Что вы думаете о литературе 30 годов

Презентация знакомит с литературным процессом 30 - х годов ХХ века: создание Союза советских писателей, утверждение единого метода советской литературы - социалистического реализма, классики соц. реализма, основные жанры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литература 30-х годов Выполнила учитель Ходырева О.Б.

Литература зо-х годов 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно - художественных организаций» Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.

17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей. На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие

Социалистический реализм На съезде утвердился единый метод советской литературы – социалистический реализм. Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX-XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием». согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Классики соц. реализма М. Горький «Мать» Александр Фадеев «Разгром» Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Жанры социалистического реализма Производственный роман - литературное произведение, где всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев. В СССР писалось много подобных произведений (не обязательно романов), там обязательно присутствовала "борьба нового со старым", при этом "новое" в конце обязательно побеждало. Из самых известных произведений на эту тему, прозвучавших в свое время на всю страну - "Битва в пути" Николаевой (был и фильм Басова), пьеса "Протокол одного заседания" Гельмана (фильм "Премия"), Мариэтта Шагинян «Гидроцентраль», Яков Ильин «Большой конвейер»

Жанры соц. реализма Колхозный роман «Бруски», «Лапти» Фёдора Замойского. В подобных произведениях освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне.

Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь»

«Как закалялась сталь» - автобиографический роман Н. Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны. Рассматривая роман «Как закалялась сталь» сегодня стоит отметить прежде всего роман как историю человека с очень тяжёлой судьбой, человека, живущего в трудные для России и её народа времена.

Поэзия Производственная поэзия (н-р, стихотворение «Мобилизация» поэта Безымянного) Агитационно–пропагандисткая поэзия (стихи В.В. Маяковского) Песенная поэзия (творчество Михаила Исаковского, Льва Ошанина, Долматовского, Лебедева – Кумача)

Катюша Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед: И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. 1938

Вдоль деревни Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда; Нам такое не встречалось и во сне, Чтобы солнце загоралось на сосне, Чтобы радость подружилась с мужиком, Чтоб у каждого - звезда под потолком. Небо льется, ветер бьется все больней, А в деревне частоколы из огней, А в деревне и веселье и краса, И завидуют деревне небеса. Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда. 1925

Расцвет переводческой литературы А.А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, Лозинский

Детская литература К.Паустовский, В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак

Историческая литература А.Н. Толстой «Пётр Первый» Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля», «Смерть Визир- Мухтара »

Русское зарубежье Бунин, Шмелёв, Ремизов


Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

31. Развитие литературы 20-30-х годов

Условия развития литературы в тоталитарных и демократических странах. Традиционно большое влияние на общественное сознание имела литература. Именно поэтому правящие режимы стремились спрямува-ты ее развитие в выгодное русло, сделать своей опорой. Писатели и поэты нередко оказывались в центре политических событий, и нужно было иметь крепкую силу воли и талант, чтобы не предать правде истории. Особенно нелегко это было сделать в государствах, где надолго утвердился тоталитаризм как форма политического правления и духовного одурманивания масс.

Так, в Германии было создано специальное Министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Оно осуществляло жесткий контроль над всей духовной жизнью страны. Физические расправы угрожали каждому, кто выражал недовольство или не подчинялся фашистской идеологии. По этим причинам, страну покинули известные писатели - І.Бехтер, Б, Е.Вайнерт, а. зегерс, Манн, Э.-М.Ремарк, Л.Фейхтвангер, А.Цвейг.

Трагические ноты пронизывали творчество писателей и поэтов Италии. У героев их произведений преобладали чувства отчаяния и одиночества. В творчестве художников страны, которая дала миру много славных имен, наблюдался отход от социальной тематики, увлечение формой, равнодушие к содержанию.

Исключительную роль Японии в Азии обосновывала профашистская литература этой страны. В 30-е годы духовная жизнь здесь было подчинено возвеличенню национального духа, власти императора, воспеванию воинской доблести. Тоталитарное государство поддерживало тех писателей, которые помогали морально готовить общество к трудностям и самопожертвования.

В СССР основным методом в литературе и искусстве считался социалистический реализм. Он насаждался средствами. Принцип партийности литературы, определен Лениным, был главным при проверке лояльности писателей и поэтов к существующему режиму. Усмирения талантливых художников путем репрессий совмещалось с "заботой" о новую, советскую, литературу и поэзию. Проводниками сталинизма выступали, в первую очередь, партийные чиновники, которые требовали прославление советской действительности и руководящей роли большевистской партии. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" надолго определила судьбу советской литературы. Постановление стало идеологической основой безграничного вмешательства государства в литературно-художественная жизнь, что в условиях однопартийности системы было особенно опасным для развития культуры.

