Архитектурная форма не зависит от функции. Функционализм в архитектуре. Контроль архитектуры программных средств

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070

и тип печи по сохранившимся остаткам изразцов или же по стенному изразцу. Реконструкция не может быть выполнена, если собрано недостаточно материалов, т.е. не выявлена необходимая информация по печи.

Сейчас существуют реставрационные мастерские, которые занимаются всеми видами реставрации печей и производством изразцов. Технология усложняется тем, что необходимо произвести полный и достоверный цикл создания элементов печи и правильный сбор всех элементов в облицовке.

Реставрируя памятники искусства и культуры необходимо с деликатностью подходить к подбору метода, сохраняя и не меняя облика первоначального состояния. Поэтому для многих реставраторов поставлена сложнейшая задача - вернуть к жизни, оставив самобытным, образ экспонатов. Для этого к каждому объекту важно найти свой подход и правильно использовать материалы. Список использованной литературы:

1. Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Учебное пособие. Минск: Дизайн ПРО, 2000.

2. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV- XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1983. 270 с.

3. Изразцы - что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей [Электронный ресурс]: http://moydomik.net/kaminy-i-pechi/339-izrazcy-izrazcovaya (дата обращения: 28.10.2017)

4. Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVИ-ХVШ веков. М.: Обозрение «Росреставрация», 1989. 35 с.

© Малицкая В. И., Лапунова К. А., 2017

Т. В. Слюсаренко

Магистрант 1 курса АСА ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: slyusarenko_tatyana@mail. ru Научный руководитель: К.А. Лапунова Канд. тех. наук, доцент кафедры АРРИА АСА ДГТУ

г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ФОРМЫ - ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация

В статье проанализированы понятия такие как: архитектура, архитектурная форма и функция. Соотношение формы и функции Определение основных предпосылок исторических взаимосвязей формы и функции.

Ключевые слова

Архитектура, форма, функция, здания, проблема, архитектор.

Архитектура - это наука строить, проектировать здания и сооружения. С одной стороны, это искусство, а с другой - технология и организация строительного производства. Это - точные расчеты, творчество и научные знания. Важная черта архитектуры - взаимосвязь с окружающей средой.

Функциональность является главным принципом архитектурного проектирования, где любое архитектурное сооружение выполняет определенную функцию. Любое здание всегда проектируется с учетом протекающих в нём процессов. Внешний вид сооружения напрямую зависит от его функционала. Этот факт подтверждают слова известного американского архитектора Луиса Салливана: «форму архитектуры определяет функция» .

Соотнося «форму» с «функцией», Салливен имел в виду выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни. Его подлинная мысль далека от упрощенных толкований, которые давали ей западноевропейские функционалисты 1920-х годов, понимавшие афоризм «форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности.

Некоторые функции уживаются со старыми формами: Зимний дворец (бывшая резиденция российских императоров, сейчас музей), здание Манежа в Москве (бывшие царские конюшни, сейчас выставочный зал). Если сама по себе функция может пониматься как словесное описание свойств предмета, то будучи выраженной в материале, она становится одним из ее условных значений.

В разные эпохи на проблему соотношения функции и формы складывались взгляды, которые выразили в концепциях " функционализма" и " формализма ": с начала 20-х годов получил развитие функциональный метод проектирования на основе зависимости формы от функции. В 60-е годы, с развитием массового типового проектирования и строительства, этот метод стал главным в теории и практике архитектурного проектирования .

Исследование взаимосвязи функции и формы - это рассмотрение деятельности и ее физического результата. Но в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах: форма, структура и пространство. Такое подразделение понятия формы важно с точки зрения строительной технологии, поскольку характеризует различные уровни использования ее средств.

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к понятию системности и целостности в архитектуре. Типологии здания существенно влияют на архитектурные формы, которые связанны с функциональной программой. Так же есть и обратный процесс, когда форма может стимулировать функцию. Например, в жилом доме типа "трилистник" наиболее рационально размещать коридорные системы; уступчатые формы домов, расположенных на рельефе, обусловлены разделением дома на блок-секции. Выразительность в архитектуре во многом зависит от пластики и ритмики отдельных его деталей. Отсюда эмоциональность эстетического воздействия современной архитектуры .

Например, дом-корзина в США. Самое странное административное здание в мире. Компания по производству корзин и плетеных изделий Longaberger построила свою штаб-квартиру в точной копии с реальным выпускаемым им изделием - плетеной корзины. Эксперты не раз отговаривали владельца компании Дэйва Лонгбергера изменить макет здания, но благодаря этой идее, его компания стала известна на весь мир .

Дома-колодцы, с одной стороны ощущение защищенности двора. Еще важнейшим преимуществом является то, что поддерживается высокая плотность населения - город становится компактным, не разрастается. А компактность городов - важнейшее качество новой урбанистики. Но основные недостатки дворов-колодцев: шум внутри двора, плохая проветриваемость, нарушение приватной сферы, дефицит места для благоустройства двора и самый главный недостаток - дефицит света. Из-за него внутри дворов плохо растет зелень, так же невозможно соблюдение норм инсоляции для жилых квартир и детских площадок.

Некоторые архитекторы любят круглые формы в жилых зданиях. Вначале инженеры сталкиваются с прокладкой коммуникаций, а потом жильцы с обустройством квартиры. Стандартные интерьерные решения уже не подходят, и не каждый сможет себе позволить заказывать мебель, причём не за малые деньги. Ведь вдоль полукруглой стены не поставишь прямоугольный шкаф или стол.

Еще архитекторы располагают окна на фасадах жилых зданий в форме рисунка, и тогда оконный проем сдвигается в одну из сторон в квартире, что создает проблемы с мебелировкой квартиры и нарушает равномерную инсоляцию.

Архитекторы-формалисты берут надуманную внешнюю форму и искусственно подгоняют к ней функцию. Например, театр Российской армии в Москве построен в форме звезды, из-за этого в нем очень неудобные помещения.

Форма и функция пространства обладают различными степенями связности и свободы, симметрии и асимметричности. Архитектурная форма может приобретать в пространственном контексте завершенный и незавершенный вид. Она обладает определенным потенциалом воздействия на зрителя. Решение постоянно существующего конфликта между формой и функцией в процессе проектирования должно учитывать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

независимые особенности формы и функции для их оптимального согласования и примирения.

Проблема функции и формы в архитектуре заключается в соответствии технических средств формообразования, которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т. е. удовлетворение определенных социальных потребностей человека .

Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования. Возможны различные варианты взаимодействия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.

Легкость конструкций, открытость пространств для общественных зданий - таковы черты сооружения будущего. Комплексное использование средств архитектурой композиции новых методов проектирования, вызванных к жизни научно-техническим прогрессом, - определяющая основа становления современной архитектуры в настоящий период .

В теории и практике архитектуры долгое время ее художественная и материальная стороны определялись как отдельные области человеческой деятельности. В связи с этим вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту. В XX веке с одной стороны, ставится проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функционального назначения, с другой - для промышленных сооружений, где функциональное назначение доминирует, актуально определение взаимосвязующих отношений между конструктивной стороной архитектуры и архитектурными формами.

Таким образом, несоответствие формы содержанию вызывается разрывом между назначением сооружения и его художественным образом. Архитектор должен разрабатывать не только форму здания, но и думать о находящихся внутри людях. К сожалению, не всегда так происходит, от этого и возникают проблемы формы и функции в современной архитектуре. Список использованной литературы:

1. Луис Генри Салливан - Отец небоскребов - Американский архитектор [Электронный ресурс]: http://interesno-vse.ru (дата обращения: 19.10.17)

2. Шесть архитекторов, которые строят "классические" здания [Электронный ресурс]: http://www.admagazine.ru. (дата обращения: 20.10.17)

3. Трацевский В. В., Колосовская А. В., Чижик И. А. Классические архитектурные формы в современной архитектуре: учеб. Пособие. Минск: Высшая школа, 2016. 208с.

4. Самые необычные здания | Дом-корзина в США [Электронный ресурс]: http://lifeglobe.net/blogs (дата обращения 19.10.17)

5. А.В. Иконников. Функция, форма, образ в архитектуре: Стройиздат. Москва,1986. 288с.

6. ФОРМА СЛЕДУЕТ ФУНКЦИИ [Электронный ресурс]: https://architecturalidea.com(дата обращения: 19.10.17)

© Слюсаренко Т.В., 2017

Е.А. Фогель

магистр 1 курса кафедры градостроительства и проектирования зданий Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу энергоэффективности в строительстве. Также приведены примеры

Рассмотрение архитектуры в качестве системы знаков предполагает наличие "значения», то есть семантического измерения архитектуры. Это противоречит рассмотрению архитектуры исключительно с точки зрения функциональ­ности или формальной эстетики.

Для Эко (1968) архитектура базируется на конвенциональных пра­вилах, или кодах, так как архитектурные элементы есть "сообщение возможной функции" и в том случае, когда эта функция не реализу­ется. Даже явно ориентированные на выполнение определенной функ­ции архитектурные элементы, согласно Эко, представляют в первую очередь культурное образование.

