Цирк дю солей русские артисты. Смертельный номер. Артистка «Цирка дю Солей» погибла на арене. Юлия коростелева, воздушная гимнастка



ТАЛАНТ В СОЛНЕЧНОЙ ОПРАВЕ

Цирк дю Солей и его русские артисты

"Это круче, чем кайф от колес". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки". Такие записи оставляют зрители в книге отзывов "Цирка дю Солей".

Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, "Алегрия" , среди 50 выступающих на сцене артистов - 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер "Шторм" (авторские права защищены), в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалиптический шторм. В глаза залу врубается ослепительный пожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале - особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.

Прости, что меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости.

Эпилог под фанфары

Думается, что столь глобальный успех цирка, достигнутый всего за 15 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, абсолютным мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, - элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Макс Неволошин : Фобии [Как бывший психолог, я, разумеется, знаю, что такое фобии. Но об их причинах лженаука толком не договорилась. Самая известная, она же единственная, гипотеза...] Владимир Алисов : Время молчания [может быть / строчки стихов / это окаменевшие молнии /]

Как сообщал «Байкал-Daily» , гуттаперчевые девочки из Бурятии давно с успехом работают в Северной Америке в составе знаменитого цирка дю Солей. В начале года артистки выступили на канале CBS c Джейсом Корденом в самом сердце Голливуда.

На прошлой неделе в соцсетях сообщили о том, что первое место по количеству подписчиков среди «бурятских» профилей в Инстаграм занимает одна из гуттаперчевых девушек Баярма Зодбоева . Сейчас количество её подписчиков достигло 30 тысяч человек. И это не случайно: профиль Баярмы Зодбоевой пестрит красочными фотографиями с цирковых представлений, совместными фотографиями с голливудскими звёздами, а также трюками прямо на улицах американских городов.

В беседе с «Байкал-Daily» Баярма Зодбоева поделилась о жизни в США, о том, как начинала свою цирковую карьеру и тем, как «готовятся» фотографии для Инстаграма.

- Баярма, вы стали цирковой артисткой ещё в детстве. Расскажите, как всё начиналось?

Я родилась в селе Зугалай Агинского округа. С детства была очень энергичным ребёнком и в 4 классе начала заниматься гимнастикой в школе с учителем физкультуры, показывала на школьных мероприятиях пластические этюды. И в возрасте 10 лет родители привезли меня в Улан-Удэ, чтобы я могла ходить в цирковую студию, так как это была моя мечта. Точно не знаю, как я узнала, услышала что такое цирк, и очень долгое время просила родителей записать меня в цирк. Наверное, это судьба. И вот так всё собственно началось.

- Каково было вам, маленькой девочке, проходить через изнурительные тренировки? Бросить не хотелось?

Ежедневные тренировки, выступления, аплодисменты и сцена - всё это заворожило меня. Так что, несмотря на все тяжелые моменты, боль и всё остальное, ни разу не задумывалась бросить это занятие... И сейчас я с моими, можно сказать, уже сёстрами Иминой Цыдендамбаевой и Аягмой Цыбеновой работаем вместе в цирке Дю Солей. Мы знаем друг друга и выступаем вместе уже 20 лет. Это, несомненно, была наша общая мечта с детства, и вот уже почти 6 лет мы работаем здесь, в Америке.

- Ваш профиль в Инстаграм стал одним из самых популярных - 30 тысяч подписчиков. В чём секрет такого успеха?

Инстаграм завела, наверное, года 3 назад. Поначалу не уделяла особого внимания, можно сказать, даже забыла про него, но где то 6-7 месяцев назад начала делиться больше своей работой и талантом. Мне нравится вдохновлять людей тем, что я делаю. Я сама очень вдохновляюсь, смотря на других людей, которые также делятся своим талантом. Кто-то поёт, шьёт или танцует...

- Как вы придумываете свои снимки?

Некоторые мои фотографии спонтанны, но многие - это результат совместной работы с профессиональными фотографами, которые требуют разминки. Но мне это нравится, заодно узнаёшь город, пока ищешь хорошее место для фотосессии. В общем совмещаем приятное с полезным. И, конечно же, хочется, чтобы больше людей узнали о Бурятии, что есть такая республика.


- Над цирком Дю Солей теперь развевается флаг Бурятии. Это была ваша инициатива?

