Анализ повести сокровенный человек платонова. Андрей платонов. «сокровенный человек» (опыт анализа)

Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отправляется в путь на поиск смысла пролетарской революции и вечной истины. Писатель назвал своего любимого героя «сокровенным человеком», духовно одаренным, «потаенным», то есть внешне вроде бы простым, даже равнодушным, каким-то Иваном-дурачком, а на деле - глубоким философом и правдоискателем. «Без меня народ неполный», - говорит он, давая понять, что кровью и плотью связан с нацией. Он привык странствовать, этот Пухов, и если народ пошел в поход за золотым руном, то он тоже покидает свой домишко. География повести чрезвычайно обширна: из провинциального Похаринска герой отправляется то в Баку, то в Новороссийск, то в Царицын, то снова в Баку. Чаще всего мы видим его в дороге. Дорога была важнейшим лейтмотивом в произведениях Радищева и Гоголя, Лескова и Некрасова. Как и у русских классиков, дорога у Платонова - сюжетобра-зующий элемент. Сюжет повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге. Как только он останавливается, его жизнь теряет историческую перспективу. Так происходит со Зворычным, Шариковым, Пере-вощиковым. Становясь синонимом духовного поиска, дорога у Платонова постепенно теряет свое пространственное значение. Перемещения Пухова по просторам России весьма хаотичны, логически не мотивированы: «почти бессознательно он гнался жизнью по всяким ущельям земли» (гл. 4). Причем, несмотря на точность географических названий, упомянутые в повести города не имеют конкретных примет и вполне могли бы быть заменены другими. Дело в том, что у героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла. Блуждания души не нуждаются в реальном, предметном обрамлении.

Главный герой произведения Фома Пухов выглядит очень странным на фоне традиционных для советского искусства персонажей пролетарского происхождения. В отличие от не ведающих сомнений героев А.А.Фадеева и Н.А.Островского, Пухов не верит в революцию, сомневается в ней. Его волнует, «куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство». В его душе коренится глубинная страсть к подлинному познанию мира, стремление все проверить и во всем убедиться самому. Напрашивается параллель с евангельским апостолом Фомой Неверующим. Его не было с другими апостолами, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос, и Фома отказывается верить в воскресение Учителя, пока сам не коснется его ран. Существует интерпретация, согласно которой Фома был единственным апостолом, сумевшим постичь тайный, сокровенный смысл учения Христа.

Герой Платонова, подобно некрасовским мужикам в поэме «Кому на Руси жить хорошо», влеком вечной загадкой счастья. Его интересует не столько быт, сколько бытие. Повесть открывается очень странной сценой: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. В этом эпизоде выразительно соотнесены друг с другом вечное и сиюминутное, показана вся мера непохожести Фомы на обыкновенного человека. Фома осиротел, но приходится продолжать жить.

Так с первого эпизода в повести сплетаются бытовое и философское измерения жизни. Все вопросы, волнующие Фому, будут носить как отвлеченно-духовный, так и практический, повседневный характер. Зачем, в конце концов, революция, думает Фома, если она не приносит высшей справедливости, не решает проблемы смерти? Для знакомых Фомы цель революции вполне конкретна — это материальное равенство, практическое улучшение жизни рабочих. Пухова же беспокоит, что, кроме этой материальной цели, ничего в революции нет.

Фома Пухов — вечный странник. На первый взгляд, он путешествует бесцельно, в то время как все вокруг заняты вполне конкретными делами. Он не находит себе постоянного пристанища, потому что в революции не находится места его душе. Находят свое место другие: Зворычный, став секретарем партячейки; матрос Шариков, устроившись комиссаром по найму рабочей силы в Баку, бригадир сборочного цеха Перевощиков. С их точки зрения, революция выполняет свое обещание дать каждому счастье. Фома же ищет — увы, безрезультатно — подтверждения революционной вере. Открывается же ему только реальность революционной бури — реальность умирания. Оставив после смерти жены дом, он работает на железнодорожном снегоочистителе. На его глазах гибнет в паровозной аварии помощник машиниста, белый офицер убивает инженера, красный бронепоезд расстреливает «начисто» казачий отряд. И нет конца этому пиршеству смерти.