Наряду с историко-архитектурной позицией, согласно которой значение архитектурных элементов выводится из исторических кодов, существует подход к семантике архитектурного знака, состоя­щий в анализе вербальных описаний, исходящих от "реципиентов" архитектурного сообщения. Так, Крамлен (1979) с помощью метода семантического дифференциала определяет значения, которые свя­зывают с архитектурными объектами потребители, а Эко (1972) вы­водит из описании "колонны" семантические компоненты этого архи­тектурного элемента. Подробно о семантике архитектуры пишет Бродбент (1980).

Бихевиористская модель Морриса. Модель архитектурного знака в категориях биохевиористской семио­тики Морриса формулирует Кениг (1964, 1970). С этих позиций архитектурный знак - это подготовительный стимул, который имеет следствием реакцию - определенный тип поведения. В качестве денотата этого знака Кениг описывает (1964) способ поведения потребителей.

Диалектическая модель Соссюра. В противоположность этой пози­ции Скальвини (1971) ссылается на соссюровскую модель знака как единства означающего и означаемого. Де Фуско (1971) связывает обе стороны этой знаковой модели с категориями "внешнее и внут­реннее пространство". Эко (1968) критикует триадическую модель архитектурного знака Пирса, Огдена и Ричардса, поскольку, по его мнению, в архитектуре невозможно провести различие между материальными носителями (символом, по Огдену и Ричардсу, или означаю­щим, по Соссюру) и знаковым объектом (референтом, согласно Огдену и Ричардсу), так как оба единства соотносятся с одной и той же физической реальностью. Эко (1972) развивает свою концепцию знака, используя введенные Елъмслевом различия между планом со­держания и планом выражения субстанции и формы и вводя дифферен­цированное различие между денотацией и коннотацией. Архитектурные морфемы, единства плана выражения соподчинены архитектурным семемам - единицам плана содержания. Семемы этих морфем состав­ляются из более мелких семантических компонентов, которые Эко описывает как архитектурные функции (денотативные - физические функции, коннотативные - социо-антропологические). Единства плана выражения также могут члениться на более мелкие морфологические компоненты.



Триадическая модель Пирса. Триадическая знаковая модель и ти­пология знаков Пирса послужили основой дальнейших разработок ар­хитектурной семиотики (Кифер, 1970; Арин, 1981) и семиотической архитектурной эстетики (Дрейер, 1979) в рамках штутгартской шко­лы (Бензе, Вальтер). В архитектурной семиотике также находит применение тезис Пирса о неограниченном семиозисе (Эко 1972) и близкий ему тезис Барта (1967) об отсутствии окончательных сиг­нификатов (означаемых). Если денотацию обозначить как имеющий границы первичный сигнификат (означаемое) (Эко, 1968), то из по­стулата о неограниченном семиозисе следует принципиальная без­граничность коннотации архитектурного знака (Эко 1972). В дис­куссии о денотации и коннотации архитектурного знака (Дорфлес 1969, Эко 1968, Зелигман 1982, Скальвини, 1971, 1979), которые эти понятия сводят к дихотомии тектонического и архитектониче­ского, ставится, прежде всего, проблема разграничения коннотативного и денотативного значения в архитектуре. У Эко (1972) это разграничение соответствует различию между архитектурными пер­вичными и вторичными функциями: например, хилое здание денотирует первичную функцию "использование" (Эко, 1968) и коннотиру-ет через вторичные функции (исторические, эстетические и антропо­логические) "идеологию" жилища (Эко, 1968). Проблему "архитекту­ра как идеология" обсуждают также Агрест и Гандельсонас (1977).

Функции архитектуры. Функциональный ана­лиз архитектуры в семиотическом аспекте одним из первых пред­принял Мукаржовский (1957), который описывает четыре функциональных горизонта постройки:

1) непосредственная функция (ис­пользование),

2) историческая,

3) социоэкономическая и

4) индивидуальная, которая содержит всевозможные отклонения от других функций.

Этим специфически архитектурным функциям противопоставляется функция эстетическая, так как эта функция, согласно Мукаржовскому, состоит в превращении архитектуры в самоцель, что диалектически отрицает остальные функции (см. у Мукаржовского тезис об автономии эстетического знака). В продолжение соображений Мукарковского и в связи с традициями семиотического функционального анализа Шиви (1975) и Прециози С1979) применяют к архитектурному анализу модель Якобсона, состоящую из шести семиотических функций. При этом Прециози постулирует следующие архитектурные корреляты к функциональной модели Якобсона (1979)

1).референциальная функция (архитектурный контекст), по Якобсену, это должно быть внеархитектурное отношение;

2) эстетическая функция (архитектурное формообразование);

3) метаархитектурная функция (архитектурные аллюзии, "цитаты", Уиттик, 1979);

4) фетическая функция (территориальный аспект здания);

5) экспрессиивнял функция (самовыражение владельца в постройке) и

6) эмотивная функция, определяемая в процессе использования.

Архитектура как знаковая система . Первые попытки описания архитектуры как знаковой системы были предприняты на основе аналогии с языковой системой. Несмотря на критику этого направления (Дорфлес 1969, Прециози 1979), которая; особенно справедлива там, где эта аналогия связана с ложным пониманием семиотических категорий (Агрест и Гандельсонас, I973}, эти попытки представляют интерес для прикладной семиотики.

В подробной дискуссии Бродбент, Бейрд и Дорфлес (1969) обсуждают вопрос, состоит ли знаковая системе архитектуры из заранее данного языка (langue) , правила которого реализуются в творчестве отдельных архитекторов в качестве речи parole). Шиви (1973) идет в этой аналогии так далеко, что вычленяет архитектуные идиолекты, диалекты, социолекты и даже "языковые барьеры". К общим свойствам системы, описываемой по аналогии с языковой системой, относят синтагматические и парадигматические отношения между архитектурными элементами (Бродбент, 1969; Кениг, 1971), а также иерархическую структуру архитектуры как знаковой системы. Как аналог языка исследуется процесс создания архитектурного проекта, что приводит к попыткам создания "генеративной грамматики архитектуры" (по модели Хомского (Крампен, 1979; Гиока, 1983).

Структуры и уровни кодов . Вопрос о вычленении минимальных значимых единиц и более крупных сегментов в структуре семиотического кода является основным для лингвистических и семиотических концепций. Исходной моделью для множест­ва интерпретаций послужила модель языковых уровней лингвиста Мартине. Попытка переноса этой модели на неязыковые коды приво­дит к нескольким модификациям.

Для Мартине (1949, I960) принцип двойного членения (кодиро­вания) является отличительным признаком естественных языков, от­личающим их от языков животных. Этот принцип состоит в том, что всякий язык состоит из двух различных типов минимальных единиц.

На первом уровне это единицы, несущие значение (монемы), на втором - единицы, с помощью которых различаются значения - фонемы. Два уровня далее членимы. Так, комбинации монем объединяются в предложения, а комбинации фонем - в монемы с помощью определеных правил. Комбинация монем в лексемы, предложения и текст, гласно Мартине, не означает перехода на второй уровень. Более того, в первом уровне членения он видит всего лишь комбинации однородных элементов, так как "качественный прыжок" от монемы к фонеме невозможен в пределах одного уровня.

Двойное членение языка объясняет введенный Мартине принцип экономии языковые системы: если бы не было второго уровня, то каждой новой монемы должен быть создан совершенно новый языковый знак. Язык был бы неэкономным. Благодаря же наличию второго уровня возможно в результате комбинации или замены фонем давать тысячи монем или лексем.

В широкой дискуссии о возможности переноса модели Мартине на неязыковые системы приняли участие многие лингвисты и искусствоведы. По отношению к архитектуре эти идеи были развиты Прието (1966) и Эко (1968). Прието предлагает в невербальных системах вычленять три семиотических единства: фигуры, знаки и семы. Фигуры не обладают фиксированным значением, соответствуют фонемам естественного языка или знаковым элементам в теории информации и образуют второй уровень членения. На первом уровне знаки соответствуют монемам, а семы - полноценному высказыванию или предложению. Эко перенёс ее модель Мартине на архитектуру, в сочетании с моделью знака Соссюра, создав теорию первичных и вторичных функций. В целом модель двойного кодирования выглядит следующим образом:

Возможность двойного членения архитектурной знаковой системы обосновывают наряду с Эко (1968) Кениг (1970, 1971) и Прециози (I979). Последний постулирует иерархическое строение архитектуры как знаковой системы по аналогии со всеми уровнями языковой системы. Как смыслоразличительные единства эта модель охватывает дистинктивные различительные признаки, формы (по аналогии с фонемой) и шаблоны (по аналогии со слогом). Смыслонесущие единства Прециози называет (I979) фигурами (по аналогии с морфемой) и клетками, или элементами (по аналогии со словом). "Матрица" рассматривается как аналог к фразе, структурные связи - как грамматика.

Город как текст . Аналогию между городом и зна­ковой системой языка Соссюр провел еще в 1916 г. Барт (1967), Шоае (1972), Трабант (1976) и другие исследовали системные отно­шения и семантические структуры, которые допускают описание го­рода как языка или текста. В дискуссии о семиотике города Шоае прослеживает процесс семантической редукции городского пространства от средневековья до модерна, в то время как Ледру (1973) утверждает отличие современной городской коммуникации от комму­никации прошлых эпох. Фоке (1973) выводит структурную семантику города из суждений жителей о своем городе.

Исследование урбанистической семиотики путем анализа вторич­ных функций архитектуры (нечто вроде "архитектуры общения") осу­ществляется под руководством Бензе (1968), Кифера (1970).

Архитектурная семиотика и практика . Не все результаты архитектурной семиотики допускают применение на практике. Архитекторы видят практическую пользу семиотики в "преодолении кризиса методологии проектирования" (Шнейдер, 1977), или "выходе из наивного функционализма" (Зипек, 1981). Вопрос о том, что семиотика архитектуры развивающаяся и перспективная область знания, не дискутируется.

Проксемика: семиотика пространства

Создатель проксемики - английский антрополог Эдвард Холл (I9G3). Введенное им понятие предусматривает научную программу проксемики, исследование специфических культурных систем и сте­реотипов осознания пространства и поведения в пространстве. В качестве науки о поведении проксемика связана с обширной обла­стью исследований невербальных коммуникаций, а сама, в свою оче­редь, важна для архитектуры, поскольку занимается культурными стереотипами восприятия пространства.

Э. Холл изложил свою научную программу в двух, популярных, однако оказавших существенное влияние на развитие семиотики пространства, книгах: "Язык молчания" (1959) и "Скрытое измерение" (1966, 1969, 1976), а также в "Справочнике по проксемике" (1974).

В работах Холла содержится множество определений проксемики.

Проксемика исследует:

1) неосознанное структурирование человеческого микропространства - дистанцию между человеком в его повседневной деятельности и организацией пространства в домах, зданиях и городе (1963);

2) возможности изучения человека, оценивая образцы его поведения, зависящие от различной степени межперсональной близости;

3) человеческое использование пространства как специфической культурной манифестации;

4) человеческое восприятие и использование пространства;

5) прежде всего неосознанные конфигурации дистанции.

На основе проведенного анализа Холл предлагает классификацию категорий пространства и дистанции, а также измерение восприятия пространства.

1. Жесткие конфигурации материально детерминированы, в особенности архитектурными и градостроительными данными. Это анализ из области семиотики архитектуры.

2. Полужесткие состоят из потенциально подвижных единиц человеческого окружения (например, мебель и предметы интерьера). Они выступают изолированно или стимулируют какую-либо деятельность.

3. Неформальные, или динамические, конфигурации пространства касаются дистанции между двумя участниками социальной коммуникации. Анализ межличностной дистанции требует ее разбивки на отдельные области. Предлагается различать четыре области дистанции.

1. Интимная дистанция –

от 15 см до 40 см

от 0 до 15 см - I фаза

от 15 до 40 см - П фаза

2. Личная дистанция

от 45-75 см - ближняя дистанция

от 75-120 см - дальняя дистанция

3. Социальная дистанция

от 1.20 м до 2.00 м - I фаза

от 2.00 м до 3.50 м – П фаза

4. Официальная (общественная) дистанция

от 3.50 - до 7.50 м- Ш фаза

свыше 7.50 м - 1У фаза

В новейших исследованиях разрабатываются новые эмпирические методы анализа дистанций коммуникации (Форстон, Шерер).

1. Положение тела в пространстве и пол (женщина, стоит)

2. Положение в пространстве относительно друг друга (лицо к лицу)

3. Потенциальная возможность взаимодействия, досягаемость ("дистанция контакта", "вне досягаемости»)

4. Тактильные коды: форма и интенсивность прикосновения

5. Визуальные коды; обмен взглядами

6. Термические коды: восприятие температуры

7. Коды обоняния: восприятие запахов

Эмпирическую существенность этих категорий доказал Уотсон (1970) в исследовании социальных различий в международных сту­денческих группах.

Сам Холл не имел в виду приложение своих идей в семиотике, однако его опыт переноса лингвистических моделей на системы не­вербальных коммуникаций обнаруживает целый ряд семиотических аспектов. В рамках семиотики идеи Холла развили У.Эко (1968) и Уотсон (1974).

Если говорить о функциональном анализе, то целью проксемики является исследование различных культурных кодов пространствен­ного поведения. Единицами этой семиотической системы являются проксемические знаки, а их составляющими - проксемы. Наряду с областями дистанции и категориями восприятия пространства (об­мен взглядами или модус соприкосновения) существуют потенциаль­ные проксемы, которые могут изменить означаемое. Как система знаков и значимых единств проксемический код обладает двойным членением.

Семантика проксемического знака исследована очень слабо.

Как правило, культурное значение проксемических норм не осознается человеком, однако осознается их нарушение. Поэтому основным методом анализа является исследование прагматических си­туаций с позиций вычленения проксемических знаков, значение же этих знаков должно описываться в ценностных категориях, которые неопределенны и трудно установимы. Для архитектуры проксемика может дать полезные данные относительно функционального поведения человека в пространстве.

Наряду с двойным членением системы проксемики обнаруживают и другие аналогии с языковыми системами (продуктивность, произвольность, замещение, культурная традиция и т.п.). Программа исследования пространства, предложенная Холлом, предполагает анализ коммуникативных функций пространства, которые в известной степени предопределяют невербальное поведение человека, а также ис­следует проблему репрезентации пространства в языках искусства.

Исследования коммуникативных функций пространства, проводи­мые Холлом (1966) и Уотсоном (1970), находятся прежде всего в области сравнительной антропологии. Так, доказанным является тот факт, что существует различия в осознании и восприятии пространства у немцев, англичан, японцев, северных и южных американцев, арабов. Далькейшие исследования (Халер, 1978) показали что на восприятие пространства влияют такие факторы, как возраст, пол, психические особенности личности. Эти исследования дали толчок развитию такой научной дисциплины, как психология среды и, что особенно интересно для архитектуры, территориального поведе­ния человека, животного (которые, кстати, обнаруживают гораздо больше сходных моментов, чем можно было предположить).

Территориальное поведение человека выражается в форме личных пространств, маркированных невидимыми признаками поля, существую­щего вокруг человеческого тела, а также в виде мест и территорий, которые личность воспринимает временно или постоянно как "собственные"" и к защите которых она готова. В широком смысле террито­риальное поведение определяется положением человека в социальной группе, где его статус или лидирующее положение может быть представлено в материальной форме. Например, нахождение за столом президиума свидетельствует о руководящей роли личности в социальной группе (Зоммер, 1968; Хэнли, IS77).

Лиман и Скот (1967) различают 4 типа человеческих территорий:

· общественные (улицы, площади, парки),

· связанные с местом житель­ства (рестораны, школы, административные здания),

· территории об­щения (места собраний),

· личные - личное пространство индивида, связанное с местонахождением в пространстве.

Неофициальные тер­ритории подразделяются на первичные и вторичные. Первые принадлежат владельцу и тщательно огораживаются, вычленяются. Вторые - доступны для других.

Владелец территории маркирует ее различными знаками. Индексальное маркирование - стены, заборы, вывески, наименования; для вторичных территорий - места заседаний, столы, одежда, жес­ты, способ общения с соседом. Эти знаки означают также предостережение против нарушения территории. Для самого владельца его территория - достаточно сложный знак, имеющий множество индивидуальных значений: престиж, власть (дом, автомобиль, бюро), эмоциональные связи с личным пространством (любимая комната, кресло), неосознанные значения, исследуемые психоаналитическими методами. При нарушении личной территории владелец применяет различные способы защиты, вплоть до изгнания нарушителя.

Эта интересная и малоисследованная область невербальные коммуникацкй (включая также анализ географических пространств) имеет к архитектуре гораздо больше отношения, чем к живописи или литературе.

Функционализм - направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд)в началеXX века как один из основных элементов более общего понятия " модернизм " , иначе – "современная архитектура" , ставшей наиболее радикальным и принципиальным поворотом на путях развития не только искусства, но и материального мира. Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Первые формулировки функционального подхода к архитектуре появились в США в конце 19 века, когда архитектор Луис Саллива н реализовал отчетливую зависимость формы и функции. Его новаторские многоэтажные конторские здания (Гаранти-билдинг в Буффало, 1894) стали первенцами функционального подхода к архитектуре.


Ле Корбюзье вывел пять признаков функционализма (от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать) :

Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.

Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже - кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма - серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.

Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения. Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).

Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).

Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма.

Сжатая философия стиля - «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом - машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Наиболее значительны достижения функционализма в Западной Европе и России. Основной идеологический и практический центр функционализма, творческий центр «Баухауз» в Германии, начиная с 30 годов ведет теоретические исследования и прикладное проектирование. Создатель и руководитель Баухауза , крупнейшая фигура функционализма В.Гропиус был автором многочисленных памятников этого революционного стиля. Иконой функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия, построенное по проекту В.Гропиуса в 1928 году. Лаконичное и ясное сооружение, сплав современных конструкций и научно-производственного предприятия («Баухауз» - проектно-исследовательский центр дизайна) демонстрирует форму, определенную функцией и характерный для функционализма формальный ряд – плоские кровли, крупные плоскости стекла, полное отсутствие всего, что не нужно для конструкций.

Французский архитектор Ле Корбюзье , наиболее известный творец функционализма, внес решающий вклад в теорию и практику этого стиля. Его идеи в градостроительстве, в теории массового индустриального жилья, во многом реализованные постройками и проектами, и по сей день актуальны. Этот поистине величайший архитектор современности насытил теорию функционализма идеологически и практически, его знаменитые принципы построения массового индустриального жилого дома (дом на опорах, плоская крыша-сад, ленточное остекление итд) используются и сегодня.

Функционализм - одно из самых крупных направлений, отделившихся от интернациональных архитектурных стилей. Как и свой предшественник, развиваясь в условиях большого города, функционализм отказывается от "лишнего" декора и превозносит удобство как высшее благо в строительных решениях. Однако, у него есть своя специфика, которая и выделила функционализм в отдельный стиль.

Основные особенности

Интернационализм впитал в себя весь комплекс общественных идей, что царили в крупных городах 30х голов прошлого века: удобство, монументальность, подчеркнутая простота и рукотворность построек. В это же время, функционализм акцентировался на одной: дом - средство для жилья.

Постройки в стиле функционализма пренебрегают всяким декором в пользу утилитарных функций, отчего и их особая специфика.

    Геометричные угловатые конструкции - для строительства выбираются максимально простые и правильные формы: куб, прямоугольник. Даже секции цилиндрических форм редкость, так как изогнутую стену сложно использовать с должной этому стилю пользой.

    Небольшие окна - в то время как небоскребы интернационализма блистают стеклянными гранями множества панорамных окон, функционализм не расширяет оконные проемы свыше минимума. Ровно столько, чтобы экономить на электричестве в дневное время. Широкие окна если и встречаются, то разбиты на мелкие фрагменты благодаря множеству рам.

    Визуальное разбиение на сегменты - практически все интернациональные стили стремятся к монолитности и цельности образа, но функционализм несколько выделился из этой группы. Его форма зданий продиктована функцией, в итоге, например, здание музея может быть разбито на несколько секций, экстерьер которых напрямую зависит только от практического предназначения: вроде "врастающих" друг в друга цилиндра и параллелепипеда.

    Простые чистые цвета - в отличие от интернационализма, функционализм скупится и на разнообразную отделку. Все материалы, которые используются в здании, продиктованы необходимостью. А отсюда и однородные ровные цвета экстерьера построек.

    Небольшие масштабы - еще одна особенность, отличающая функционализм от остальных интернациональных стилей. Те большей частью берут не столько декором, сколько размерами. Но функционализм и тут решил "урезать". Размеры зданий не превышают те, что необходимы для выполнения прямой функции здания.

Особая эстетика

Как видите, функционализм следует идее утилитарности даже в самых незначительных деталях - вернее в их отсутствии. Однако было бы неверным заявить, что этот стиль не способен на художественную выразительность.

Функционализм "берет" именно своей лаконичностью и чистотой. Несмотря на всю предельную практичность строений, делаются они подчеркнуто-аккуратным, единообразными и по-возможности симметричными, что человеческому глазу, так или иначе, приятно.

И, конечно, нельзя не упоминать о функционализме в индивидуальном домостроении и о его влиянии на оное.

Функционализм в индивидуальном домостроении

Вряд ли вы найдете загородный дом, который бы полностью соответствовал канонам функционализма. Все-таки коттедж - это место для жизни и отдыха. А что может быть функциональнее для отдыха души и тела, как не уютный, преисполненный красивыми деталями дом? Однако, некоторые особенности функционализма все-таки нашли реализацию в строительстве дачных коттеджей:

    Идея "геометрического конструктора". Несмотря на утилитарность, сложно недооценить потенциал сочетания правильных геометрических тел в одно целое. И во многих загородных домах этим пользуются.

    Небольшие окна. Причины, конечно же, не в желании следовать канонам функционализма, а в простом стремлении к теплу. Ведь, несмотря на современные технологии, неосознанно комната с большими окнами будет восприниматься более прохладной.