Здесь принято так. На шапито устанавливаются флаги, представляющие национальности артистов-участников шоу. Флаги вешают здесь по паспортам, и мы всё время представляли Россию. И вот мы говорим, что у нас есть свой флаг, и принесли его. Недавно нам удалось повесить флаг нашей республики на шапито цирка, и теперь каждый артист и каждый зритель видит наш главный символ. Это радует и греет душу.

Увидеть больше фотографий можно в профиле Баярмы Зодбоевой в Инстаграм.

Напомним, предложение войти в труппу цирка Дю Солей «Гуттаперчевым девочкам» из Бурятии Баярме Зодбоевой, Имин Цыдендамбаевой и Аягме Цыбеновой поступило в 2010 году в Мексике, где они по контракту работали в известном южноамериканском цирке-шапито Тиани.

До того, как попасть в цирк Дю Солей, девушки участвовали во множестве фестивалей и конкурсов в России, Италии, Франции, Монголии, с гастролями побывали в Швеции, Финляндии, Турции, Словении, Сальвадоре, Гуатемале, Мексике, ОАЭ.

За пропаганду и развитие циркового искусства в 2005 году удостоены государственной премии Бурятии, а 2006 году получили звание «Заслуженный артист республики Бурятия».

Справка

«Cirque du Soleil» (с фр. - «Сирк дю солей» - «Цирк солнца») - канадская компания, работающая в сфере развлечений, определяющая свою деятельность как «художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений». Была основана в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в Монреале (Канада). Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией. Считается, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. В штате компании более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет давать представления в разных городах одновременно. Основная часть труппы даёт представления в Лас-Вегасе, гастрольная часть ездит с различными шоу по всему миру, выступая как на арене под временным шатром (шапито) или на постоянной цирковой арене, так и на театральных сценах и в концертных залах. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

Коростелёва: то, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк

В одной сборной с Хоркиной, почему Сirque du Soleil потерял магию и как выйти замуж за американца – в интервью с Юлией Коростелевой.

На то, чтобы пообщаться с известной в 1990-е годы гимнасткой сборной России Юлией Коростелёвой , у «Чемпионата» было сразу три важные причины. Во-первых, сама её судьба. Бывшая топ-гимнастка, затем спортивная журналистка и вот уже 13 лет член труппы самого знаменитого цирка мира Сirque du Soleil – удивительно, что больших интервью с ней в российской прессе до сих пор не случалось. Во-вторых, было интересно мнение профессионала и многолетней коллеги Светланы Хоркиной о нынешней спортивной гимнастике в контексте . И наконец – совсем скоро Юлия выходит замуж.

«Для маленьких девочек гимнастика – это каторга»

Можно я сразу задам вопрос, который не даёт мне покоя. Почему вас за океаном называют не Юлия, а Вася (Vasya), да и в соцсетях у вас такой ник?
- Сейчас расскажу. После большого спорта я немного потерялась в реальной жизни и много времени проводила в Интернете.

Юлия Коростелева. Родилась 24 ноября 1980 года. Член сборной России по спортивной гимнастике в 1994-2000 гг. Чемпионка Европы среди девушек в командном многоборье (1995). Неоднократный победитель и призер чемпионатов России в отдельных видах многоборья. Вице-чемпионка России в личном многоборье (1997). Победитель Всемирной летней Универсиады в командном многоборье (1999).

Ну вот был период такой самоидентификации. Закончив со спортом, я поняла, что осталась совсем без друзей. Все, кого я знала, остались в спорте. Гимнастика – вид специфический, заниматься ты им начинаешь рано. Потом просто не знаешь, как не то что с мальчиками общаться – как к обычным девочкам-то подойти. Поэтому мой шаг был логичен – полезла в Интернет.

- Но мы отвлеклись.
- Да, так вот. В Сети у меня был ник – Василиса Премудрая. Это длилось примерно полгода. Я сидела на одном популярном чате, в котором тогда все общались, даже на встречи какие-то их ходила. Через какое-то время я прошла кастинг в цирк, и когда мне прислали контракт на подпись, я решила подписать его как «Vasilisa the Smartest». Там нужно было на каждой странице поставить подпись, и я, таким образом, расписалась на сотне листов. Через пару дней мне перезвонили из цирка, обрадовались подписанию контракта, но то, как я его подписала, им не понравилось. Попросили переподписать настоящим именем. Когда я уже прилетела в Монреаль, для них это был уже мем: «О, это та самая Ва-си-ли-са!». Имя для канадцев длинное и сложное, быстро сократилось до «Вася». Ну так и прижилось. На самом деле мне это имя подходит, даже сейчас иногда. У нас в народе есть такая присказка: «Ну ты Вася…» – вот это про меня. Не знаю, кто на кого больше повлиял, я на имя или наоборот. И долгое время я представлялась Васей. Но сейчас я снова Юля.

- Что вы вспоминаете, когда речь заходит про вашу гимнастическую карьеру?
- Это точно не было работой, ведь за работу деньги платят. Любовь? Возможно, но эпизодически. Большой спорт у меня ассоциируется с огромным моральным давлением тренера на ученика. Я понимаю головой, что это не так, но ничего с собой не могу поделать. Бывает, что у ребёнка плохие родители, но он их всё равно любит, вот так же у меня с гимнастикой.

- Раз вы испытывали такой стресс, то почему не бросили?
- У меня в голове не было даже мысли, что я могу пропустить тренировку. Заболеть тоже не могла, даже мысли такие не проскакивали. Не знаю, почему так, наверное, папа на меня повлиял, он ведь тренер по дзюдо. Когда я стала постарше, то начало появляться удовольствие, особенно если в хорошей форме. Но для маленьких девочек гимнастика – это каторга. К сожалению, для многих.

- Вы попали в национальную команду в 1994 году?
- Да, а ушла в 2000 году. Я никогда не была на первых ролях, ни первым, ни вторым, ни третьим номером. Были моменты, когда я подходила к своему пику, понимала, что буду на голову выше, но получала травму. Или начинался сезон, и надо было быть лучше здесь и сейчас, а я в тот момент была наоборот слаба. Всё время набирала форму не вовремя.

- Самый неудачный момент – тот, когда упустили свой главный шанс?
- Олимпиада 1996 года была для меня самая реальная, но я на неё не поехала. Плохо выступила на чемпионате России. Когда провожала девочек, то подумала: слава богу, всё закончилось. А сейчас это, наверное, моё самое большое разочарование, что я не попала на Олимпиаду. Плюс была очень большая и неудачная травма – открытый перелом за месяц до чемпионата мира 1997 года. Я в тот момент отлично выступала. Выиграла вольные на чемпионате России и получила серебряную медаль в многоборье. Травма оказалась настолько серьёзной, что восстановление заняло больше года. Странно, что у меня вообще получилось вернуться в спорт, после таких переломов завязывают.


«Нас закрыли вместе с Хоркиной»

Помню, как вы написали в «Фейсбуке» очень личный комментарий про те травмы: «У нас в гимнастике пока не докажешь, что действительно больно, – работай. А доказав – всё равно работай».
- Да, это было перед моей второй несостоявшейся Олимпиадой – Сиднеем-2000. Из-за неправильного лечения у меня отказала одно колено, а потом и другое. Ходить не могу – наступать больно. Выпила обезболивающие и поехала на соревнования. Три старта подряд, а потом сбор национальной команды в Греции. К нему я подошла в ужасном состоянии и при этом даже не знала, по какой причине.

- Почему не обратились к врачам?
- Обратилась, точнее, мой любимый папа забрал меня со сборов и повёз к доктору. В больнице мне поставили правильный диагноз. Мой тренер решил, что папа всё сделал не так, и прямо поставил ультиматум – не будет со мной работать, пока отец не принесёт извинений. Видимо, ждёт до сих пор. Так всё плавно сошло на нет. В начале 2000 года я получила мелкую травму и уехала со сборов. И больше уже никогда не возвращалась.

- Вы выступали в сборной, . Что помните про неё?
- В целом Света – индивидуалистка. Она всегда была сама по себе. Наверное, это нормально для гимнастки такого уровня. Помню только пару историй. В конце 1996 года мы с ней вместе поехали на серьёзные соревнования в Японию. Это турнир с призовым фондом, что для нас было важно, ведь мы не теннисисты. Тогда туда приезжали самые сливки - пять стран по два человека. За день до соревнований пошли покупать женьшень. У нас со Светой было небольшое знание английского, а у японцев его не было вообще. Мы языком жестов показывали, что нам надо стать сильными и что нам нужны таблетки. Пусть кто-то попробует купить женьшень без знания языка. Это было очень смешно.

- Действительно задача.
- О, ещё одну вспомнила! Это тоже в Японии было. Мы пошли в магазин и пока были внутри, он закрылся. Они объявляли что-то по громкой связи, но мы же японский не понимали. Время около шести часов вечера, ну кто в такое время будет закрываться? Мы заболтались, ушли на второй этаж, вниз спускаемся, а там решётки и всё закрыто. Мы стали в окна стучаться, и тогда нас выпустили.

- Вы сейчас следите за тем, что происходит в мировой гимнастике?
- В основном смотрю главные турниры в Интернете. Большие соревнования вживую видела в Японии, год назад ходила в Москве на чемпионат России. Недавно проезжала Даллас, заехала в зал, где тренирует Настя Люкин. Только недавно там начали работать Мила Ежова и Егор Гребеньков. Поклонники гимнастики хорошо знают эту семейную пару. Было интересно посмотреть этот зал, тем более что две девочки оттуда ездили на чемпионат мира в составе американской команды.

- Сильно изменилась спортивная гимнастика за последние 15-20 лет?
- Не застала нового коня, когда поменялся опорный прыжок, поэтому не могу сказать про ощущения. Но девочки запрыгали иначе – это точно. Сложность возросла очень сильно, несмотря на то что сейчас пытаются вернуть артистизм. Ну вот например. Я начинала заниматься и прыгала три диагонали на вольных упражнениях. Потом мы стали прыгать ещё маленькую четвёртую, затем большую четвёртую. А сейчас девочки просто по пять диагоналей делают.

- При этом сборная России уже давно не мировой лидер.
- Да, давайте честно – лидирует американская гимнастика.

Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену.

Она очень атлетическая, особенно вольные. Русская школа держит брусья и бревно, но на вольных упражнениях американская акробатика – это запредельные высоты.

«Для меня элементы в цирке – это просто смешно»

- Переходим к Cirque du Soleil – расскажите, как русской гимнастке туда попасть?
- Я попала случайно. Уже год, как не тренировалась, пробовала себя в спортивной журналистике и в свой выходной случайно попала в зал ЦСКА, где проходил какой-то просмотр. Просто провожала подругу. Происходило что-то интересное: надо было выйти и поговорить перед камерой, а потом что-то сделать. Я просидела полчаса и подумала: а почему бы и мне не попробовать? У меня даже формы не было, пришлось у девочек просить. Так как я не знала, куда просматриваюсь, то никакого волнения не было. Английский уже тогда был хороший, гимнастическое оцепенение уже прошло, я постепенно становилась болтушкой. Улыбалась, задавала много вопросов, и, наверное, поэтому понравилась.

- Долго ждали ответа от цирка?
- Я ничего не ждала. Через три месяца мне прислали контракт. Потом выдержала паузу – съездила посмотреть чемпионат мира по гимнастике в Бельгии. Пока не прилетела в Монреаль, до конца не понимала куда еду. Когда уже оказалась в цирке, то масштаб меня поразил. Это была большая и серьёзная компания.

- Когда впервые увидели шоу?
- Я шоу увидела, только когда уже в Канаду прилетела, до этого даже не интересовалась. Не могу сказать, что была поражена. Я же профессиональная спортсменка. Любая цирковая дисциплина, вроде трапеции и колец, для меня не казалась сложной. Смотрела, как прыгают дорожки в цирке, и понимала, что могу в два раза больше. Говоря честно, я долгое время не ассоциировала Cirque du Soleil со своим будущим, поэтому поначалу немного небрежно относилась к работе. Могла опоздать на занятия или поспорить с тренером о технике. Особенно когда про себя сравнивала уровень отечественных наставников и канадских. Собственно, поэтому директор подумал, что я слишком строптивая, и попросил другую девочку на моё место. Меня не отослали домой, предложили заменить кого-то на другом шоу. Я поехала в другое шоу, побыла там пару месяцев и когда вышла на сцену, то тут меня уже пробрало.

- Сколько времени проходит от отработки номера до выхода на сцену?
- Я могла выйти через три недели, как мне казалось. У меня была простая задача – сделать на дорожке рондад, фляг и двойное сальто. Для меня это было просто смешно. Я была совершенно не в форме, но такие элементы выполняла с закрытыми глазами. Я просила сделать что-то посложнее, но мне говорили: не надо.

- В «дю Солей» не делают сложных элементов?
- Просто туда попадали совершенно разные по уровню гимнасты. Плюс люди вырастали и уже были не такими худыми и маленькими. Многие спортсмены приезжают в цирк и ещё находятся в своей скорлупе, которую надо разбить и раскрепостить человека.

- Как цирк помогает раскрываться артистам? Специальные тренинги?
- Был общий подход ко всем, сейчас цирк старается это более индивидуально делать. Даже я с этим столкнулась. Обычно такие занятия по актёрскому мастерству происходили летом. Для кого-то было легко, а для многих это стало откровением. Тренер клал тебя на пол и говорил: представь, что пол зелёный, и покажи мне это. Что это вообще такое? Ну, попробуйте – покажите. Нормальный человек может потеряться. Да и ненормальный тоже. Я дико это ненавидела.

- Первый выход на сцену самый запоминающийся?
- Нет. Я была в групповом номере. Особо ничего не помню. Безусловно, это было волнительно. Запомнилась первая трапеция и мандраж. Когда на сцену выходишь один, совсем другие ощущения испытываешь, нежели когда ты часть единого механизма.

«Дю Солей» потерял магию и ушёл в коммерцию»

- Что сложнее - сольный номер или групповой?
- Везде сложно. Артист группы скажет, что сольники ничего не делают, то же самое могут услышать в ответ. Просто сольники много молчат на людях, в группе-то легче говорить и жаловаться на коллегу (смеётся) .

- А вы себя к кому относите?
- Я точно сольник по натуре, по мне же это видно. То, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк. В прошлом я боялась сказать: «Посмотрите на меня, я лучше всех». В цирке я научилась бить себя кулаком в грудь. Если у меня будут дети, то буду учить их балансу скромности и наглости. В жизни это очень пригодится.

- Чем поразила в жизнь во франкоговорящей Канаде?
- Холодными зимами. Когда узнавали, что я из России, мне все говорили: «Ты из России? У вас там холодно». Мне посчастливилось провести здесь три зимы и могу сказать, что это тут холодно. Не могу сказать, что я влюблена в Канаду. Зато Монреаль – очень артистический город. Здесь цирковая Мекка.

- Cirque du Soleil действительно лучший цирк в мире?
- Мне кажется, цирк потерял эксклюзив, потерял магию и ушёл в коммерцию. Мы начали делать слишком много шоу. Сложно создавать такое количество представлений, оставаясь на таком же высоком уровне. Я не согласна с существованием некоторых шоу, но кто я против целой компании. Может быть, эти шоу и приносят деньги. Но были примеры, когда цирк замахивался на грандиозные номера, вкладывал большие деньги, но ничего не получалось.

- Вы ходили на цирк в Москве, какие впечатления?
- Конечно, стараюсь это делать по возможности. Наш советский цирк – кладезь знаний. Все цирковые удачные шоу получаются благодаря русским тренерам. Впрочем, весь мировой цирк сейчас движется в сторону Сirque du soleil. Не знаю, остались ли какие-то европейские цирки, которые сохраняют традиции. Но что касается российского цирка, то вижу, что появился make up, костюмы и вместо конферансье появилось такое явление, как story line. Не могу сказать, лучше от этого или хуже.

- Цирк – это семья?
- У нас шикарный коллектив. Никогда не было какого-то соперничества, как есть в балете.

Тут у каждого своя роль, и все довольны. Для меня цирк – это семья и жизнь, пусть и звучит это как клише.

- Получается, что вы уже 13 лет в цирке. Это много?
- Мне сложно сказать. Мы недавно отмечали юбилей – один из наших директоров работает в цирке уже 10 лет, хотя начинал как обычный менеджер. А наш тренер работает уже 22 года. Сравнивайте сами.

- Сколько за всё это время у вас было шоу?
- Всего три шоу – это не много и не мало. В последнем проекте я работаю уже семь лет, и мне никак не надоедает. Конечно, есть некая монотонность. Люди приходят и уходят, а я всё на одном месте. Но сам выход на сцену окупает всю эту рутину. Я себя внутри цирка уже комфортнее чувствую. Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену. Девочке, которая меня спрашивала, всего четыре года, как ей это объяснить? (Смеётся.)

«Выхожу замуж за американца, стану лепить пельмени»

- И что – вся жизнь пройдёт в цирке?
- Если бы была мужчиной, то вообще бы не уходила из этой профессии. Всё-таки женское тело немного другое, да и ребёнка хочется родить. А парням намного легче: съездил на пару месяцев в Россию, вернулся уже с женой. Мужикам можно работать, пока тело не сдастся.

- Это значит, что…
- Мой контракт закончится 31 декабря. По условию договора, цирк должен мне предложить новую позицию, но думаю, что откажусь. Сейчас у меня есть мужчина, начинается личная жизнь, и, наверное, самое время завязывать.

- Откуда ваш молодой человек?
- Он американец, обычный парень, не из цирка. С русскими мужчинами у меня никогда не складывалось, наверное, потому что вы избалованные. Женщинам в цирке сложнее, ведь мальчик может привезти девочку в тур, а если наоборот – то уже выглядит странно. На днях сыграем свадьбу. Большой церемонии не будет, тихо пойдём и распишемся.