Первая волна репрессий против творческой интеллигенции в СССР прокатилась в 1920-е годы. Но наибольших ударов был нанесен в 1936-1939 гг. Вследствие сталинского террора погибли І.Бебель, М.Клюев, М.Кольцов, О.Мандельштам, Б.Ясенський и много других писателей и поэтов, в том числе из Украины. Те, кто выжили, вынуждены были приспосабливаться к требованиям официальной идеоло-гии и большевистской практики строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Распространенными и всегда актуальными стали темы победы большевиков в 1917 p., политики коллективизации и индустриализации.

В то же время, в жестких рамках тоталитарного государства появились произведения, освященные талантом писателей и поэтов. Для СССР, кроме этого, положительным было преодоление унаследованной от царской империи массовой неграмотности населения. Некоторые народы впервые получили собственную письменность и начали развивать самобытную литературное творчество.

В странах западной демократии литературная деятельность была роз-кутішою. Но политическая свобода еще не давала материального комфорта. Если в странах с тоталитарными режимами творчество зависела от взаимоотношений с правящей элитой, то в относительно демократических государствах немалое давление оказывали издатели, настоятельная потребность в заработке. Подъем переживала творчество писателей, рассчитана на массового читателя. Популярностью пользовались приключения, фантастика, психологические романы. Признанными мастерами детективного жанра стали а. кристи (Англия), ж. сименон (Франция), р. стаут и Е.Гарднер (США). Яркими представителями течения модернизма, который стремился к изменениям не только содержания, но и формы литературных произведений, были Дж.Джойс, Ф.Кафка, М.Пруст.

Основные направления развития мировой литературы. Пись-менники-лауреаты Нобелевской премии. Объединяющими для писателей, поэтов, публицистов всех стран, независимо от господствующих форм и методов политического правления, были темы войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти. Концентрированное выражение они получили в творчестве американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899-1961). Ему суждено было участвовать в Первой мировой войне, Второй мировой войне, защищать республику в Испании. Первый роман "Фиеста" Э печатает в 1926 г. Это - книга-протест против "бессмысленной войны", крик души "потерянного поколения". Ярко антивоенную направленность имел роман "Прощай, оружие!" Ненавистью К фашизму, любовью к Испании и ее народу полон роман э. хемингуэя "По ком бьет колокол" (1940 г.). Литературное творчество и активная общественная позиция писателя отмечены Нобелевской премией в 1954 г. после выхода в свет повести "Старик и море".

Французский писатель Анатоль Франс (1884-1924) лауреатом Нобелевской премии стал в 1924 г. Историко-философские романы А.Франса направленные против распространения влияния церкви. Параллели современной ему Франции искал в XVIII ст. Проникшись социальными проблемами, сблизился с социалистическим движением, поддерживал советскую Россию.

С литературой и музыкальной культурой Франции тесно связано имя Ромена Роллана (1866-1944). Судьбе художника в обществе он отразил в романе-эпопее "Жан-Кристоф". В годы Первой мировой войны выступал с острыми отзывами и статьями. Не воспринимал методов революционной борьбы, а свой протест против войны и насилия передал в романе "Клерамбо" и повести "Пьер Люс". Духовная жизнь европейской интеллигенции, предостережение от опасности фашизма является лейтмотивом романа "Очарованная душа". Антивоенный пафос, присущий не только творчества Р.Роллана, но и его жизненной позиции. Вместе с Анри Барбюсом он инициировал проведение антифашистских конгрессов. Однако, оба писатели после посещения СССР использовались для формирования общественного мнения в странах Запада об отсутствии в СССР репрессий и голодомора.

На творчество английского писателя Джона Голсуорси (1867-1933) оказали большое влияние гуманистические взгляды Ч.Дік-кенса, И.тургенева, Л.Толстого. Оставаясь активным сторонником английского общества, он сумел воссоздать его жизнь со всеми проблемами и противоречиями. Известная трилогия "Сага о Форсайтах", другие романы, новеллы и драмы Д.Голсуорсі раскрывают судьбу одной семьи на фоне кризисных явлений в обществе и в человеческих отношениях.

Выдающийся немецкий писатель Томас Манн (1875-1955)-автор романов "Будденброки", "Волшебная гора", исторической тетралогии на библейские темы "Иосиф и его братья". Анализировал истоки немецкого фашизма и остро осуждал последствия фашистского варварства. В 1947 г. завершил работу над романом "Доктор Фаустус", в котором раскрыл тесную связь между кризисом общества, культуры и человеческой личности.

Знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор (1861-1941) был всесторонне одаренным человеком. Некоторое время возглавлял национально-освободительное движение. Его патриотическая песня "Моя золотая Бенгалия" стала национальным гимном Бангладеш, а песня "Душа народа" - гимном Индии. Он является автором многочисленных поэтических сборников, романов, драматических произведений. В творчестве Р.Тагора преобладают социально-психологические мотивы, воспевается природа и любовь. Р.Тагор - первый выходец из Азии, удостоенный Нобелевской премии. Много работал в области живописи, вел просветительскую деятельность. Вблизи Калькутты основал университет, в котором училась, в частности Индира Ганди, много других политических лидеров Индии, известных деятелей индийской науки и культуры.

