Cочинение «Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина. Русский характер Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, "выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо».
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Пьеса «Гроза» была написана А. Н. Остро-вским под впечатлением поездки по Волге в 1856 году. Драматург задумал создать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием «Ночи на Волге». Но к сожалению, замысел не получил воплощения. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла — драма «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бес-приданница».

В «Грозе» автор описал жизнь купеческой се-мьи, положение в ней русской женщины. Когда читаешь «Грозу», невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катери-ной как-то сразу говорит нам, что автор на сто-роне этой милой, но гордой женщины. «Гроза» Островского выделяется из великого множест-ва его пьес именно благодаря Катерине. В дра-матургии очень редко случается «живой» поло-жительный герой. Как правило, у автора доста-точно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные чаще выходят примитив-но-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Остро-вского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанст-ва, что окружает ее. Стремление летать делает ее непохожей на тех людей, в чью среду она угодила благодаря замужеству. Но, к сожале-нию, выход здесь был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблач-ным. Мать в ней «души не чаяла», баловала, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась род-никовой водой, поливала цветы, ходила с мате-рью в церковь, потом садилась за какую-ни-будь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине сни-лись волшебные сны, в которых она летала под облаками. Как же сильно контрастирует с такой тихой, безмятежной жизнью поступок шести-летней девочки: когда-то Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, се-ла в лодку и оттолкнулась от берега!

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. На-божность в ней сочеталась с болью ко всему вокруг. Она любила все: природу, солнце, цер-ковь, свой дом со странницами, нищих, кото-рым она помогала. И вместе с тем она жила в своих мечтах, обособленно от остального ми-ра. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, ос-тальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, а церковь была для нее местом, где все светло, где можно помечтать.

Катерина, встретив на своем пути то, что про-тиворечило ее идеалам, превращалась в непо-корную и упрямую натуру и защищала себя от постороннего, чужого, тревожившего ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно измени-лась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в среду, полную об-мана и жестокости. Дело даже не в том, что Ка-терина вышла за Тихона не по своей воле: ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Гру-стные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Теперь ее удел — тер-петь, пока терпится, и мечтать. Но она уже не может жить своими мыслями, потому что жесто-кая действительность возвращает ее на землю, где ее ждут унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, навер-ное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покида-ет Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина стано-вится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не бахвалился, не кичился своими достоинст-вами, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недо-ставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за-чахнуть, поддерживала ее. Она пошла на сви-дание с Борисом потому, что почувствовала се-бя человеком, имеющим гордость. Это был бунт против покорности судьбе, против бес-правия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежне-му нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на этот шаг, Катерина уже чувст-вовала приближающийся конец и, наверное, ду-мала: «Сейчас или никогда». Она хотела насы-титься любовью, зная, что другого случая не бу-дет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Катерины это рав-нозначно гибели. Грех лежал на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Ка-терина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о люб-ви к другому человеку — грех.

Катерина не может жить дальше со своим гре-хом, и единственным способом хоть частично от него избавиться считает покаяние. Она призна-ется во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень ре-лигиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два во-проса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит в смерти: «Нет, мне что домой, что в могилу —. все равно... В могиле лучше.... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо...» Может возникнуть вопрос: оправдывает ли Ос-тровский Катерину в том, что она пошла на сви-дание к Борису, или осуждает? Судить об этом трудно. Но, если прочитать статью Н. А. Добро-любова «Луч света в темном царстве», можно сделать вывод, что оправдывает, да и не оправ-дать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конечно, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического самоутверждения, ко-торая должна на все решиться и ко всему быть готова».

Автор с гордостью подчеркивает, что ни на ка-кие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Стано-вится понятно, что если Катерина пришла к како-му-то решению, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла героиня с таким характером жить в доме Кабановой? Конечно, нет.

Но как можно решиться на смелый шаг в до-ме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи? И Островский, рассуждая о поступке Катерины, подчеркивает, что есте-ственных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт гово-рит о том, что автор на стороне Катерины.

Преследуемая своим грехом, Катерина ухо-дит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добро-любов определял характер Катерины как «ре-шительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в ха-рактере Катерины все гармонично, едино, ни-что не противоречит друг другу, потому что Ка-терина составляет единое целое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, как не рус-ский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так внешне покорно перено-сить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.

Поэтому можно считать, что Островский оп-равдывает и последний поступок Катерины, со-глашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчер-кивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своим трагическим поступ-ком Катерина, а значит, и автор, бросила вызов самодурству. Она не будет более жертвой без-душной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она свободна! Конечно, горько и гру-стно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Вот почему Добролю-бов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Другой критик Д. И. Писарев в статье «Моти-вы русской драмы» не соглашается с Добролю-бовым, считая поступок Катерины бессмыс-ленным, а сравнение ее с лучом во тьме — на-думанным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал «устои темного царства», считает, что после самоубийства Ка-терины все возвратится на круги своя, пойдет своим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расцени-вали поступок Катерины, она, бесспорно, вызыва-ет сочувствие у читателей и зрителей. А сам Ост-ровский не написал бы пьесы, если бы не сочувст-вовал и не сопереживал своей героине.

Драма Островского "Гроза"выделяется из великого множества его пьес аккурат благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается "живой"положительный герой. Как правило, у автора довольно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные вечно выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало на самом деле доброго. Катерина - основополагающий персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, "темном царстве"мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех около себя: природу, солнце, церковь, свой жилье со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела подмечать и не замечала. Поэтому и видела девчурка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.

Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, барышня попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело более того не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого вылезать. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может существовать своими мыслями, потому что жестокая реальность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, дорогой мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и задолженности, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на час,

Покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, более того и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордыня, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грешок, но знала она и то, что дальше существовать по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на тот самый шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина с
казала Борису: "Ты м

Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время,
покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо”.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темного царства».

В драме происходит столкновение главной героини «русского сильного характера» с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина - главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.

Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.

Главная черта в характере Катерины - «образ птицы». В народной поэзии птица- символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. «… Отчего же люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, - говорит она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…» Кабаниха- эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.

Катерина - самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.

Катерина - человек решительный, смелый. Единственная любовь и радость Катерины - Борис. Она не смирится с окружающей ее действительностью. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» - говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.

Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Гри горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь.

Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.

Путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство.

Самоубийство героини - это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч».

Пьесы А. Н. Островского - это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма «Гроза» имела особо важное значение.

Катерина - это сильная личность. Она сумела пробудить в своем муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

В драме А. Н. Островского «Гроза» ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В «Грозе» показаны жизнь и живая русская натура.

Главным героем в драме «Гроза», написанной А. Н. Островским, является Катерина. Образ Катерины наиболее сложный из всех образов драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Живется ей очень плохо. Выходя замуж за Тихона Кабанова, Катерина его не любила, она еще не понимала этого чувства. Она вышла за Тихона ке по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждой девушке надо замуж выходить, она и вышла. В рассказе Катерины о своём детстве и о жизни мы видим, что в доме ее матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходила в церковь, слушала странниц, гуляла по саду, молилась. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них то же самое. Катерина видит разницу: «Да здесь все как будто из-под неволи!»

По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.

Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Обстановка, в которой живет Катерина после отъезда Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем при муже. Варвара говорит, что «без этого нельзя… на этом весь дом держится». Из этой реплики можно понять, что Варвара уже давно обманывает мать, она говорит: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Катерина смиряется со своим положением: ходит по ночам к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Вдруг неожиданно приезжает Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает свой «грех». И в конце концов она признается во всем. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха их одергивает, и бедной женщине приходится поведать все людям.

После этого случая, спустя несколько дней, исчезла Варвара. Видно, Варе тоже надоела матушкина «опека», вот она и решила покинуть дом.

Катерина, оставшись совсем одна, кончает жизнь самоубийством.

Катерина и Варвара - это две абсолютно разные натуры. Образ Катерины противопоставляется не только Варваре, но и всем действующим лицам. Это сильная, волевая натура.

Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит не так, как Варвара: скрытно, словно делая одолжение Кудряшу своими приходами на свидание.

В прощании этих молодых людей есть что-то хо лодное: уходя, Варвара небрежно целует Кудряша, как старого знакомого, лучше сказать, как постороннего человека. Отсюда можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только для того, чтобы погулять, чтоб молодость веселей прошла. А вот Катерина на слова Бориса: «Никто и не знает про нашу любовь…» - отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..» И во имя этой любви она готова на все, даже на самоубийство.