступлений

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

    наблюдение за активностью на занятиях;

    результаты выполнения предложенных заданий;

    анализ промежуточных творческих работ;

    создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям. Оценка по пятибалльной шкале не выставляется (зачёт-незачёт).

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Устный опрос.

Дается устное задание по новому материалу.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

    Публичное выступление

Критерии

Показатели критерия

Соответствие содержания выступления заявленной теме.

нет отступлений

одно отступление

два отступления

Структура выступления

Структура выдержана полностью (вступление, основная часть, заключение)

Отсутствие одного из элементов

Отсутствие двух элементов

Структура не выдержана совсем

Логика высказывания не нарушена

Невербальное поведение

Эмоциональность, мимика и жесты уместны, адекватны содержанию речи

Эмоциональность, мимика и жесты не всегда уместны, расходятся с содержанием речи

Эмоциональность, мимика и жесты отсутствуют

Речевое оформление

Предложения построены верно

В построении предложений есть ошибки

Наличие связующих (вводных) слов

Отсутствие речевых повторов

Соответствие регламенту

Выступление длится более 2 минут

1,5 – 2 минуты

1-1,5 минуты

Менее 1 минуты

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

    Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2006 г.

    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.

    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 год.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М. 2002 год.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. Айрис рольф, 1996 год.

8. Чечет Р.Г., Софронова И.Н. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск: «Тетра Системс», 2006 год.

    медиаресурсы:

    Тренинг по публичному выступлению

    Интернет- ресурсы

    Учебник «Культура речи» http://www.klex.ru/5ew

2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

МБОУ СОШ №1 с валеологическим направлением города Можги Удмуртской республики

Планирование

элективного курса

«Культурный аспект российской истории»

Преподаватель: Смирнова Е.В.

10-11 класс

Можга, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность . Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»

Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интериозировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории » поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.

Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры» (Отчет ФИПИ о результатах ЕГЭ по истории 2011 г, с.25). Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.

Место курса в образовательном процессе . Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.

Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.

Предмет курса - отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.

Цель изучения курса - введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.

Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.

Задачи преподавания курса:


  • формирование основ культурологического мышления;

  • развитие познавательного и креативного потенциала личности;

  • создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;

  • развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.
Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Данная программа была разработана и апробирована как учебная модифицированная в МОУ СОШ № 1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в течение 2 лет. При написании основной части программы использовались идеи изучения курса по истории русской культуры на профильном уровне Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой. Содержание разделов и методика преподавания курса планировались с применением материалов программ и учебников Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» (профильный уровень), Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», А. А. Аронова « Мировая художественная культура. Россия. Конец 19 - 20 век».

Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.

Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 класс) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.

Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов . Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в исторической пространстве, преемственность культурной системы, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы культурного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества);

Персоналистическую (обеспечивает понимание собственной уникальности, настраивает на позитивно-критическое мышление, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора человека, согласования его собственного поведения с социальными нормами);

Созидательную (создает условия для самореализации, самовыражения, саморазвития личности, для выработки инновационных типов поведения на основе усвоенных образцов).

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно - деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.

В процессе преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.

Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением , в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:

Эмоциональные:


  • ситуация успеха;

  • поощрение и порицание;

  • познавательная игра;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:

  • предъявление образовательных требований;

  • формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:

  • развитие желания быть полезными обществу;

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;

  • решение творческих задач;

  • создание проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты развития ученика :

  • владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

  • владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

  • умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

  • умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

  • умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

  • умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

  • умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Оценка результативности.

Подходы и принципы к организации контроля

1. Индивидуальный характер контроля.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.

Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги , на которых разбираются модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать такую систему оценивания, как портфолио достижений учащегося .

Учебно-тематический план (10 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

10

3

7

1

Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры

3

1

2

2

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках

3

1

2

3

Московское царство как культурная эпоха

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси»

1

1

Раздел 2 . Культура русского Просвещения

13

4

9

4

Русская культура на пороге нового времени

3

1

2

5

Эпоха Просвещения в России

3

1

2

6

Художественный образ 18 века

3

1

2

7

«Золотой век» русской культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения»

1

1

Раздел 3. Классическая русская культура 19 века

9

2

7

8

Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг.

2

1

1

9

Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир

3

1

2

10

Русская культура второй половины 19 века

3

3

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века»

1

1

Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (11 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

1

Раздел 4. Серебряный век русской культуры и его альтернативы

14

4

10

11

«Новая» русская культура рубежа веков

4

1

3

12

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

5

2

3

13

Революция и судьбы культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы»

2

2

Раздел 5 . Культура советского общества

10

2

8

14

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

1

3

15

Официальное и неофициальное пространство советской икультуры

4

1

3

Тренинг по разделу «Культура советского общества»

1

1

Раздел 6. Культура постсоветской России

8

2

7

16

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

1

2

17

Культурное пространство постсоветского общества

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России»

1

1

Мини-конференция. Защита творческой работы

2

2

Итоговый урок. Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс.

Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)

Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.

Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.

Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.

Ключевые понятия : культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).

Раздел 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образованием Амгинского улуса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г.Короленко с углубленным изучением отдельных предметов»

«Утверждаю»

Директор АСОШ №1

Назарова С.К.

«___» ________________ 2015г.

«Согласовано» Рассмотрено на заседании МО

Заместитель директора Протокол № ___1__

Судинов Н.Н.

Рабочая программа

элективного курса «Культура России» по предмету «мировая художественная культура»

в 10 классе

2015 – 2016 учебный год

Учитель Егорова Л.Н.

2015 г.

с.Амга

Пояснительная записка

Образовательная область: искусство

Предмет: Мировая художественная культура

Элективный курс «Культура России»

Класс: 10- 11

Программа: Искусство 5 – 11 классы. Рабочие программы Г.И.Даниловой. 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014.

Год: 2015 – 2016

Количество часов: в год – 35, в неделю -1. Количество часов за 2 года: 70

Учебным материалом курса является книга «Россия» - новая книга в серии «Мировая художественная культура». Предлагаемый учебник включает материалы по названному курсу и охватывает период с древнейших времен до конца 19 века. Особое внимание уделено русской культуре и искусству допетровского времени. Подробно рассматриваются древнерусская храмовая архитектура и иконопись, которым ранее уделялось мало внимания в учебной литературе. Также обзорно включены темы по 18 и 19 векам (изобразительное искусство, русское народное творчество), т.к. литература по этому периоду более доступна.

Учебник подготовлен в соответствии с современными методическими требованиями и выходит в комплекте с рабочей тетрадью, которая дополняет содержание книги.

Цель курса: изучение русской культуры и искусства допетровского времени; культуры России 18 и 1-ой половины 19 века.

Задачи: показать духовное богатство и красоту русской культуры, запечатленных в произведениях различных видов искусства.

Программа предусматривает изучение курса на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение курса в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время, способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

Развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

Накопление опыта эстетического переживания;

Формирование творческого отношения к проблемам;

Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

Подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

Формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

Выявление причинно-следственных связей;

Поиск аналогов в искусстве;

Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

Формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

Применение методов познания через художественный образ;

Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

Определение целей и задач учебной деятельности;

Выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

Самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

Наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

Восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

Представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

Представление системы общечеловеческих ценностей;

Ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

Понимание условности языка искусства;

Различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

Классификацию изученных объектов и явлений культуры;

Структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

Осознание ценности и места отечественного искусства;

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

Уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

Формирование коммуникативной, информационной компетентности;

Описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

Овладение культурой устной и письменной речи;

Развитие индивидуального художественного вкуса;

Расширение эстетического кругозора;

Умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых формобщения с произведениями искусства;

Реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов;

- использование выразительных средств искусства в собственном творчестве

Требования к результатам обучения и воспитания:

Учащиеся научатся:

Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

Проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

Участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей

Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Личностными результатами изучения искусства являются:

Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

Оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

Формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

Овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

Обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

Расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

Совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

Приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Содержание курса за 1 –ый год обучения, 10 класс

Образ жизни древних славян – Языческие верования и праздники древних славян. Восточнославянские языческие святилища. Предания об образовании древнерусского государства. Распространение христианства на Руси . Святые Борис и Глеб*.

Архитектура Древней Руси.

Жилища из дерева на Руси. Типы русской избы. Каменное строительство в Древней Руси. Православный храм. Конструкция и внутреннее устройство . Арка, свод и купол. Храмы Киевской Руси. Десятинная церковь. Собор Святой Софии в Киеве. Светская живопись в соборе СВ.Софии. отличия первых каменных церквей Киевской Руси от храмов Византии.

Храмы Владимиро – Суздальской земли. Успенский собор во Владимире. Золотые ворота Владимира. Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор во Владимире. Новгородские храмы. Ладожские храмы 12 века.

Клетские церкви и часовни. Шатровые церкви и колокольни . Ярусные, кубоватые и многоглавые церкви. Преображенская церковь в Кижах.

градостроительство на Руси. Поселения на Руси 16 – 17 вв. Деревянные крепости. Городские укрепления. Центр города. Ростовский кремль. Посады. Дома и дворы. Русские монастыри. Свято – Троицкая Сергиева лавра (Троицкий монастырь)

Московский кремль. Стены и башни Кремля в 15-17 веках. Спасская башня . Соборы и дворцы Московского кремля. Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Колокольня Иван Великий. Грановитая палата. Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного). Шатровое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском.

Государев двор в 17в. Доспехи и оружие воинов Древней и Средневековой Руси. Ювелирное искусство Древней Руси.

Живопись Древней Руси. Основные иконографические типы . Образ Иисуса Христа. Иконографические символы. Образ Божией Матери. Иконы ангелов. Иконостас в православной церкви. Школы. Мастера. Иконы. Богоматерь Владимирская. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Живопись в 17веке. Симон Ушаков.

Книжное дело на Руси. Первые книги на Руси. Памятники древнерусской литературы. Распространение грамотности на Руси. Изготовление книг на Руси. Ярослав Мудрый. Русская правда. Максим Грек. Книгопечатание на Руси. Учебные заведения на Руси в 17 веке.

Жизненный уклад на Руси. Домашняя мебель и утварь. Посуда. Одежда 17 в.

Мифология. Славянский фольклор . Боги древних славян.

Праздники и обряды. Праздники и обряды годового цикла. Народные игры. Обряды жизненного цикла.

Календарно – тематическое планирование.

Кол-во часов

Сроки

Ключевые компетенции

план

факт

Русь от древних славян до Петра 1

Культура и быт древних славян.

Образ жизни древних славян.

Предания об образовании древнерусского государства.

Распространение христианства на Руси.

2ч.

Знание терминов и владение ими.

Выявление причинно – следственных связей.

Архитектура Древней Руси.

Умение выделить особенности древнерусской архитектуры

Практическая работа № 1

Храмы Владимиро – Суздальской земли и Новгорода.

Знание отличий архитектурного направления. Знание архитектурных элементов. Освоение терминов.

Практическая работа № 2

Деревянное храмовое зодчество.

Знание видов деревянного зодчества. Разновидности церквей.

Практическая работа 3

Русские города и монастыри 9 – 17 вв.

Традиции русской градостроительной культуры

Архитектура Москвы 14 – 17 вв.

Знание истории московской архитектуры. Характеристика особенностей развития архитектуры.

Повторение

Государев двор. Оружейная палата. Воинские доспехи.

Описание

Практическая работа

Живопись Древней Руси.

Знание специфики древнерусского искусства

Практическая работа

Книжное дело на Руси.

Развитие, традиции книжного дела

Жизненный уклад на Руси.

Описание дома, мебели, одежды в Древней Руси

Практическая работа

Мифология.

Выделение темы, сюжета. Понимание мифов как ненаучного способа познания мира.

Праздники и обряды.

Происхождение праздников. Знание обрядов, их цикла.

Практическая работа

Содержание курса за 2- ой год обучения. 11 класс. От Петра 1 до Екатерины II

Основные направления русской архитектуры в 18 веке. Основание Санкт – Петербурга. Петровское барокко. Д.Трезини. Кунсткамера- первый музей России . Елизаветинское барокко . Зимний дворец. Эрмитаж. Классицизм 2-ой половины 18в. Монастыри и храмы 18века в Петербурге. Александро – Невская лавра. Смольный монастырь и Смольный собор.

Резиденции Екатерины II в Москве. Здание Сената в Кремле. Петровский путевой дворец. Московский классицизм. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. Усадебное зодчество. Кусково. Архангельское.

Двор и дворяне в 18 веке. Петровские ассамблеи. Придворные церемонии.

Академия наук в Петербурге. Смольный институт. Воспитательные дома. Народное училище. Московский университет. Екатерина Р.Дашкова. академия российской словесности. Введение русского гражданского шрифта.

Изобразительное искусство в 18 веке. Искусство гравюры. Станковая живопись. Историческая живопись. Скульптура. Расцвет русской культуры в последней трети 18 века.

Культура России в 19 веке

Основные архитектурные направления в России в 19 веке. Московская архитектура. Храм Христа Спасителя в Москве. Кремль и Красная площадь в 19 веке.

Казанский собор. А.Н.Воронихин. Васильевский остров. Адмиралтейство. А.Д.Захаров. Ансамбли Росси. Александровская колонна. Памятник Екатерине 2. Исаакиевский собор. Храм Вознесения Христова «Спас на крови» в Петербурге.

Дворянская служба. Женщины-дворянки в 1-ой половине 19 века. Дворянский бал. Дуэль. Дворянские обеды.

Царскосельский лицей. Перемены в российском просвещении. Женское образование. Российские университеты в 19 веке.

О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. А.А.Иванов. А.Г.Венецианов. К.П.Брюллов. П.М.Третьяков. П.А.Федотов. И.К.Айвазовский. Живопись 2-ой половины 19 века. В.Г.Перов. В.М.Васнецов. И.Е.Репин. В.В.Верещагин. В.И.Суриков. пейзаж во 2-ой половине 19 века.

Русское народное творчество. Народная живопись 17 – 19 веков. Народная живопись Великого Устюга. Костромская живопись. Хохломская роспись. Художественная резьба по дереву и кости. Русский лубок.

Название разделов, тем, уроков

Количество часов

Срок провед

Факт

Ключевые компетенции

От Петра I до Екатерины II

Русские города в 18 веке. Архитектура Санкт – Петербурга.

Московская архитектура 18 века.

Описание и анализ памятников архитектуры в единстве формы и содержания

Практическая работа

Двор и дворяне в 18 веке.

Описание жизни петровского времени

Образование и наука в 18 веке.

Знание характера образования, типов учебных заведений.

Практическая работа

Культура России в 19 веке

Российские города в 19 веке. Москва.

Архитектура Петербурга в 19 веке.

Сравнительный анализ архитектурных сооружений с произведениями предшествующих эпох

Практическая работа

Императорский двор и дворяне в 19 веке.

Имперская власть. Понимание изменения значения слова «чин». Табель о рангах.

Просвещение в первой половине 19 века.

Характеристика развития образования. Сословность образования. Перемены в образовании.ю

Изобразительное искусство первой половины 19 века.

Оценка и анализ произведений с позиций классицизма, романтизма, реализма.

Практическая работа

Русское народное творчество.

Понимание народного искусства как искусства многих поколений людей. Знание произведений народного искусства.

Практическая работа

Заключительное занятие

Систематизация знаний

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Данилова Г.И. Искусство. 10 - 11 классы. Рабочие программы. М, Дрофа, 2014

Е.В.Дмитриева. Мировая художественная культура. Россия. Учебник. СПб. КОРОНА принт. 2013

Е.В.Дмитриева. Мировая художественная культура. Россия. Рабочая тетрадь. СПб. КОРОНА принт. 2014