Необычайные трюки, от которых захватывает дыхание

Цирк дю Солей, что в переводе означает «Цирк Солнца», не является традиционным цирком в нашем представлении: здесь нет животных, в нем участвуют только люди. Но они выполняют такие трюки, от которых у вас перехватит дыхание, а эмоциями вы будете переполнены еще месяц. Мастерство артистов гармонично, а порой и причудливо, соединяется с хореографией, музыкой и световыми эффектами.

Это еще и один из самых больших цирков, который, в прямом смысле, разросся в нечто грандиозное: его артисты, которых более 4 тысяч человек, выступают по всему миру. Кстати, впервые он появился в Канаде, первую труппу основали в 1984 году. И за эти годы цирк превратился в настоящую легенду, которую просто необходимо увидеть каждому, независимо от возраста или пола. Настоящий цирковой Голливуд.

Легендарные шоу

Артисты Cirque du Soleil ставят не просто цирковые номера. Это целая история, которая составляет нечто большее: так, программа Varekai знакомит зрителей с мифом об Икаре, другое шоу, Totem, показывает эволюцию человечества. Представления цирка не менее глубоки, чем выступления театральных артистов. И этот талант отмечен различными наградами, в том числе премией Эмми. «Цирк Солнца» - это новый этап циркового искусства, он вдохнул в него новую жизнь.

Основная цирковая труппа работает в Лас-Вегасе, другие труппы ездят по всему миру со своими выступлениями. В год выручка «Цирка Солнца» превышает 600 миллионов долларов.

20 интересных фактов о Цирке дю Солей

Факт №1. Визитная карточка Цирка дю Солей - необыкновенные и смешные клоуны. Их выступления понравятся даже тем, кто к клоунам относится настороженно. Кстати, в их труппе есть один грустный клоун. Он глухонемой.

Факт №2. Цирк всегда собирает полный аншлаг. Поэтому о билетах нужно всегда думать заранее.

Факт №3. Около 50% артистов цирка - русские. Так, тут поет русскоязычная певица Марьяна Соболь.

Факт №4. Костюмы артистов потрясающие, и к каждому шоу их отшивают великое множество. Так, для шоу Alegria - это 4 тысячи элементов одежды, их объем - полтора грузовика.

Факт №5. Платье Белой певицы из шоу Alegria весит 10 килограмм, а на его юбку ушло примерно 60 метров фатина.

Факт №6. У артистов нет гримеров: они самостоятельно накладывают грим.

Факт №7. Каждое шоу состоит из номеров, которые имеют единую концепцию и сюжет.

Факт №8. Ги Лалиберте, основатель Cirque du Soleil, намеренно отказался от канонов цирка: от животных и круглой арены. Но образы животных есть в выступлениях: их играют люди. Кстати, за это цирк очень почитаем защитниками животных.

Факт №9. Артисты в 1985 году выступили возле Ниагарского водопада. Однако идея была неудачной: зрителей больше интересовала падающая вода.

Факт №10. В представлениях намеренно убрали диалоги, благодаря чему был значительно преодолен языковой барьер и расширена зрительная аудитория в других странах.

Факт №11. В шоу Mystere выступают прыгуны-банджи. На их костюмах все блестки были наклеены вручную. Их более 2 тысяч.

Факт №12. Лалиберте был в туристической поездке в космосе в 2009 году.

Факт №13. Цирк дю Солей каждый год собирает примерно 10 миллионов зрителей.

Факт №14. «Цирк Солнца» давал выступления на вручении премий «Оскар» и «Грэмми», а в 2009 году в Москве он закрывал «Евровидение».

Факт №15. 80% доходов «Цирка Солнца» приносят сборы, остальные 20% - видеозаписи и сувениры.

Факт №16. Дети Ги Лалиберте называют его «папа-дракон».

Факт №17. В шоу «О» артисты выступают в расписных вручную купальных костюмах. На их изготовление уходит примерно месяц, а его стоимость около 3500 канадских долларов. Хватает этих нарядов всего лишь на три выступления.

Факт №18. Только в 2007 году костюмерами цирка было изготовлено более 20 тысяч костюмов. Ежегодно на их пошив уходит примерно 20 километров ткани.

Факт №19. Ежегодный подбор новых артистов обходится примерно в 45 миллионов долларов.

Факт №20. Считается, что название «Цирк Солнца» Ги Лалиберте придумал в честь солнечных дней, которые он провел в юности на Гавайях.

23/06/2010

Знаменитый «Цирк дю Солей», гастроли которого вот-вот начнутся в Петербурге, вполне можно сравнить с футбольным клубом «Челси». Канадский цирк, равно как и детище Романа Абрамовича, - это то самое хлебное место, куда мечтают попасть таланты со всего мира. Среди артистов цирка в последнее время все чаще звучит русская речь. Бывшие российские спортсмены и циркачи бросают все, чтобы колесить по миру под канадским флагом.


«Ц ирк дю Солей» (переводится с французского как «Цирк Солнца») называют «роддомом идей» и «завтрашним днем мировой индустрии развлечений». В этом «роддоме» прекрасно себя чувствуют около 350 русскоязычных артистов. К слову, всего в «Цирке дю Солей» 1,5 тысячи исполнителей. А в «Алегрии» - одной из 20 постановок цирка - среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего СССР.

В России потрясающие традиции акробатики и циркового искусства, - объясняет «обилие» русских Мишель Лаприс, креативный директор номера, который «Цирк дю Солей» показывал на «Алых парусах». - У вас своя уникальная цирковая школа, а потому русских артистов легко можно разглядеть среди других. Влияние ваших соотечественников на «Цирк дю Солей» сложно переоценить. Мы уважаем то, что они делают. К тому же русские прекрасно вписываются в наш цирк. В основе их ДНК - любопытство путешественника. Нам это нравится.
Слова Мишеля Лаприса не пустая формальность. Русским артистам в Канаде создают такие условия, о которых они раньше лишь робко мечтали.

Роману Калаеву - 32 года. Раньше он был спортсменом: прыгал на батуте и искренне думал, что дальше родного Воронежа уже никуда не выберется. Когда спортивная карьера закончилась, его пригласили работать в местный цирк. Несколько лет, проведенные там, нелегко дались бывшему спортсмену.

Все изменилось, когда Роман Калаев узнал о «канадском счастье». Записав свои выступления на видео, он послал их в «Цирк дю Солей». Через два месяца его пригласили туда работать воздушным гимнастом. И вот уже три года бывший житель Воронежа колесит по всему миру. Находясь на гастролях, он живет не в старых гостиницах, а в четырех-, пятизвездочных отелях. Бывает, вежливые портье и красивые номера ему надоедают до зубовного скрежета. Тогда Роману Калаеву и его семье цирк снимает трехкомнатную квартиру. Апартаменты должны находиться в центре того города, где проходят гастроли, рядом - только лучшие рестораны, супермаркеты. Шум дороги ни в коем случае не должен мешать уставшему циркачу, а потому окна квартиры просто обязаны выходить во двор. Привыкнув к такой заботе, Роман Калаев пока не торопится возвращаться в родной цирк, который он почему-то упорно называет советским… К тому же скоро его дочь пойдет в школу. А ведь вместе с артистами «Цирка дю Солей» из страны в страну ездят учителя. Они занимаются с детьми циркачей всеми общеобразовательными предметами. Правда, обучение ведется только на английском и французском языках. Зато, как говорит Калаев, ребенок всегда рядом. А вот российские цирки о своей школе для детей пока и не думают.

Да, работать в канадском цирке очень непросто, - признается Роман Калаев. - У нас постоянные тренировки, мы проводим по 8 часов на работе, но это того стоит. К тому же после каждого города мы 2 недели отдыхаем и приводим себя в норму. Никто не заставляет нас работать из последних сил.

Ольга Вавренюк, блиставшая в номере, показанном на «Алых парусах», в прошлом украинская гимнастка. В 16 лет она получила травму. На спортивной карьере был поставлен крест. Восстановившись, девушка стала самостоятельно тренироваться и через некоторое время ее пригласили работать в Киевский цирк. Ольга, может быть, и согласилась бы, но тут услышала, что в столицу Украины с гастролями приезжает «Цирк дю Солей». Набравшись храбрости, девушка отправилась на кастинг. Гимнастку, проделывающую сложные трюки, тут же взяли на работу. В первый же день ей оформили страховку.

Без оформления страховки артиста даже на репетицию не пустят, - говорит Ольга Вавренюк. - С документами в «Цирке дю Солей» вообще отлично умеют работать. Мы все подписываем контракт, в котором указана фиксированная заработная плата в год. Все артисты прекрасно знают, сколько денег они получат. Нет никакой неопределенности. И это помогает работать.

Сколько получают артисты самого знаменитого цирка в мире - тайна за семью печатями. Но у многих гимнастов на запястьях дорогие часы, почти все прогуливаются в стильной одежде ведущих марок. В российских же цирках многие артисты живут совсем по другим законам.

Акробаты в России получают в среднем 20-25 тысяч рублей в месяц. А когда репетируют новую программу и не выступают, то могут рассчитывать на 5-7 тысяч рублей, -рассказывает «МК» в Питере» руководитель номера «Акробаты с подкидными досками» Большого московского цирка на проспекте Вернадского Анатолий Рубан. - Не всегда все хорошо обстоит и со страховкой гимнастов. Случается, что цирковым говорят: мол, сам сломался, сам и лечись. Я как-то попал в больницу. Штырь в разбитую ногу мне приобрел цирк. Но обезболивающее покупала жена…

Как утверждают артисты канадского цирка, им такое не грозит даже в страшном сне. Более того, если гимнасту вдруг надоело рисковать жизнью под самым куполом, он вполне может сменить поприще. В «Цирке дю Солей» открыты курсы, где специалисты подбирают бывшим артистам новую работу. Кому-то могут предложить тренерскую должность, других отправляют трудиться в офис. С третьими долго беседует психолог, пытаясь разобраться, что именно не нравится артисту.

У нас регулярно проводят специальные собрания, - говорит Ольга Варенюк. - Там мы рассказываем, что именно нас не устраивает в работе. Скажите, где еще мне предложат такие условия? Даже если меня позовут в самый лучший российский цирк, я все равно откажусь. Да, я скучаю по дому, но жить без «Цирка дю Солей» я тоже не могу.

За 7 лет, что бывшая гимнастка Ольга Варенюк работает в канадском цирке, она побывала с гастролями в десятках стран. Она то и дело вставляет в речь английские слова, хотя до работы в «Цирке дю Солей» с трудом понимала язык Шекспира. Она так редко бывает на Украине, что уже забывает название многих улиц города. Поэтому гастроли в «братскую Россию» приняла как подарок.

Когда нам сказали, что мы едем в Петербург, все русские были абсолютно счастливы, - улыбается Ольга Варенюк. - Впрочем, и иностранцы были довольны. Всем интересно, как сейчас живет Россия. Когда мы выступали на «Алых парусах», я волновалась, как никогда в жизни. Я не могла даже улыбаться. Вышла на сцену и увидела, что кругом все свои, все русские. И я одна из них. Это такое… responsibility… Как это по-русски? А! Ответственность, большая ответственность - выступать перед своими.
Понравилось в России и Мишелю Лапрису. После того как он придумал номер для выступления «Цирка дю Солей» на «Евровидении» в Москве, его тянет в Россию магнитом.

Я не могу объяснить этого, но мне очень нравится работать в вашей стране, - говорит Мишель Лаприс. - Здесь происходят совершенно необъяснимые вещи. Например, все наши артисты вдруг начинают лучше друг к другу относиться. Все становятся очень дружелюбны. И вообще, у нашего цирка и российской публики настоящая любовная история.

Впрочем, даже «любовная история» не задержит в Петербурге русских артистов «Цирка дю Солей» дольше положенного срока. В начале августа гастроли закончатся, они уедут в Казань, а потом и вовсе покинут Россию. Ведь свое будущее русские циркачи видят на аренах Европы и США. И о российских цирках, где акробаты привыкли рисковать жизнью с полупустыми карманами, они пока не мечтают.

Наши в «Цирке дю Солей»:

Тренеры: Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, Константин Бесчетный, (руководитель и создатель номера «Вольтиж», получил за него Гран-при в Монте-Карло, будучи послан туда от имени «Цирка дю Солей»);
- клоуны: Вячеслав Полунин, Сергей Шашелев, Николай Терентьев, дуэт Валерий Кефт - Леонид Лейкин;
- акробаты: братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленев;
- жонглер: Виктор Ки (Киктев);
- спортсмены-призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, двукратный чемпион мира по акробатике Евгений Иванов.

«Цирк дю Солей» кардинально отличается от своих «собратьев»

Запрет на животных. Канадский цирк отказался от использования дрессированных животных.
- Нестандартная хореография. Визитной карточкой цирка считаются крайне сложные прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку. Издали это напоминает узоры, которые видны, скажем, в калейдоскопе. Кроме того, по всему миру известен номер «Танец на проволоке», который так же будет показан в Петербурге.
- Изобретение новых технологий. Во время одного из шоу на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.