Функционализм возник в начале20 века как один из основных элементов более общего понятия МОДЕРНИЗМА, иначе – СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ставшей наиболее радикальным и принципиальным поворотом на путях развития не только искусства, но и материального мира. Этот поворот ознаменовал переход к современности в ее нынешнем понимании. Зародившись в литературных поисках, в находках живописи, в первых автомобильных пробках, в авиации, радио, железобетоне и стали, в кошмарах Первой Мировой и революциях, новое понимание материального мира отразилось в архитектуре самым ярким и решительным образом.

Основой идеологии функционализма в архитектуре стало создание самыми современными способами и конструкциями таких форм, которые бы обеспечивали наилучшее функционирование объекта, все излишнее отбрасывалось. Процессы, ради реализации которых построен стул, здание, район или город и даже регион должны получить наиболее удобную и технологичную оболочку или материальную базу. «Форма должна соответствовать функции» - вот лозунг функционализма.

Первые формулировки функционального подхода к архитектуре появились в США в конце 19 века, когда архитектор Д.Салливен реализовал отчетливую зависимость формы и функции. Его новаторские многоэтажные конторские здания (Гаранти-билдинг в Буффало, 1894) стали первенцами функционального подхода к архитектуре.

Наиболее значительны достижения функционализма в Западной Европе и России. Основной идеологический и практический центр функционализма, творческий центр «Баухауз» в Германии, начиная с 30 годов ведет теоретические исследования и прикладное проектирование. Создатель и руководитель Баухауза, крупнейшая фигура функционализма В.Гропиус был автором многочисленных памятников этого революционного стиля.

Иконой функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия, построенное по проекту В.Гропиуса в 1928 году. Лаконичное и ясное сооружение, сплав современных конструкций и научно-производственного предприятия («Баухауз» - проектно-исследовательский центр дизайна) демонстрирует форму, определенную функцией и характерный для функционализма формальный ряд –плоские кровли, крупные плоскости стекла, полное отсутствие всего, что не нужно для конструкций.

Французский архитектор Ле Корбюзье, наиболее известный творец функционализма, внес решающий вклад в теорию и практику этого стиля. Его идеи в градостроительстве, в теории массового индустриального жилья, во многом реализованн ые постройками и проектами, и по сей день актуальны. Этот поистине величайший архитектор современности насытил теорию функционализма идеологически и практически, его знаменитые принципы построения массового индустриального жилого дома (дом на опорах, плоская крыша-сад, ленточное остекление итд) используются и сегодня. «Жилая единица» - многоквартирный дом в Марселе и есть блестящая реализация этих принципов. Свободная планировка, оптимальная структура, чрезвычайно эффектная и рациональная система солнцезащиты этого здания, цветные акценты лоджий – компоненты этого шедевра функционализма просты, логичны, интересны и красивы.

Ле Корбюзье. Здание Центросоюза в Москве. Функционализм и конструктивизм говорили на одном языке – без акцента.

В здании вилы Савой в Пуасси, Франция, Ле Корбюзье воплощена идея жилья, как защищенной от непогоды части пейзажа, эта возможность реализуема лишь с использованием каркаса – плоскость покрытия опирается на пол колоннами, остальное- простор.

Аналогичный подход к жилью виден в архитектуре Фарнсуорт хауза в Плано, США, арх. Л.Мис Ван дер Ро э - такой же прием заимствования части пейзажа для устройства в ней жилых объемов в предельно функциональной оболочке. Едва ли не примитивные формы становятся шедевром – в мастерском исполнении, разумеется.

Административное здание в Чандигархе, Индия, также использует каркасную систему, удерживающую все необходимое- перекрытия, навесные стены фасада с мощной солнцезащитой. Все элементы предельно ясны и просты, но из этих простых функциональных элементов архитектор собирает чрезвычайно эффектный неповторимый образ.

Символ каркасной конструкции, несущей «соты» конторских помещений и ограничивающие их навесные наружные стены определяет архитектуру здания IBM и Сигрэм, построенные Л. Мис Ван дер Роэ. Архитектура небоскребов имеет такой характер и по сей день.

Памятники функционализма отличает не только демонстративная материализация процессов, в них происходящих, но и акцентирование сути и роли используемых для этого конструкций.

Конструктивизм в СССР представлял собой функционализм с акцентом на выражение новых качеств новых конструкций, при этом содержание такой архитектуры выражало новаторские, подчас революционно-фантастические идеи нового быта. До тоталитарного подавления этого направления, архитекторы И.Голосов, братья Веснины, К Мельников и другие успели оставить выразительные новаторские сооружения, до сих пор вдохновляющие архитектуру нашего времени.