Три смерти выписаны в повести особенно ярко. Смерть рабочего Афонина, воевавшего на стороне красных. Смерть застрелившегося белого офицера Маевского: «и отчаяние его было так велико, что он умер раньше своего выстрела». Смерть инженера, начальника дистанции, которого пуля казачьего офицера «спасает» от расстрела по решению ревтрибунала. Увиденная Фомой реальность революции лишь укрепляет его сомнение в ее святости.

Значит ли это, что Пухов не находит в мире счастья? Вовсе нет. Радость и духовное успокоение дает ему чувство общения со всем миром (а не с частью его). Платонов тщательно выписывает ощущение Пуховым полноты жизни: «Ветер тормошил Пухова, как живые руки большого неизвестного тела, открывающего страннику свою девственность и не дающего ее, и Пухов шумел своей кровью от такого счастья. Эта супружеская любовь цельной, непорочной земли возбуждала в Пухове хозяйские чувства. Он с домовитой нежностью оглядывал все принадлежности природы и находил все уместным и живущим по существу». Это и есть счастье Фомы — ощущение нужности и уместности всего в жизни, органическая связь и сотрудничество всех существ. Именно взаимосвязь и сотрудничество, а не борьба и уничтожение. Фома — человек, которому в равной степени открыты и все тяготы жизни страны в условиях гражданской войны, и «роскошь» «отчаянной природы», «Хорошее утро!» — говорит Пухов сменяемому им машинисту в финале повести. А тот отвечает: «Революционное вполне».

Другое произведение, в котором «испытывается» святость революционного дела, — роман «Чевенгур» (1929). Чевенгур — название небольшого города, в котором группа большевиков попыталась построить коммунизм. В первой части романа его герои бродят в поисках счастья по охваченной гражданской войной России. Во второй части они приходят в своеобразный город Солнца — Чевенгур, где коммунизм уже осуществился. В революционном азарте чевенгурцы истребили большую часть населения, «недостойного» жить при коммунизме. Теперь им приходится противостоять регулярной армии, посланной усмирить уклоняющийся из-под государственной власти город. Финал романа трагичен: дорога к коммунизму оканчивается смертью. Для героев эта смерть носит характер коллективного самоубийства. Чевен-гурцы умирают в бою с чувством радостного освобождения от бесперспективности построенного ими земного «рая». «Чевенгур» — осознание ложности целей, провозглашенных революцией большевиков. Правда, в отношении Платонова к своим героям нет однозначного осуждения. Автор на их стороне в страстном стремлении «сделать сказку былью», претворить в жизнь вековую мечту. Но он оставляет их, когда они начинают делить людей на «чистых » и « нечистых ». Герои Чевенгура предстают жертвами неверно поставленной цели, неверно понятой идеи. В этом их и вина, и беда.

Писатель будет возвращаться к проблемам, поставленным в романе, до конца своего творческого пути. Постепенно круг этих проблем сузится, потому что в 1930-е гг. все сложнее и сложнее будет обсуждать их в печати. Однако главный итог путешествия во времени, предпринятого Платоновым в 20-е годы, итог испытания прошлого и будущего — признание «ошибочности проекта» , ложности плана революционной переделки жизни. В творчестве писателя конца 1920-х — 1930-х гг. место манящих миражей утопии займет грозная реальность.

«Испытанию настоящего» посвящены такие произведения Платонова, как насыщенная иронией повесть «Город Градов» (1927), «организационно-философский» очерк «Че-Че-О» (1929), рассказ «Усомнившийся Макар» (1929). Литературоведы иногда называют эти произведения «философско-сатирической трилогией». На современном материале созданы пьесы Платонова «Четырнадцать красных избушек» (1937-1938, опубликована в 1987 г.) и «Шарманка» (1933, опубликована в 1988 г.). Самые значительные произведения этого периода — повести «Котлован» (1930, опубликована в 1986 г.), «Ювенильное море» (1934, опубликована в 1987 г.) и «Джан» (1934).

Фома Пухов, а именно так зовут героя Платонова, действительно не склонен к сантиментам. А еще у него особое видение происходящего. Что же происходит? Революция, Гражданская война. Прежде чем изложить краткое содержание «Сокровенного человека» Платонова, стоит привести несколько фактов из биографии советского писателя. Он, как и многие, пострадал от послереволюционных событий. А свои переживания отразил в книгах.

Творчество Платонова

«Сокровенный человек», краткое содержание которого изложено ниже, рассказ «Маркун», сборник «Голубая глубина», «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Ямская слобода» - все это было издано в двадцатые годы. Платонов был тогда уже широко известен. Но в начале тридцатых он все чаще стал подвергаться нападкам критиков.

В 1918 году Платонов поступил в Воронежское техническое училище. Затем он служил в революционном комитете железных дорог. Во время Гражданской войны работал корреспондентом. В 1922 году вышел сборник «Голубая глубина». А спустя три года Платонов написал такие произведения, как «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов».

Самые значительные повести были созданы в конце тридцатых: «Котлован», «Чевенгур». Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни автора. Ведь в них рассказано о строительстве коммунистического общества в утопическом духе.

Сталин ценил тварчество Платонова ("Сокровенный человек", краткое содержание которого мы рассматриваем - не исключение), как ценил книги многих писателей, подвергшихся репрессиям. В 1931 году Платонов написал повесть «Впрок». Это произведение вызвало резкую критику Фадеева - прозаика, который писал плохо, но «правильно». Тогда в жизни Платонова и начались проблемы. Его произведения перестали печатать.

В 1934 году в «Правде» напечатали разгромную статью, после которой издательства еще долгое время не публиковали платоновские произведения. В 1938 году арестовали сына писателя. Вскоре его выпустили. Но в тюрьме молодой человек заболел туберкулезом, вскоре умер. Платонов заразился от сына неизлечимым недугом. Ушел из жизни в 1951 году.

В ранних произведениях Платонова чувствуется вера в революционные идеи. Но уже к началу тридцатых годов он все больше сомневается, что несложно заметить при прочтении повестей тех лет. «Сокровенный человек» был опубликован впервые в 1927 году. Сегодня сложно понять, что советским критикам могло не понравиться в этой повести. Дело в том, что герои - хотя и представители пролетариата, личности сомнительное. А главное, сомневающиеся. В годы строительства коммунизма такие персонажи были непопулярны.

«Сокровенный человек» Платонова: краткое содержание

Текст состоит из девяти глав. Но изложить краткое содержание произведения Платонова «Сокровенный человек» лучше по следующему плану:

  1. Путевка на работы.
  2. Авария.
  3. Станция Лиски.
  4. На корабле.
  5. Возвращение домой.
  6. Неудачный план.
  7. Баку.

Путевка на работы

Пухов похоронил жену. Вернувшись с кладбища, он немного загрустил. Вдруг в дверь постучали. Главный герой, в сердцах крикнув: «Не дают погоревать!» - дверь все же открыл. На пороге стоял сторож конторы дистанции - принес путевку на снегоочистительные работы.

Фома пришел на станцию. Здесь расписался в приказе. Платонов дополнил текст своими ремарками. Так, он говорит: «В то время попробуй не распишись». Пухов вместе с другими рабочими отправляется расчищать путь для красноармейцев. Фронт совсем близко - в шестидесяти километрах.

Авария

Стоит ли читать «Сокровенного человека» Платонова в кратком содержании? На чтение сокращенного варианта уйдет минут пять. Но, конечно, изложение не передаст красочного, сочного языка советского классика. Характеристику своему герою Платонов дает словно между строк. Фома Пухов в начале произведения создает впечатление человека равнодушного. Происходит авария. Снегоочиститель останавливает казачий отряд. Машина тормозит, в результате рабочие получают травмы, а машинист погибает. «Как он нарвался на штырь, дурак?» - произносит Пухов, увидев изуродованное тело погибшего. Казалось бы, его совсем не трогает трагическая смерть молодого человека. Быть может, немного удивляет.

На станции Лиски

Рабочих освобождают «красные». При этом казаков, завязших в снегу, расстреливают. Даже по краткому содержанию повести «Сокровенный человек» Платонова можно понять, насколько тяжелыми и жестокими были годы Гражданской войны. Люди словно не замечали горя, смертей.

О печальных событиях Пухов тут же забывает. На станции Лиски он видит объявление: "Требуются механики на Южный фронт". Скоро весна, на снегоочистителе делать нечего. Нам уже известно из краткого содержания «Сокровенного человека»: Платонов в этой повести рассказывает об одиноком человеке, который после смерти жены готов скитаться по стране. Товарищ Пухова остается. Сам же он оправляется на юг.

На корабле

Из краткого содержания «Сокровенного человека» А. Платонова можно узнать о том, какие исторические события отражены в этой книге. Пухов устраивается рабочим на пароход, который направляется в Крым - в тыл к Врангелю. Но из-за штурма достигнуть крымских берегов не удается.

Тем временем приходит весть о взятии «красными» Симферополя. Несколько месяцев Фома проводит в Новороссийске. Здесь он трудится старшим монтером на береговой базе. Вспоминает умершую жену, грустит…

Возвращение домой

Главный герой повести Платонова отправляется в Баку, где встречается с матросом по фамилии Шариков. Этот человек принимает участие в восстановлении Каспийского пароходства. Шариков отправляет Фому в командировку, где тот должен заняться привлечением местного пролетариата.

Пухов внезапно возвращается домой. Здесь он снова предается грусти. Возвращаясь и переступив порог своего дома, он вспоминает о том, что это жилище принято называть очагом. Но что за домашний очаг без женщины и огня?

Неудачный план

На город нападают "белые". Для того чтобы ликвидировать противника, Пухов предлагает следующий план: пустить несколько платформ с песком на бронепоезд. Однако идея оказывается неудачной.

Приходят «красные» и спасают город. После Пухова многие обвиняют в предательстве. Ведь реализация плана с платформами привела к гибели рабочих. Однако многие все же понимают, что Пухов всего-навсего «придурковатый мужик». После этого случая Фома пишет письмо Шарикову, тот направляет его в Баку. Главный герой уезжает на нефтяные прииски.

Баку

Шариков назначает Пухова машинистом на нефтяной двигатель. Эта работа ему по душе. Хотя здесь квартиры у него нет, он ночует на инструментальном ящике в сарае. Однажды Шариков предлагает ему стать коммунистом. Пухов отказывается. Отказ свой объяснил следующим образом: «Я природный дурак». Все чаще он грустит, скучает по умершей жене. Таково краткое содержание рассказа Платонова «Сокровенный человек».

Анализ

Герои Платонова косноязычны, речь их своеобразна, может показаться безграмотной. Но в этом особенность прозы советского писателя. Пухов пытается понять революцию. Это выражается в его своеобразных размышлениях.

В советской художественной литературе довоенных лет встречаются чаще герои пролетарского происхождения. На их фоне Фома Пухов выглядит немного странным. В отличие от персонажей Островского, Фадеева, Фома не верит в революцию. Он сомневается в коммунистических идеях. В душе платоновского героя коренится неудержимое желание познать мир, стремление самому убедиться в истинности революционных идей. Он чем-то напоминает Фому неверующего. Этого библейского персонажа не было с апостолами, когда происходило воскрешение Иисуса Христа. А потому он отказывался верить в чудо. До тех пор, пока не коснулся ран Христа. Однако, согласно одной из версий, Фома был единственным апостолом, который сумел постичь сокровенный, тайный смысл учения Иисуса Христа.

Пухов имеет что-то общее и с мужиками из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасовские герои тоже пытаются постичь загадку счастья. Пухова интересует не так быт, как бытие. А его непохожесть, отличие от других людей заметно уже в первой сцене, о которой было сказано выше.

Главный герой повести «Сокровенный человек» - вечный странник. Может показаться, что Пухов путешествует совершенно бесцельно. Вокруг все заняты каким-либо делом, имеют строгие суждения относительно того или иного вопроса. А у Пухова революция не находит в душе отклика. Он ищет подтверждения идеи о всеобщем счастье. При этом во время своих блужданий по стране не раз видит смерть. Увиденная реальность порождает новые сомнения в революционных идеях.

Главный герой произведения Фома Пухов выглядит очень странным на фоне традиционных для советского искусства персонажей пролетарского происхождения. В отличие от не ведающих сомнений героев А.А.Фадеева и Н.А.Островского, Пухов не верит в революцию, сомневается в ней. Его волнует, «куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство». В его душе коренится глубинная страсть к подлинному познанию мира, стремление все проверить и во всем убедиться самому. Напрашивается параллель с евангельским апостолом Фомой Неверующим. Его не было с другими апостолами, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос, и Фома отказывается верить в воскресение Учителя, пока сам не коснется его ран. Существует интерпретация, согласно которой Фома был единственным апостолом, сумевшим постичь тайный, сокровенный смысл учения Христа.

Герой Платонова, подобно некрасовским мужикам в поэме «Кому на Руси жить хорошо», влеком вечной загадкой счастья. Его интересует не столько быт, сколько бытие. Повесть открывается очень странной сценой: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. В этом эпизоде выразительно соотнесены друг с другом вечное и сиюминутное, показана вся мера непохожести Фомы на обыкновенного человека. Фома осиротел, но приходится продолжать жить.

Так с первого эпизода в повести сплетаются бытовое и философское измерения жизни. Все вопросы, волнующие Фому, будут носить как отвлеченно-духовный, так и практический, повседневный характер. Зачем, в конце концов, революция, думает Фома, если она не приносит высшей справедливости, не решает проблемы смерти? Для знакомых Фомы цель революции вполне конкретна — это материальное равенство, практическое улучшение жизни рабочих. Пухова же беспокоит, что, кроме этой материальной цели, ничего в революции нет.

Фома Пухов — вечный странник. На первый взгляд, он путешествует бесцельно, в то время как все вокруг заняты вполне конкретными делами. Он не находит себе постоянного пристанища, потому что в революции не находится места его душе. Находят свое место другие: Зворычный, став секретарем партячейки; матрос Шариков, устроившись комиссаром по найму рабочей силы в Баку, бригадир сборочного цеха Перевощиков. С их точки зрения, революция выполняет свое обещание дать каждому счастье. Фома же ищет — увы, безрезультатно — подтверждения революционной вере. Открывается же ему только реальность революционной бури — реальность умирания. Оставив после смерти жены дом, он работает на железнодорожном снегоочистителе. На его глазах гибнет в паровозной аварии помощник машиниста, белый офицер убивает инженера, красный бронепоезд расстреливает «начисто» казачий отряд. И нет конца этому пиршеству смерти.

Три смерти выписаны в повести особенно ярко. Смерть рабочего Афонина, воевавшего на стороне красных. Смерть застрелившегося белого офицера Маевского: «и отчаяние его было так велико, что он умер раньше своего выстрела». Смерть инженера, начальника дистанции, которого пуля казачьего офицера «спасает» от расстрела по решению ревтрибунала. Увиденная Фомой реальность революции лишь укрепляет его сомнение в ее святости.

Значит ли это, что Пухов не находит в мире счастья? Вовсе нет. Радость и духовное успокоение дает ему чувство общения со всем миром (а не с частью его). Платонов тщательно выписывает ощущение Пуховым полноты жизни: «Ветер тормошил Пухова, как живые руки большого неизвестного тела, открывающего страннику свою девственность и не дающего ее, и Пухов шумел своей кровью от такого счастья. Эта супружеская любовь цельной, непорочной земли возбуждала в Пухове хозяйские чувства. Он с домовитой нежностью оглядывал все принадлежности природы и находил все уместным и живущим по существу». Это и есть счастье Фомы — ощущение нужности и уместности всего в жизни, органическая связь и сотрудничество всех существ. Именно взаимосвязь и сотрудничество, а не борьба и уничтожение. Фома — человек, которому в равной степени открыты и все тяготы жизни страны в условиях гражданской войны, и «роскошь» «отчаянной природы», «Хорошее утро!» — говорит Пухов сменяемому им машинисту в финале повести. А тот отвечает: «Революционное вполне».

Другое произведение, в котором «испытывается» святость революционного дела, — роман «Чевенгур» (1929). Чевенгур — название небольшого города, в котором группа большевиков попыталась построить коммунизм. В первой части романа его герои бродят в поисках счастья по охваченной гражданской войной России. Во второй части они приходят в своеобразный город Солнца — Чевенгур, где коммунизм уже осуществился. В революционном азарте чевенгурцы истребили большую часть населения, «недостойного» жить при коммунизме. Теперь им приходится противостоять регулярной армии, посланной усмирить уклоняющийся из-под государственной власти город. Финал романа трагичен: дорога к коммунизму оканчивается смертью. Для героев эта смерть носит характер коллективного самоубийства. Чевен-гурцы умирают в бою с чувством радостного освобождения от бесперспективности построенного ими земного «рая». «Чевенгур» — осознание ложности целей, провозглашенных революцией большевиков. Правда, в отношении Платонова к своим героям нет однозначного осуждения. Автор на их стороне в страстном стремлении «сделать сказку былью», претворить в жизнь вековую мечту. Но он оставляет их, когда они начинают делить людей на «чистых » и « нечистых ». Герои Чевенгура предстают жертвами неверно поставленной цели, неверно понятой идеи. В этом их и вина, и беда.

Писатель будет возвращаться к проблемам, поставленным в романе, до конца своего творческого пути. Постепенно круг этих проблем сузится, потому что в 1930-е гг. все сложнее и сложнее будет обсуждать их в печати. Однако главный итог путешествия во времени, предпринятого Платоновым в 20-е годы, итог испытания прошлого и будущего — признание «ошибочности проекта» , ложности плана революционной переделки жизни. В творчестве писателя конца 1920-х — 1930-х гг. место манящих миражей утопии займет грозная реальность.

«Испытанию настоящего» посвящены такие произведения Платонова, как насыщенная иронией повесть «Город Градов» (1927), «организационно-философский» очерк «Че-Че-О» (1929), рассказ «Усомнившийся Макар» (1929). Литературоведы иногда называют эти произведения «философско-сатирической трилогией». На современном материале созданы пьесы Платонова «Четырнадцать красных избушек» (1937-1938, опубликована в 1987 г.) и «Шарманка» (1933, опубликована в 1988 г.). Самые значительные произведения этого периода — повести «Котлован» (1930, опубликована в 1986 г.), «Ювенильное море» (1934, опубликована в 1987 г.) и «Джан» (1934).

Андрей Платонов - автор, который является признанным в отечественной литературе мастером слова. В этой статье мы расскажем вам о произведении познакомит вас с этой повестью. Она увидела свет в 1928 году. Повесть вышла отдельным изданием ("Сокровенный человек" Платонова). Краткое содержание описанных в произведении событий следующее.

Фома Пухов, главный герой, чувствительностью одарен не был. Например, он резал вареную колбасу на гробе жены, так как проголодался из-за отсутствия хозяйки. Намаявшись, после ее погребения Пухов укладывается спать. Кто-то громко стучит к нему в дверь. Это сторож конторы его начальника, который приносит герою путевку на очистку от снега железнодорожных путей. Пухов на станции расписывается в данном приказе - попробуй не распишись в то время!

Пухов расчищает путь от снежных заносов

Вместе с другими рабочими, которые обслуживают везущийся на двух паровозах снегоочиститель, главный герой начинает расчищать путь от для того, чтобы красноармейские бронепоезда и эшелоны могли пройти. В 60 верстах от этого места находится фронт. Снегоочиститель на одном снежном завале резко тормозит. Разбивая головы, падают рабочие. Насмерть разбивается Окружает рабочих конный отряд казаков, приказывая им доставить снегоочистку и паровозы на станцию, занятую белыми. Прибывший на место красный бронепоезд расстреливает казаков, завязших в снегу, и освобождает товарищей.

Отдых на станции Лиски

Они отдыхают на станции Лиски три дня. Пухов на стене барака читает объявление о том, что на Южный фронт, в технические части, ведется набор механиков. Он предлагает Зворычному, своему другу, отправиться на юг, объясняя это тем, что делать на снегоочистке уже нечего: приближается весна. Пройдет революция, а рабочим не останется ничего. Не соглашается Зворычный, так как не хочет оставлять жену с сыном.

Главный герой отправляется в Крым

Пухов через неделю вместе с пятерыми слесарями отправляется в Новороссийск. На трех кораблях красные снаряжают десант, состоящий из 500 человек, в тыл Врангелю, в Крым. Пухов отправляется на пароходе под названием "Шаня", обслуживает на нем Десант непроглядной ночью проходит через однако корабли из-за шторма теряют друг друга. Разбушевавшаяся стихия не позволяет высадиться на берег Крыма. Люди вынуждены вернуться в город Новороссийск.

Жизнь в Новороссийске

Здесь приходит известие о том, что красные войска взяли Симферополь. Пухов четыре месяца проводит в городе в качестве старшего монтера базы, относящейся к Азово-Черноморскому пароходству. От недостатка работы он скучает: пароходов прибывает мало, и главный герой занимается в основном тем, что составляет отчеты о поломках механизмов. Часто он гуляет по окрестностям, наслаждаясь природой. Главный герой, вспоминая умершую супругу, грустит, уткнувшись в землю, нагретую его дыханием, своим лицом. Смачивает ее неохотными, редкими каплями слез Пухов - "сокровенный человек" Платонова. Краткое содержание повести позволяет лишь вскользь упомянуть о его душевном состоянии.

Пухов в Баку, встреча с Шариковым

Продолжим наш рассказ. Андрей Платонов далее пишет о том, что через некоторое время Пухов покидает город Новороссийск, но направляется не домой, а в Баку, с тем чтобы дойти вдоль берега Каспия, а затем по Волге до родины. В Баку он встречается с Шариковым, матросом, налаживающим пароходство на Каспии. Этот человек предоставляет ему командировку в город Царицын для того, чтобы привлечь в Баку квалифицированный пролетариат. Прибыв туда, главный герой показывает какому-то механику, повстречавшемуся ему у конторы завода, мандат Шарикова. Этот человек читает его, после чего, смазав слюной, приклеивает бумажку к забору - интересная деталь, которую вводит Андрей Платонов. "Сокровенный человек" Пухов смотрит на бумажку и вбивает гвоздь, чтобы ветер не сорвал документ. После этого он отправляется на вокзал, где садится на поезд. Пухов спрашивает пассажиров, куда те едут. Кроткий голос одного человека отвечает, что они тоже не знают. "Едет, и мы с ним", - говорит он.

Жизнь на родине

Пухов возвращается на родину, поселяется в доме Зворычного, работавшего секретарем ячейки мастерских, и служит здесь на слесарем. Он переходит через неделю жить к себе в квартиру, которую зовет "полосой отчуждения", поскольку Пухову здесь скучно. Главный герой часто ходит в гости к своему товарищу Зворычному и рассказывает ему различные истории о Черном море - чтобы чай пить не задаром. Фома, возвращаясь домой, вспоминает, что людское жилище именуется очагом. Он сетует на то, что его дом совсем не похож на очаг: ни костра, ни бабы. Весьма интересны мысли главного героя, которого создал Платонов ("Сокровенный человек"). Анализ их, к сожалению, не является предметом нашей статьи. Однако трансформацию, которую он в итоге претерпевает, мы постараемся далее вкратце описать.

Неудавшаяся затея Пухова

Белые подступают к городу. Собравшись в отряды, рабочие обороняются. Ураганным огнем обстреливает город бронепоезд белых. Фома предлагает организовать несколько платформ из песка, с тем чтобы пустить их на бронепоезд с уклона. Но они вдребезги разлетаются, не причинив ему никакого вреда. Рабочие, бросившиеся в атаку, под пулеметным огнем падают. Два бронепоезда красноармейцев утром приходят рабочим на помощь: город спасен.

После этих событий разбирается ячейка: а не является ли Пухов предателем? А может быть, он придумал эту глупую затею потому, что просто-напросто это придурковатый мужик? На том и порешили. Фому Пухова отягощает работа в цехе - унынием, а не тяжестью. Вспоминая о Шарикове, он пишет тому письмо.

Пухов снова в Баку

Ответ приходит через месяц. Товарищ приглашает его поработать в Баку на нефтяных приисках. Фома отправляется туда, служит машинистом на одном из двигателей, перекачивающем в нефтехранилище из скважины нефть. Время идет, главному герою становится хорошо. Жалеет он лишь об одном: что постарел немного и нет уже в его душе чего-то отчаянного, как было раньше.

Осознание Фомы Пухова

Как-то раз главный герой, о жизни которого рассказывает нам повесть Платонова "Сокровенный человек", пошел на промысел из Баку. Он переночевал у своего друга Шарикова, к которому из плена вернулся брат. Неожиданно пробудившееся сочувствие к людям вдруг проясняется в душе Пухова. Он шагает с удовольствием, ощущая родственность к своему телу всех других тел, роскошь жизни, а также неистовство природы, смелой, неимоверной и в действии, и в тишине. Постепенно главный герой догадывается о самом мучительном и важном: в людей, в революционную смелость перешла отчаянная природа. Душевная чужбина оставляет Пухова, и он ощущает знакомую теплоту родины, как будто от ненужной жены он возвратился к матери. Теплота и свет напрягались над окружающим миром, превращались постепенно в людскую силу. Встретившемуся машинисту он говорит: "Хорошее утро!" Тот отвечает: "Революционное вполне".

Так заканчивается "Сокровенный человек" Платонова. Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями. Прочитав оригинал произведения, вы поближе познакомитесь с главным героем и лучше поймете, почему Платонов в его отношении употребил столь необычное определение - "сокровенный человек". Герои повести весьма интересны. Их характеры заслуживают более детального рассмотрения.