Английский драматург, публицист, критик Джордж Бернард Шоу (1856-1950) литературную деятельность начал в 1875 г. Тогда его творчество отрицалась издателями. Разоблачение лицемерия, корыстолюбия помощью едкой иронии и опровержение существующих форм обусловили оригинальность творческого метода б. шоу. Считал, что буржуазное общество зашло в тупик, и потому обречено (произведения "Тележка с яблоками", "Горько, но правда", "Женева"). Публицистика б. шоу сочеталась с размышлениями о судьбе человечества, а осуждение западного парламентаризма - с одобрением советского общественного строя.

Русский писатель Иван Бунин (1870-1953) родился под Воронежем. Родители принадлежали к старинным дворянским родам. 22-летним юношей приехал в Украину. Жил в Полтаве и Харькове, бывал в Киеве, Миргороде, Черкассах, Чигирине, поэтому естественными в его творчестве есть украинские мотивы и образы. С 1895 г. жил в Москве и Петербурге. Переписывался с М.Горьким, дружил с композитором С.рахманиновым, певцом Ф.Шаляпіним, встречался с М.Коцюбинським. Переводил произведения Дж.Байрона, А.Міц-кевича, Т.шевченко.

Бунин осудил октябрьский переворот 1917 г., считая, что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Во время гражданской войны в России жил в Одессе, оттуда перебрался во Францию. Если в первых известных произведениях Бунин тосковал по дворянскими гнездами, то в эмиграции он затрагивает темы любви, ссылки и смерти. В дневнике "Окаянные дни" с ненавистью писал о большевистский режим. Лучшей считается автобиографическая повесть 1933 г. "Жизнь Арсеньева". Тогда же Бунин получил Нобелевскую премию за мастерство в развитии традиций русской классической прозы и умение необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В 1930-х годах Бунин был ведущим русским писателем-эмигрантом.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48. 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы
49. 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг.
50. 50. Соединенные Штаты Америки
51. 51. Канада
52.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.

В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их".

Писатели и поэты, художники и музыканты призваны были воспитывать народ своим искусством в духе беззаветной преданности пролетарской революции и ненависти к старому миру насилия и рабства.

В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, "изображение действительности в ее революционном развитии". Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.

Деятели литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства. культура советский период

Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения "Серапионовы братья" провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество "Серапионов", среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение "Мы живем под собою не чуя страны…", И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении "Первая конная", режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в 1986-1988 годах увидели свет "Ювенильное море", "Котлован" и "Чевенгур" А. П. Платонова, в 1987 году опубликован "Реквием" А. А. Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

  • - "Новый мир",
  • - "Красная новь",
  • - "Молодая гвардия",
  • - "Октябрь",
  • - "Звезда",
  • - "Печать и революция".

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького (признанный "буревестник революции", оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих "заметках о революции и культуре" он высказал глубокие мысли, назвав их "несвоевременными", о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой, к сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.) "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). В романе Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова "Соть", М. Шагинян "Гидроцентраль", В. Катаева "Время вперед", И. Эренбурга "Не переводя дыхание". Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это "Петр I" А. Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, драма М. Булгакова "Кабала святош" и "Последние дни" А.С. Пушкин.

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Развивались культурные связи с заграницей. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В. Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка, И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.

В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам). Кончают жизнь самоубийством С. Есенин и В. Маяковский.

В начале 30-х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Отличительной особенностью поэзии 30-х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.

На рубеже 20-30-х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А.Малышкина, «Ветром» Б.Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В.Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А.Фадеева «Долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события.

Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности», где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В.Асмуса «В защиту вымысла».

И, тем не менее, лирико-романтическое начало в литературе 30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А.Твардовский, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

Арендный блок

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам) . В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП (б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения. В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий. В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда. Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка. Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаковский) , «Широка страна моя родная… » (В. Лебедев–Кумач) , «Каховка» (М. Светлов) и многие другие. На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А. Малышкина, «Ветром» Б. Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А. Фадеева «Долой Шиллера!» , направленная против романтического начала в литературе. Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события. Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности» , где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла» . И, тем не менее, лирико–романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский) . Период 40-х годов внёс в русскую литературу новое течение - натурализм и реализм. Приёмы этого литературного течения отразились в произведениях этого периода. Особенно ярко оно нашло отражение в повести. Этим литературным жанром пользовались многие писатели.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита.

Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».

Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».

Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .

Военная тема в лирике А. Т. Твардовского- стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Человек и война в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Схема замыкающих и маршрутных реле

Маршрутные реле. Особенности и достоинства схем установки и размыкания маршрутов в системе ЭЦ-И. Назначение реле и основных цепей схем установки и размыкания маршрутов в системе ЭЦ-И

Понятие местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12).

Помощник процедурной медицинской сестры в процедурном (перевязочном) кабинете хирургического отделения

Методические указания по профессиональной практике, название специальности: «Общая медицина» Настоящая типовая программа по учебно-производственной практике разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан