«Эффекта Моцарта» не существует: как на самом деле действует музыка на мозг? Эффект Моцарта: целительная сила музыки


Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное . Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Эффект Моцарта

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис . Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера .

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и .

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение .

Опровержение

Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей . К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с .

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

— Секрет целительной энергии созданной Моцартом музыки
— «Эффект Моцарта»
— Невиданный пример
— Музыка Моцарта повышает интеллект

«Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)

Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 - 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов.

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).

Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг «перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным» композитором.

Согласно выводам турецких ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит - и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта - лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии.

Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.

— «Эффект Моцарта»

Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира.

Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием «Музыка, повышающая Ваш интеллект») сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки, опубликованную в журнале «Билборд». Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть.

Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием «Эффект Моцарта») такие бестселлеры мирового масштаба, как «Музыка и чудеса», «Эффект Моцарта для детей» и др.

Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.

Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру.

В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.

Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее - как долго энцефалограф может «улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.

Также вас может заинтересовать статья « «.

— Невиданный пример

Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:
«До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

— Музыка Моцарта повышает интеллект

Еще в девяностых, многие зарубежные научные общества занялись изучением влияния музыки Моцарта на интеллектуальную способность студентов к запоминанию учебного материала и пришли к выводу, что это и есть то, что способно стимулировать работу мозга и в общем Центральной Нервной Системы.

Согласно исследованиям ученых любой музыке свойственно возбуждать слуховой центр мозга головного иногда и центры, ответственные за эмоции, но лишь одной музыке – произведениям великого австрийца, свойственно активизировать полностью кору мозга головного. Согласно выражению ученых кора в это время издает «свечение»! Такую реакцию называют объективным процессом, улучшающим память и мышление - лечебный эффект музыки Моцарта.

И опять же понятно всем – мозговой активности свойственно содействовать росту интеллекта. Согласно выводам американских ученых, прослушивание произведений Моцарта на протяжении всего десяти минут, приводит к росту IQ до десяти единиц!

Вот пример эксперимента о влиянии музыки композитора на умственные способности студентов во время тестирования. Одна группа студентов работала в тихом помещении, второй предложили прослушать аудиокнигу, третьей - одну из сонат австрийского композитора. Результат эксперимента оказался поразительным — рост умственных способностей первой и второй групп студентов составили от четырнадцати до одиннадцати процентов, ну а студенты, наслаждающиеся музыкой, показали результат свыше шестидесяти процентов.

Причем влияние музыки Моцарта позитивно сказывается в любом случае, то есть независимо от того, как человек относится к классической музыке – хватает пяти минут прослушивания, чтобы значительно улучшить память и концентрацию.

Однако что говорят об этом явлении ученые? Наверное, многие родители слышали о так называемом эффекте Моцарта . Это теория о том, что, слушая музыку Моцарта, дети и даже грудные младенцы становятся более разумными. Поискав в интернете, можно найти большое количество продукции, которая призвана помочь молодым родителям в практическом применении этой теории: компакт-диски и книги, рассчитанные на людей разных возрастов, призваны помочь в использовании классической музыки с целью повышения когнитивных функций. Но когда речь заходит о научных доказательствах, картина получается не столь четкой.

История возникновения

Фраза «эффект Моцарта » впервые появилась в 1991 году. Исследование было опубликовано лишь пару лет спустя в журнале «Природа», и привлекло внимание прессы и общественности к идее о том, что прослушивание классической музыки каким-то образом улучшает работу мозга. Это одна из тех идей, которые выглядят вполне правдоподобно. Моцарт, безусловно, был гением, его музыка сложна. Поэтому кажется вероятным, что прислушавшись к мелодии достаточно долго, можно ощутить на себе влияние великого интеллекта.

Видимый эффект

Идея прижилась, и тысячи родителей стали проигрывать музыку Моцарта для своих детей. В 1998 году Зелл Миллер, губернатор штата Джорджия в США, даже просил выделить деньги из государственного бюджета, чтобы выслать диск с классической музыкой каждому новорожденному ребенку. При этом, эффект Моцарта используется не только на детях. Когда Серджио Делла Сала, психолог и автор книги «Мифы Разума», посетил ферму по производству сыра моцарелла в Италии, фермер с гордостью сообщил ему, что коровам три раза в день ставят музыку Моцарта, чтобы они производили больше молока.

Исследование

Однако стоит оглянуться назад и внимательнее присмотреться к оригинальному документу. Первым сюрпризом будет то, что авторы из Калифорнийского университета достаточно скромны в своих утверждениях и не используют фразу «эффект Моцарта » в своем отчете. Второй сюрприз в том, что исследование проводилось вовсе не на детях, а на молодых взрослых студентах, как и большинство всех психологических экспериментов. В исследовании участвовали только 36 студентов. Им было предложено решить серию задач. Перед этим их разделили на три группы. Участники первой группы перед решением каждой задачи сидели в тишине, участники второй группы - слушали релаксирующую музыку, а участники третьей группы - сонату Моцарта для двух фортепьяно ре мажор. Студенты, слушавшие Моцарта, лучше всего справились с решением задач, в которых должны были мысленно моделировать фигуры. На короткое время (около 15 минут) они показывали хорошие результаты в решении пространственных задач. Однако эти результаты явно не говорят о том, что интеллект человека повысится на всю жизнь.

Анализы как доказательство

Мета-анализ шестнадцати дополнительных исследований, проведенных позже, подтвердил, что прослушивание музыки может привести к временному улучшению способности мысленного манипулирования формами, однако польза эта будет кратковременной и не сделает человека более умным. При этом было выяснено, что музыка Моцарта не была особенной - аналогичным образом на подопытных действовали и Шуберт, и отрывки аудиокниг Стивена Кинга. Но только в том случае, если эти отрывки нравились человеку.

Дети

В 2006 году было проведено первое большое исследование на детях. Около восьми тысяч участников были разделены на две группы. Первая слушала Моцарта, а вторая - песни британских поп-исполнителей. В результате, как ни странно, на тестах лучше проявила себя вторая группа.

Из этого можно сделать вывод, что, независимо от музыкального выбора человека, мелодия может пробудить активность человеческого мозга и улучшить когнитивные способности. И не только музыка действует хорошо - небольшая зарядка или чашка кофе также смогут послужить хорошим стимулом.

Таким образом, прослушивание Моцарта не нанесет никакого вреда детям и может стать началом долгой любви к классической музыке. Однако не стоит ограничивать себя или заставлять детей слушать музыку, которая им совсем не по душе, а стоит обратить внимания на .

Рада встрече с вами, дорогие друзья!

О силе музыки известно достаточно давно, она может влиять на настроение, вызывать разные эмоции. Для каждого человека есть своя «идеальная» мелодия, и музыкальные предпочтения разнятся у всех.

Эстетическое удовольствие – это не единственный плюс музыкальных произведений. Существуют мелодии, которые способны не только поднимать настроение, но и улучшать умственные способности, заставляют мозг работать эффективнее.

Особой силой обладают классические произведения, а понятие эффект Моцарта изучается до сих пор. Гипотеза о том, что музыка великого композитора вызывает усиленную работу мозга.

А в детском возрасте способствует образованию новых синапсов или связей в головном мозге продолжает исследоваться учёными и в наши дни. Эффект Моцарта для детей обладает доказанной эффективностью.

В чём же заключается чудодейственный эффект?

Проводя различные исследования, учёными было обнаружено, что например, крысы, которым включали музыку Моцарта, проходили извилистый лабиринт лучше своих собратьев, которые жили в тишине.

А студенты университета справились с тестированием успешнее, чем их однокурсники, которые слушали популярные песни, либо находились в тишине.

Во время изучения мозга магнитным резонансом было обнаружено, что отдельные участки головного мозга реагируют на музыкальное сопровождение, но только произведения Моцарта вызывали реакцию всего мозга.

Удивительно, но факт заключается в том, что «эффект Моцарта» существует и позволяет родителям с ранних лет использовать данный дополнительный способ для успешного развития детей.

Некоторые исследователи делают предположения, что столько уникальная особенность именно этих мелодий вытекает из того, что сам композитор начал свою карьеру очень рано, уже в возрасте 4 лет Моцарт начал сочинять. Возможно, что на каком-то интуитивном уровне он создал произведения, которые по своим частотам и ритмам совпадают с биоритмами человеческого мозга.

Польза для будущих мам

Популярные предлагают начинать процесс игрового обучения с пелёнок, то есть как можно раньше. «Эффект Моцарта» сможет помочь мамам приступить к развитию малыша ещё в момент его нахождения в утробе.

Уже достаточно давно известен тот факт, что находясь в животике у мамы, малыш может воспринимать слова, обращённые к нему, легко перенимает эмоции мамы и, конечно, слышит окружающие звуки.

Прослушивание произведения Моцарта в период беременности становится прекрасным началом для успешного развития карапуза и расслабления самой женщины.

В этот момент малыш, скорее всего, будет живо откликаться шевелениями. Подобное времяпрепровождение обязательно отзовётся пользой в будущем.

Существует мнение, что та музыка, которую кроха часто слушал, находясь в утробе матери в жизни станет для него успокаивающей. Музыкальные паузы беременная может устраивать в любое комфортное время, устроившись поудобнее и наслаждаться прекрасными звуками, которые окажут благотворное влияние и на её организм, и на развитие малыша.

В странах Европы практикуется и прослушивание классических произведений в роддомах, что, конечно же, положительно сказывается на состоянии матерей и малышей.

Польза для карапузов

Сила музыки проявляется и в лечебных свойствах. Практика применения музыкальных композиций автора в период восстановления новорождённых после родовой травмы, кесарево сечения, тяжёлых родов или вследствие недоношенности было замечено, что восстановительный процесс проходил быстрее.

Подобные выводы были сделаны на основе показаний приборов, которые отслеживают процессы жизнедеятельности крох, проходящих реабилитацию по той или иной причине.

Помня об исследованиях, которые проводились многими учёными можно сказать, что прослушивание произведений Моцарта полезно начинать как можно раньше, ведь, как известно развитие мозга человека активно происходит до трёх летнего возраста.


На что влияет музыка Моцарта

Учёные утверждают, что музыка действительно влияет на развитие детей. На что именно влияет подобное прослушивание произведений Моцарта:

  1. Помимо очевидной пользы в виде улучшения слуха, благотворно сказывается на будущих речевых способностях.
  2. Активно задействует участки мозга маленького человека, отвечающие за его творческий потенциал, то есть, возможно, затронет именно тот участок, который в будущем подарит ему определённый талант или навык.
  3. Детки легче успокаиваются под именно эти авторские мелодии, так как они очень близки к тембру человеческого голоса.
  4. Активность мозга усиливается, во время прослушивания, «включаются» весь головной мозг и даже те участки, которые не подвластны другим произведениям.

Слушать композиции можно в любое время. Опираться стоит лишь на собственные ощущения и настроение крохи, ведь положительные эмоции принесут ещё большую продуктивность.

Определённо не следует заниматься этим круглосуточно, достаточным будет включения мелодий во время кормления, игр. Особенно интересным процесс станет, если мама и малыш потанцуют под музыку или сделают её фоном своих игровых занятий.

Резюмируем

Можно с уверенностью утверждать, что «эффект Моцарта» — это не миф, он действительно существует. Изучение происходит и в наши дни, но уже сейчас каждая мама может воспользоваться таким прекрасным «инструментом» как музыка, чтобы помочь своему малышу расти и развиваться в полной мере.

Конечно, ни один исследователь или педагог не утверждает, что если ребёнок вырос без музыкального сопровождения, он не станет успешным, талантливым или потеряет что-то в своём развитии – нет.

Практически все навыки человек может развивать самостоятельно, как в детском, так и уже в сознательном возрасте, если имеет достаточное упорство, желание трудится в том направлении, которое выбрал.

Музыка великого гения может стать прекрасным полезным и приятным дополнением. Прослушивание композиций Моцарта не гарантирует невероятного результата в обучении и не сделает ребёнка вундеркиндом, но, возможно, поможет ему раскрыть большее количество ресурсов для дальнейшего успешного их применения.

Это действие не займёт много времени и не потребует практически никаких усилий со стороны, поэтому, почему бы не воспользоваться случаем и не насладиться удивительным эффектом прямо сейчас.

Надеюсь статья оказалась для Вас полезной.

Наслаждайтесь музыкой и будьте счастливы!

Пишите комментарии и подписывайтесь на новые статьи блога.

«Музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению.»

Дон Кэмпбел

В середине прошлого века французский ученый и отоларинголог Альфред Томатис доказал: для крохи обладает магическими свойствами. Он дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает расти и развиваться. Но что делать, если рядом нет родителей? В качестве заменителя Томатис предложил музыку Амадея Моцарта.

Фото © photo7ob.com

«Этот композитор — прекрасная мать. За 50 лет практики я перебрал большое количество композиторов. До сих пор продолжаю испытывать новые формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения. Но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наиболее целительный эффект на человеческий организм.»
Альфред Томатис

Позднее исследования Томатиса подтвердили американские ученые. В конце прошлого века ученый Дон Кэмпбел такое целебное воздействие классики назвал эффектом Моцарта.

Почему же Моцарт?

Ученые пришли к выводу, что музыка Моцарта наилучшим образом подходит для малышей, и связывают это с тем, что сам композитор начал писать музыку в 4 года. В музыке Амадея Моцарта присутствуют плавные 20-30-секундные чередования «громко-тихо», а также много звуков высокой частоты, обладающих лечебным эффектом. Они развивают мышление и память, тренируют микроскопические мышцы среднего уха и нормализуют работу всего организма.

Музыка Моцарта способна оказать позитивное воздействие на любого человека. Однако в случае со взрослыми эффект длится всего лишь несколько минут. Психика детей гораздо восприимчивее. Некоторые ученые говорят даже о структурных изменениях мозга под влиянием классики. Так, американские психотерапевты в течение 5 лет вели наблюдения за маленькими детьми. Оказалось, что у малышей, которые 2 года посещали занятия музыкой, улучшились интеллектуальные способности и пространственное мышление.




Фото © pk.kiev.ua

Какими же целебными свойствами обладает классическая музыка?

3. Повышает интеллект и улучшает память.

Произведения Моцарта и других композиторов эпохи барокко увеличивают концентрацию внимания и успеваемость. Они активизируют оба полушария мозга, что способствует легкому и быстрому усвоению материала. Во время занятий хорошо устраивать 10-минутные музыкальные паузы, что поможет ребенку расслабиться. Психотерапевты также советуют записать ребенка в музыкальную школу — игра на любом инструменте улучшает память и развивает интеллект.

4. Успокаивает, способствует засыпанию.

На большинство взрослых длительное прослушивание произведения Баха действует как снотворное. успокаивает нервную систему, снижает давление, нормализует работу внутренних органов. В качестве снотворного малышам подойдет как классика, так и фольклор. Ребенку необходим Ваш голос: он успокаивает, дарит чувство защищенности. И в этом случае неважно, что Вы будете напевать: народную песню или произведения Моцарта.

А Вы знаете, что. ..

В детстве Жерар Депардье страдал от сильнейшего заикания. Его вылечил Альфред Томатис, который прописал будущему актеру слушать Моцарта 2 часа в день несколько месяцев подряд.